КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Взаимоотношение природы и культуры. Формирование экологического сознания.Определяя природу, необходимо отметить, что, 1) природа предшествует культуре, 2) природа является источником формирования культуры, 3) природа есть постоянное условие существования и развития культуры. В процессе становления культуры человек осваивал определенные территории. Расселение человека по территории земного шара происходило постепенно от теплых климатических поясов к более холодным. Ландшафт в истории культуры также играет большую роль в формировании культур определенного типа: горного или долинного. Культуры горные более замкнуты (Тибет), когда замкнутость ландшафтная является залогом развития самобытных религиозных верований - ламаизма. Долинные или равнинные культуры открыты к влиянию из вне (русская культура). Природой определяется и содержание национальной мифологии и народного искусства. Героями фольклора становятся тотемные существа того или иного народа. На Руси такими существами были птицы: Жар-птица, вещая птица Гамаюн и птица мудрости Сирин. Вся природа в целом имеет потенциальный культурный смысл и значение, становится частью культуры, так же как и культура распространяется на всю природу в целом. Связь чела с природой отражалась в мифологии, в искусстве, и в первых моральных запретах – табу. Настоящий этап взаимоотношений культуры и природы – поиск утраченной гармонии и осознания экологического кризиса. Экологический кризис осознается сегодня не только как проблема естествознания и природопользования, но и как важнейшая культурологическая проблема. Относясь к природе как к бездушному и бездуховному феномену, люди лишаются не только естественных природных ресурсов, но и нравственных устоев, источника эстетического чувства, то есть всего того духовного богатства, которое необходимо для сохранения в человеке не только здоровья, но его собственно родовой человеческой сущности.2.Влияние природы на культуру. Воздействие природы на культуры было и будет всегда, поскольку человек – это часть природы, деятельность которого направлена на удовлетворение физиологических и биологических потребностей. Природа влияет на духовную культуру, так как она определяет обычаи и обряды народа, традиции, менталитет. Природа влияет на художественную культуру, так она дает материал для творчества, определяет образы, сюжеты, темы произведений.Экологический кризис. Сегодня взаимоотношение культуры и природы приобретает конфликтный характер. С точки зрения философов, причиной экологического кризиса стали культурные причины. Такой причиной считается установка на антропологическую исключительность человека, основными постулатами которой являются: - Высшую ценность этого мира представляет человек. Все остальное ценно лишь потому, что полезно для человека. Природа – это собственность человека, над которой он обладает неограниченной властью. - Иерархическая картина мира. Мир людей противопоставлен миру природы. - Целью взаимодействия человека с природой является удовлетворение его потребностей. - Характер взаимодействия с природой определяется прагматическим императивом: правильно и разрешено все то, что полезно для человечества. - Этические нормы и правила распространяются лишь на отношения с людьми, но не на отношение к природе. - Природно-охранная деятельность также подчинена императиву: природу нужно сохранить для следующего поколения. Такие установки приводят к разрушению природы, к экологическому кризису.
|