КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Молодёжная субкультура как социальный феномен.Стр 1 из 5Следующая ⇒ ВВЕДЕНИЕ Проблема психологии молодёжных субкультур имеет важное значение в современном обществе в связи с особенностями сложившихся отношений внутри социума как между различными социальными группами так и между отдельными индивидами внутри самих социальных групп. Каждый индивид, занимая определённое место в системе общественных отношений, относится к нескольким социальным группам. В связи с возрастными особенностями и особенностями устройства общества, представители возраста 12-20 лет (то есть подростки и молодые люди) склонны присоединяться к тем или иным объединениям людей, известных как молодёжные субкультуры. Надо сразу отметить, что эта проблема не столь актуальна для нашей страны, ведь у нас число молодых людей, ярко заявляющих о своей субкультуре гораздо меньше, чем в соседних странах. Предположительно, я могу связать это с особенностями национального менталитета, согласно которым, свои чувства люди склонны держать в себе и потому нечасто проявлять их в своём внешнем виде или поведении. Но, как бы то ни было, в развитых странах мира феномен субкультур проявляется всё заметнее, и начинает приобретать всё большее значение. Лично я проводил свои исследования среди представителей субкультур России, посредством социальной сети Вконтакте, и потому результаты исследования специфичны именно для этой страны, в других странах этот феномен может иметь совершенно отличные черты. Проблема: необходимость уточнения психологического аспекта причин присоединения молодых людей к тем или иным субкультурам. Тема: роль психологического фактора в присоединении молодого человека к субкультуре. Цель исследования: подтверждение или опровержение предполагаемых причин, побудивших молодого человека присоединиться к субкультуре и удерживающие его в ней. Объект исследования: психологический фактор Предмет исследования: присоединение/причисление молодым человеком себя к субкультуре Задачи: 1. Изучение и обобщение существующих исследований по этому вопросу. 2. Разработка и проведение опроса представителей субкультур посредством интервью. 3. Анализ полученных данных, выводы. Гипотеза: Присоединяться к субкультуре молодых людей побуждают возрастные особенности при непосредственном влиянии социальной действительности. Метод: Интервьюирование посредством социальных сетей. Методика: опрос-интервьюирование.
Молодёжная субкультура как социальный феномен. