КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Внешний вид ярмаркиВсе торговые люди торговали на больших и маленьких ярмарочных площадях. На крупных ярмарках их было несколько: торговля в центре, крестьянские возы и торговля у «воды». Купцы занимали места согласно своему статусу: купцы первой гильдии и иностранцы вели оптовую торговлю в Гостином дворе, купцы второй и третьей гильдии торговали в торговых рядах, крестьяне на «лубянке». Площадь имела форму прямоугольника или квадрата. В небольших селах она располагалась у храма или в поле на краю села. Большие ярмарки выносились на открытые места радом с городом или не далеко от святого места. Но так чтобы и те и другие друг другу не мешали. Задолго до ярмарки местное население начинало готовиться. Особенно это касалось ремесленников и отходников, их занятие носило сезонный характер. Участие в подготовке принимала вся семья, у каждого была работа, которая соответствовала его возрасту. Одни подготавливали материал, другие изготавливали изделие, а третьи подготавливали его к продаже. Некоторые ярмарки имели специализацию, которая предлагала населению конкретный вид ремесла или промысла. Это могло быть: добыча и обработка шкур, гончарное ремесло, изготовление деревянных ложек и т.п. Чаще всего на это указывало название. Например, была Грибная ярмарка в г. Парфеньтьев, сушкой грибов занимались все, кроме крепких мужиков. Благодаря ярмарке сложился особый быт жителей, которых всегда узнавали по едкому запаху сушеных грибов. «В день несколько раз сбегают за грибами и возвращаются поздно, при этом дома остается кто-нибудь для чистки, просушки и нанизывания на нити одних «чёрных» или белых грибов… Каждая хозяйка выхаживает за лето грибов на 25 – 30 рублей, а считая семью из пяти человек получает в подспорье хозяйству ровно такую сумму: 150 – 200 рублей, которая кормит дом круглый год»[14]. В ярмарочных селах было всё подчинено этому празднику. Дома строились с расчетом на ярмарочных постояльцев. Фасады обшивали доскою, красили, расписывали росписями. Жители прибирали территорию, обновляли лавочки и забор на улице, высаживали красивые кусты и цветы перед домом. Все пригодные помещения для проживания занимались приезжими: комнаты, повить, сараи, бани, хлев с сеновалом. Часто бывало, что торговые люди останавливались каждый год в одной и той же избе. Хозяева их ждали как самых желанных родственников, наводили чистоту и красоту в «их» комнатах. Обделяли себя лишь бы им «в угоду». Население в это время увеличивалось в десятки раз. Например, в г. Котельниче где количество жителей в разные годы «составляет от полутора, до 3.5 тысяч человек… Были периоды, когда приезжали до 20 тысяч человек ежедневно. Ярмарка продолжалась 21 день. Перемножим эти цифры, и получим 250 тысяч приезжих, пропускал через себя город во время мартовского торга»[15]. К празднику нужно было подготовиться и самим. Доставалось все самое лучшее из сундуков. Нужно было выглядеть красиво и достойно. Особенно девушкам на выданье – ярмарка была большим смотром невест. Девушку, которая приехала на Сорочинскую ярмарку, заприметил парубок еще утром на возе, когда она с отцом ехала на ярмарку. А через несколько часов, уже её просватал и отправился по рядам, покупать свадебные подарки невесте, тестю и всем кому полагается. Закрепили они свой сговор в известной ярмарочной ресторации. Также приезжие торговки могли остаться в селе после ярмарки, в Архангельской области их называли «приплавухами». Утром в день открытия ярмарки, торговые люди занимали свои места в торговых рядах. На сельских ярмарках они были смешанные. На больших ярмарках, все ряды имели название: бакалейный, сундучный, чайный, посудный, ковровый и т.