КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Нарушения голоса при патологической мутации у подростковВ качестве одного из функциональных расстройств можно рассматривать патологическую мутацию голоса у подростков. Нормальная смена детского голоса на взрослый, как правило, завершается в течение одного года. Однако нередки случаи, когда естественный физиологический процесс искажается. В практике это чаще встречается у мальчиков. Подросток 14—16 лет не в состоянии перейти на способ взрослого голосообразования. Причиной этого могут быть эндокринные нарушения в период полового созревания. В данном пособии подобные случаи не рассматриваются, поскольку это область медицины. При затянувшейся патологической мутации подросток продолжает говорить детским голосом, который постепенно становится заметно осипшим, иссякающим, с ощущениями большого напряжения, утомления и даже боли в горле. Происходит это от несоответствия сформировавшейся гортани уже взрослого человека и детского способа голосоведения. Такие явления могут продолжаться от нескольких месяцев до нескольких лет, требуют установления причин и специальной коррекционной работы по нормализации голосовой функции. Причины патологической мутации весьма разнообразны. Ю. С. Василенко (1996) выделяет четыре: местные, нервно-психические, сенсорные и гормональные. К местным причинам возникновения мутационных дисфоний он относит бурный рост гортани в период полового созревания и неумение подростка перестроить голос в новых анатомо-физиологических условиях. Представляется, однако, что должны быть еще какие-то патогенные факторы, так как это процесс физиологический и у большинства подростков проходит естественно. Указание на то, что дисфония чаще всего встречается у мальчиков из неполных семей, где они больше слышат голос матери и «настраиваются» на него, нашими наблюдениями не подтверждается. Среди подростков, прошедших у нас курс фонопедии, приблизительно поровну было из полных и неполных семей. Весьма убедительным представляется положение о нервно-психических нарушениях. У наблюдаемой нами группы подростков явно прослеживались психохарактерологические и невротические черты личности. Подростки были мнительными, тревожными, ощущали свою как бы «ущербность»; наблюдался общий сниженный фон настроения. При этом нарушения голоса они оценивали адекватно, не проявляя сверхценного отношения к дефекту. В большинстве случаев причиной голосовой патологии считали перенесенную простуду и безуспешно лечились у оториноларинголога. Бесспорно, актуальным является вопрос о сенсорных возможностях индивида при овладении голосоречевой функцией. При чем здесь обретают большую роль не только сохранный слух и достаточно развитый музыкальный слух. Важное значение имеет способность к установлению прочных связей между слухоречевым и речедвигательным анализаторами. Именно они служат основой для овладения правильным звукопроизношением, интонацией и фонацией, содержащих главные его акустические характеристики. В норме ребенок прилаживает свою речь к образцу, который воспринимает от окружающих. Поэтому один из способов коррекции голосоречевой функции — имитативный, основанный на подражании, подстраивании голоса и произношения к предлагаемому логопедом образцу. Практически при всех видах функциональных нарушений голоса в восстановительной работе независимо от их этиологии на первый план выступает именно это. Чем тоньше музыкальный слух, тем эффективнее будут результаты. Но еще недостаточно хорошо слышать образец, необходимо, чтобы обучаемый прочувствовал, внутренне осознал мышечные ощущения голосоречевого тракта. Правильные голосовые кинестезии формируются и закрепляются постепенно. Критерием оценки правильного голосообразования можно считать достижение требуемого акустического эффекта с ощущением комфорта при голосоведении, т.е. образование устойчивой связи между слухоречевым и речедвигательным анализаторами. Подростки с мутационными нарушениями голоса слышат свой дефект, но в силу различных причин перестроить функции голосоречевого тракта не могут. Они жалуются не только на качество голоса, но и на сильное утомление в момент речи, напряжение, ощущения дискомфорта в горле. При прослушивании подростка специалистом отмечается явная дискоординация между дыханием и фонацией. Картина гортани характеризуется покраснением слизистой оболочки, асинхронностью колебаний голосовых складок, их несмыканием в форме треугольника в заднем отделе. Но чаще при затянувшейся патологической мутации несмыкание голосовых складок приобретает форму овала. Не умаляя необходимости клинических и инструментальных методов обследования, следует отметить, что большое значение в