КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
I. Сознание и бессознательное.Стр 1 из 3Следующая ⇒ Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)»
Реферирование По философии. Зигмунд Фрейд «Я и Оно»
Студентки II второго курса
Ростов-на-Дону
Зигмунд Шломо Фрейд - австрийский психолог XX века, оказавший большое влияние на развитие медицины, психологии и социологии, который является основателем психоанализа. Главными его достижениями являются разработка трёхкомпонентной структурной модели психики, состоящей из «Оно», «Я» и «Сверх-Я», выделение специфических фаз психосексуального развития личности, психологизация понятия «бессознательное», открытие трансфера и контр-трансфера, а также разработка таких терапевтических методик, как метод свободных ассоциаций и толкование сновидений. В 1923 г. была опубликована одна из самых знаменитых работа Фрейда «Я и Оно» Данный труд структурирован автором следующим образом: · I Сознание и Бессознательное · II Я и Оно · III «Я» и «Сверх-Я» («Идеал Я») · IV Два вида первичных позывов · V Зависимости «Я» Читая книгу «Я и Оно», погружаешься в таинственный мир человеческой души, мир непознанной психики личности и нашего «Я». Фрейд подчеркивает, что в человеке конфликтует всё: низменное (либидо) и высокое (идеалы), устойчивое и изменчивое. З.Фрейд разработал свою оригинальную систему анализа душевной жизни человека, а так же доказал, что психология является отражением мыслительных процессов. Происходящее в подсознании, в глубинных уровнях психической активности отражается в нашей обыденной жизни.
I. Сознание и бессознательное. «Быть сознательным»,- пишет З.Фрейд, «есть чисто описательный термин, ссылающийся на наиболее непосредственные и наиболее надежные восприятия. Но дальше опыт показывает нам, что психический элемент, например, представление, обычно не осознается длительно. Напротив, характерно то, что состояние осознательности быстро проходит.[1]» То что мы осознаем в настоящем в следующий момент делается неосознанным, но при легко осуществимых определенных условиях может снова вернуться в сознание. «И мы не знаем, чем оно было в промежутках; мы можем сказать, что оно было латентно, и подразумеваем под этим, что оно в любой момент было способно быть осознанным. Но и в этом случае, если мы скажем, что оно было бессознательным, мы даем правильное описание. Это бессознательное совпадает тогда с латентной способностью к осознанию» [2] - подчеркивает автор. В дальнейшем течении психоаналитической работы мы уточняем термин «Я», о котором пойдет речь в следующих главах труда «Я и Оно». «Я» личности – «представление о связной организации психических процессов. К этому «Я» прикреплено сознание, оно владеет подступами к мотилитетности, т.е. к разрядке раздражений во внешний мир. Это та психическая инстанция, которая производит контроль над всеми своими частичными процессами; ночью она засыпает, но и тогда все еще управляет цензурой сновидений[3]» Фрейд говорит о термине «вытеснения», которые исходят от «Я». С их помощью психические стремления должны быть исключены не только из сознания, но и из других видов действительности. «Все это, устраненное вытеснением, в анализе противостоит «Я», а анализу ставится задача – уничтожить сопротивление, которое «Я» проявляет к вниманию, уделяемому анализом вытесненному» [4] В заключение первой главы автор поясняет, что часть «Я» (один Бог знает, какая часть!!!) может быть бессознательным и, несомненно, является таковым. И это бессознательное - не латентно как предсознательное, иначе его нельзя было бы активизировать, не делая сознательным. II. « Я» и «Оно» В начале этой главы Фрейд отступает от темы «вытесненное» и задается вопросом «как сделать что-то сознательным? – это лейтмотив второй главы. Познать БСЗ можно путем превращения БСЗ в СЗ. Сознание же, говорит автор – «это все восприятия, приходящие извне (чувственные восприятия), и изнутри – то, что мы называем ощущениями и чувствами». А как же мыслительные процессы? «Они протекают где-то в глубине психического аппарата в виде смещений психической энергии по пути к действию»[5] Вот как объяснения Фрейда понимаю я: Также автор приводит живописный пример, сравнивая «Я» - с всадником, который должен обуздать превосходящего его по силе коня, где резвый конь - «Оно». Всадник «ведет коня туда, куда конь хочет». То есть «Я» превращает волю «Оно» в действие. III «Я» и «Сверх Я » «Сверх-Я» - некая перегородка между «Я» и «Оно». Это различные ограничения: требования культуры, моральные запреты. Именно это понятие Зигмунд Фрейд раскрывает третьей главе. «Сверх-Я» - социальный контроль, благодаря ему человек является культурным существом. Как же формируется «Сверх-Я»?- задается вопросом автор. Для разъяснения этого вопроса Фрейд вводит понятия «идентификации» и «загрузки объектом», которые нельзя отличить на первоначально-примитивной фазе развития индивида. В дальнейшем, можно только предположить, «что загрузки объектом исходят от «Оно», для которого эротические стремления являются потребностями. «Я», вначале еще слабоватое, получает сведения о загрузках объектом, соглашается с ними или противится им процессом сопротивления»[9] - пишет автор. Фрейд принимает во внимание, что существует одновременность загрузки объектом и идентификации, «т. е. изменение характера в момент, когда объект еще не покинут». В таком случае, «изменение характера по длительности могло бы пережить отношение к объекту и в известном смысле это отношение консервировать»[10]. Религия, мораль и социальное чувство –содержания высшего в человеке – первоначально составляли одно целое. Сейчас мораль развивается в человеке– « путем преодоления прямого Эдипова комплекса; социальные же чувства вышли из необходимости побороть соперничество, оставшееся между членами молодого поколения.»[12]
|