КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Актуальные проблемы современной культуры.⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 13 Проблема есть там, где есть противоречие; где не ясно как же разрешить противоречие. Когда не ясно какой выход. Проблемы:1) Сегодня доминируют в культуре рыночные отношения. Экономическая культура или контркультура доминирует. Сегодня товаром становится то, что им не должно быть. Товаром становится и сам человек. Он всех помечает своим десокральным знаком.2) Отношение культуры и техники. Глобальная, техническая цивилизация лишает человека уникального существования.3) Человек - объект технического воздействия.Сегодня манипулирование человеком становится угрожающим. Возникает зомбирование. Реклама - это тоже манипуляция. 4) Проблема экологии.Проблема, связанная с естественной средой, первоначально воспринималась в естественном, природном смысле. Сегодня она развертывается и становится метапонятием. Возникает точка зрения экологического пессимизма.Выделяют:1. Проблема народонаселения (в одних странах население падает, в других возрастает).2. Безграмотность.3. Проблема истощения ресурсов. 4. Опыты ядерных войн. 5) Маргинальность.Изначально маргиналом считался человек на обочине. Маргинальная культура - это культура окраин. Сегодня то, что было маргинальным стремится к центру. Маргинальный человек чувствует себя отчужденным. Он начинает эпатировать (привлекать к себе внимание).6) Проблемы духовного туризма. Сталкиваются вера которая одна и веры которых много. Сегодня существует переход из одной веры в другую. Это явление называется духовным туризмом.7) Проблема дегуманности и агрессивности культуры. Понятие агрессии не однозначно. Это понятие с двойным знаком. Агрессия - это способ решения проблем, доступный человеку неуверенному. Человек внутренне не уверен, но внешне излишне самоуверен. Форма агрессии идеализируется. Агрессия должна быть в гомеопатических дозах.
3. Культурология и ее место в системе гуманитарных знаний Культурология — сравнительно молодая наука. Она выделилась в особую область знаний в XVIII в. и приобрела статус самостоятельной научной дисциплины лишь в XX в. Сам термин «культурология» был введен американским ученым Л. Уайтом в начале 1930-х гг. Буквальный перевод — наука о культуре.Культура является сложным, многосторонним и внутренне противоречивым феноменом, востребовавшим различные специализированные знания. Различные аспекты развития культуры всегда изучали такие социальные и гуманитарные науки, как философия, история, психология, социология, эстетика, искусствоведение, этика, религиоведение, этнография, археология и мдогие другие. Культурология возникла на стыке этих областей научного знания и является комплексной социогу-манитарной наукой. Появление культурологии отражает общую тенденцию движения научного знания к междисциплинарному синтезу для получения целостных представлений о мире, социуме, человеке. Культурология, выступая как методология наук о культуре, выявляет основные принципы анализа культурологического материала, его классификации, формирует систему понятий, необходимый для анализа означенной проблематики. В самом общем плане в культурологии можно выделить такие разделы, как теория культуры и история культуры. Теория культуры, по сути, представляет собой философию культуры. На философский уровень культурологию поднимает выдвигаемая задача осмысления и объяснения культуры через ее наиболее общие и существенные черты. История культуры также решает философско-теоретические вопросы. Однако главная ее задача — дать конкретное знание о той или иной культуре. Среди основных задач культурологического исследования можно выделить следующие:исследование проблем социокультурной динамики; исследование типологии культур;эмпирическое описание и анализ ментального (относящегося к мышлению) содержания культур; сравнительный анализ культур; Основные методы изучения культуры: исторический, морфологический, цивилизационно-типологический, структурно-семиотический, герменевтический. Завершая рассмотрение этого вопроса, необходимо отметить, что широко распространенный подход к культурологии как необременительному и нередко даже развлекательному «приложению» к профессиональному образованию вряд ли соответствует смыслу и статусу культурологии. Последняя должна стать дисциплиной, позволяющей обобщить и соотнести между собой совокупность знаний, полученных при изучении смежных обществоведческих наук. 8. Особенности формирования общенациональной культуры Беларуси Генезис культуры определенного народа есть процесс, обусловленный целым рядом факторов. Специфика культурального процесса в Беларуси детерминирована, прежде всего, геополитическим фактором (расположена между двумя сильными центрами цивилизационного влияния — Зап- и Востоком Европы и относится к локальным цивилизациям западного типа). Развитие индивидуальности духовной, материальной культуры Беларуси определяется еще двумя факторами: пограничъем и выживанием на этом самом пограничье двух культурных миров-цивилизаций — православно-византийской и католическо-романской. Наша родина, располагаясь в географическом центре Европы, была местом столкновения восточных славян с другими европейскими народами, следовательно, сама наша культура стала зоной встречи и диалога принципиально разных, порой враждующих культурно-религиозных ареалов Европы, несмотря на их единое происхождение. Наличие указанной зоны обусловило то, что Беларусь нередко первая среди восточнославянских стран воспринимала западноевропейские формы социальной жизни, культуры и искусства (магдебургское право, книгопечатание, мировые художественные стили — готику, ренессанс, маньеризм, барокко и др.) и была их главной передатчицей в другие регионы славянского мира. Белорусская культура также ощутила на себе в полной мере и отрицательный момент тесного взаимодействия близких культурных традиций с высокой частотой контактов. Влияние соседних славянских наций — польской и русской — на нациообразующий процесс белорусов порой было таким