КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Балаганы ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 В первый день ярмарки, в первую очередь, все расходились по торговым рядам за товарами. Побывав несколько часов среди шума, гама и толкотни, посетители ярмарки уединялись в штофных лавках, кабаках и ресторациях. После многие из них направлялись в балаганные ряды. Здесь уже было полно народа разных возрастов. Балаганы – это центр ярмарки, который заманивал людей посетить огромное разнообразие представлений. Само слово обозначало временные торговые ряды до XIX века, а после слало указывать на театрализованные зрелища. По их количеству, по именам владельцев и выступающих можно судить о размере и статусе ярмарки. О многолюдности на ярмарке судили по выпекаемому хлебу. На сельских ярмарках балаганных рядов так таковых не было. На её территории могло находиться несколько палаток второсортных балаганов. Сельское общество всегда само себя развлекало на всех праздниках, которые проходили по одному сценарию и были однотипны. На них танцевали под балалайку или гармонику. Пели озорные частушки и песни. Водили хороводы. Качались на качелях. Зимой катались на санях и с гор. Молодые парни устраивали кулачные бои или боролись между собой, завоевывая сердце прекрасных дам. Ярмарку тоже ждала такая участь, если бы не приезжие артисты. Они вносили новые краски в старую картину. Образовывали и расширяли кругозор местного населения. Взрослое население подолгу толпилось у потешных листов, которые были развешаны при помощи прищепок на пеньковые верёвки. Покупали себе генералов (иногда английских, но им выдавали их за русских полководцев), царей, изображения городов, листы с юмором, сцены битв и побоищ, «о городских нравах» и модах и т.п. В питейных «выставках» можно было послушать песни и игру на расстроенных инструментах «прекрасных дев». Цыгане здесь не выступали, у простого народа не было столько денег, сколько они могли заработать на «барском гулянии». Потешные листы в своих выступлениях использовали раешники. Раешник – это человек показывающий картины в нутрии деревянного ящика, и сопровождает их шуточными пояснениями. Раешник – это хорошо образованный поэт и артист, виртуозно владеющий своим делом. Раек (потешная панорама, косморама) – это современный телевизор, открывающий дверь в другой мир. А переключает каналы в нём раешник: «Покалякать здесь со мной приходи народ честной…покажу вам всякие картинки, и господ, и мужиков в овчинке, а вы прибаутки да разные шутки с вниманием слушайте, яблоки кушайте, орехи грызите, картинки смотрите…. Вот, смотрите в оба, идёт парень и его зазноба: надели платья модные, да думают, что благородные…. А зазноба отменная - баба здоровенная, чудо красоты, толщина в три версты… да глаза просто чудо: один глядит на вас, а другой в Арзамас. Занятно!»[32]. Желающих посмотреть, за копейку, на чудо бабу собралась толпа. Затеялась драка – все хотят посмотреть первыми. Посмотрев на изображение, иногда разочаровывались, обычный кавалер и дама. Многие платили за просмотр и отходили на расстояние – насладиться речью раешника. Но таких ценителей было не много. Завидев вожака с медведем, все кидались в его сторону и обступали артистов плотным кольцом. Даже дед Савелий, под видом разных недугов не встававший с печи целую зиму, был тут. Начинались Медвежьи комедии на бытовые сцены, с поклона артистов честной публике. С начала Матрена Ивановна или Михайло Потапович показывал простые действа: как поутру умываются гусята и утята, как красны девицы прихорашиваются, как барин на сельскую красавицу смотрит, как дед Тихон с работы идет. В конце медведь танцевал под бубен с козой, в которую переодевался помощник. Себе на угощение собирал он в шляпу монеты, иногда клали туда всевозможные сладости: бублики, пряники, хлеб. Выступлений было не более трёх в день. Начинались они в середине ярмарки и повторялись через равные промежутки времени. Постоянно добавлялись новые сцены в основное выступление, для удержания публики. Главное в этот момент следить за своими карманами. В конце XIX века в некоторые селения стал заглядывать театр «Петрушки». Петрушечник с набором кукол и один музыкант или шарманщик давали представления из-за ширмы всего за несколько копеек. Сценарии был для всех общий и имел несколько традиционных сцен: Петрушка разглядывает невесту, лечится у доктора, призывается в армию, его служба в армии и в конце спектакля, за все деяния Петрушки его утаскивает собака в преисподнюю. Спектакль не только веселил, но учил людей, что не нужно жить и вести себя как Петрушка, а, то за свои грехи попадешь в ад. Петрушкин театр часто располагался в парусном шатре. В нутрии него стояли рядами длинные лавки, на которых размещалась публика. Напротив публики стояла ширма, а над ней сооружена сцена с кулисами. Сбоку располагался оркестр из нескольких музыкантов. Шатер наполнялся публикой и представление начиналось: В начале своего представленья Петрушка представлялся и знакомился с публикой, она охотна, вступала с ним в беседу, и этот диалог продолжался по ходу всего спектакля. Петрушка: «Здравствуйте, господа! Я Петрушка-мусье, пришел повеселить вас всех: больших и малых, молодых и старых!»[33]. Если в шатре собирались одни мужчины, то для них разыгрывался особый спектакль, на тему «Петрушкины смотрины». В нем он осматривал достоинства и недостатки Матрены, на некоторые ему указывала публика. А также приглашал доктора на осмотр девушки. Они начинали все вместе решать жениться ему на ней или нет. Завязывался горячий спор, во время которого Матрена могла сбежать. Зритель получал большое удовольствие от общения с Петрушкой и, выходя из шатра, они громко смеялись и повторяли фразы Петрушки, многие подрожали его танцу и движением. На крупных ярмарках в виду большой конкуренции требовалась реклама балагану. Для этой цели нанимали специальных зазывал. Которые стояли на балконе и своими байками и прибаутками рассказывали народу о происходящем в нутрии балагана, об артистах, о событиях в стране и приглашали занять «последнее» место. Потеха их была бесплатная для всех окружающих, поэтому собирала много людей не способных оплатить билет. В толпе была слышна брань, ругань, «меткие» словечки, вставляемые в речь зазывалы, который тоже от них не отставал и ничем не отличался. Они стали терять популярность, в народе их считали обманщиками и лгунами – за речь, которая не соответствовала содержанию представления. В нутрии крупных балаганов можно было увидеть: акробатические номера, комическую пантомиму, сценки из народного быта, сюжетные разговорные пьесы и т.п. Такой балаган за год посещал белее 10 ярмарок, с одной и той же программой. В небольших балаганах представления проходили менее красочно и ярко. В конце XIX века в них можно было увидеть «необычные» вещи: женщину с бородой, женщина – паук, теленок с двумя головами, человек – людоед и т.п. Людоед на глазах у присутствующих «разрывал» голубя, потом желающим предлагали выйти на сцену и стать едой для людоеда - добровольцев не оказывалось и представление заканчивалось. Это был не обман – никто не чувствовал себя обманутым. Наоборот приходили на другой день и посещали представленье, в надежде, что кто-нибудь согласиться. Истинным обманом были представления такого плана: поодиночке посетителя заводили в платку. В центре стоит зажженная свеча на табурете, его проводят вокруг нее и выводят на улицу. Всё представление окончено. Вывеска на палатке гласит: «Вокруг света за копейку». Владельцы палаток зарабатывали до двухсот рублей за сутки, никто не хотел быть в глазах общества одураченным. Такие выступления наносили большой вред. Они показывали, что можно не работать физически и зарабатывать большие деньги. Труд начинал обесцениваться. Легкий способ заработка приводил к угасанию многих ремёсел и промыслов вблизи проведения ярмарки. Ярмарка по прежнему оставалась тем местом, где люди были уравнены. На городских праздниках такого давно уже не было. Горожане из высших кругов приходили на массовые гуляния до обеда, сословия ниже до вечера, а все остальные развлекались весь вечер. В это время высшее сословие посещало театры, балы и проводили вечера в кругу близких друзей. Они также делали выезды на ярмарку для просмотра премьеры сезона в ярмарочном театре. Самый знаменитый ярмарочный театр находился в Нижегородской ярмарке. Его приобрел Князь Шаховский Я.