д. Ряд состоял из множество лавок, которые были повернуты друг к другу и образовывали улицу. Такие улицы заполняли всю площадь. Число их доходило иногда до пятидесяти. Деревянные лавки были двух видов. Первый вид лавок белее простой состоит из одного этажа, который делиться на две части: склад и место для торговли. Этот вид лавок встречается в небольших селах и уездных городах. Второй вид «состоит из нижнего этажа, где размещаются лавки и магазины, и верхнего, выступающего со стороны фасада над первым и поддерживаемого сваями… Этот этаж и сваи, на которые он опирается, образуют перед витринами лавок крытую галерею, идущую вдоль всей улицы»[16]. На первом этаже этой лавки, находилось торговое место и небольшой склад для хранения товара. На втором этаже жил купец и его помощники, число последних иногда доходило до тридцати человек и более. На Востоке такую лавку называли «Фундук». Это вид лавки был распространен на губернских и крупных ярмарках. Чаще всего они были каменные, беленые или крашенные. На крупных ярмарках симметрия рядов нарушалось - торговцы начинали пристраивать всевозможные пристройки. Получалась большая неразбериха, порой сами торговцы не знали где какой товар можно купить или просто не хотели знать. Такая неразбериха касалась не всех рядов. Были так называемые «панские ряды». Они находились в центре у гостиного двора. Панская линия – была каменная, крытая галерея с лучшими магазинами по обеим сторонам, «ее - каждый день устилали зеленой травой и поливали, отчего здесь было прохладно, и воздух был чистый»[17]. Выходили ряды к маленьким площадям, иногда с фонтанами и лавочками, где можно отдохнуть, посидеть. На таких улицах были товары первого сорта, и в основном заграничные: испанская мантилья (кружевная накидка), тонкие брюссельские кружева, черкесские седла, бриллиантовые браслеты, золотые кольца, иконы в богатом окладе, парфюмерные изделия, часы, подзорные трубы и всякого редкого товара. Покупали их: помещики, дворяне, купцы, митрополиты, чиновники, князья и другие высшие сословия российского общества. Босякам и крестьянам вход сюда был не доступен. У крестьян была своя специальная «площадь». Деревянных лавок здесь не было – за лавку нужно было платить. Они создавали свои ряды, но из возов, которые растягивались на километры и образовывали улицы. Эти места в народе прозвали Лубянками. Такая была в Москве, на Нижегородской ярмарке. Товары в этих рядах были от производителей. Это в основном: излишки продуктов питания, ремесленные изделия, сено и другое. Домашний скот, лошадей, птицу продавали на окраине ярмарки в отдельной зоне. С хранением товара всегда было много проблем. Особенно для иностранных купцов. Для этих целей они приспосабливали помещения своих церквей. «В немецкой церкви святого Петра в Новгороде, внизу, в сводах, помещались бочки, тюки полотен и вообще все громоздкие вещи, привезённые с Запада; здесь же хранили выменянные у русских меха; в нутрии церкви стояли ящики с товаром, а для вина было отведено привилегированное место при алтаре…»[18]. Русские купцы никогда себе не позволяли хранить товары внутри православных храмах. Доход с аренды лавок и помещений отходил монастырю или церкви. И только при Петре Первом начали строится государственные балаганы и дворы, а доход с ярмарок стал отходить казне. С увеличение товарооборота и ростом торговли появилась нужда в отдельном месте для хранения товаров. Стали повсеместно строить гостиные дворы. Свое название они получили от слова «гость» - иностранный купец. Здесь хранили свой товар, жили и вели оптовую торговлю. Возводились дворы с учетом национальных признаков купцов: немецкий, голландский, греческий, русский, еврейский и т.д. Территория двора была обнесена крепким забором, иногда были наблюдательные башни. Из-за частых пожаров начали воздвигать каменные дворы. Внутри них находилась таможня, площадка с весами, постоялые избы, баня, кабак, торговые лавки, харчевни, конские сараи строились ближе к выходу. Большую территорию двора занимали амбары, в которых хранили товар. Строительством и восстановлением гостиных дворов занимались самые знаменитые архитекторы разных времен: Ф. Е. Емельянов в Казани, С. А. Воротилов в Костроме, А. Д. Заха́ров и Августин де Бетанкур с Огюстом Монферраном в Нижнем Новгороде и другие. Когда ярмарка превращалась в целый ярмарочный город, то её благоустройство достигало высшего уровня. Таким местом была Нижегородская ярмарка. Она «…представляет две торговые зоны: одна на суше – 16840 магазинов и торговых складов на миллиард рублей, другая на воде – караван в 3000 судов, стоящих у пристани»[19]. Застройка на ее территории была плотной и четко спланированной. В архитектурный ансамбль ярмарки входил Спасский собор, колокольня, Гостиный двор, армянская