диагностике мутационных дисфоний имеет аудитивная оценка качества фонации. Прослушивание голоса с сопоставлением данных анамнеза и ларингоскопии позволяет правильно установить диагноз. Некоторые юноши связывали нарушение голоса с перенесенной простудой, большинство не могло назвать видимой причины. Мы наблюдали молодого человека 21 года (это был студент-иностранец), который считал причиной нарушения голоса свои очень ранние попытки, видимо, еще до наступления мутации, говорить низким голосом. Он рано начал заниматься активной политической деятельностью, вращался в обществе зрелых мужчин и пытался говорить их голосом. К тому времени его голосовой аппарат еще не был сформирован, и постепенно он перешел на высокий фистульный, осиплый голос, который стойко закрепился. Ю. С. Василенко, О. С. Орлова (1984) предложили следующий курс восстановления голоса при мутационных расстройствах. Фонопедическая работа подразделяется на три этапа: первый — подготовительный, второй — формирование нового механизма голосообразования, третий — закрепление и автоматизация речевых стереотипов. Целью подготовительного этапа является всестороннее обследование больного для обоснованного составления плана дальнейших реабилитационных мероприятий, ослабление патологических речевых связей и подготовки дыхательных и артикуляционных систем к последующей тренировке, активизация подростка, направленная на сознательное его участие в процессе выработки и постановки нового голоса. На следующем этапе ставится задача активного формирования навыков речевого дыхания, воспитания нового стереотипа голосообразования, предполагающего выработку оптимального звучания голоса при наименьшем мышечном напряжении. Направленность последнего, заключительного, этапа состоит в закреплении нового механизма голосообразования, работе над техникой речи, расширении диапазона звучания голоса. Такая поэтапность в занятиях позволяет последовательно и системно строить фонопедическую работу, а также дифференцировать методы педагогического воздействия в зависимости от индивидуальных особенностей обучаемых. Начальным звеном фонопедической работы является рациональная психотерапия, позволяющая добиться активного и сознательного участия подростка в процессе постановки голоса. Необходимо доходчиво и доступно, исходя из его возрастных и индивидуальных особенностей, объяснить подростку разницу в механизме голосообразования детей и взрослых, подготовить к тому, что настал момент, когда его собственный голос должен приобрести грудное, низкое звучание, обосновать оправданность тех или иных упражнений. Вступительная беседа также имеет целью установить тесный контакт с больным, завоевать его доверие, вселить в него уверенность в собственных силах и возможностях. С первых же занятий важно нацелить подростка на упорные самостоятельные тренировки. Психотерапевтические беседы продолжаются на протяжении всего курса восстановительного лечения, постепенно формируя адекватное отношение к новому низкому голосу. Одновременно с психотерапией начинаются дыхательная гимнастика и общеукрепляющая лечебная физкультура. Занятия ЛФК не только оказывают воздействие, ускоряющее постановку голоса, но и влияют на нормализацию дыхательной функции. За счет изменения частоты дыхательных движений достигается полное равномерное дыхание, правильное соотношение вдоха и выдоха, рациональное использование выдыхаемого воздуха во время речи. Обучение дыхательным упражнениям проводится в состоянии покоя, статические упражнения усваиваются лучше, если вначале их выполнять лежа, затем стоя и сидя. Медленный темп всех действий позволяет рассчитывать на выработку правильных кинестезий, снять напряжение с мышц гортани и оральной мускулатуры. В тренировочный комплекс следует включать упражнения, улучшающие осанку детей, так как часто подростки сутулятся, стесняясь своего роста, втягивают в плечи шею, что сказывается на голосообразовании и мешает становлению грудного низкого голоса. Основное внимание уделяется формированию нижнереберного типа дыхания с активным участием диафрагмы. После спокойного вдоха и выдоха подростку предлагается сделать вдох через нос, сосредоточив внимание на передней стенке живота. Диафрагма, сокращаясь при вдохе, приподнимает переднюю стенку живота, но грудь в это время подниматься вверх не должна. Несколько дней занятий позволяют добиться осознанности движений диафрагмы. Вначале рекомендуются беззвучные дыхательные упражнения на координацию ротового и носового дыхания, а затем приступают к фонационным упражнениям, которые направлены на удлинение выдоха. После предварительного вдоха через нос подростку предлагается сделать плавный медленный выдох, длительно