Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ВДОХНОВЕНИЕ И ТЕХНИКА




 

Лина была привлекательной молодой женщиной, имевшей на руке диагностированную врачом злокачественную саркому. Ей сказали, что она может сохранить жизнь, только согласившись на ампутацию руки. При одной мысли, что ее жизнь полностью зависит от этой мучительной операции, Лина чувствовала приступы смертельного страха и пробовала разные варианты терапии, которые помогли бы ей выжить и при этом сохранить себя физически и психологически.

Чак и Феликс - два брата-подростка - постоянно враждовали между собой. Их отец и приемная мать были очень обеспокоены тем, что конфликт становился все более жестоким и непримиримым, и просили оказать необходимую помощь мальчикам и всей семье.

Тони был изнеженным мальчиком. Его предки имели английские и вест-индийские корни. Когда он почувствовал, что теряет над собой контроль, то очень испугался. Он постоянно менял место жительства, время от времени проживая в разных семьях и пансионатах. Из-за своего поведения он рано или поздно с каждым из них расставался и в конце концов оказался всеми отверженным. Это всеобщее отвержение вызывало в нем смешанное ощущение триумфа и отчаяния.

Кэролайн, замужняя женщина, которая и до этого уже несколько раз была замужем и имела детей-подростков, много лет состояла на учете в наркологическом диспансере. Будучи трезвой, она всегда находилась в отличной форме, но в состоянии опьянения у нее возникали симптомы полного безразличия к жизни, которые ее очень пугали. Недавно она прошла дезинтоксикацию и оказалась в полном отчаянии, ощущая, что для нее это “последний шанс”, и за свою несостоятельность чувствовала огромную вину и раздражение.

 

Этим людям, как и многим, многим другим, помогла психодрама. Хотя с первого взгляда может показаться, что они не являются самыми легкими и благодарными клиентами для терапевта.

Принято считать, что сложнее всего оказывать помощь подросткам и алкоголикам. Подростки стараются защититься от эмоциональных переживаний или тревожности тем, что сразу включаются в действие; такое поведение может разрушить любые попытки найти психотерапевтический подход к их потребностям и проблемам. С другой стороны, всегда можно возразить, что до тех пор, пока для подростка не наступил самый сложный период, ему вообще не требуется регулярная помощь психотерапевта. Такая помощь часто требуется из-за внезапной потери ориентации, которая может поставить под угрозу всю жизнь. Алкоголики используют свою зависимость, чтобы заставить замолчать боль, связанную с их прошлым и настоящим; психотерапия (как часть лечебного процесса) часто усиливает ощущения несчастья и боли. Алкоголику проще вернуться к бутылке, чем столкнуться лицом к лицу со своими проблемами. Решение этих проблем даст возможность человеку пересмотреть свое отношение к реальности, найти более подходящий способ адаптироваться к ней и тем самым почувствовать вкус к жизни.

Группы и отдельные люди, испытавшие на себе воздействие психодраматического метода, о которых идет речь в этой книге, могут не иметь ничего общего с протагонистами, с которыми психодраматисты встречаются в учебных группах. Как правило, такие группы, состоят из очень мотивированных, заинтересованных в изучении метода взрослых людей, чье сопротивление и защитные механизмы не так жестко и часто скрывают эмоциональные затруднения. У них очень хорошо развит контролирующий импульс, а роль протагониста в процессе обучения они рассматривают как некую привилегию. В таких ситуациях гораздо легче провести классическую психодраму, центрированную на протагонисте (См. следующую главу, где помещен обзор, посвященный классической психодраме).

Что же тогда заставляет некоторых психодраматистов отойти от классических форм тренинга, чтобы работать с клиентами, чьи проблемы и психологические затруднения серьезно препятствуют оказанию им необходимой помощи? Такая судьба определяется сочетанием нескольких факторов. Иногда деятельность, которую в свое время человек выбрал неосознанно, перестает его увлекать и становится для него пыткой. Иногда разогревом для такой работы могут служат какие-то события в личной жизни терапевта. Может случиться так, что он помогает алкоголику, которого знает с малых лет; или это могут быть семейные проблемы, которые полностью никогда не бывают разрешены. Они подводят человека к необходимости личного включения в сферу деятельности, где он получил бы возможность обратиться к ним напрямую. Иногда терапевта к более трудным клиентам приводят профессиональные разогревы. Успешная работа с одним типом клиентов может вызвать интерес к другому типу, и постепенно человек становится известным специалистом, который занимается определенным типом проблем. И так далее.

Авторы этой книги демонстрируют, какому количеству травмированных и несчастных людей удается помочь, соединив два очень мощных и очень действенных фактора: вдохновение и технику. В своем предисловии Марша Карп упоминает об артистизме психодрамы и необходимости принятия терапевтически оправданного риска. Однако эти аспекты обязательно должны быть связаны к твердой теоретической и методической базой психодрамы.

