КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ДЗЭН-БУДДИЗМАСледующие принципы [учения внезапного просветления, чанъ] Будда Шакьямуни поведал Махакашьяпе, но поскольку позднее они стали частью учения Бодхидхармы, данные слова нередко по ошибке приписывают именно ему: Не опирающаяся на слова и писания Передача вне традиции, Непосредственное обращение к познанию, Мгновенное обретение буддовости. В этих строках выражены особые черты, отличающие дзэн-буддизм от иных школ. Бодхидхарма подчеркивал, что в духовной практике вся тяжесть ложится на непосредственный опыт, а не на книжное знание. Следует заметить, что как раз в то время на Цейлоне (Шри-Ланке) разгорелся жаркий спор, что важнее — практика или обучение. Дхаммакатхики, которые склонялись к обучению, одержали победу и таким образом повлияли на весь характер шри-ланкийского буддизма, которым сейчас фактически является Тхеравада. Однако сам упор на практическую работу и непосредственный опыт не отрицает важности книжного знания. Дзэнский принцип "не опираться на слова и писания" относится к передаче дзэн и означает, что дзэн передается от сердца к сердцу и не может быть получен посредством слов и писаний. Это не означает, что учение дзэн нельзя записать или передать в книгах. Как будет подробнее разъяснено ниже, мгновенное просветление, согласно дзэн-буддизму, предназначено для тех, кто духовно подготовлен к нему, а книжное знание помогает обрести такую готовность. Передача вне традиции относится к методам практики дзэн, отличным от традиционно практикуемых методов в иных школах буддизма Поэтому редко мы встретим в дзэн-буддизме такие традиционные формы практики, как культивирование, пестование моральной чистоты (что свойственно Тхераваде), религиозный культ Будды и бодхисатв (что характерно для многих школ Махаяны) и использование мантр (как в случае с традицией Ваджраяны). Даже столь важная для всех школ практика медитации довольно своеобразно преломилась в дзэнской традиции, где медитатор сосредоточивается на представлении пустоты, тогда как иные школы используют традиционный метод индийского буддизма, где медитатор приучает себя сосредоточивать свое сознание в одной точке. Принцип дзэн "непосредственное обращение к сознанию" подчеркивает практическое обучение, что необходимо для очищения сознания, для его пробуждения и просветления. Данная грань дзэн-буддизма легко отличает его от других прославленных махаянских школ, расцветших примерно в то же самое время, таких, как школа Вэйши (чистого сознания), где подробно анализируется само сознание, школа Тяньтаи (школа "Лотосовой сутры"), где разговор заходит о синкретизме всех основных школ, и школа Хуаянь (школа "Сутры о величии цветка"), где глубоко исследуются бесконечные ипостаси [единого "мира дхармы"]. Принцип "мгновенного обретения буддовости" в дзэн-буддизме единствен в своем роде, его нет в иных школах буддизма. Согласно этому принципу, когда мы актуализируем [вызываем в своем сознании] трансцендентальную космическую реальность, мы мгновенно становимся буддами! Данный подход явно отличается от (или, как полагают некоторые ученые, выступает против) [учения] Тхеравады или некоторых школ Махаяны о необходимости многочисленных перерождений для того, чтобы обрести в конце концов просветление. Но подобный мгновенный подход к просветлению не прост [в своем исполнении] и необязательно является самым быстрым, особенно когда человек не готов к нему духовно. В буддийской философии все подчинено причинно-следственному закону. То, что вы читаете данную книгу, указывает на то, что ваша карма предоставила вам такую возможность для духовного развития, независимо от вашего вероисповедания. Если вы готовы к длительному, но стоящему путешествию, [связанному] с практикой дзэн, то обращайтесь к очередной главе.
|