КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Опыт №5. Управление панорамой и громкостью воспроизведения
При работе над звуковыми файлами время от времени появляется необходимость сделать плавное изменение громкости или баланса правого и левого каналов. Первый прием очень часто применяется во время мастеринга для создания плавного уменьшения громкости (fade out) в конце композиции. Второй можно использовать для создания спецэффекта «перетекания» звука из правого канала в левый или наоборот. Итак, давайте сначала создадим плавное уменьшение громкости в конце нашего файла Sound 1, а затем попробуем «поиграть» панорамой на каком-нибудь из его участков. Будем считать, что перед вами - открытое окно программы Sound Forge с загруженным звуковым файлом. Плавное уменьшение громкости можно создать двумя способами. Первый применяется, когда нужно сделать простое линейное уменьшение: - Выделите фрагмент звукового файла, на котором вы хотите сделать плавное уменьшение громкости. - Выберите команду меню Process - Fade - Out (Процесс - Изменение амплитуды – Вниз). Выделенный фрагмент будет пересчитан. Если вы хотите сделать плавное линейное нарастание громкости, например, в начале композиции, то нужно выбрать команду меню Process - Fade - In (Процесс - Изменение амплитуды - Вверх). Второй способ применяется, когда требуется изменить громкость по какой-нибудь кривой, например, экспоненте. Вообще, с его помощью можно рисовать любые кривые громкости - вплоть до самых затейливых. - Отмените результат предыдущего действия, нажав кнопку на панели Standard (Стандартные) - Выделите фрагмент звукового файла, на котором вы хотите сделать плавное уменьшение громкости. - Выберите команду меню Process - Fade - Graphic (Процесс - Изменение амплитуды - Графическое). На экране появится диалог Graphic Fade (Графическое представление изменения амплитуды сигнала) (Рис. 7.20).
В центре диалога Graphic Fade (Графическое представление изменения амплитуды сигнала) находится главное поле, в котором рисуется кривая громкости сигнала. Чтобы перед вами появилось графическое представление выделенного участка вашего файла, установите флажок Show Wave Просмотр волновой формы). В результате этой операции в поле появляется изображе-№ суммарного сигнала правого и левого канала (Рис. 7.20). Если вам нужно вывести Изображение только правого или только левого канала, то в списке Show Wave (Просмотр волновой формы) вам нужно выбрать Right channel only (Только правый кайл) или Left channel only (Только левый канал) соответственно. Главное поле диалога Graphic Fade (Графическое представление изменения амплитуды сигнала) имеет две оси координат. По вертикали в процентах откладывается уровень сигнала (100% соответствуют 0 дБ). По горизонтали, тоже в процентах - время звучания «оделенного фрагмента. Когда вы перемещаете указатель мыши над главным полем, над правым верхним его углом появляются цифры, которые показывают текущие координаты курсора, причем параметры указываются уже в нормальных единицах (Децибелах и секундах). Теперь давайте нарисуем кривую уменьшения громкости. - Подведите указатель мыши в правый верхний угол главного поля диалога Graphic Fade (Графическое представление изменения амплитуды сигнала). В этом углу находится маленький квадратик, который символизирует точку изменения громкости. Установите указатель на этот квадратик. При этом курсор поменяет свое начертание со стрелки на символ «указующего перста» - Нажмите и удерживайте левую кнопку мыши. Перетащите квадратик в правый нижний угол главного поля. Перед вами появится диагональ, которая показывает траекторию уменьшения громкости. - Теперь подведите курсор мыши к диагонали. Курсор изменит свое начертание на символ Нажмите в этот момент левую кнопку мыши, и на линии уменьшения громкости появится еще один квадратик, который символизирует точку перегиба. - Захватите квадратик мышью и установите его в любую позицию. Соответственно изменится и линия громкости. - Точно таким же образом обозначьте и другие точки перегиба и создайте необходимую кривую изменения громкости, например такую, как показана на Рис. 7.20. Если вы ошиблись, то можно нажать кнопку