П.. В постановках принимала участие его собственная труппа из крепостных крестьян. Здесь выступали знаменитые московские и петербургские, итальянские и французские труппы с драмой, комедией и оперой. Зрители любили любого главного героя: благородного и отрицательного. В народном театре воспринимался только положительный персонаж. Зрителей из народа, к началу XX века, не удовлетворяли традиционные балаганы и комедии с Петрушкой. В народных массах изменились вкусы. Крестьяне стали белее грамотны и требовательны к содержанию представления. Здание театра строили в виде прямоугольного сооружения из дерева или камня. Каменный театр функционировал постоянно, а деревянный строился только на период крупной ярмарки. Каменным театром на Нижегородской ярмарке владел театр князь Шаховский Я.П., в спектаклях принимала участие его собственная труппа из крепостных крестьян. С конца XIX века в театр приезжают на гастроли известные столичные труппы, в том числе иностранные. С самой столицы, приезжала сюда знать, чтобы посмотреть премьеры сезона. На каждодневных спектаклях не было свободных мест. В толпе тяжело было понять, нужно тебе посещать этот балаган или нет. Ярмарка начинала тобой управлять, она тебя кидала в гущу событий, где народ: «Шумит, поет, ругается, Качается, валяется, Дерется и целуется… всё село шатается, Что даже церковь старую С высокой колокольнею Шатнуло раз-другой! - Тут трезвому, что голому, Неловко…»[34]. Народу было много. Ярмарка многолика, многоголосна. Но при этом она собирала его в единый организм. В нем люди себя чувствовали одинаковыми и равными, за исключение крупных ярмарок. На них общество делилось на сословия. Для высшего общества ярмарка не самое яркое событие года. Часто не совершая покупок, а просто прогуливаясь в её рядах. Наслаждаясь музыкой, приятным общением с друзьями и старинными приятелями в местных кафе и ресторанах. Многие дамы не любили ярмарок и считали их грубыми. Мужчины наоборот находили их очень занятными и интересными. Народу ярмарка давала не только развлечения, но временную хорошо оплачиваемую работу. Крестьяне приезжали на крупные ярмарки целыми семьями. Мужчины с утра уходили на приработок, а женщины и старшие дети вели торговлю с воза. Подавали изделия ремёсел, промысла, скот, излишки продуктов питания и т.д. Сельские ярмарки проходили громче и душевнее. Это самая настоящая ярмарка, проходившая на протяжении многих столетий без изменений. Начиналась всегда традиционно со службы в храме. После неё люди выходили и «терялись» в рядах ярмарки. Она оставалась надолго в памяти людей, некоторые передали эту память потомкам.
[1] Арские земли - территория древних удмуртов. [2]Дальняя торговля. // Очерки истории исламской цивилизации. В 2 т. Т.1./ ред. Романова Е.В.; пер. ст. Ю.М. Кобищанов, – М.: РОССПЭН, 2008. – С. 108. [3] Мельникова Л. Становление ярмарочного города в Западной Европе в XI – XII веках /Мельникова Л.А.// Федерализм. – 2011. - № 2. – С.197 [4] Вылегжанина Т. Алексеевская ярмарка - торжок, который кормил весь год. / Городской информационный портал КОТЕЛЬНИЧ.info: http://www.kotelnich.info/history/item/47-alekseevskaya.html, (дата обращения 19.04.2015). [5] Руссено́рск, руссоно́рск, «Моя-по-твоя», “как-спрек” — смешанный русско-норвежский язык, обслуживавший общение поморских и норвежских торговцев на северном побережье Норвегии. Существовал с 1750 по 1914 годы, когда велась активная морская торговля зерном и рыбой между Норвегией и Поморьем. [6] Галанин А.