КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Урок 13.Матн из книги: Если говорить о видах поклонения, являющихся обязательными в силу веления Аллаhа, то ими являются, например Ислам, Иман и Ихсан (ислам, вера и искренность). К ним относятся также обращение с мольбами (ду’а), страх (хауф), надежда (раджа), упование (тауаккуль), желание (надежда, рагба), боязнь (трепет, хушу), покорность (смирение), опасение (боязнь, рахба), обращение с покаянием (раскаяние), мольба о помощи, просьбы о защите (покровительстве), взывание о помощи (спасении в трудную минуту), жертвоприношения, обеты и прочие формы поклонения, являющиеся обязательными в силу веления Аллаhа.
Все они должны быть посвящены только Аллаhу Всевышнему, на что указывают слова Его: «Поистине, места поклонения принадлежат Аллаhу, так не взывайте же никому наряду с Аллаhом!/сура «аль-Джин» (Джин) 18/». Тот же, кто хоть что-либо из этого посвятит не Аллаhу, станет многобожником и неверным, на что указывают слова Всевышнего: «Что же касается того, кто наряду с Аллаhом взывает к какому-либо иному божеству, не имея никаких доказательств к этому, поистине, рассчитается с ним Господь его! Поистине не преуспеют неверные!»/сура «аль-Муминун» (Преуспевающие) 117/ (доказательства на виды поклонения) · В одном из хадисов сообщается, что Посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, сказал: «Зов (ду’а) является сутью поклонения». Доказательством на это являются слова Всевышнего: «И сказал Господь ваш: «Взывайте ко мне, и я отвечу вам. Поистине, те, кто превозносится над поклонением Мне, униженно войдут в Геенну». / сура «аль-Гафир» (Прощающий) 60/ · Доказательством на страх (хауф) (т.е. на то, что страх относится к числу поклонения) являются слова Всевышнего: «Но не бойтесь их, а бойтесь Меня, если вы верующие»/сура «аль-Имран» (семейство Имрана) 175/ · Доказательством на надежду (раджа) (т.е. на то, что надежда относится к числу поклонения) являются слова Всевышнего: «И кто надеется на встречу с Господом своим, пусть творит благие дела и в поклонении Господу своему не присоединяет к нему никого»/сура «аль-Кахф» (Пещера) 110/ · Доказательством на упование (т.е. на то, что упование относится к числу поклонения) являются слова Всевышнего: «…И на Аллаhа уповайте, если вы верующие»/сура «аль-Маида» (Трапеза) 23/. А также слова Его: «…А кто полагается (уповает) на Аллаhа, то для него Он достаточен…»/сура «ат-Талак» (Развод) 3/ · Доказательством на на надежду с любовью (рагбат), боязнь (рахба, трепет) и покорность (хушу, смирение) являются слова Всевышнего: «Поистине, они устремлялись к совершению благого, и взывали к Нам, в надежде и в трепете, и были покорными (смиренны) Нам» /сура «аль-Анбийа» (Пророки) 90/ · Доказательством на опасение (хашия) являются слова Всевышнего: «…Не бойтесь же их, а бойтесь меня…» /сура «аль-Маида» (Трапеза) 3, сура «аль-Бакара» 150/ · Доказательством на обращение с покаянием (инаба, раскаяние) являются Всевышнего: «И обратитесь с покаянием (раскаянием) к вашему Господу и покоритесь Ему» /сура «аз-Зумар» (Толпы) 54/ · Доказательством на мольбу о помощи являются слова Всевышнего: «Тебе Одному мы поклоняемся и тебя Одного просим о помощи» /сура «аль-Фатиха» (Открывающая) 5/ А также слова Посланника Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, который сказал: «Если просишь о помощи, то проси у Аллаhа». · Доказательством на просьбу о защите (о покровительстве)являются слова Всевышнего: «Скажи: «Прибегаю к защите Господа рассвета»/Рассвет, 1/ ислова Всевышнего «Скажи: «Прибегаю к защите Господа людей»/Люди, 1/ · Доказательством на взывание о помощи являются слова Всевышнего: «И вот вы взывали о помощи (спасение в трудную минуту) Господу вашему, и Он ответил вам: «Я помогу вам тысячью ангелов, следующих друг за другом»»/ сура «аль-Анфаль» (Трофеи) 9/ · Доказательством на жертвоприношение (забах) являются слова Всевышнего: «Скажи: «Поистине и моя смерть, и моя молитва и моя жертва, и моя жизнь принадлежат Аллаhу Господу миров, у которого нет сотоварища. Это мне повелено, и я - первый из мусульман»/сура «аль-Анам» (Скот) 162-163/.А также слова Посланника Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, который сказал: «Да проклянет Аллаh тех, кто приносит жертвы кому-либо кроме Аллаhа!». · Доказательством на обет являются слова Всевышнего: «Они исполняют обеты и боятся дня, зло которого распространится»/сура «аль-Инсан» (Человек) 7/ Шейх, продолжая свою книгу, переходит к видам гибада. Он перечисляет только основные виды гибада и говорит, что все они и прочие виды поклонения, являющиеся обязательными в силу веления Аллаха, должны быть посвящены только Всевышнему Аллаху. В доказательство этому он приводит 18-ый аят суры «Джин»:«Поистине, места поклонения принадлежат Аллаhу, так не взывайте же никому наряду с Аллаhом!» Того же, кто нарушает этот приказ Аллаха и посвящает что-либо из обязательных видов поклонения не Аллаху, шейх называет многобожником и неверным! Но очень важно понимать, что под это определение мы не заводим всех, кто это совершает. Многие посвящают какие-то виды поклонения не Аллаху по ошибке и невежеству. В исламской умме такие заблудшие течения как хариджиты и в наше время их последователи такфириты совершают именно эту ошибку – выносят хукм по всем людям подряд, которых они уличают в поклонении не Аллаху с проявлением к ним соответствующего отношения (не покупают у них мясо, посягают на их имущество и честь). Основной их шубухат (ошибочное суждение, сомнение) заключается в том, что они считают довод дошедшим до человека – если он услышал Коран. Это большая ошибка. Шейх Солих Фаузан отвечает на шубухаты такфиритов в своей книге «Фатауа» (1-ый том, 110 с., 61-ый вопрос): «Выносить хукм (решение) – является человек кяфиром или нет – прерогатива известных больших ученых, заслуживающих всеобщего доверия и способных судить между людьми, кадии. Это не могут делать просто требущие знания или сами себя считающие учеными, неизвестные никому люди. То, что сегодня это происходит – это хаос, который незаконен, и нет этому никакого доказательства». Основа ахлю-сунна в вопросе такфира - мы считаем кяфирами тех, кого назвал таковыми Аллах и Его Посланник Мухаммад, салаллаху алейхи уасалям, а также кибяра-уляма – великие известные всем своей приверженностью Сунне ученые! Остальным же необходимо предостеречь себя от такфира, так как назвать человека кяфиром – равносильно вынесению ему приговора от имени Аллаха и определения его в Ад! Доказательством на то, что говорить от имени Аллаха о том, что известно только Ему, опасное занятие приходит в очень известном хадисе о двух братьях из бану-исраил: «Один из братьев поклонялся Аллаху, второй же не спешил с этим и совершал на глазах брата грехи! И однажды праведник решил призвать своего брата к вере и оставлению грехов, и в непримиримом споре, разгневавшись пообещал ему адские муки, назвав его кяфиром. Когда Господь умертвил их обоих, Он дал грешнику Рай, а тому поклоняющемуся Ад, за то, что тот сказал то, что знает только Аллах». Доведение до человека переведенной на его родной язык Книги Аллаха не достаточно. Аллах, ниспосылая Свои Писания, непременно отправлял посланника с целью разъяснения истины, ниспосылаемой в Писании! Это главное условие доведения довода. Как приходит в суре «Ибрагим» (4): «Мы отправляли посланников, которые говорили на языке своего народа, чтобы они давали им разъяснения».Т.е. сначала книга, затем посланники! Или как приходит в суре «Мульк» (8,9): «Она готова разорваться от ярости. Каждый раз, когда туда будут бросать толпу, ее стражи будут спрашивать их: «Разве к вам не приходил предостерегающий увещеватель?» Они скажут: «Конечно, предостерегающий увещеватель приходил к нам, но мы сочли его лжецом и сказали: «Аллах ничего не ниспосылал, а вы лишь пребываете в большом заблуждении».