Reset Envelope (Обнулить огибающую) и начать работу сначала. - После создания кривой изменения громкости установите флажок Dither and noises'' shape to minimize 16-bit quantization noise (Добавление псевдослучайного сигнала для минимизации 16-битного шума квантизации). Эта функция позволяет сохранить качество сигнала на минимальных уровнях громкости, поэтому ее лучше использовать всегда. - Нажмите кнопку Preview (Предварительный просмотр) и прослушайте результат вашей работы. Если все нормально, то нажмите кнопку ОК. Файл будет пересчитан, и вы вернетесь в рабочее окно Sound Forge. Теперь давайте займемся изменением баланса правого и левого каналов вашего файла и создадим эффект «перетекания» звука по стереопанораме. Кстати, этот эффект отлично звучит, когда «перетекания» происходят в соответствии с ритмом композиции. В Sound Forge алгоритм управления стереопанорамой совмещен с алгоритмом расширения стереобазы - управление этими процессами происходит из одного и того же диалога. Вообще, сильно растягивать звук по панораме не рекомендуется - иначе создается ощущение, что звучащие в композиции инструменты шириной, как минимум, метров десять. Но разумное использование расширителя может дать неплохие результаты, особенно при обработке записей композиций, где отсутствует double track - запись одного и того же инструмента в правый и левый каналы для усиления стереоэффекта. Итак, приступим: - Выделите фрагмент звукового файла, на котором вы хотите сделать плавное изменение баланса левого и правого каналов. - Выберите команду меню Process - Pan/Expand (Процесс - Панорама/Расширение). На экране появится диалог Pan/Expand (Панорама/Расширение) (Рис. 7.21).
В центре диалога находится главное поле, в котором, собственно, и происходит рисование кривой изменения панорамы. Чтобы в этом поле увидеть выделенный участок вашего файла, надо установить флажок Show Wave (Просмотр волновой формы) и выбрать в списке то, что же вы хотите видеть: Mix channels (Смикшированные каналы), Left channel only (Только левый канал) или Right channel only (Только правый канал). Левее главного поля диалога Pan/Expand (Панорама/Расширение) находится ползунковый регулятор уровня. Его присутствие объясняется очень просто: когда суммарный сигнал вы направляете в один из каналов, как правило, происходит «зашкал», поэтому уровень громкости приходится уменьшать. Над главным полем находится список Process Mode (Форма процесса), в котором можно выбрать следующие варианты: - Pan (preserve stereo separation) (Изменение панорамы с сохранением стерео разделения). Этот алгоритм просто поочередно убирает громкость правого или левого канала. Его лучше использовать для создания спецэффекта на каком-нибудь участке стерео файла - не будет теряться целостность восприятия. - Pan (mix channel before panning) (Изменение панорамы с предварительным микшированием каналов). Этот алгоритм производит панорамирование моно сигнала, полученного путем смешивания правого и левого каналов. Звук получается несколько иной, чем при использовании предыдущего варианта. Лучше всего такую установку использовать при обработке семплов, перед их загрузкой в оперативную память звуковой карты. - Stereo expand (Расширение стереобазы). Работает только со стерео файлами. - Mix Mid-Side recording to left and right channels (Микширование Mid-Side записи из правого и левого каналов). Mid-Side - это специальная техника записи с двух микрофонов, когда на левый канал стерео файла записывается сигнал с центрального микрофона (непосредственно снимающего звук инструмента), а на правый канал - панорамного (расположенного в стороне). После осуществления записи при помощи алгоритма Mix Mid-Side (Микширование Mid-Side записи) производится преобразование звука в нормальный стереофайл: сигнал с левого канала располагается в центре стерео образа, а сигнал с правого канала «растягивается» по панораме. В результате звучание музыкального инструмента становится более глубоким. Кривая изменения стереопанорамы рисуется аналогично кривой изменения громкости: - В списке Process Mode (Форма процесса) выберете Pan (preserve stereo separation) (Изменение панорамы с сохранением стерео