В.Чудь Заволочская. / История Северной Руси: http://ukhtoma.ru/chud11.htm. (дата обращения 8.04.2015.) [7] Мурашкинцев. А. Ярмарки./ Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона.: http://enc-dic.com/brokgause/Jarmarki-47433.html. (дата обращения 5.03 2015). [8]Канишев В.В. «Приспособление ради выживания». Революция и человек: Быт, нравы, поведение, мораль. / Отв. Ред Волобуев – М: 1997г. – С 103. [9] Пушкин.А.С. Поэзия. / Сост. Предисл. И коммент. И.З. Сурат; худож. В.В. Медьведьев. – М.:Слово/SLOVO? 2004. – С. 579 [10]Кулишер И.М. История экономического быта Западной Европы. – Челябинск: Социум, 2008. – С. 334. [11] Кулишер И.М. История экономического быта Западной Европы. – Челябинск: Социум, 2008. – С.331. [12] Дальняя торговля. // Очерки истории исламской цивилизации. В 2 т. Т.1./ ред. Романова Е.В.; пер. ст. Ю.М. Кобищанов, – М.: РОССПЭН, 2008. – С.159. [13] Там же, стр 82. [14] Максимов С.В. Избранное. / Подготовка текста, сост.,вступ.статья,примеч. С.И. Плеханова; оформ. Ю.Алексеевой; Ил. И.В. Тихонова. – М.: Сов. Россия, 1981.- С.90 [15] Вылегжанина Т. Алексеевская ярмарка - торжок, который кормил весь год. / Городской информационный портал КОТЕЛЬНИЧ.info: http://www.kotelnich.info/history/item/47-alekseevskaya.html, (дата обращения 25.04.2015). [16] Лубченков Ю.Н. Города России. – М.: «Белый город», «Издательский Дом Ридерз Дайджест», 2006. – С. 256. [17] Степанов В. Б. Курские базары и ярмарки. / "Курск дореволюционный": http://old-kursk.ru/book/stepanov/fair013.html., (дата обращения 04.04.2015). [18] Кулишер И.М. История экономического быта Западной Европы. – Челябинск: Социум, 2008. – С.328. [19] Алферов М.Ф., Тупицин С.И. Очерки из истории Вельского уезда.- Вельск: ОГУП «Вельская типография», 2003. – С. 139.
[20] Степанов В. Б. Курские базары и ярмарки. / "Курск дореволюционный": http://old-kursk.ru/book/stepanov/fair013.html., (дата обращения 04.04.2015). [21] Чехов А. П. Ярмарка. Полное собрание сочинений и писем в 30 т. Т.1 Сочинения– М.: Наука, 1974. – С..248 [22] Алферов М.Ф., Тупицин С.И. Очерки из истории Вельского уезда.- Вельск: ОГУП «Вельская типография», 2003. – С. 139. [23] Дальняя торговля. // Очерки истории исламской цивилизации. В 2 т. Т.1./ ред. Романова Е.В.; пер. ст. Ю.М. Кобищанов, – М.: РОССПЭН, 2008. – С.108 [24] Базиль Кербле. Русская культура. Этнографические очерки / Базиль Кербле - СПб: Европейский Дом, 2008. – С.68. [25] Рогов А.П. Черная роза. Книга о русском народном искусстве. - М.: «Современник», 1978. – С.78. [26] Порудоминский В. «А рассказать тебе сказку?» Повесть о жизни и трудах сказочника А.Н. Афанасьева. – М.: «Искусство», 1970 г. - С 5. [27] Степанов В. Б. Курские базары и ярмарки. / "Курск дореволюционный": http://old-kursk.ru/book/stepanov/fair013.html., (дата обращения 23.04.2015). [28] Безобразов В.П. Очерки Нижегородской ярмарки. / КнигаФонд» - образовательная электронная библиотека: http://www.knigafund.ru/books/16063/read#page3, (дата обращения 21.04. 2015). [29]Безобразова В.П. Очерки Нижегородской ярмарки. / КнигаФонд» - образовательная электронная библиотека: http://www.knigafund.ru/books/16063/read#page27, (дата обращения 21.04.2015). [30] Гоголь Н.В. Вечера на хуторе близ Диканьки. – М.: Издательство академии наук СССР, 1951г. – 26 с. [31] Ливитов А.И. Избранные произведения. – М.: «Художественная литература», 1988. – с.27 [32] Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII – начало XX века. – Л.: Искусство, 1984. – С.90. [33] Фолькролный театр./ Сост., вступ.статья, предисл. К текстам и комммент. А.Ф. Некрыловой и Н.И. Савушкиной. – М.: Современник, 1988. – С.261. [34] Некрасов Н.А. Кому на Руси жить хорошо. / сост. К.Ф. Яковлев.– Ярославль: Верхнее-Волжское книжное издательство, 1968. – С. 150.
|