КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ISBN 5-04-006298-2 6 страница
-74- ГЛАВА 3. ПАТОЛОГИЯ В КОММУНИКАЦИ! почему мы... Я нс хочу, что мы надменны по отношению к людям (157, р. 20—21). Неудивительно, что такой вид коммуникации типичен для всех, кто обращается за помощью или оказался в ситуации, когда чувствует себя обязанным что-то говорить, но в то же время хочет избежать обязательств, присущих всем коммуникациям. С коммуникационной точки зрения, следовательно, нет существенной разницы между поведением так называемого нормального человека, оказавшегося в руках интервьюера в ходе эксперимента, и так называемого психически нездорового человека, решающего такую же дилемму: или уйти, или не общаться, но по каким-то своим причинам несклонного поступать таким образом. В любом случае результат будет похож на бред, за исключением беседы с психически больным пациентом, поскольку интервьюер, если он -- психоаналитик, попытается истолковать все в понятиях бессознательных проявлений, а для пациента эти коммуникации — хорошее средство доставить собеседнику удовольствие с помощью искусного приема: «сказав что-то, ничего не сказать». Следовательно, анализ в понятиях «когнитивная недостаточность» или «иррациональность» игнорирует учет контекста при оценке такой коммуникации*. 3.234. Симптом как коммуникация. Наконец, существует четвертый вариант, который пассажир Л может использовать, чтобы защититься от болтливости В: он может В этом отношении читателю предлагается коммуникационный анализ психоаналитического понятия «трансфера», который может быть рассмотрен как единственно возможный отпет на самую необычную ситуацию. Смотрите работу Джексон (Jackson) и Хэйли (Haley) (76), которая также обсуждается в 7.5, во втором примере. Позвольте нам еще раз указать па гот факт, что в конце клинического бихевиорального спектра «сумасшедшая» коммуникация (поведение) — вовсе не обязательное проявление больного ума, но, быть может, единственно возможная реакция на абсурдный контекст коммуникации.
-75- ПРАГМАТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ симулировать сонливость, глухоту, пьянство, незнание английского языка или любой другой дефект или неспособность, из-за которой, по вполне понятным причинам, общение невозможно. Во всехэтих случаях сообщение выглядит примерно таким образом: «Я бы не против потолковать с тобой, но есть что-то, что мешает мне, что сильнее меня, и за это меня нельзя винить». У этого варианта есть одно «но»: А знает, что на самом деле он привирает. Но вкоммуникационной «уловке» вес станет на свои места, как только человек освободится от угрызений совести, убедит себя, что находится под влиянием сил, находящихся вне его контроля. Однако это слишком изощренный способ сказать, что у него психоневротический, психосоматический или психотический симптом. Маргарет Мид (М. Mead), описывая разницу между американцами и русскими, отметила, что первый сошлется на головную боль, чтобы не пойти на вечеринку, в то время как у русского действительно заболит голова. Психиатр Фромм-Райхманн (Fromm-Reichmann) в статье, не получившей широкой известности, указала на ка-тотонический симптом как средство коммуникации (51), а в 1954 году Джексон отмстил эффективность использования истерических симптомов при общении пациента со своей семьей (67). Если читатель заинтересован в более углубленном изучении симптома как вида коммуникации, предлагаем ему обратиться к работам Заза (Szasz) (151) и Аттиса (Artiss) (3). Может показаться, что коммуникационное определение симптома включает некое спорное допущение, что есть возможность убедить самого себя таким образом. Вместо того чтобы ссылаться на ежедневный клинический опыт, подтверждающий это предположение, обратимся к экспериментам Мак-Гинна (McGinnies) по изучению «защиты восприятия» (102). Испытуемого усаживали перед тахистоскопом, устройством, с помощью которого он мог видеть слова в маленьком окошечке в очень короткие промежутки времени. Сначала