разделения) - так как мы обрабатываем стерео файл лучше сохранить разделение каналов. С левой стороны главного поля появятся надписи Left Channel (Левый канал) - вверху, Center (Центр) - в середине, и Right Channel (Правый канал) - внизу. - Подведите указатель мыши к прямой линии, которая проходит в центре главного поля и символизирует центр стерео образа. Указатель изменит свое начертание на символ Нажмите в этот момент левую кнопку мыши, и на линии появится квадратик, который символизирует точку перегиба. - Захватите квадратик мышью и установите его в любую позицию. Соответственно изменится линия панорамы. - Точно таким же образом обозначьте и другие точки перегиба и создайте необходимую кривую изменения панорамы, например, такую, как показана на Рис. 7.21. Если вы ошиблись, то можно нажать кнопку Reset Envelope (Обнулить огибающую) и начать работу сначала. - Нажмите кнопку Preview (Предварительный просмотр) и прослушайте результат вашей работы. Если все нормально, то нажмите кнопку ОК. Файл будет пересчитан, и вы вернетесь в рабочее окно Sound Forge. Для того, чтобы расширить стереобазу проделайте следующую операцию: - Выделите весь ваш звуковой файл. Выберите команду меню Process - Pan/Expand (Процесс - Панорама/Расширение). На экране появится уже знакомый диалог Pan/Expand (Панорама/Расширение). - В списке Process Mode (Форма процесса) выберете Stereo expand (Расширение стереобазы). С левой стороны главного поля появятся надписи Wide (Широкий), Normal (Нормальный) и Center (Центр). Линия расширения стерео образа по умолчанию находится в положении Normal (Нормальный). - Подведите указатель мыши к квадратику, который находится в начале линии расширения стерео образа При этом указатель поменяет свое начертание со стрелки на символ «указующего перста»
- Захватите квадратик мышью и перетащите его немного вверх. Точно также переместите квадратик, который символизирует окончание линии. - Нажмите кнопку Preview (Предварительный просмотр) и прослушайте результат вашей работы. Если все нормально, то нажмите кнопку ОК. Файл будет пересчитан, и вы вернетесь в рабочее окно Sound Forge. Поэкспериментируйте немного с расширителем стереобазы. Возможно вам не понравится, как работает этот алгоритм с конкретным звуковым файлом. Это нормально. Зато с другим материалом расширитель позволит получить хороший результат. - После окончания опыта сохраните файл Sound 1 для дальнейшего использования. Заключение
Итак, проделав опыты, описанные в этой главе вы научитесь делать с помощью программы Sound Forge следующие операции: - Записывать звук с внешнего источника - Настраивать интерфейс программы - Выполнять стандартные операции редактирования и нормализовывать файл по уровню 0 дБ. - Выделять отдельные фрагменты файла в регионы, составлять лист регионов, а на его основе - лист воспроизведения, который позволяет проще осуществлять монтаж длинных файлов. - Плавно изменять панораму и громкость воспроизведения файла, расширять стереобазу. - Менять местами правый и левый каналы. Сужать стереобазу и микшировать стерео-файл в моно. - Микшировать между собой файлы или создавать новый файл с итоговым миксом. - Сжимать или растягивать время звучания аудиофайла во время монтажа. - Снижать частоту семплирования аудиоматериала для мультимедийных приложений. - Пользоваться программным синтезатором Sound Forge для создания оригинальных звуков и спецэффектов для последующего использования с семплером. Все эти навыки очень полезны для выполнения работ по монтажу звука для создания различных аудиороликов или мастеринга музыкального альбома. А последний опыт дает навыки для освоения как современных семплеров, так и старых аналоговых или FМ синтезаторов. Конечно, Sound Forge - это совершенно замечательная программа, которая полезна как для профессионалов, так и для любителей. Однако, у нее есть всего один недостаток: с ее помощью невозможно сделать полноценный 24-битный профессиональный мастеринг музыки перед записью на СD. Такой возможностью обладает не менее замечательная программа Wave Lab фирмы Steinberg. О работе с этим профессиональным мастеринго-вым редактором мы обязательно расскажем в следующей нашей книге.
