КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Отношения с медведямиБольшое U – это дар, но в то же время, его можно развивать. Позвольте мне описать еще одну драматическую ситуацию: развитие отношений с медведем. Сочувствие помогло мне иметь дело с незваным гостем – черным медведем. Этот медведь недавно беспокоил нас с Эми на побережье Орегона. Он часто посещал нас по ночам, переворачивая мусорные баки и отрывая части нашего дома. Я спешно одолжил у приятеля ружьё – но, к счастью, так и не использовал его, избрав вместо этого методы, описанные в данной книге. Поскольку мы живем примерно в 100 метрах от национального лесного заповедника, с более широкой точки зрения, всегда возможен обоснованный спор относительно того, принадлежит ли нам наша собственность. С человеческой точки зрения малого u, наш дом, несомненно, принадлежит нам. Но сточки зрения медведя, это не так. С позиции нелокальности, мы все живем вместе, и ничто не принадлежит никому – но большинству из нас редко бывает доступна такая точка зрения. Удивительность земли не может быть ничьей собственностью – это хорошо знали наши индейские предки. Так или иначе, самая радикальная встреча с этим медведем произошла около полуночи, когда мы с Эми разговаривали в кухне. Я говорил ей, что, по моему мнению, у нее очень много «силы». В этот момент, мы услышали рёв. Мы посмотрели на дверь, откуда исходил этот звук, и увидели через стекло то, что на первый взгляд казалось монстром, производившим невероятный грохот. В нескольких метрах от того места, где мы стояли внутри дома, черный медведь расшвыривал ящики на передней лестнице. Нас отделяла от него только стеклянная дверь. Оказавшись лицом к лицу с медведем, который отрывал разные части нашего дома, прежде чем погрузиться в спячку в декабре, мы быстро решили использовать параллельные миры – метод сложения, включающий в себя различные заигрывания, который я буду подробно объяснять в конце этой главы. Возможно, рассказ этой истории послужит нам полезным введением к следующему упражнению. (Рисунок 18.1. Черный медведь. С разрешения Канадского Музея Природы, www.nature.ca/notebooks/english/blkber.htm ) Я вспомнил это упражнение потому, что в тот вечер, возможно, часом раньше, мы как раз работали над ним. Так или иначе, глядя на представшую мне сцену, я мог без всякого труда заметить, что пыталось привлечь мое внимание в данной ситуации. Зубы медведя! Глядя на медведя, разрывавшего какие-то коробки в нескольких метрах от меня, поначалу я мог видеть только его зубы. Я не знал, собирается ли он нападать; мои основные инстинкты приказывали мне быть осторожным и следить за этими зубами! Продолжая смотреть, я также побуждал себя замечать другие переживания, связанные с медведем. Я заметил, что мое внимание привлекает его черный мех. Этот мех казался мне странно уютным, даже хотя в то же самое время, я был испуган. В таких обстоятельствах, мне было трудно понять это заигрывание, однако я его запомнил. Когда мы стояли там, глядя друг на друга, в сфере моего внимания, наконец, всплыло третье заигрывание. Внезапно, черный медведь застыл как изваяние. Он стоял совершенно неподвижно, глядя нам прямо в глаза, в то время как мы стояли внутри дома, глядя на него через стеклянную дверь. С помощью Эми, я быстро прочувствовал и «прошел» различные заигрывания и параллельные миры, которые только что привлекли мое внимание. Те зубы были горячими! Они направлялись в Флориду. Делая едва заметные шажки – почти в своем воображении – я двинулся в направлении Майями. Затем я почувствовал уютный мех, который вел в направлении Латинской Америки. Неподвижность…ммм, я ненадолго задумался, и направился в направлении Киото в Японии, туда, где у меня был дзенский опыт (см. рис. 18.2) (Рисунок 18.2. Отношения с медведем. Надписи на рисунке, сверху по часовой стрелке: Зубы, горячие – Флорида; Мех, уютный – Латинская Америка; Неподвижность, Отрешенность – Киото, Япония; U – Бразилия, Манаос, Аяхуаска, БАРАБАНЫ!) Я проходил эти три вектора очень осторожно, используя едва заметные медитативные движения головы. Результирующий вектор большого U шел прямо в Манаос, в центре Бразильской Амазонии, где мы за несколько лет до этого принимали участие в церемонии Аяхуаска. Все еще стоя неподалеку от медведя, я в долю секунды уловил ассоциацию с этой церемонией: барабанный бой. Он был громким и мощным. Не задумываясь больше ни на секунду, я быстро прошел в нашу гостиную, схватил висевший там на стене барабан – наш «барабан Хайда» – и начал барабанить как можно громче. Вы можете видеть этот барабан на рис. 18.3.[114] Стрела рядом с барабаном указывает направление моего большого U. (Рисунок 18.3. Большое U и барабан Хайда, сделанный «J.G.» (инициалы на барабане) Так или иначе, я начал барабанить перед медведем (разумеется, стоя в нескольких футах от него, за дверью). Сперва медведь просто стоял там; возможно, он смотрел на нас в изумлении. Он слушал, затем внезапно повернулся, и убежал прочь. Какое облегчение! Мы плакали от радости. Но в глубине души, я чувствовал больше, чем облегчение. Я чувствовал глубокий контакт с землей. Я не могу полностью описать его словами. Я ощущал свирепость зубов, жару юга. Я чувствовал мех, теплоту Латинской Америки. И я знал неподвижность медведя как что-то связанное с силой природы, чувством земли, ощущением чего-то в небесах и водах. Наконец, все это сочеталось, давая мне общие чувства того, что я называю большим U, которое в этот момент означало туземную жизни, удивительные сообщества, обитающие вблизи Манаоса на Амазонке, и на Хайда Гваи. Танцы Гваи, подражавшие движениям животных, напоминали мне о единстве всех существ. Барабан или чувство большого U, стоявшее за ним, посылали сообщения, которые я не могу передать словами. Они говорили о моей любви к людям и природе, о моем уважении к жизни, страхе и свирепости, и, в каком то смысле, о моем чувстве единства с миром медведя. Чисто с точки зрения общепринятой реальности, звук, возможно отпугнул медведя. Но с более чувствующей точки зрения, с точки зрения ощущения большого U, медведь пробуждал, или напоминал мне своего рода пиковое переживание единства. Некоторое время спустя я, с помощью Эми припомнил, что медведи, как-никак, играли центральную роль в первом в жизни сновидении, которое я могу вспомнить.[115] В некотором смысле, я встретился со своей собственной жизнью. Эми чувствовала то же в отношении себя, но это другая история, которую я расскажу в другой раз. Так или иначе, барабан выражал своего рода сочувствие страху, свирепости, и неподвижности. Возможно, медведь пришел, чтобы напомнить нам о нашей связи со всеми туземными людьми и наших обязательствах перед ними и перед самими собой. Я хочу сказать, что большое U – это создатель и старейшина взаимоотношений, даже в ситуациях, которые кажутся невозможными. Сила большого U обычно действует, не причиняя вреда никому. Сумма частей служит направляющей силой. Пока мы отождествляемся только с одним персонажем, одним параллельным миром, или одной частью отношения, мы паникуем, становимся неуверенными, чувствуем привязанность или неприязнь, и маргинализируем другие части ситуации.
|