Этот аят точно указывает нам на то, что посланники приходят к своему народу с писанием от Аллаха и разъясняют его на языке, который понимает их народ. В этом аяте доказательство того, что пока не приходят посланники, которые могут разъяснить Книгу Аллаха, довод не считается дошедшим. Как говорит Аллах в суре «Исра» (15): «…Ни одна душа не понесет чужого бремени. Мы никогда не наказывали людей, не отправив к ним посланника». Поэтому Всевышний Аллах называет в Коране своих посланников – вестниками благого и предостерегающими увещевателями, после которых у людей не останется оправданий перед Господом. Таким образом, объединяя все эти аяты, можно вывести 4 непременных условия, после которых, у человека не будет оправдания перед Аллахом в Судный День:
Т.е. если не будут выполнены эти 4-е условия – Аллах не будет наказывать человека. Когда ниспосылались Книги Аллаха, доведением довода занимались посланники Аллаха. В наше время доведением довода занимаются наследники пророков и посланников – ученые, обладающие шариатским знанием! О них и их роли сказано в суре Юсуф (108), в которой Аллах, обращаясь к Пророку, салаллаху алейхи уасалям, говорит: «Скажи таков мой путь. Я и мои последователи(ученые) призываем к Аллаху на основании знания (аль басыра)». Очень важно знать всем мусульманам – мы требуем знания и передаем его своим близким – только лишь с целью спасти себя и уберечь от ошибок близких, призывать к истине и воспитать, но не в коем случае не для того, чтобы судить кого-то или выводить его из ислама! Шейх уль ислам ибн Теймия в своей книге «раддуль бакри» 2-ой том стр.14, по поводу спора с джахмитами сказал, обращаясь к ним: «На вашем месте я бы считал себя кяфиром, потому что у вас есть тяжелые шубухаты. К сожалению, я не могу ответить вам на них и потому не считаю вас кяфирами». Ибн Кайим в своей книге «иштимахи джуши исламия (59с.) передает слова имама аш-Шафии: «Мы должны утверждать имена и атрибуты Аллаха! Отрицание имен и атрибутов Аллаха, которые приходят в Коране и Сунне, является куфром! Что же касается тех, кто отрицает имена и качества Аллаха по причине незнания, недоведения истины или по причине своего истолкования, мы не считаем их кяфирами. Потому что у них есть причина и это мы называем невежеством!». Имам Куртуби, рахмату ллахи алейхим, говорит: «В вопросе такфира много людей разошлись: кто-то занялся такфиром и впал в заблуждение, кто-то остерегся этого и остался в безопасности. И мы просим Аллаха о том, чтобы вот так вот остаться в безопасности». Надо остерегаться попадания в такфир, об этом мы узнаем из хадиса от ибн Умара: «Посланник Аллаха, салаллаху алейхи уасалям, говорил, что если кто-то назвал своего брата кяфиром, и это окажется неправдой – то он сам становится кяфиром». Пока у человека есть эти сомнения, т.е. ошибочные суждения, на которые он не может ответить или рядом с ним нет кого-либо, кто может ему развеять его сомнения - он остается в исламе! Так же поступал в этом вопросе шейх ат-Тамими, который видел людей, совершающих тавафф вокруг могилы Абдуль Кадри Джейляни в Багдаде и совершающих сажде этой могиле, и, несмотря на это, не называл этих людей кяфирами, а лишь считал их теми, до кого не дошла истина, теми, в окружении которых не нашелся тот, кто смог бы донести им довод. Тем не менее, заблудшие, хизбиты часто необоснованно обвиняли шейха ат-Тамими в такфире. По этому поводу шейх писал в своей книге «дурранни синия» 1-ый том 73 страница: «Меня обвиняют в том, что я несправедливо обвиняю людей в неверии и называю их кяфирами. Кяфиром я считаю человека, который точно и ясно понял религию Пророка Мухаммада, салаллаху алейхи уасалям, он