Итак, звуковая карта установлена в компьютер, к ней подключены MIDI-клавиатура, микрофон и акустические системы. Пора устанавливать и осваивать программное обеспечение. И начнем мы с секвенсера - виртуальной студии Cakewalk Pro Audio [кэйквок про аудио] 7.0. Это очень серьезная программа, предназначенная для профессиональной работы и имеющая обширный набор соответствующих функций. Вместе с Cubase VST и Logic Audio она входит в «тройку сильнейших» секвенсеров - виртуальных студий, представленных на мировом рынке. Однако в нашей стране Cakewalk гораздо больше популярен среди музыкантов-любителей. Профессионалы больше предпочитают работать с Cubase. Несмотря на обилие функций редактирования MIDI-событий и «живого» звука, Cakewalk обладает очень простым интерфейсом стандартного Windows-приложения, доступным даже для начинающих пользователей, чего нельзя сказать о Cubase и Logic. Кроме этого, урезанные версии этой программы, которые называются Cakewalk Express (для работы только с MIDI) и Cakewalk Home Studio (для работы и с MIDI, и с аудио), входят в комплект поставки многих звуковых карт. Поэтому, если у вас есть одна из версий этого секвенсера, то можете смело начинать работать с ним. А по мере приобретения опыта и усложнения выполняемых в студии работ доберетесь и до Pro Audio. Основные приемы управления во всех версиях программы очень похожи. Cakewalk Pro Audio 7.0 отличается от предыдущих версий довольно сильно. В первую очередь изменения коснулись интерфейса - дизайнеры довольно основательно поработали над внешним видом рабочего окна программы. Кроме этого появились очень удобные «плавающие» панели инструментов, и, самое главное, - очень удобная панель микшера (в предыдущих версиях микшер вызывал множество нареканий от пользователей). Есть еще ряд изменений в аудиочасти программы о которых мы будем говорить в следующей главе. Особенно полезен Cakewalk для владельцев автономных синтезаторов. Программа поддерживает огромное количество моделей инструментов всех известных производителей: Ensoniq, Korg, Roland, Yamaha, Akai, E-mu, Alesis и других. Вы сможете выбирать нужные звуки из любого банка памяти синтезатора прямо в рабочем окне и запоминать их в файле с аранжировкой композиции. Когда вы вернетесь через некоторое время к работе, Cakewalk автоматически настроит ваш инструмент на воспроизведение. По числу поддерживаемых музыкальных инструментов и различных студийных устройств Cakewalk далеко позади оставляет и Cubase и Logic. Поэтому с очень большой вероятностью вы сможете найти свой инструмент в соответствующей библиотеке. Еще одна важная черта секвенсера - поддержка нескольких звуковых карт. Это также позволяет наращивать студию, не прибегая к замене основной программы. А учитывая, что на рынке появилось довольно много недорогих восьмиканальных аудиоинтерфейсов для PC, которые эмулируют четыре звуковых карты (каждая пара входов/выходов аудиоинтерфейса воспринимается компьютером как отдельная звуковая карта), то вашу любительскую студию на базе Cakewalk можно легко превратить в профессиональную, если появится такая необходимость, и записывать музыку с очень неплохим качеством. В этой главе мы познакомимся с основными функциями записи и редактирования MIDI-событий. Этих знаний будет вполне достаточно, чтобы создавать собственные синтеза торные аранжировки. Для того, чтобы выполнить все описанные в главе опыты, вам нужны, как минимум, звуковая карта с wave table синтезатором и MIDI-клавиатура.
Следующий диалог, который появится на экране это No MIDI Outputs - Cakewalk (Нет MIDI-портов - Cakewalk (Рис. 5.6). В нем находится сообщение, что не выбрано ни одного порта вывода MIDI и вы ничего не сможете услышать при воспроизведении. Вам предлагается нажать на одну из двух кнопок: Choose MIDI Ports Now (Выбрать MIDI-порты сейчас) или Continue With No MIDI Output (Продолжить без MIDI-выходов). - Нажмите кнопку Choose MIDI Ports Now (Выбрать MIDI-порты сейчас). На экране появится диалог MIDI Ports (MIDI-порты) (Рис. 5.7).