-76- ГЛАВА 3. ПАТОЛОГИЯ В КОММУНИКАЦИИ определялся порог восприятия испытуемого с помощью предъявления нескольких пробных слов. Затем ему давалась инструкция сообщать экспериментатору, что он видит или думает, что видит во время каждого предъявления. Список слов состоял как из нейтральных, так и «критических», эмоционально окрашенных слов, например, «изнасиловать», «грязь», «проститутка». Сравнение узнавания испытуемым нейтральных и критических слов показало очень высокий порог узнавания последних, т. е. он «видел» незначительное число таких слов. Но это значит, что для того, чтобы «не узнать» как можно меньше социально табуированных слов, испытуемый должен сначала осознать, что они таковы, а затем убедить себя, что он не может прочесть, а следовательно, произнести вслух. (В этом отношении напомним, что во время психологических экспериментов следует принимать во внимание контекст этих тестов.) Например, не должно быть и тени сомнения, что на испытуемого и его восприятие влияет, общается ли он с высушенным старичком-профессором, роботом или привлекательной блондинкой. В действительности, недавние исследования Розенталя (Rosenthal) (например, 130) в области взаимоотношений в процессе эксперимента выявили, что сложное и эффективное, хотя и неопределенное общение возникало даже в жестко контролируемых экспериментах. Подведем итоги. Теория коммуникации представляет симптом как невербальное послание: я не хотел (или хотел) это сделать, это сделало что-то вне моего контроля, например, нервы, болезнь, тревожность, плохое зрение, алкоголь, воспитание, коммунисты или жена. 3.3. СТРУКТУРА УРОВНЕЙ КОММУНИКАЦИЙ (СОДЕРЖАНИЕ И ВЗАИМООТНОШЕНИЕ) Семейная пара рассказывает следующий случай. Когда муж был один дома, позвонил друг, который
-77- ПРАГМАТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИИ сказал, что в течение нескольких дней он будет в их городе. Муж сразу же пригласил друга остановиться у них, прекрасно зная, что его жена также будет рада его видеть, и, следовательно, на его месте поступила бы точно так же. Но, когда жена вернулась домой, она устроила ему скандал из-за этого приглашения. Во время терапевтического сеанса выяснилось, что они оба согласны с тем, что приглашение друга было совершенно естественным поступком как с его, так и с ее стороны. Они были озадачены тем, что то, с чем они были согласны, и то, с чем они никак не могли согласиться, оказалось одним и тем же. 3.31. Уровень путаниуы На самом деле обсуждение затрагивает две темы. Одна включает практическое действие, такое как приглашение, воспринимаемое супругами однозначно; другая касается взаимоотношений между коммуникаторами — вопрос, кто имеет право брать инициативу на себя, не проконсультировавшись с другим, — и она не может быть однозначной, поскольку обуславливается способностью мужа и жены говорить о своих взаимоотношениях. Пытаясь разрешить разногласие, эта пара совершила очень распространенную ошибку коммуникации: они были не согласны на метакоммуни-кационном уровне (взаимоотношений), но пытались разрешить свое разногласие на уровне содержания, на котором оно не существует, что и привело их к псевдонесогласию. Другой пациент понял и сформулировал своими словами разницу между уровнями содержания и взаимоотношений. Вместе с женой он пережил много яростных симметричных столкновений из-за выяснения вопроса, кто был прав в решении некоторых тривиальных ситуаций. Однажды жена сумела доказать, что муж действительно был не прав, на что он незамедлительно ответил: «Может быть, ты и права, но ты ошибаешься, потому что ты споришь со мной-». Любой психотерапевт знаком с такой путаницей меж-
-78- ГЛАВА 3. ПАТОЛОГИИ S КОММУНИКАЦИИ ду аспектами содержания и взаимоотношения, особенно всемейной коммуникации, и знает, как трудно ее разрешить. Терапеиты отмечают однообразную избыточность псевдонссогласий между женами и мужьями, в то время как пациентам обычно кажется, что в их обстоятельствах никто и никогда не оказывался, просто потому, что, по объективным причинам, спектр ситуаций, в которые они могут быть включены, слишком широк, начиная с поп корна во время просмотра телевизионной программы до секса. Эта ситуация была мастерски описана Кестлером (Koestler): «Семейные отношения находятся на том уровне, где обычные правила здравого смысла и поведения не соблюдаются. Это лабиринты напряжения, ссор и примирений, чьей логикой является самопротиворечие, чья этика берет начало в свирепыхджунглях и чьи ценности и критерии искажены, как искривленноепространство вселенной. Эта вселенная насыщена воспоминаниями — но воспоминаниями, из которых не извлекают никаких уроков, и насыщена прошлым, которое не предлагает руководства будущему. В этой вселенной после каждого кризиса и примирения время всегда начинается заново, а история всегда остается па нуле» (86, р. 218). 3.32. Разногласие Феномен разногласия задает хорошую систему координат для изучения нарушения коммуникации, приводящего к путанице между содержанием и взаимоотношением. Разногласие может возникнуть на уровне взаимоотношений или содержания, и обе формы зависят друг от друга. Например, разногласие по поводу справедливости утверждения «У урана 92 электрона» может быть, по-видимому, разрешено только с помощью объективных данных; например, учебник по химии не только докажет, что у урана действительно 92 электрона, но и то, что один из спорящих прав, а другой ошибается. Что касается этих двух результатов, достигнутый результат двоякий, если первый разрешает это разногласие на уровне содержания, то вто-
-79- ПРАГМАТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ рой создает проблему на уровне взаимоотношений. Совершенно очевидно, что для того, чтобы разрешить эту новую проблему, спорщики не могут говорить об атомах; они должны начать говорить о себе и своих взаимоотношениях. В результате они должны определить свои взаимоотношения как симметричные или комплиментарные, например, тот, кто оказался не прав, может восхититься знаниями другого, или же, наоборот, позавидовать и постараться превзойти его в следующий раз, чтобы восстановить равновесие*. Конечно, если он не в состоянии подождать до следующего случая, то может применить подход «ну и к черту логику» и попытается убедить собеседника, что 92 — это, возможно, опечатка, или же заявить, что у него есть друг — ученый, который совсем недавно доказал, что в действительности не имеет значения каково количество электронов, и т. д. Замечательный пример этой техники предлагают русские и китайские идеологи, когда стараются доказать, что «на самом деле» думал Маркс, в то время как все остальные плохие марксисты. В таких сражениях слова в конце концов могут растерять последние остатки смысла и стать исключительно средством для «умения перещеголять других»", как утверждал с восхитительной простотой Шалтай-Болтай: «Я не понимаю, причем здесь «слава»? — спросила Алиса. Шалтай-Болтай презрительно улыбнулся. «Ине примешь,пока я тебе не объясню, — ответил он. — Я хотел сказать: «Разъяснил, как по полкам разложил!» «Но «слава» совсем не значит: «разъяснил, как по полкам разложил!» -— возразила Алиса. Следующий раз может быть уместным или неуместным, «хорошим» или «плохим» в зависимости от их взаимоотношений. С. Потер (S. Potter), введя данный термин, предложил много проницательных и изумительных иллюстраций по этому поводу.
-80-
ГЛАВА 3. ПАТОЛОГИЯ В КОММУНИКАЦИИ «Когда я беру слово, оно означает то, что я хочу, не больше и не меньше», — сказалШалтай презрительно. «Вопрос в том, подчинится ли оно вам», — сказала Алиса. «Вопрос в том, кто здесь из нас хозяин, — сказал Шалтай-Болтай, — вот в чем вопрос» (курсив наш)*. Это просто иной способ сказать, что перед лицом разногласия собеседники должны определить свои взаимоотношения или как комплиментарные, или как симметричные. 3.33. Определение себя и других Если подобное утверждение об уране выскажет физик другому, то может возникнуть совсем иная интеракция, и вероятнее всего реакцией будет гнсп, обида или сарказм — «Я знаю, ты считаешь меня законченным идиотом, но я все-таки ходил в школу несколько лет» или что-то в этом роде. В этой интеракции отсутствует разногласие на уровне содержания. Справедливость утверждения не оспаривается, т. к. в действительности высказывание не содержит информации, поскольку то, что оно утверждает, в любом случае известно обоим партнерам. Согласие на уровне содержания ясно направляет разногласие на уровень взаимоотношений, другими словами, в метакоммуникационную сферу. На этом уровне разногласие приравнивается к чему-то, что прагматически намного важнее, чем разногласие на уровне содержания. Следовательно, на уровне взаимоотношений люди не говорят о чем-то, что выходит за рамки их взаимоотношений, но предлагают друг другу эти взаимоотношения и косвенно самих себя'*. * Перевод Н. М. Демуровой. — Прим. перев. " См. Камминга (Gumming): «Я предполагал, что многое, о чем Лейнгср (Langcr) говорил как о «чистом выражении идей» или о символической активности