Под вдохновением мы имеем в виду процесс, во время которого творчество и спонтанность позволяют терапевту создать что-то новое и для себя, и для клиента. Чтобы вдохновить другого человека или группу, директору обязательно нужно взращивать ростки изменений. Чтобы стать превосходным директором, требуются воображение, любопытство, игровое начало, эмпатия, риск, самосознание, зрелость и владение мастерством. Можно сказать, что вдохновленный человек впитывает в себя мысли и чувства других и сам зажигается ими. Вдохновляясь, вы как бы обретаете новое дыхание. Морено любил повторять, что директор должен быть самым спонтанным человеком в группе. Спонтанность очень заразительна. Чтобы стать спонтанным, директору необходим собственный разогрев. Чтобы воодушевлять других, директор должен:

 

1) иметь твердый и оптимистичный взгляд на потенциал группы;

2) быть уверенным в себе и создавать ощущение, что в группе происходят какие-то позитивные изменения;

3) творить моменты, когда все становится возможным: директор в состоянии создать атмосферу волшебного творчества;

4) создавать атмосферу, в которой неизвестное, непроговоренное, нерожденное, неслучившееся оказывается столь же важным, как и все, что в жизни произошло. Психодрама делает акцент на том, что не случилось, чему жизнь не дала возможности произойти;

5) обладать подлинным ощущением игры, удовольствия, свежести и уметь воплощать и юмор и пафос;

6) знать изначальные идеи, мечты и фантазии Морено и быть способным воплотить их в действии;

7) иметь склонность к риску; уметь оказать поддержку, стимулировать, а иногда и провоцировать клиента на терапевтическую работу;

8) уметь индуцировать в других ощущение спонтанности и творческого полета, которые приводят к личностным изменениям.

 

Некоторые из самых захватывающих и вознаграждающих эпизодов, приведенных в этой книге, не были заранее запланированы: они родились сами и стали плодами творчества, спонтанности и вдохновения. Глава, написанная Кеном Спрагом, посвящена работе с группами подростков с серьезными нарушениями в развитии. В ней он описывает, как, связав имеющиеся в его арсенале дидактические методики с психодраматическим подходом, ему удалось помогать молодым людям развивать творческие способности, вдохновляя их на достижение новых, доселе неведомых вершин удовольствия. Анн Анселин Шутценбергер смогла совершить творческий прорыв от применения психодрамы для лечения психологических травм до создания жизнеутверждающего потенциала у людей, умиравших от злокачественных заболеваний. Ее огромный опыт работы в классической психодраме позволил взять на себя риск работы с клиентами, жившими в страхе от ожидания скорой смерти. Питер Питцеле помогает подросткам справиться с тревожностью, работая с внутренним психологическим пространством и создавая успокаивающую дистанцию метафоры. Барбара Джин Квин использует в работе личные переживания и саморефлексию, помогая другим профессионалам получить необходимую психологическую поддержку.

Всем психодраматистам - авторам этой книги на разных этапах своей терапевтической деятельности приходилось идти на риск. Давая волю своей креативности и вдохновению, они стремились к достижению прогресса в своей профессиональной деятельности и повышению уровня мастерства, и тогда им удавалось помогать клиентам, которые до того считались трудными, если не абсолютно безнадежными.

Следует отказаться от предвзятого мнения, что существует наилучший или единственный способ оказания человеку помощи. На конкретной сессии в конкретный момент директор должен быть доступен для каждого. Всякая возможность совместной работы моментально пропадает, как только терапевт начинает стараться доказать свою правду, не совпадающую с правдой клиента. И директору, и клиенту особенно важно найти общий рабочий ритм. Многие люди имеют весьма специфические проблемы, которые приводят их к одиночеству, и это вынуждает терапевта работать с ними, а не для них. Директору не следует оставлять без внимания группу, иначе она почувствует себя беспризорной. Психодрама - это групповой процесс, а не индивидуальная терапия, которая проводится в группе. Предоставляя группе возможности для самовыражения, директор помогает каждому ее участнику набраться смелости, чтобы выразить то, что происходит у него внутри.

Терапевтическая работа, которая нашла отражение в этой книге, наглядно демонстрирует потребность теоретического и методического подкрепления; соединенные вместе, они служат незыблемой опорой для вдохновенной и творческой психодраматической работы. Все авторы прошли полный курс обучения психодраме. Нет никаких сомнений в том, что без свободного владения классическим методом при работе с трудными клиентами они бы спотыкались на каждом шагу и в конце концов окончательно завязли. Без знания психологической теории, объясняющей взаимодействие людей, любая попытка директора помочь человеку оказывается тщетной.

В процессе своей работы психодраматист может использовать разные методы и психологические теории. Чтобы вдохновить своих юных аутичных друзей, Кен Спраг, например, использовал свой многолетний опыт художника-графика.