тот, которому привели ясные доказательства из Корана и Сунны, ответили на все его шубухаты, и он понял их, но вместо того, чтобы принять, он начал ругать религию Пророка, салаллаху алейхи уасалям. И более того, стал преградой между истиной и людьми, и стал открытым, явным врагом для тех, кто придерживается ислама. Но, Хвала Аллаху, большинство уммы не являются таковыми». О таких врагах ислама имам ат-Тамими говорит в другой своей книге «алляфат» 3-ий том 57 страница: «Враги ислама, которые считают нас такфиритами, обвиняющими людей в неверии в независимости от того, дошел довод до них или нет, узнал человек истину или нет, всего лишь нагло лгут! Это большая клевета, и они знают, что мы не такие. Они этим всего лишь хотят настроить людей против нас, отпугнуть их, и чтобы наш призыв к таухиду не дошел до них, чтобы они никогда не узнали истинный таухид». А также ат-Тамими в книге «дурранни синия» 1-ый том 104 страницаписал: «Мы не считаем кяфирами тех мусульман, которые по своему невежеству совершают таваф и поклоняются возле могилы Абдуль Кадри Джейляни в Багдаде и тех, кто явно поклоняется могиле Ахмада Бадави в Египте. Не нашелся тот, среди них, кто смог бы им донести истину, они всего лишь невежды. Если мы таких людей не называем кяфирами, то как мы можем называть кяфирами всех подряд. Пречист Аллах! Это всего лишь пустая клевета и мы отрекаемся от этой лжи. Пусть Аллах рассудит нас в Судный День!». Очень важная вещь – мы можем назвать куфром или ширком само действие, но не человека, совершающего его! Это не наше дело! Таков манхадж всех посланников! Из истории посланника Мусы, алейхи уасалям, мы получаем хороший пример. Когда соплеменники Мусы, алейхи уасалям, попросили его сделать им идолов, он назвал их невежественными людьми, но не кяфирами! Сподвижники Исы, алейхи уасалям, спросили Ису: «Может ли твой Господь ниспослать нам с неба пищу?». И этот вопрос был проявлением чистого куфра, неверия. Но несмотря на это Иса, алейхи уасалям, назвал это всего лишь невежеством, джахилией. Таким же образом, поступил наш Пророк, салаллаху алейхи уасалям, когда его сподвижники попросили сделать им дерево, чтобы они могли совершать там поклонение. Он, салаллаху алейхи уасалям, не назвал их кяфирами, оправдав их слова невежеством. В доказательство того, что посвящение поклонения (при условии, как мы уже знаем, что до человека доведен довод) кому-либо помимо Аллаха, является куфром и ширком, шейх ат-Тамими приводит суру «Мухминун» (117):«Что же касается того, кто наряду с Аллаhом взывает к какому-либо иному божеству, не имея никаких доказательств к этому, поистине, рассчитается с ним Господь его! Поистине не преуспеют неверные!»/сура «аль-Муминун» (Преуспевающие) 117 . В этом аяте Аллах называет кяфиром человека, которые делает дуга не Аллаху, и утверждает, что у таких нет никаких доказательств. И действительно у любого, совершающего ширк, нет нормального объяснения и довода в пользу того, что он совершает. Таких ждет расчет Аллаха и в нем не будет успеха. Как говорит Аллах в суре «Маида»: «Каждого, кто приобщает сотоварищей Аллаху, Он лишает Рая и он будет обитателем Ада. Не будет помощников тем, кто поступает несправедливо». Под поклонением в 117-м аяте суры «Мухминун» приходит арабское слово «ду’а». Дуга делится на два вида: дуга «аль массаля» и дуга «аль гибада». Дуга «аль масс Аля» – это когда раб просит у Аллаха что-то, в чем он нуждается (н-р: «Йа Раззак урзукни» или «Йа Шафи ишфини»). Дуга «аль гибада» - это все виды поклонения. Потому что во всех видах поклонения - будь то намаз или пост, или хадж – человек просит Аллаха. В этом аяте используется дуга «аль гибада», т.е. все виды поклонения. Здесь Аллах говорит, что кяфиром становится тот, кто поклонятся не Аллаху без довода (ля бурхана ляхубихи - как называют это ахлютафсир «сифатун кашифа»).
|