В этом диалоге вы обнаружите два поля: Input Ports (порты ввода) и Output Ports (порты вывода). В первом поле выбирается порт, к которому подключена MIDI-клавиатура или внешний синтезатор. Если в компьютере установлена одна звуковая карта, то в вашем распоряжении будет всего два варианта - TTS Virtual Piano In (Вход TTS виртуального фортепиано) и название физического порта (на Рис. 5.7 вы видите выбранный порт Maui Ext.In). ТТS Virtual Piano In - порт входа виртуальной клавиатуры Cakewalk, Если вы еще не успели приобрести MIDI-клавиатуру, а звуковая карта уже установлена в компьютер, то можно начинать знакомство с секвенсером, прибегнув к Virtual Piano (Виртуальному фортепиано). Эта программа позволяет использовать обычную клавиатуру компьютера в качестве MIDI-клавиатуры. Для использования Virtual Piano (Виртуального фортепиано) вам нужно в списке Input Ports (Порты ввода) диалога MIDI Ports (MIDI-порты) выбрать TTS Virtual Piano In (Вход виртуального фортепиано), а после загрузки Cakewalk запустить программу Virtual Piano (Виртуальное фортепиано), которая находится в той же папке, что и файл запуска секвенсера. Когда вы делаете окно Virtual Piano (Виртуальное фортепиано) активным, то при нажатии кнопок клавиатуры буден слышен звук, а на изображении клавиатуры фортепиано начнут появляться точки, показывающие взятую ноту. Прямоугольники под изображением клавиатуры, во-первых, показывают, какие кнопки следует нажимать, а во-вторых, позволяют понижать/повышать октавы - для этого их всего лишь нужно перетащить мышью в новое место. - Для выбора порта щелкните мышью на нужной строке списка - и она выделится синим цветом. Если вы ошиблись, то еще раз щелкните мышью - выделение пропадет. Теперь надо выбрать порт вывода. - Если вы пользуетесь внешним синтезатором, то в поле Output Ports (Порты вывода) вам нужно выделить порт, который содержит в названии словосочетание External Out (Внешний выход). - Если же у вас только синтезатор, установленный на звуковой карте - то надо щелкнуть мышью по его названию. - Если же вы хотите пользоваться и внешним синтезатором, и звуковой картой, то выберите сразу два порта. Они оба выделятся синим цветом. Кнопка Move Selected Device to Тор (Переместить выделенные устройства наверх) позволяет менять местами названия устройств. Впоследствии в окне настроек дорожки по умолчанию будет появляться то устройство, которое в списке Output Ports (Порты вывода) стоит первым. - Если вы хотите поменять местами названия устройств, то выделите нужное и нажмите кнопку Move Selected Device to Тор (Переместить выделенные устройства наверх). - Для завершения выбора MIDI-портов ввода/вывода нажмите на кнопку ОК. Все предыдущие диалоги появляются на экране только во время первого запуска программы. А вот следующий - Cakewalk Quick Start (Быстрый старт Cakewalk (Рис. 5.8) - будет встречать вас каждый раз, когда вы будете начинать работу с программой.
В предыдущих версиях Cakewalk отсутствовало понятие Project (Проект). Начиная с версии 7.0, этим словом называется любой рабочий файл с расширением .wrk. С помощью диалога Cakewalk Quick Start (Быстрый старт Cakewalk вы можете совершить одно из трех действий: с помощью кнопки Open Project (Открыть проект) загрузить любой проект; с помощью кнопки Open а Recent Project (Открыть недавний проект) быстро вернуться к прерванной работе - при этом в списке правее кнопки вы можете выбрать один из файлов, над которыми работа производилось в последнее время; а при помощи кнопки Create а New Project (Создать новый проект) вы можете начать новую работу. - Нажмите кнопку Create а New Project (Создать новый проект). На экране появится диалог New Project File (Новый файл проекта) (Рис. 5.9). В списке вы можете выбрать один из готовых шаблонов проекта. Когда вы немного освоитесь с программой, попробуйте поэкспериментировать с ними - может оказаться, что какой-либо из шаблонов сильно облегчит вам работу.
- В списке диалога New Project File (Новый файл проекта) выберите Normal (Нормальный). Нажмите кнопку ОК. Наконец перед вами появится рабочее окно программы Cakewalk. Но на этом настройка еще не заканчивается. - Выберите команду меню Tools - Instruments (Рабочие инструменты - Инструменты - имеются в виду музыкальные). На экране появится диалог Assign Instruments (Назначение инструментов) (Рис. 5.10).
В этом диалоге вы увидите два поля: Port/Channel (Порт/Канал) и User Instrument (Инструмент пользователя). С их помощью нужно установить связи между каждым из 16 MIDI-каналов вашего синтезатора (или синтезаторов) и стандартом банков, которые будут с этим каналом использоваться. В дальнейшем это позволит выбирать нужный звук из любого банка вашего синтезатора прямо из программы Cakewalk. Осуществляется эта процедура очень просто: - Выберите в поле Port/Channel (Порт/Канал) самую первую троку (канал 1) и выделите ее щелчком мыши. - В поле User Instrument (Инструмент пользователя) выделите строку с названием стандарта, который поддерживает ваш синтезатор. На Рис. 5.10 выбранной показана строка Roland GS. - Строка выбранного порта и канала соединится черной линией со строкой выбранного стандарта синтезатора (Рис. 5.10). Связь установлена. - Ту же самую операцию нужно проделать и для всех остальных 16 каналов, кроме канала 10. - Для канала 10 нужно выбрать связь с банком ударных инструментов (Drums, Drumsets или Drum Kits, в зависимости от стандарта синтезатора). - Если вы используете не один синтезатор, то воспользуйтесь полосой прокрутки поля Port/Channel (Порт/Канал) и проделайте ту же процедуру для всех 16 каналов второго порта. Для большинства синтезаторов звуковых карт и дешевых автономных синтезаторов в диалоге Assign Instruments (Назначение инструментов) нужно выбирать стандарт General MIDI. Но если вы используете для работы автономный инструмент, который имеет один банк General MIDI для совместимости, а остальные банки организованы произвольно (например, Korg N5, Roland серии ХР и многие другие), то простой выбор стандарта General MIDI позволит получить доступ только к одному банку. Остальные звуки придется выбирать с панели управления самого синтезатора. А это не очень удобно, так как информация об используемых звуках не будет сохраняться, и каждый раз перед началом работы вам придется щелкать кнопками инструмента. Но Cakewalk имеет обширную библиотеку поддержки синтезаторов разных производителей. Чтобы получить к ней доступ надо проделать следующие действия. - В диалоге Assign Instruments (Назначение инструментов) нажмите кнопку Define (Определить). На экране появится диалог Define Instruments and Names (Определение инструментов и имен) (Рис. 5.11).
- В этом диалоге нажмите кнопку Import (Импорт). На экране появится диалог Import Instrument Definitions (Импорт определений инструментов) (Рис. 5.12). В нем выберите файл с расширением .ins, соответствующий фирме-производителю вашего синтезатора (например - Yamaha.ins), и дважды щелкните по нему мышью. Если среди файлов фирмы-производителя вашего синтезатора нет (например - Kawai), то дважды щелкните мышью по файлу Misc.ins.
- В диалоге Import Instrument Definitions (Импорт определений инструментов) появится список музыкальных инструментов выбранной фирмы, которые поддерживаются программой Cakewalk (на Рис. 5.13 показан открытый файл Roland.ins). Найдите в этом списке свой синтезатор и выделите строки с его названием и названием его набора ударных.
- Нажмите кнопку ОК. Вы вернетесь к диалогу Define Instruments and Names (Определение инструментов и имен). Нажмите в нем кнопку Close - вы вернетесь к диалогу Assign Instruments (Назначение инструментов). Однако после проделанных операций, в списке User Instruments (Инструменты пользователя) вы увидите название своего синтезатора и его набора ударных. Установите связи между портами/каналами и своим инструментом, как это было описано выше. Все, настройки завершены. В диалоге Assign Instruments (Назначение инструментов) установите флажок напротив опции Save Changes for Next Session (Сохранить изменения для следующей сессии) и нажмите кнопку ОК. Вы вернетесь в главное рабочее окно Cakewalk.
|