КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Комментарий. Исходным пунктом для чувства мести служат такие деяния людей, которые расцениваются как преступления против отдельного человека (убитый другИсходным пунктом для чувства мести служат такие деяния людей, которые расцениваются как преступления против отдельного человека (убитый друг, расстрелянная семья, изнасилованная дочь...) или представляющие опасность для общества (разбой, терроризм...). Но иногда отправной точкой могут служить обычные семейные неурядицы, не сложившиеся служебные или деловые отношения. Оправдательными мотивами для активной мести могут служить различные соображения: вы делаете это не для себя, а для людей — ваш противник уже не будет так поступать с другими; вы не мстите, а даете жизненный урок, учите человека тому, что можно, а что нельзя делать. Бывает отсроченная месть: испытывая обиду, ненависть за причиненное зло, вы по различным соображениям не можете или не хотите действовать сразу, вы предпочитаете дождаться своего часа и тогда уже отомстить по полной программе. Почему вы стали мстительным? Корни мести можно найти в детстве, когда родители, близкие говорили о ней, рассказывали о своих действиях, направленных против своих обидчиков, о результатах. Далее — школа, борьба с ябедниками, доносчиками; потом жизнь со всеми ее коллизиями, восстановлением «справедливости» и тому подобным. Наиболее мстительны — истерики, шизоиды и эпилептоиды. Астеники и гипертимы легко прощают обиды и довольно быстро забывают о них. Женская обидчивость очень часто сопряжена с желанием мстить. В основе такой мстительности обычно уязвленное самолюбие, стремление не потерять имеющиеся материальные блага, инстинкт самосохранения, обида за обездоленных детей. Современные формы жизни изменили и методы, которыми теперь женщины пользуются, желая отомстить своим благоверным. Теперь никого не удивишь известием о том, что жена «заказала мужа браткам» или «сдала» его налоговой инспекции или полиции. Чем опасна месть? Месть — это порок, не позитивное чувство. Месть отсасывает от вас энергию. Вспомните, что именно вы чувствуете при этом? Ваша злоба нарастает, отнимает все время, вам некогда заниматься делами, ваши мысли постоянно заняты планами мести. У вас раздраженное, злобное настроение, вам плохо, нет ощущения радости жизни, все не так. Уязвленное самолюбие. Обида. Вы считаете себя справедливым, обидчика — нет. Месть вы определяете сами согласно своим представлениям, оценкам: что именно можно сделать, с кем именно это можно, а с кем нельзя, и как именно это должно быть оформлено, чтобы избежать ответных действий, так как нет никакой гарантии, что этого не произойдет. Имеет место и такой фактор, что после свершения акта мести люди нередко испытывают стыд, вину и раскаиваются в содеянном. Но иногда эти чувства могут претерпеть трансформацию в то, что виноваты другие, которые спровоцировали вас на месть. Здесь опять же на первый план выступает более приемлемый для нашего «Я» вариант: я — хороший, они — плохие. Приемы работы с ненавистью, местью Основной прием — прощение. Научитесь прощать. Нельзя тратить все свое время, силы, возможности на разборки. В романе Дюма показано, как графу Монте-Кристо было хорошо, когда он мстил. А как он постоянно мучился, накапливая злобу, переживая ее? Нужно знать, что в реальной жизни его собственные злоба и ненависть должны были прикончить его раньше, чем все обидчики были наказаны: ведь эти чувства чреваты психосоматическими заболеваниями, кошмарами, сниженным настроением, деструктивным поведением. Ненависть, месть — не позитивны. Это хорошо поняли и буддисты, и христиане. Есть моменты, когда имеет смысл простить. Сама жизнь учит нас, что нужно в какой-то момент прекратить ненавидеть, прекратить мстить, иначе можно потерять самих себя. Следует учитывать и адекватность ответного действия. С другой стороны, следует избегать и полного всепрощенчества. Если вас избивают, то вы вынуждены защищаться. Но при этом должны работать какие-то социальные ограничения, которыми являются, в частности, так называемые пределы необходимой обороны, переступать которые не рекомендуется. Мысленное планирование мести. При этом необходимо задуматься над следующими вопросами: а) вы мстите за что-то реальное или просто за вашу обиду? б) а не были ли вы сами причиной такого поведения; возможно, вам тоже мстили за ваш проступок? в) где гарантия, что после того как вы отомстите, социально уничтожите человека или причините ему физическую боль и страдания, не последует ли ответной мести? г) а если не спешить, подождать, на время отключиться от чувства мести, может быть вы пока слишком сильно зациклены на своих переживаниях? Такой подход может явиться действенным средством умиротворения страстей, ибо, по словам моралиста Ж. Лабрюйера, опыт говорит нам, что попустительство и снисходительность к себе и беспощадность к другим — две стороны одного и того же греха.
|