произнося щелевые глухие согласные: с-с-ш; ш-ш-с; ф-ф-с; с-ш-ф. После установления ровного ритмичного дыхания можно переходить к формированию навыков дыхания во время двигательной активности. Динамическая дыхательная гимнастика не только физически укрепляет организм, но и развивает фонационное дыхание, подготавливает речевой аппарат к голосовым нагрузкам. Такие упражнения служат фактором, координирующим дыхание и фонацию, движения и речь. Большое значение также приобретает возможность отвлечения подростка от собственного голоса, что в значительной мере ускоряет процесс реабилитации. В этих целях весьма полезны различные комплексы ЛФК. Основная задача фонационных упражнений — добиться естественного резонирования звука, свободных, в полном объеме движений артикуляционного аппарата. Голосовые упражнения должны быть несложными, занятия непродолжительными и проводиться под контролем специалиста. В фониатрической практике сложилось мнение о том, что главная цель функциональной тренировки при нарушениях голоса в период мутации заключается в фиксации и удержании гортани на более низком уровне, в расширении объема гортанно-глоточного резонатора, что создает условия для нормального звучания взрослого голоса. Первоначально гортань может быть зафиксирована в наиболее низком положении механическим путем. Для этого следует рукой отдавить щитовидный хрящ вниз и назад. В таком положении рекомендуется произносить гласные [у] или [о], которые имеют наиболее низкую тональность. Однако такое воздействие малоэффективно, так как болезненные ощущения, которые при этом могут возникать, мешают закреплению правильного механизма голосообразования. Для опускания гортани можно рекомендовать более физиологичные упражнения, которые легко усваиваются тренирующимися. 1. Широко открыть рот. Расслабленный язык лежит на нижней губе, артикуляцию следует удерживать 1—2 мин. 2. Поочередное высовывание языка: узкого, напряженного — «жалом» и широкого, расслабленного — «лопатой». 3. Язык широкий, распластанный, лежит на дне полости рта. Сделать круговые движения его кончиком, облизав верхнюю и нижнюю губы. 4. Проталкивание языка сквозь сомкнутые зубы. 5. Широко раскрыв рот, имитировать зевание, затем сделать зевок с закрытым ртом. 6. Имитация полоскания полости рта и горла. 7. Опускание и поднимание нижней челюсти. 8. Движения нижней челюсти вправо и влево. 9. Движения нижней челюсти вниз и вперед с возвратом в обычное положение. Кроме описанных упражнений целесообразно рекомендовать всем подросткам гигиенический и вибрационный самомассаж лица, мышц шеи, что действует успокаивающе, снимает усталость с мышц, участвующих в голосообразовании, придает бодрость. При гигиеническом самомассаже активизируется работа расположенных на поверхности нервных окончаний, вибрационный массаж способствует активному вовлечению нервных окончаний, расположенных глубже. Не менее важно включить в процесс фонации грудной резонатор. Для этого подростку предлагается опустить голову и произнести длительно гласный [у] или [о], добиваясь ощущения вибрации грудной клетки. Если этого почувствовать не удается, то рекомендуется слегка постукивать по грудной клетке при одновременной подаче звука. В процессе тренировок нужно стремиться к естественному свободному низкому звучанию, вначале это длительная фонация в одной тональности гласных [у__о__], после чего можно переходить к качанию звука [ô, ŷ]. Затем отрабатывается произнесение закрытых слогов типа ум, ом, уууммм, оооммм, уммммм, оммммм, а далее закрытых и открытых слогов мум, мом, му, мо. Весьма эффективны упражнения, в которых произнесение гласных и слогов сочетается с движениями корпуса, рук и ног. При этом достигается отвлечение фиксированного внимания от патологического голоса, и вместе с тем движения туловища и рук вниз облегчают выработку и закрепление низкого звучания. В некоторых случаях с целью отвлечения обучаемых от дисфоничного звучания можно выключить слуховой контроль, используя корректофон Деражне. Прежде чем приступить к работе над словами, отрабатывается произнесение ритмически организованных слоговых последовательностей, в которые включены равноударные и разноударные слоги: му-му-му-му, му-му-му-му, му-му-му-му, му-му-му-му, му-му-му-му; мо-мо-мо-мо, мо-мо-мо-мо, мо-мо-мо-мо, мо-мо-мо-мо, мо-мо-мо-мо; му-мо-му-мо, му-мо-му-мо, му-мо-му-мо, му-мо-му-мо, му-мо-му-мо. Постепенно отрабатываемые последовательности усложняются за счет увеличения числа слогов и введения новых гласных. Полученные навыки закрепляются при отработке односложных, двусложных и трехсложных слов с гласными [о] и [у]:
Работа по введению других гласных проводится аналогично: вначале произносятся слоговые последовательности, а затем слова и специально составленные предложения: Вот дом. Дом большой. Около кола колокола. Открой окно. Кто пошел на каток? Наша река широка, как Ока. Чтобы не вызывать утомления у обучаемых, в фонопедической работе целесообразно использовать игровые ситуации, чередовать голосовые и дыхательные упражнения. Речевой материал должен соответствовать интересам подростка, отражать лексику, близкую к его увлечениям. Тексты для тренировок подбираются с учетом этих требований. Хорошо закрепляется адекватное возрасту голосообразования при чтении распространенных пословиц и скороговорок. • От топота копыт пыль по полю летит. • Бык тупогуб, у быка губа тупа. • Не тот глуп, кто на слова скуп, а тот глуп, кто на деле туп. • Ума палата, да разума маловато. • Была бы охота — будет ладиться работа. • Красно поле пшеном, а речь умом. • Чужим умом умен не будешь. • Маланья-болтунья молоко болтала, болтала да не выболтала. • Кто не работает, тот не ест. • У осы не усы, не усища, а усики. • Каждый кочет кукарекать хочет. Последующая работа над стихотворными текстами содействует расширению диапазона голоса. Здесь легко подобрать упражнения, требующие изменения силы звучания и высоты голоса. Такая тренировка позволяет избежать утомления голосового аппарата, которое легко наступает при монотонной и монодинамической работе. Можно рекомендовать следующие тексты.
К. И. Чуковский. Федорино горе * * *
* * *
Н. А. Некрасов. Железная дорога * * * Сорок сорок для своих сорочат, Сорок сорочек, не ссорясь, строчат. Сорок сорочек прострочены в срок, Сразу поссорились сорок сорок. Ю. Н. Кушак. Сорок сорочат * * *
* * * ...Бросая груды тел на груду, Шары чугунные повсюду Меж ними прыгают, разят, Прах роют и в крови шипят. Швед, русский — колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон, И смерть и ад со всех сторон. А. С. Пушкин. Полтава
* * *
М. Ю. Лермонтов. Гроза Занятия с подростками О. С. Орлова проводила амбулаторно два раза в неделю при условии ежедневных самостоятельных занятий дома. В результате уже на 5—7-м занятии удавалось выработать правильный стереотип голосообразования и голосоведения, добиться естественного нормального звучания голоса. Как показывает наш опыт работы при патологической мутации, очень важно первую беседу с подростком провести кратко, настойчиво и суметь при этом внушить ему возможность быстрого перехода на голосообразование взрослого мужчины. Надо просто и убедительно объяснить, что его голосовой аппарат здоров и его функциональные возможности достаточны для нормального голоса. После этого методом проб подбирается тон голоса, соответствующий конституции обучаемого. Затем логопед дает образец нескольких низких тонов, а подросток пытается их воспроизвести. Целесообразнее всего подбирать тон голоса при произнесении не очень длительного [м] («мычание») или [у] — наиболее низкого по звучанию гласного. Нередко на первом же занятии подросток находит тон голоса, воспроизведение которого ему удобно, напряжение в гортани отсутствует, а сам звук соответствует голосу взрослого человека. Эту «находку» следует сразу же закрепить в процессе произнесения слогов и слов. Дискоординация между дыханием и голосообразованием исчезает без специальных упражнений. Полезно произносить и обиходные слова типа здравствуйте, до свидания и т. п. Для самостоятельных тренировок на дом дается задание повторять слоги любого типа (ма, мо, му, мэ, мы; да, до, ду, дэ, ды и т.д.); слова, короткие фразы и читать вслух стихи по собственному выбору. Через два, три занятия обучаемый, как правило, полностью овладевает нормальным голосообразованием. Более трудными и длительными оказываются восстановительные занятия с подростками, у которых выражены невротические проявления. У них нередко патологическое голосообразование фиксируется достаточно прочно. Описанными выше приемами быстрого вызывания нормального голоса достичь не удается. Можно применить следующий прием: на фоне жевательных движений имитируется стон на придыхательной атаке. Найдя требуемый тон, следует произносить слоги уже на мягкой атаке с поворотами слегка опущенной головы влево и вправо на 90°. Для закрепления восстановленной фонации полезно проводить дыхательные упражнения, формирующие костно-абдоминальное дыхание. Голосовые функциональные тренировки как обычно предусматривают произнесение пар слогов, слов, предложений, чтение стихов и прозы. На этом этапе закрепляется координация между дыханием и фонацией. Введение нового способа голосообразования в коммуникацию происходит постепенно в процессе голосовых тренировок. Однако при ее использовании в спонтанной речи нередко возникают трудности. Приведем пример.