Энн Баннистер, а также Элейн Голдман и Кит Уилсон демонстрируют, как вдохновение в работе было связано с их знаниями теории и техник, имеющих отношение к специфике клиентских групп. Дети, испытавшие сексуальное посягательство, равно как и дети алкоголиков, начинают приспосабливаться к реальности весьма специфичными способами. Знание этих способов, а также законов межличностного взаимодействия приводит к тому, что вдохновенная терапевтическая работа этих директоров достигает своей цели. Пренебрежение этими законами могло бы привести к опрометчивым и бесплодным столкновениям, которые обычно влекут за собой распад группы и преждевременное прекращение психотерапии.

В этой книге опытные практикующие психодраматисты рассказывают о том, как им удавалось увязать их собственный личный и теоретический разогрев с вдохновением и творчеством. Эта книга - не энциклопедия; многие авторы поднимают важные теоретические и практические вопросы, которые за неимением места можно было лишь кратко затронуть. Есть надежда, что вдохновленный читатель протянет мысленные нити дальше, насколько позволит ему фантазия. Наших авторов ни в коем случае нельзя назвать самыми выдающимися; существует множество других психодраматистов, ничуть не менее творческих, вдохновенных и технически подготовленных. Однако мы надеемся, что приведенные здесь случаи из клинической практики вдохновят читателя не только обогатить свой технический психодраматический арсенал, но и соединить его с собственным профессиональным опытом и знаниями, полученными из других источников. Обладая такими знаниями, можно помочь многим травмированным, истерзанным и несчастным людям. Только если человек имеет достаточно свободы для творчества и проявления спонтанности, можно говорить о существовании продуктивной, технически совершенной и вдохновенной терапевтической работе.

 

Литература*

 

Blatner, A. (1973) Acting In - Practical Applications of Psychodramatic Methods, New York: Springer Publishing.

Blatner, Adam and Blatner, Alec (1988) The Foundations of Psychodrama. History Theory and Practice, New York: Springer Publishing.

Feasy, D. (1984) “Psychodrama is group psychotherapy”The Midland Journal of Psychotherapy (2): 30-7.

Goldman, E.E. and Morrison, D.S. (1984) Psychodrama: Experience and Process, Dubuque, Iowa: Kendal Hunt.

Greenberg, I. (1975) Psychodrama: Theory and Therapy, New York: Behavioural Publications.

Holmes, P. (1984) “Boundaries or chaos: an outpatient psychodrama group for adolescents”, Journal of Adolescence 6: 333-46.

Holmes, P. (1987) переработанное издание в J. Coleman (ed.) Working with Troubled Adolescents, London: Academic Press.

Leveton, E. (1977) Psychodrama for the Timid Clinician, New York: Springer Publishing.

Marineau, R.F. (1989) Jacob Levy Moreno 1889-1974, London: Tavistock/Routledge.

Moreno, J.L. (1953) Who Shall Survive? The Foundations of Sociometry, Group Psychotherapy and Psychodrama, Beacon, NY: Beacon House.

Moreno, J.L. (1960) The Sociometry Reader, Beacon, NY: Beacon House.

Moreno, J.L. (1972) Psychodrama Vol. I, Beacon, NY: Beacon House.

Moreno, J.L. (1973) Theatre of Spontaneity, Beacon, NY: Beacon House.

Moreno, J.L. (1987) in J. Fox (ed.) The Essential Moreno, New York: Springer Publishing.

Moreno, J.L. and Moreno, Z.T. (1969) Psychodrama Vol. III, Beacon, NY: Beacon House.

Moreno, J.L. and Moreno, Z.T. (1975) Vol. II, Beacon, NY: Beacon House.

Moreno, J.L., Moreno, Z.T and Moreno, J.D. (1964) The First Psychodramatic Family Beacon, NY: Beacon House.

Moreno, Z.T. (1966) “Sociogenesis of individuals and groups” in The International Handbook of Group Psychotherapy, New York: Philosophical Library Inc.

Moreno, Z.T. (1987) “Psychodrama, role theory, and the concept of the social atom” in “Evolution of Psychotherapy”, New York: Brunner/ Mazel.

Powell, A. (1976) “Object relations in the psychodrama group”, Group Analysis 19: 125-38.

Storr, A. (1977) Psychodrama: Rehearsal for Living, Chicago: Nelson Hall.

Treadwell, T., Stein, S. and Kumar, V. (1988) “A review of psychodramatic warm-up techniques for children, adolescents and adults”, Journal of the British Psychodrama Association 13 (1).

Williams, A. (1989) The Passionate Technique. Strategic Psychodrama with Individuals Families and Groups, London and New York : Tavistock/Routledge.

Yablonsky, L. (1976) Psychodrama. Resolving Emotional Problems Through Role Plaing, New York: Basic Books.

 

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 139; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты