Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Основные тенденции в развитии современной культуры.Модернизм и постмодернизм 20 века.




Термином модернизм обозначают новое, современное искусство, которое зародилось в конце XIX века и связано с глобальным кризисом европейской культуры. Демонстративное противопоставление новых форм по отношению к гармоничным формам классического искусства. Кризис искусства XX века был следствием мирового кризиса рубежа XIX-XX веков (мировые войны, революции, этнические конфликты, элементы нестабильности переходной эпохи). Кризис выразился во всех сферах культуры: в науке, философии, этике, праве, но в наибольшей степени в искусстве, прежде всего в живописи. Идейной платформой новых модернистских форм стала философия Ницше, психоанализ Фрейда и Юнга, экзистенциализм Хайдеггера и Ясперса. Смысл этой философии заключается в том, что в мире нет и не может быть никакой надежды, человек должен осознать, что он живет только сегодня и никакого завтра, то есть никакого будущего у него нет, и если оно и будет, то не у него, а у тех, кто придет за ним, но для них это уже не будущее, а настоящее, поэтому надо жить в настоящем, жить настоящим и действовать в настоящем. Модернистское искусство есть синтез романтизма и сентиментализма XIX и XVIII веков и философской идеологией XX века. Модернисты исходили из установки о неразрешимости противоречий современной эпохи и в конечном итоге пришли к отрицанию духовно-нравственных истин.. Виды и формы художественной культуры модернизма.Наиболее ярко кризис искусства проявил себя в живописи: большинство художников XX века отошло от изображения мира таким, как мы его видим. Мир представлялся деформированным порой до неузнаваемости, так как художники руководствовались больше собственным воображением, художники хотели сказать: мир вовсе не такой, каким мы его видим: он по своей сути бессмыслен и абсурден. В авангарде XX века существовало множество направлений, течений, которые существовали рядом, параллельно, часто скрещивались между собой, сменяли или отменяли друг друга. Статус вечных приобрели три течения: абстракционизм(творческий метод абстрактного или беспредметного....направления:экспрессионизм-главный акцент делается на самостоятельной выразительной ценности цветового пятна,с помощью которого стремиться выразить истины бытия.....В.Кандинский..), кубизм(авангард. течение, конструктирование объёмных форм на плоскости. конус. П.Пикассо..ФЛеже...Брак..),сюрреализм (сверхреализм, источник искусства-инстинкты, сноведения,галлюцинации...писатели Бретон,Супо,худ. Дали,Миро). Авангард стремился породить не искусство, а метод познания и поставить его на место традиционной философии, авангардисты создают в своем творчестве нечто особое, что включает в себя и проблему отвлеченного мышления, и косвенное представление о бытии и сконцентрированный мир идей. Таким образом, абстрактное искусство – это не стиль, это образ мышления. Периоды: от модерна (XIX) до «Авиньонских девиц» (первая кубическая картина Пикассо). Этот период характеризуется перестройкой традиционного типа искусства, не выработан язык авангарда, художники вынуждены сами объяснять основные постулаты своей позиции.Постмодернизм – -широкое культурное течение,вклячающие в свою орбиту гум науки и искусство,филос.характеризуется разочарованием в идалах и ценностях Воз. И Просв. С их верой в оржество чел разума и его безграничных возможностей.худ лит Виан,Эко.живопись Фукс.фединственной нормой,которую признают постмодернисты, отсутствие нормИ модернизм, и постмодернизм не могут претендовать на широкую популярность, то есть возникали они как элитарные, тем не менее, модерн и постмодерн стали тем этапом в развитии культуры XX века, которые не только обозначили все его болевые точки, но и стали тем искусством, которое соединило эпоху XX века с позабытым в суете Вечным.

 

№ 37. Белорусская советская культура: основные черты и тенденции

Первая мировая война, две революции 1917 года, гражданская война и по­иски лучшего пути для создания белорусского национально­го государства — все это будет далеко не полный перечень исторических событий, прямо повлиявших на развитие бело­русской культуры на рубеже 1910—1920-х гг. Беларусь в си­лу своего геополитического положения находилась практи­чески в эпицентре Военных действий. После провозглашения БССР 1 января 1919 г. наступает новый этап в культурной жизни белорусского народа, кото­рый принято называть советским. Он состоял из отдельных периодов и продолжался вплоть до 8 декабря 1991 г., когда в Беловежской пуще было подписано соглашение о создании СНГ, так как процесс выхода республик из состава СССР и образование независимых стран стал реальным фактом.Первый период советской белорусской культуры свя­зывают с белорусизацией. Февральская революция 1917 г. дала возможность белорусскому национально-освободитель­ному движению широко развернуть работу по развитию на­ционального самосознания белорусов, считая его основой будущего государственного суверенитета. С разрешения немецких властей было открыто около 200 белорусских школ, так как с 1916 г. белорусский язык получил одинаковый статус с другими мест­ными языками. К политическим и культур­ным заслугам Рады Белорусской народной Республики не­обходимо отнести, прежде всего, саму попытку провозглаше­ния независимой Белорусской народной Республики в марте 1918 г., придание белорусскому языку статуса государстве»! ного, создание Белорусского педагогического института и расширение сети печатных изданий. С недоверчивым отношением в обществе к идее культурного белорусского возрождения пришлось столк­нуться всем представителям национально-освободительного движения на Беларуси, независимо от того, перешли они на сторону Советов в октябре 1917 г. или нет, способствовали они формированию БНР или же БССР.Политика белорусизации предусматри­вала укрепление белорусской государственности через форми­рование у местного населения высокого уровня национально­го самосознания, которое должно было основываться на воз­рождении и развитии белорусской культуры. Для этого актив­но проводилась кампания по ликвидации неграмотностй насе­ления, осуществлялся перевод школ на белорусский язык обу­чения, организовывалась научно-иследовательскаяг работа и создавалась система высшего образования. Второй период развития советской культуры (начало 1930 — середина 1940-х гг.). По мере свертывания нэпа и установления тоталитарного режима Сталина стало ме­няться отношение к белорусизации, интеллигенции и пробле­мам национальной культуры в целом. С весны 1930 г. начи­наются аресты видных ученых писателей, деятелей культу­ры. Среди них были А.Червяков , Д. Жилунович, В. Игнатовский, наук в резуль­тате проведения массовых репрессий лишилась 100 ученых.Было введено всеобщее обязательное начальное образо­вание.Кроме то­го,в 1930-е гг. основываются Белорусская филармония, Белорусский государствен­ный ансамбль народных инструментов. Главной задачей советской архитектуры того времени становится реконструкция и развитие городов для потребно­стей народного хозяйства. В 1929—1934 гг. на площади В. И. Ленина в Минске был построен Дом правительства (ар­хитектор И. Лангбард). Третий период советской культуры — послевоенный Середина 1940-х—1991 гг.). После окончания Великой Отечественной войны начался период восстановления народ­ного хозяйства Беларуси. Города и села лежали в руинах, большинство художественных ценностей было уничтожено. Средняя школа в 1950—1980 гг. прошла через ряд много­численных реформ: с 1959 г. было введено всеобщее семилет­нее образование с обязательным политехническим обучени­ем, причем заниматься мальчики и девочки стали совместно. В начале 1960-х гг. создается единый тип образовательных учреждений «ПТУ», которые готовили квалифицированных рабочих для разных отраслей промышленности. Десятилет­нее образование окончательно закрепилось в 1964 г. Главной темой литературы и драматургии становится война и место человека на войне (например, «Брестская крепость» К. Губоревича). В середине 1950—1960-х гг. чітатели высоко оценили Я. Коласа «На перепутье», романы «Люди на болоте» .После войны города и села Беларуси были почти полно­стью разрушены, самой острой проблемой была жилищная. В 1946—1949 гг. Белгоспроектом были разработаны гене­ральные планы застройки всех городов. В Минске вырос со­вершенно новый Ленинский проспект, площадь Победы, высот­ными зданиями был украшен проспект П. Машерова. В память о жертвах фашизма были создан целый ряд мо­нументальных архитектурно-скульптурных комплексов монумент Победы в Минске.Был построен мемориальный комплекс на месте сгоревших деревень Хатынь и Дальва ,Курган Славы Советской Армии — освободительницы Беларуси. Белорусский кинематограф был на подъеме.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 199; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты