КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Скверность деяния есть причина наказания. Но просто для свершения наказания имеется условие. Этим условием и является представление доказательства.Положение этих людей (совершающих зло по незнанию) неполноценное и ущербное. Это так должно быть и естественно. Даже если установлено, что они не подвергнутся наказанию, все равно они не достигли степени и награды тех, кто не совершал эти деяния и сохранил себя чистым от грязи грехов. То, что они лишились чистоты и награды за нее уже один из видов наказания для них. Ибн Таймия продолжает свои объяснения до 690-ой страницы и говорит: В другом месте Аллах объединяет таухид с истигфаром (просить прощения): "Так знай же, что нет божества, кроме Аллаха, и проси прощения твоему греху и для верующих – мужчин и женщин. И Аллах знает и место вашего действия, и ваше пристанище!" (Мухаммад, 19) Здесь верующие просят прощения за то, что они не выполняли ранее требования таухида, несмотря на то, что им не приходил посланник, предупреждающий об этом. (Маджму1уль-фатава, 11/675-690)
Ибн Таймия в другом месте сказал: "Аллах, вынося суждение или именование, с одной стороны разделил людей на тех, кто жил в период фатрах – период, когда призыв посланника искажен и забыт и на тех, до кого дошел призыв; с другой стороны не разделил и объединил их в одно. Это противоположно мнению двух групп людей: Первая группа говорит:
"В деяниях нет изначальной скверности или благости, вещи становятся хорошими или плохими, только после того, как Аллах сообщит об этом через Шариат". Вторая группа говорит:
"Они подвергнутся наказанию, если даже до них и не дошел призыв". Опровержением первой группы служат следующие доказательства: "Ступай к Фараону, ибо он преступил границы дозволенного". (Та Ха, 24) "Вот твой Господь воззвал к Мусе (Моисею): "Ступай к несправедливому народу". (Поэты, 10) "Фараон возгордился на земле и разделил ее жителей на группы. Одних он ослаблял, убивая их сыновей и оставляя в живых их женщин. Воистину, он был одним из смутьянов". (Рассказ, 4)
Аллах именует Фараона и его народ преступниками, несправедливыми и смутьянами. Эти слова – слова порицания. Порицание же может быть только по отношению к скверным вещам. Это показывает, что их деяния характеризуются как плохие и скверные еще до того, как был послан посланник. Что касается подвергание мучениям, то положение его отдельно от именования. Подвергание мучениям, как и сообщает Аллах в следующем аяте, бывает только после послания посланника с призывом: "Мы не подвергаем мучению, пока не пошлем предварительно посланника". (Перенес ночью, 15)
Далее, Аллах сообщает, что Худ, мир ему, сказал своему народу следующее: "И к адитам – брата их Худа. Он сказал: "О народ мой! Поклоняйтесь Аллаху! Нет вам другого божества, кроме Него. Вы же только измышляющие ложь". (Худ, 50) Как видно из аята Худ, мир ему, назвал их "измышляющие ложь" еще до того, как племя опровергло его. Он их охарактеризовал так только из-за того, что они совершали ширк. Доказано Кораном и Сунной, то что надо именовать совершающих ширк как "мушрик" еще и до призыва. Он преступил границы, придал Аллаху равных до прихода посланника, поэтому название "мушрик" ему дается и до прихода посланника. Название "джахилия – невежество" аналогично в этом плане. Это название дается и до прихода посланника, но подвергание мучению только после прихода посланника. (Маджму1ль-фатава, том 20, стр. 37-38)
Ибн аль-Къайим говорит: "Здесь имеет место два вопроса, которые не являются неизбежно взаимосвязанными между собой: 1 - Обладает ли деяние само по себе свойством скверности или благости? А также есть ли в самой сути деяния нечто такое, что являлось бы источником добра и зла? 2 - Обязательно ли получение награды или наказания за совершение хорошего или плохого деяния соответственно? Является ли это таким феноменом, который возможно постичь умом или же это возможно установить только после прихода соответствующего Шариатского доказательства? Вот внутренне непротиворечивое разрешение этих двух вопросов: Эти два вопроса не есть необходимые следствия одно из другого. Деяния сами по себе бывают хорошими и плохими, подобно тому, как они бывают полезными или вредными. Но совершение их не влечет за собой награды и наказания без наличия соответствующего приказа или запрета. Они плохи или хороши еще до прихода приказа или запрета. Но то, что они плохи или хороши сами по себе, не делает обязательным награду или наказание за них. Аллах не наказывает только из-за скверности, не послав посланника. На самом деле поклоняться шайтану и идолам, лгать, делать несправедливость, заниматься блудом все это само по себе плохо. Но когда дело доходит до наказания, то это зависит от Шариатского доказательства. Не соглашающиеся с этим разделяются на две группы. Первая говорит: Эти деяния не есть плохие сами по себе. Они стали плохими из-за того, что Аллах запретил их и установил соответствующие наказания за совершения их. Му1тазилиты же, входящие во вторую группу говорят: Скверность этих деяний и наказание, причитающееся за их совершение может быть установлена и умом. Но многие Исламские правоведы четырех мазхабов говорят следующее: "Скверность этих деяний может быть установлена умом, но наказание зависит от низведения Шариатских доказательств". Это мнение из Шафиитов передал Са1д бин Али аз-Занджани, из Ханбалитов Абуль-Хаттаб, также это передано от некоторых Ханафитов. Они передали это как мнение Абу Ханифы. Но те, из Ханафитов, что склонны к мнению му1тазилитам добавили также, что и наказание установлено умом (человек может понять скверность деяний, поэтому совершающий их получит наказание, несмотря на то, что до него не дошел призыв). Однако Коран указывает на необязательность того, чтобы эти два положения были непременно взаимосвязаны. Коран указывает на следующее: "Наказание вступает в действие только после послания посланника. Но деяния и до послания обладают свойством быть хорошими или плохими". Исследуем эти два положения более подробно: 1 - В аятах говорится: "(Мы послали) посланников благовествующих (о награде) и увещающих (о наказании), дабы не осталось у людей довода против Аллаха, после посланников. Поистине, Аллах Великий, Мудрый!" (Женщины, 165) "Это так – потому, что Господь твой – не таков, чтобы губить селения за их несправедливости (или же: - не таков, чтобы губить селения по несправедливости), когда обитатели их пребывают в небрежении (неведении)". (Скот, 131) По одному из двух смыслов (переданный вне скобок) аят означает следующее: Аллах не губит людей за их греховные деяния, пока не пошлет им посланника. В таком случае аят указывает на следующие два принципа:
|