церковь, часовни, театр, мечеть и многое другое. Мечеть была так построена, что не выделалась из общего архитектурного ансамбля. Благоустройство нижегородской ярмарки было на уровне обеих столиц. Здесь был самый длинный наплавной мост того времени. Он соединял ярмарку с городом через реку Оку, его длина была 510 метров. Курить, на ярмарке было запрещено – курили в туалетах. Здесь появились революционные для своего времени торговые ряды, в центральной части ярмарки был проведен водопровод, первая сводчатая канализация в России, промываемая речной водой. По плану архитектора А. Бетанкура ярмарка должна была напоминать «Маленькую Венецию». В 1860 году установлено 650 уличных фонарей, а через двадцать лет появилось электричество в зданиях и на улицах. На всей территории находились бани, цирюльни, прачечные – для разных слоев населения. Все ярмарочные заведения имели вывески. Обычно она была сделана их доски, которую приколачивали к стене здания или подвешивали. Надпись крупными буквами оглашала всем проходящим о внутреннем содержании заведения. Самые красочные вывески были у балаганов. Они освещали для публики не только название «Тульский театр», но иногда вывешивали целые картины с кратким содержанием спектакля. Картину устанавливали на верху балагана, рядом с ней находился зазывала и красочно описывал все «несправедливости» в жизни главных героев. Для надлежащего порядка во время ярмарки направлялось часть городской полиции, а иногда, и солдат. На территории ярмарки открывалось временное отделение коммерческого банка, почтовой конторы и почтовой станции, полиции, пожарной части, нотариуса, земского суда, который чаще всего располагался в гостином дворе. Также устраивалась временная больница, где был врач и аптекарь. «Врач в присутствии частного пристава производил медико-полицейский осмотр в лавках всех питейных и съестных припасов»[20]. А ветеринарный врач следил за качеством мясной продукции на прилавках. Ярмарка нуждалась в полиции, так как притягивала к себе не только обычный люд, но и воров, шулеров, нищих и безработных. Которые совершали небольшие и незаметные преступления, за которые иногда всё же несли ответственность. На общем фоне праздника были не заметны минусы ярмарки. Например, ярмарка плохо влияла на торговлю в местных лавках. Цены на ярмарке были ниже, чем в магазинчике. Поэтому местное население ходило в них только за стратегическими продуктами. Торговля здесь вставала на пару месяцев до ярмарки, и на полгода после. За время ярмарки местные жители старались закупить всё нужное в таких количествах, что бы хватило на весь год до следующей ярмарки. Местные торговцы несли убытки. Им приходилось закрывать свои лавки на это время или вывозить товар на более мелкие ярмарки и торжки проходившие в округе, еще лучше, если они будут в труднодоступных местах. Тогда купец восполнит свои убытки в несколько раз. В таких отдаленных селах всякий товар расходился всегда. Особенно если к товару добавлялась грамотная речь торговца о ценности товара и большой редкости: « Осталось всего одна штука, такое будет только у Вас!». Поскольку времени было мало на раздумье, а людской поток тебя продвигал дальше по ряду, товар покупался. После, оказывался он вовсе не пригодный ни к чему. Хорошо если это что-то из съестного, можно скормить скотине. Например, пряники: «они покрыты сладкой ржавчиной и плесенью. Покупайте эти пряники, но держите их, пожалуйста, подальше ото рта, не, то быть беде! Тоже можно сказать и о сушеных грушах, о карамели. Несчастные баранки покрыты рогожей, покрыты также и пылью. Бабам всё нипочем. Брюхо не зеркало»[21]. Иногда грамотная речь торговца была так подана, что покупатель думал, что так и должно быть. Как мы уже говорили, ярмарка подчиняла себе все местное население. Они старались работать в тех областях ремесла или промысла, который нужен был ярмарке. Ярмарка была меховая – всё население заготовляло и выделывало шкуры. С такой узкой специализацией ярмарки, многие ремесла исчезали из этого поселения или имели не более двух специалистов. Приходилось местному населению закупать на ярмарке местный дефицит. Несмотря на это она приносила в семью доход. Радовала людей. Обогащала знаниями в процессе общения с приезжими людьми.
|