-81- ПРАГМАТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ Как уже отмечалось в 2.3, сложность этих определений иерархична. Таким образом, если начать с произвольного начального момента, человек Р может предложить другому, О, определение себя. Р может сделать это несколькими способами, но каким бы образом он ни коммуникатировал на уровне содержания, прототипом его метакоммуникации будет: «Вот каким я себя вижу»*. В природе человеческой коммуникации существуют три возможных ответа О на самоопределение Р, и все три очень важны для прагматики человеческой коммуникации. 3.33Т. Принятие. О может принять самоопределение Р. Принятие точки зрения Р на самого себя со стороны О, возможно, величайший фактор, гарантирующий развитие и стабильность. Может показаться удивительным, но без этого самоподтверждения эффекта человеческая коммуникация вряд ли смогла выйти за пределы ограниченных рамок взаимообменов, защиты и выживания; иначе не было бы причин для коммуникации, по крайней мере просто ради коммуникации. Однако ежедневный опыт не оставляет сомнений в том, что большая часть нашей коммуникации посвящена, в сущности, этой цели. Иначе огромный мир человеческих эмоций —- от любви до ненависти, — возможно, не существовал бы, и мы бы жили в мире, лишенном всего, за исключением примитивных стремлений, для своей собственной пользы, является для нормальных людей функцией постоянно перестраивающейся Я-концепции,предложением этой Я-концепции другим для утверждения и для принятия или отказа от предложения Я-концепции других. Более того, я полагал, что Я-концепция должна постоянно перестраиваться, если мы должны существовать как люди, а не как предметы, и в основном Я-концепция перестраивается во время процесса коммуникационной активности» (35, р. 113). ' Вообще-то, лучше читать это следующим образом; «Вот каким я себя вижу в наших отношениях с тобой в этой ситуации», но для упрощения мы опустим часть, выделенную курсивом.
-82- ГЛАВА 3. ПАТОЛОГИЯ В КОММУНИКАЦИИ мире, лишенном красоты, поэзии, игры и юмора. Возможно, человеку, не включенному в процесс простого обмена информацией, приходится общаться с другими людьми ради осознания самого себя. Это интуитивное предположение все больше подтверждается результатами экспериментальных исследований по сенсорной депривации: человек не способен поддерживать эмоциональную стабильность, общаясь только с самим собой, в течение длительного времени. По-видимому, то, что экзистенциалисты обозначают как встреча, равно как и любая другая форма растущего самосознания, возникающая в результате взаимоотношений с другим человеком, берет начало именно здесь. Вот что пишет Мартин Бубер (М. Buber): «В человеческом обществе, на всех его уровнях, люди, в той или иной степени, поддерживают друг друга практическим образом, своими личными качествами и способностями, и общество может именоваться человеческим в той степени, в какой его члены поддерживают друг друга... Основа жизни человека с человеком — двоякая, с одной стороны — это желание каждого человека, чтобы его принимали таким, какой он есть, даже таким, каким бы он мог стать; и, с другой стороны, врожденная способность человека принимать своих собратьев таким образом. То, что эта способность так безмерно неразвита, составляет настоящую слабость человеческой расы и вызывает сомнение в ней: на самом деле, человечество существует только там, где эта способность раскрывается» (12, р. 101—2). 3.332. Неприятие. Второй возможный ответ О на самоопределение Р - не принять его. Однако неприятие, каким бы ни было болезненным, предполагает узнавание того, что не принимается и, следовательно, не отвергает трезвого взгляда Р на себя. Фактически, формы неприятия могут быть даже конструктивными, как, например, отказ психиатра принять, самоопределение пациента в ситуации переноса, т. е. когда терапевту навязывается типичная «игра в отношения».
