КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ПЧЕЛА И ШЕРШЕНЬ
— Скажи мнЂ, Пчела, для чего ты столь глупа? Знаеш, что трудов твоих плоды не столько для тебе самой, сколько для людей полезны, но тебЂ часто и вредят, принося вмЂсто награжденія смерть, однак не престаете дурачитись 1 в собираніи меда. Много у вас голов, но безмозгіе 2. Видно, что вы без толку влюбилися в мед. — Ты высокій дурак, господин совЂтник 3, — отвЂчала Пчела. — Мед любит Ђсть и медвЂдь, а Шершень тоже лукаво достает. И мы бы могли воровски добывать, как иногда наша братья и дЂлает, если бы мы только Ђсть любили. Но нам несравненно большая забава собирать мед, нежели кушать. К сему мы рожденны и не престанем, поколь умрем. А без сего жить и в изобиліи меда есть для нас одна лютЂйшая смерть. Сила. Шершень есть образ людей, живущих хищеніем чуждаго и рожденных на то одно, чтоб 4 Ђсть, пить и протч. А пчела есть герб мудраго человЂка, в сродном дЂлЂ трудящагося. Многіи шершни без толку говорят: для чего сей, напримЂр, студент научился, а ничего не имЂет? На что-де учитись, если не имЂть изобилія?.. Не разсуждая слов Сіраха 5: «Веселіе сердца — живот человЂку», и не разумЂя, что сродное дЂло есть для него сладчайшее пиршество. Взгляньте на правленіе блаженныя натуры и научитеся. Спросите вашу борзую собаку, когда она веселЂе? — Тогда, — отвЂчает вам, — когда гоню зайца. Когда вкуснЂе заец? — Тогда, — отвЂчает охотник, — когда ганяю. Взгляньте на сидящаго пред вами кота. Когда он куражнЂе? Тогда, когда цЂлу ночь бродит или сидит возлЂ норохи, хотя, уловивши, и не Ђст мыши. Запри в изобиліи пчелу, не умрет ли с тоски в то время, когда можно ей лЂтать по цвЂтоносным лугам? Что горестнЂе, как плавать в изобиліи и смертно мучитись без сроднаго дЂла? НЂт мучителнЂе 6, как болЂть мыслями, а болят мысли, лишаясь сроднаго дЂла. И нЂт радостнЂе, как жить по натурЂ. Сладок здЂсь труд \127\ тЂлесный, терпенье тЂла и самая смерть его тогда, / 152 / когда душа, владычица его, сродным услаждается дЂлом. Или так жить, или должно умрЂть. Старик Катон чем мудр и щаслив? Не изобиліем, ни чином, — тЂм, что послЂдует натурЂ, как видно в Ціцероновой книжечкЂ 7 «О старости» 8. Сія одна есть премилосердная мати и премудрая путеводителница. Сія преблагая домостроителница несытому дарует много, а мало дает довольному малым. Но раскусить же должно, что значит жить по натурЂ. Не закон скотских удов 9 и похотей наших, но значит блаженное оное естество, называемое у богословов трисолнечное, всякой твари свою для нея часть и сродность вЂчно предписующее. О сем-то естест†сказал древній Епікур слЂдующее: «Благодареніе блаженной натурЂ за то, что нужное здЂлала нетрудным, а трудное ненужным». А понеже в богЂ нЂсть мужскій пол ни женскій, но все в нем и он во всем, для того сказует Павел: «Иже есть всяческая во всем...»
|