Студент II курса медицинского института, 20 лет, был направлен на обследование с диагнозом «парез внутренних мышц гортани». На приеме говорил высоким сиплым детским голосом, которого очень стеснялся. На первом же занятии методом проб по подражанию логопеду был подобран чистый тон голоса густого баритонального звучания. Полученный тон сразу же без всякого усилия и напряжения голосового аппарата был введен в слоги и слова. При активном желании избавиться от очень высокого голоса юноша был потрясен разницей между звучанием его прежнего детского голоса и сформировавшегося густого баритона. Новый голос вызывал удивление и окружающих, что также его смущало. Потребовалось некоторое время для привыкания к этому тембру. Запись речи на магнитофон и регулярное ее прослушивание помогли закреплению результатов. При контрольной проверке через 2 года молодой человек говорил звучным красивым баритоном.
Сложность в данном случае состояла во введении нового для пациента голоса в спонтанную речь и его закреплении. Иногда голос восстанавливается очень быстро.
За консультацией обратился гражданин Турции, юноша 17 лет, рослый, хорошо сформировавшийся физически, но говоривший детским осиплым голосом. В Стамбуле, где он обращался к специалистам, его уверили, что помочь ему невозможно, голос останется таким на всю жизнь. На нашем приеме после нескольких попыток у пациента был вызван мужской голос низкого тона, почти бас. Юноша сразу почувствовал, что это его голос и стал свободно повторять предложенные слова и фразы. Ему был рекомендован речевой материал для самостоятельных тренировок (он владел русским языком). На второе занятие через день он пришел, уже свободно общаясь голосом взрослого мужчины. На следующий день он вернулся в Стамбул. Дальнейшая его судьба нам неизвестна, но можно надеяться, что обретенный голос он сохранил.
Мы разделяем точку зрения Ю. С. Василенко, что самая распространенная причина патологической мутации кроется в собственных сенсорных возможностях индивида, скорее в их некоторой недостаточности. Значительная часть подростков при сформировавшемся голосовом аппарате не чувствуют, какой у них должен быть голос, и не могут перейти на него. Наступает несоответствие детского голоса полностью анатомически оформленной гортани. Причину этого мы объяснить не можем, но часто одного занятия, показа, каким должен и может быть голос, оказывается достаточно для устранения дефекта. Более сложными являются случаи патологической мутации у подростков с легкой неврологической симптоматикой, например при Неврозоподобном заикании или остаточных явлениях детского церебрального паралича. При этом не так быстро удается найти тон голоса, который бы соответствовал конституции подростка, и еще труднее закрепить этот голос. После обретения полноценного звучного тона обучаемые достаточно легко выполняют голосовые тренировки, произносят слова, фразы, стихотворения, короткие прозаические тексты, но в спонтанной речи переходят на уже привычную для них патологическую фонацию. В подобных случаях длительность фонопедических занятий увеличивается. Требуется постоянный контроль и поддержание достигнутого на приеме у логопеда, поэтому приходится подключать семью. Логопед объясняет близким суть нарушения, описывает трудности овладения полноценной фонацией и настоятельно рекомендует контролировать речь подростка. На практике встречаются нарушения голоса, как бы близкие к патологической мутации. И. Максимов (1987) называет их неполной или пролонгированной мутацией. Такие расстройства встречаются у мужчин 20—40 лет после нормально протекавшего пубертатного периода (имеется в виду гормональная сфера). По исследованиям И. Максимова, патология голоса начинается со времени мутационного периода, в 13—17 лет. При обращении к специалистам в более зрелом возрасте такие пациенты жалуются на слабые боли в горле, появление осиплости и утомления при голосовых нагрузках. При ларингоскопии голосовые складки гиперемированны и не смыкаются, чаще всего по типу овала. Вся картина напоминает хронический ларингит. Голос при этом имеет высокую тональность в диапазоне первой октавы и не соответствует полу и возрасту пациента. Безусловно, не оспаривая данных И. Максимова, позволим себе привести собственные наблюдения. За помощью в восстановлении более низкого мужского голоса к нам обращались мужчины, у которых не было других жалоб, кроме как на качество его звучания. При ларингоскопии картина соответствовала норме, изредка встречалось легкое несмыкание (1—1,5 мм) голосовых складок по всей длине. Из анамнеза не удалось установить, как протекала мутация. Ответ был типичным для всех: «Не помню, голос всегда был таким». Люди работали, имели семьи. Надо отметить, что в последнее время приток таких пациентов увеличился. Объяснить это можно изменением социальных и профессиональных условий жизни в нашей стране. Люди стали занимать посты, где требовалась большая солидность, и они обнаружили, что качество голоса имеет немалое значение. Коррекция голоса в подобных случаях не представляет трудностей. Как и при патологической мутации методом проб подбирается низкий тон голоса, который удобен пациенту. Он соответствует мужскому голосу, приятен на слух и не вызывает напряжения голосового аппарата. Закрепляется нужная фонация обычным набором голосовых тренировок в сочетании с дыхательной гимнастикой. Некоторые затруднения возникают при введении этого голоса в повседневное общение. Стереотип пользования высоким голосом у пациентов уже стойко закрепился, поэтому при переходе на новое звучание требуются достаточно длительные тренировки и постоянный слуховой контроль за собственной речью. Данное голосовое расстройство мы позволили бы себе назвать несостоявшейся мутацией, так как пролонгированная мутация предполагает ее завершение, а в описанных случаях этого не происходило. Необходимо еще остановиться на таком явлении, как голос транссексуалов. В последние годы операции по изменению пола стали довольно распространенными. Проблема эта многоаспектная, и одной из ее сторон является голос. Для фонопедии это новая область. Мы имеем совсем небольшой опыт в изменении голоса мужчин на женский — три случая. Все обратившиеся ранее были мужчинами с соответствующим строением гортани и акустическими характеристиками голоса. Двое говорили тенором, одна — низким басом и общалась она шепотом, чтобы не привлекать внимания окружающих. Гормональная терапия, которую все они получали, на качество голоса не повлияла. Фонопедия пока не располагает методическими приемами, которые могли бы достоверно помочь таким людям. В наших случаях мы пытались постепенно повышать тон голоса, не сразу определяя, какой будет оптимальный. Обучаемые продвигались в постепенном повышении голоса на полтона отраженно за логопедом. По прошествии нескольких занятий дошли до такого звучания, которое было удобно для фонации, не вызывало напряжения и соответствовало женскому голосу. В этой тональности стали проводить голосовые тренировки на материале слогов, слов и коротких фраз обиходного характера. По мере тренировок пациентки «ощутили» свой голос, т. е. у них сформировались голосовые кинестезии. Вскоре они стали общаться с окружающими женскими голосами. Так был обретен женский голос двумя пациентками. Третья, которая разговаривала басом, занималась очень мало, быстро прекратила тренировки, которые почти не дали положительных результатов. Следует отметить, что поскольку все трое ранее были мужчинами, они хорошо себе представляли, что такое фальцет — фонация только краями голосовых складок (пение В. Преснякова), и категорически не хотели им пользоваться. Можно предположить, что в дальнейшем подобные пациенты будут обращаться к специалистам чаще, и логопедам потребуется искать и разрабатывать приемы необходимой для этих случаев коррекционной работы. Контрольные вопросы и задания 1. Что может являться причиной патологически протекающей мутации голоса подростков? 2. Какие симптомы отмечаются в ларингоскопической картине? 3. Каковы характерные признаки нарушенного голоса при патологической мутации? 4. Назовите этапы фонопедической работы, выделенные О. С. Орловой. 5. Каким приемам работы в них уделено особое внимание? 6. Чем характеризуется незавершенная мутация? 7. Выделите три группы возрастных изменений голоса. В первой перечислите признаки нормально протекающей мутации, во второй — патологической мутации, в третьей — незавершенной мутации. 8. Составьте краткие рекомендации с указанием того, что необходимо знать о возрастных изменениях голоса подростков.
|