КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Художественная культура Средневековья.Средневековое мировоззрение обусловило спецефические черты искусства этой эпохи:1)обращённость к богу(искусство должно было сводить человека и Бога).2)символизм(произведения искусства являлись знаком,образами сверхъестественной реальности).3) умозрительность(живопись,лит,архитектура имели в сред века характер учительства и напоминания).Первые худ стили:1)романский(10-12вв)-особенности , приземлённость, незамысловатость,ясность объёмов в архит-ре.Сохраняються элименты «звериного стиля» и натурализация.Человек в этом стиле слаб и ничтожен.Особое внимание уделяли чудовищам и демоническим существам,к-ые в изобилии помещались в интерьере церквей.2)готический(12в)-архитектура и скульптура связаны с городами,а не монастырём. Готика отрицает всякую идею тяжести,трактует детали тонко и мелко.Готическая скульптура воплощает эмоциональную энергию человека, выражает чувства , эмоции , переживания.
№24. Белорусская культура эпохи средневековья Наиболее древним историческим типом мировоззрения является мифология. И по сей день в памяти белорусского народа живут многочисленные предания и легенды, в которых с мифологических позиций объясняется происхождение Вселенной, Земли, Солнца, звезд, различных объектов живой и неживой природы, человека; пересказываются фольклорные сюжеты, главными героями которых являются различные персоналии народной демонологии.Задабривание духов происходило с помощью заговоров, мифологически ритуализированной еды (каш, блинов, оладий), выставлявшейся или закапывавшейся в поле, лесу, у камней-валунов, дорог. С переходом от родового строя к государству у наших предков происходили заметные изменения в мировоззренческой сфере. На смену культу природы (солнца, огня, воды, камней, деревьев) приходит земледельческий культ Рода как символа жизни, всеобъемлющего бога Вселенной. В пантеоне богов теперь присутствуют много персонажей, представляющих различные природные стихии: Перун, Жи-жель, Зюзя, Тетя, Ярила, Хоре, Даждьбог, Стрибог (Сварог), Велес (Волос), Лада, Леля (Ляля), Милда и др. И чем дальше, тем более очевидной становится тенденция к выделению в пантеоне единого бога-громовержца (Род-Сварог-Даждьбог-Перун), что можно рассматривать как свидетельство движения от язычества к монотеизму и заката мифологии как до минирующего мировоззрения. Принятие и распространение христианства на земле Беларуси дало импульс формированию нового мировоззрения. Потребности распространения и утверждения новой веры стали причиной распространения, письменности и литературы. Особенная популярность в Средневековье житийных (авкографических) произведений . Можно сказать, что в житиях осуществлялась своеобразная конкретизация христианских принципов. Не то, каким в реальности является человек, а то каким он должен быть, — вот что доминирует в этом жанре, морали-заторском и поучительном по своему характеру.В конце XII в. на Полоцкой земле создается «Житие Ефросиньи Полоцкой». С распространением христианства и ростом городов связывают также и возникновение первых памятников зодчества на Беларуси в IX—XI вв. На Беларуси — это Спасо-Ефросиньевская церковь. Самым выдающимся памятником XI в. считается большой пятинефный Софийский сo6op в Полоцке, а XII в. — Борисоглебская церковь (Коложская) в Гродно.Белорусское искусство XIII —XVI вв. развивалось в условиях укрепления Великого княжества Литовского. На его территории формировалась региональная своеобразная ре-нессансная культура, для которой характерно органичное соединение и творческая переработка византийской, западноевропейской и народной традиции. Положение белорусской культуры с конца XV—XVI вв. было очень стабильное, только под конец века в условиях контрреформации наблюдается угасание некоторых культурных форм и проявлений древнерусской традиции. Однако это не меняло ситуации, белорусская культура и далее сохраняла лидерство в восточнославянском регионе. Проведение в жизнь унии, которую Ватикан рассматривал как переходный этап к католицизму, положило начало наступлению феодально-католической реакции на национальную белорусскую и украинскую культуру, политике полонизации. Уния должна была покончить в ВКЛ с враждебностью между сторонниками православия и католицизма, однако она вводилась насильственными средствами. Это ярко показали в своих произведениях современники, белорусские и украинские писатели-полемисты конца XVI —XVII вв. П. Скар-га, Л. Зизаний, 3. Копыстенский, X. Филолет, М. Смотриц-кий, Л. Карпович, А. Филипович, И. Руцкий, П. Могила, И. Потей.
Термин «Возрождение» впервые использовал Дж. Вазари в 1550 г., понимая под ним возрождение науки, философии, лит-ры и искусства, существовавших в античном мире, преимущественно у греков. Возрождение – это исторический процесс, связываемый с коренными изменениями в мировоззрении людей, поворотом от религиозно-космических воззрений к гуманистическим, к самоутверждению, возрождению чел-ой личности. Возр-е появилось и пробрело свои основные черты в Италии (Данте, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Л.Бркни и затем распространилось по всей Европе (В. Шекспир).Экономический подъём городов был связан с расцветом ремесла и торговли,накоплением в городах капитала и появлением условий для перехода от ремесленного производства к мануфактуре. Из феодального мира город выделяли: наличие специализированного производства; ориентированность городской экономики на денежный обмен; расширяющееся использование наёмного труда в городе.Вслед за экономическими отношениями трансформировалась и соц. среда. В ремесленных центрах помимо цеховых мастеров появляется новая общественная группировка – постоянный рабочий. Новой растущей соц. группой в городах становятся люди свободных профессий, специально занимающиеся науками, искусством, литературой - интеллектуалы. Специфической городской группировкой был городской патрициат. Особенности.Важнейшей предпосылкой в становлении ренессансных представлений явилось стремление к опытному познанию прирроды,идейное обоснование которому можно найти в доктрине двойной истины.В представлении важнейшей идеей являлось соответствие макрокосмоса(вселен) и микрокосмоса(чел)-,поэтому отличительной чертой языка ЭВ остаётся символизм.» важная идея ЭВ –идея божественного начала в человеке .Формирование принципа антропоцентризма(человек создан по образу и подобию Божьему).
|