глубоким, что собственный культурный иммунитет этноса оказывался под угрозой. Следующим фактором развития общенациональной культуры Беларуси выступает частое пребывание ее культурных форм в процессе диффузии, возникающей в результате наложения, сложения различных культурных потоков. Исходя из влияния вышеперечисленных факторов, динамику белорусской культуры, другими словами ее развитие и изменения, совершенно правомерно рассматривать как состояние приливов и отливов «волн». Весь ход исторического процесса на белорусских землях, с его практически беспрерывными военно-политическими конфликтами давно обусловил выработку белорусской народной культурой основной парадигмы своего существования, которая определила мировосприятие, мировоззрение белорусов: «склонность к обычным земным ценностям», а также Трудно не согласиться с филологом А. Петкевичем, что приоритет обычного перед высоким формировал понимание значимости домо-родового фактора — своего края, предков, семьи и воспитывал уже на камерно-локальном уровне человеческие отношения в системе общности (вот такая расстановка приоритетов). Для белорусов всегда имела актуальность не принадлежность к определенной нации, а место их рождения, кровно-родственные и территориальные связи, т. е. белорусский народ объединял не идеологические (мы — народ, нация), а обычные связи (мы — «тутэйщящ»). Однако национальная проблема белорусской культуры была в том, носители развитого национального самосознания, имели недостаточную степень культурно-этнического единства с традиционной, народной культурой. Именно поэтому способ существования белорусской культуры как культуры самостоятельного этноса с XIII—XVI вв. практически всегда был дихотомичным, раздвоенным и, к сожалению, не содействовал ее развитию. Впоследствии же, в XVII —XIX вв. более сильные в политическом и национальном отношении соседние государства, поддерживая развитие своих культурных традиций, одновременно навязывали белорусской культуре статус региональной культуры с размытыми границами. Развитое национальное самосознание лучших представителей различных слоев белорусского общества ориентировало их направить собственный труд и талант на ускорение культурноисторического прогресса в своем Отечестве и приблизить его, таким образом, к эпицентрам мирового цивилизационного развития. Проходившая в XVII —XIX вв. денационализация социальной, бюрократической элиты, государственного управления и системы образования касалась все же лишь поверхностного, функционального пласта культуры; этническое, преимущественно крестьянское ядро белорусов сохранило культурно-языковую самобытность и способность к национальному возрождению. Но националь-ноевозрождение претерпевало в конце XIX—XX вв. постоянные трудности. Белорусский крестьянин, бывший длительное время «хранителем» родного языка, воспринимал его не столько как признак национальных разграничений, сколько как показатель социальных отличий. Он смотрел на него как на средство коммуникации. Наверное, в этом, с одной стороны, скрывается объяснение трудностей в распространении на территории белорусского региона национализма. Референдум 1995 г. отразил не столько толерантность белорусов, сколько их стремление к социальному росту в постсоветском социокультурном и экономическом пространствах. Содействовали процессу деформирования белорусской культуры постепенный материально-экономический упадок села с конца 1970-х гг сокращение сельского населения и его старение; отрицательное влияние реформы белорусского языка, что нарушило его фонетические, орфографические законы и привело к распространению «трасянки», в том числе в государственных органах, учреждениях культуры и образования. В итоге, белорусская культура в XX вв. (за исключением периода белорусизации 1921 — 1928 гг.) вынуждена функционировать на небелорусском языке как духовный гибрид. Завершая рассмотрение белорусской модели культурной организации и развития, необходимо отметить ее тип и социокультурную специфику, которая появляется в процессе перманентной адаптации населения к местным условиям жизнедеятельности. В исторической ретроспективе культурную модель Беларуси можно определить как транзитную. К специфическим же чертам народной культуры можно отнести ярко выраженный консерватизм мировоззрения, в эстетической деятельности — эмоциональную сдержанность и полутон, а в элитарной культуре — склонность к апокалипсическим прогнозам судьбы белорусской культуры. Консервативность национального стиля базируется на народной традиции, вытекающей из всех сфер семейной, хозяйственной жизни. Ее главным стержнем является уважение к природным началам жизни, с которыми были всегда связаны хозяйственные интересы, материальные заботы человека, семейно-бытовая культура. Данная особенность мировосприятия белорусов отразилась в стройной системе так называемого обычного права, в утилитарном отношении к религии и языку, присущему отечественному менталитету. Можно с уверенностью предположить, что именно религиозно-культурная нестабильность белорусского общества, обострившаяся со второй трети XVI в. и вынудившая уехать в Прагу Скорину, вызвала к жизни подобные умонастроения. Конфликтное существование православных, католиков и униатов с 1596 г. после Брестской церковной унии, утрата белорусским языком статуса государственного с 1696 г., сознательное противодействие со стороны государственных органов Речи Посполитой, Российской империи и СССР развитию культурной белоруской традиции, трагический обрыв белорусизации в конце 1920-х гг. и неудачное решение вопроса «белорусского Возрождения» в конце 80-х—начале 90-х гг. XX в. не могло оставить равнодушными патриотов своей Родины, неважно на каком языке они выражали свои опасения. Еще полемическая литература XVI —XVII вв., равно как труды И. Абдироловича и А. Станкевича первой половины XX в. поднимали проблему нарушения равновесия в обществе, которая может возникнуть, если бы хотя бы часть своих отечественных духовно-культурных ценностей, норм и институтов будет вытеснена на периферию сознания и придет там в забвение.
|