-83- ПРАГМАТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ Предлагаем читателю обратиться к работам двух авторов, которые на основе собственных концепций интенсивно работают по этой теме — Берн (Berne) (23, 24) и Хэйли (Haley) (60). 3.333. Неподтверждение.Третья возможность, по-видимому, наиболее важна как с прагматической, так и психопатологической точек зрения. Это феномен неподтверждения, который отличается от полного неприятия того, как человек определяет себя. Здесь мы частично опираемся на работы Лэйнга (88) из Тавистокс-кого института человеческих отношений в Лондоне и дополняем их нашими собственными исследованиями вобласти шизофренической коммуникации. Лэйнг ссылается на Вильяма Джеймса (W. James), который однажды написал: «Никакое дьявольское наказание, даже если бы оно было физически возможно, не может сравниться с ситуацией, когда человека освобождают от общества, и его абсолютно не замечают все его члены» (88, р. 89). Несомненно, что такая ситуация приведет к «потере себя», а это не что иное, как перевод понятия «отчуждение». В патологической коммуникации неподтверждение самоопределения Р отрицает реальность Р как источника такого самоопределения и не имеет отношения к правде или фальши. Другими словами, в то время как отказ в признании подразумевает сообщение «вы ошибаетесь», то неподтверждение — «вы не существуете». Если же быть более точными, в формальной логике подтверждение и отказ в признании другой самости приравниваются соответственно к понятиям правды и фальши, неподтверждение же аналогично понятию неспособности принимать решение, а это имеет совсем иной логический смысл*. Иногда педантичная неспособность принимать решение может играть заметную роль но взаимоотношениях, как явствует из протокола терапевтического сеанса супружеской пары. Эта кара обратилась за помощью, потому что изредка возникающие скан-
-84- ГЛАВА 3. ПАТОЛОГИЯ В КОММУНИКАЦИИ Процитируем Лэйнга: «Характерныйсемейный паттерн, выявленный бла-ГОдаряизучению семей больных шизофренией затрагиваетсовершенно заброшенногоили травмированногоребенка, чья аутентичность подвергалась трудно уловимым, часто непреднамеренным, но настойчивым искажениям (р. 91). Крайняя степень наступает... когда, неважно как [человек]чувствует или как он поступает, неважно какое значение он придает ситуации, его чувства лише- ||лы в семье заставили супругов глубоко переживать из-за их не-(Осгоятельности как супружеской четы. Они женаты двадцать один юн. Муж — видный, преуспевающий бизнесмен. В самом начале ч-;шеа жена обронила, что на протяжении всехэтих лет она ни-► 01 на не знала, что она для него значит. Психиатр: Итак, вы говорите, что вашмуж не давал вам понять, чтовы поступали правильно, хотя вам это было необходимо. Жена: Да. Психиатр: Критиковалли вас Дан, когда вы заслуживали критики, — яимею в виду, позитивно или негативно? Муж: Ни самом деле я редко ее критикую... Жена (почти одновременно с мужем): Он редко кри- тикует. Психиатр: Так... Гм... как вы узнали... Жена: (прерывая его): Он хвалит (смешок). Видите ли, это одурманивает... Предположим я что-то готовлю и у меня все сгорело — он говорит, что это действительно «очень, очень хорошо». Когда я приготовлю что-то экстраординарное, это «очень, очень хорошо». 5! никогдане знаю, хорошо что-то или нет, яне знаю, критикует он меня или хвалит. Возможно, он думает, что когда он хвалит меня, ябуду делать что-то лучше, а когда я заслуживаю похвалы, он — он всегда хвалит меня — это так... Вот почему мне недоступна ценность похвалы. Психиатр: Так что вы действительно не знаете, что вы значите для того, кто всегда хвалит... Жена (прерывая): Да, я незнаю, критикует ли он меня или действительно искренне хвалит. Осознание обоими супругами этого паттерна ни в коей мере не помогает им, что делает пример таким интересным.
-85- ПРАГМАТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ ны ценности, его поступки лишены мотивов, намерений и последовательности, ситуация для него лишена смысла, тогда он полностью окружен таинственностью и отчуждением» (р. 135—136). Приведем еще один интересный пример, который подробно был уже опубликован (78). Он взят из психотерапевтического сеанса семьи, состоящей из родителей, их двадцатипятилетнего сына Дэйвл (ему впервые поставили диагноз шизофрения в возрасте двадцати лет во время службы в армии, после чего он жил дома, пока примерно за год до этой встречи не был госпитализирован) и их восемнадцати летнего сына Чарльза. Когда обсуждение сфокусировалось на том, что посещения родителей во время выходных вызывают напряжение в семье, психиатр указал на то, что создается впечатление, что Дэйв взял на себя непосильный груз всех семейных забот. Таким образом, Дэйв стал единственным индикатором хороших или плохих событий, происходящих в течение выходных. Удивительно, но пациент сразу же согласился о подобным толкованием: [.Дэйв: Ну, я чувствую, что иногда мои родители и Чарльз очень восприимчивы к тому, как я себя чувствую, может быть, даже сверхвосприимчивы к тому, как я себя чувствую,потому что я не.., я не думаю, что подниму машину,когда вернусь домойили.. 2. Мать: Да. Дэйв, ты так не делал с тех пор, как У тебя своя машина, — но до того ты делал. 3. Дэйв: Хорошо, я знаю... 4. Мать (почти что одновременно с ним): Да, НО даже позже, дважды, с тех пор как у тебя свои машина. 5. Дэйв: Да, хорошо, в любом случае (вздох) я знаю, что не хотел так себя вести, мне кажется, было бы замечательно, если бы я мог порадоваться себе или... (Вздыхает, пауза.)
-86- ГЛАВА 3. ПАТОЛОГИЯ В КОММУНИКАЦИИ 6. Психиатр: Знаешь, ты меняешь ход своего рассказа, когда в него вмешивается мама. Это понятно, но в твоем положении ты просто не можешь себе это позволить. Т.Дэйв (почти одновременно): М-м-м. 8. Психиатр: Это делает тебя чудаком. И тогда ты даже не знаешь, о чем ты думаешь. 9. Мать: Что он изменил? 10. Психиатр: Ну, я не могу читать его мысли, так что я не знаю, что он точно собирался сказать, — у меня только общие идеи, я просто исхожу из опыта... 11. Дэйв (перебивая): Ну, это просто, просто я хо- тел сказать, что я — единственный больной в семье, и это дает всем... возможность быть хорошими Джо и изучать настроение Дэйва, независимо от того, хорошее оно или плохое. Вот что иногда я чувствую. Другими словами, я не могу быть ничем другим, только собой, и если людям не нравится, каков л, — тогда я оценю, когда они — скажут мне об этом или что-то в этом роде... Оговорка пациента проливает свет на его дилемму: он говорит «Я не могу быть ничем другим, только собой», но подразумевается вопрос: Я -- это «я» или «они»? Конечно, это можно назвать случаем «слабых границ эго» или же игнорировать интерактивный факт неподтверждения не только в словах Дэйва о посещении в выходной, но и незамедлительное неподтверждение матери в данном примере (утверждения 1—5) ва-лидности впечатления Дэйва. В свете как существующего, так и сообщенного неподтверждения самого себя оговорка пациента приобретает смысл. 3.34. Уровни межличностного восприятия Наконец мы можем вернуться к иерархии сообщений, обнаруженной в процессе анализа коммуникации на уровне взаимоотношений. Мы видели, что самоопределение Р («Вот как я себя вижу...») может
-87-
ПРАГМАТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ получить три возможных ответа со стороны О: подтверждение, неприятие и нсподтверждение. (Эта классификация, конечно же, фактически та же, что была использована в разделах 3.231 —3.3233). Теперь у этих трех ответов один общий знаменатель, т. е. с помощью любого из них О отвечает: «Вот как я тебя вижу»*. Итак, на метакоммуникационном уровне существует сообщение от Р к О: «Вот как я себя вижу». За ним следует сообщение от О к Р: «Вот как я тебя вижу». Р ответит на это сообщение среди всего прочего следующим образом: «Вот как я вижу тебя, видящего меня», на что О, в свою очередь, отправит сообщение: «Вот как я вижу тебя, видящего меня, видящего тебя». Этот обмен сообщениями является теоретически бесконечным, в то время как практически следует иметь в виду, что нельзя заниматься сообщениями более высокого порядка абстракции, чем упомянутый. Вместе с тем любое из этих сообщений может быть представлено реципиентом теми же подтверждением, неприятием и неподтверждением, описанными выше, и распространяется на определение О себя и на последующее метакоммуникационное обсуждение с Р. Это создает сложные коммуникационные контексты, легко разрушающие устойчивость образа, обладающего очень специфической прагматической последовательностью.
|