Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Человек созерцающий.




Аристотель находит для человека высшее благо в сосредоточенном уходе в себя, в интеллектуальном самосозерцании. Подлинное счастье – это погружение в себя и отошедшая от всякой практики мудрость. Для Аристотеля это основа его жизнечувствия, жизнелюбия, жизнедеятельности. «Философия – это свободная наука, ибо она существует ради самой себя» (2,т.1,с.69). Философия возникает по Аристотелю из удивления перед загадками жизни. «Тот, кто испытывает недоумение и изумление, считает себя незнающим (поэтому и человек, который любит мифы, является до некоторой степени философом, ибо миф слагается из вещей, вызывающих удивление)». Для Аристотеля философия это божественная наука, так как обладание ею можно было бы считать выше человеческих возможностей. «Бог один лишь мог иметь бы этот дар. Человеку не подобает искать несоразмерного ему знания. Если бы зависть была в природе божества, то несчастны должны быть все, кто неумерен в познаниях. Но не может божество быть завистливым. И не следует, какую либо другую науку считать ценимой более, чем эту. Божественна та из наук, которой, скорее всего, мог бы обладать Бог» (2, с.69). Здесь мы видим очень интересные черты нового религиозного миросозерцания. Для Аристотеля – Бог есть ум, наивысшая ступень бытия. Вечный и чистый ум является перводвигателем Вселенной. Божество вечно, несозданно, всемогуще, самодвижно. «Мы утверждаем поэтому, что Бог есть живое существо, вечное, наилучшее, так что жизнь и существование непрерывное и вечное есть достояние Его, ибо вот что такое Бог». В отличие от богов гомеровских времен Бог , как перводвигатель и владеющий всем – один, ему чужда зависть. Но разум человека независим, философствуя человек, может обрести те же знания, что и Бог. Фактически это тема первородного греха, и Аристотель как античный философ, для которого и сам Бог есть ум, делает человека в могуществе познания равным Богу.

Аристотель, будучи патриотом и апостолом государства, испытывает некоторое чувство раздвоенности между стремлением к чисто созерцательной жизни и важностью участия в жизни государства. «Одни отвергают всякое участие в государственной деятельности, поскольку она выражается в занятии магистратур, считая жизнь свободного человека свершенно отличной от жизни государственного деятеля и наиболее всего предпочтительной, напротив, наилучшей жизнью признают жизнь государственного деятеля, указывая, что нехорошо человеку ничем не занимающемуся, поступать хорошо. И те и другие в одном отношении правы, в другом не правы». Аристотель отдает предпочтение первым, так как «большее значение имеют те теории и размышления, цель которых в самих себе».

В последних книгах «Политики» Аристотель рисует идеальное государство, во многом напоминающее государство Платона, хотя в отличие от Платона Аристотель допускает частную собственность и семью. В то же время Аристотель считает обязательным вмешательство государства и правителя в процесс деторождения, для создания «подходящего материала для законодателя». «Физические свойства рождаемых детей» должны соответствовать предначертаниям законодателя. Поэтому законодатель утверждает возраст вступающих в брак, количество деторождений. Беременности сверх установленной нормы должны завершаться абортом. Образ жизни и питание беременных женщин определяет правитель. «Пусть будет закон, - пишет Аристотель: ни одного калеку выращивать не следует». Внебрачные связи супругов законом осуждаются. В воспитании подрастающего поколения Аристотель вводит возрастную периодизацию с 7 до 21 года. До 7 лет дети живут дома. Им рассказывают мифы, они играют в игры, готовящие к будущей жизни. За всем эти наблюдает государственный чиновник – педоном. Он следит, чтобы дети не находились слишком много в обществе рабов, слушали лишь одобренные сказки, не слышали сквернословия, не видели непристойных картин и статуй. С семи лет мальчика должны обучать школьным предметам. При этом забота о теле должна предшествовать заботе о душе, физическое воспитание – умственному, развитие навыков должно предшествовать развитию ума» (3,с.621). В целом воспитание предполагает: «развитие умственных способностей и нравственных качеств». «Грамматика и рисование – предметы, полезные в житейском обиходе и имеющие большое практическое применение. Гимнастика способствует развитию мужества. Музыка важна для досуга, она оказывает влияние и на нравственные качества. Ритм и мелодия содержат в себе более всего приближающееся к действительности отображение гнева и крот, мужества или воздержанности. То же касается музыкальных ладов и инструментов. Музыкой следует пользоваться «и ради воспитания, и ради очищения, ради время провождения, то есть ради успокоения и отдохновения от напряженной деятельности» (3, с.631).

Литература:

1.Аристотель. Никомахова этика// Сочинения в 4-х т.: т.4. - М.: Мысль,1984.

2Аристотель. Метафизика//Cочинения в 4-х т.: т.1. - М.: Мысль, 1984.

3.Аристотель. Политика//Сочинения в 4-х т.: т.4. - М.: Мысль, 1984.

 

Вопросы и задания.

1. Раскройте общее и особенное в трактовке воспитания в государстве у Платона и у Аристотеля?.

2.Какие положения Аристотеля вам кажутся бесспорными и для сегодняшнего дня?

3. В чем отличие трактовки понятия досуга и требований к его содержанию у Аристотеля и в наше время?

 

 

-

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 177; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты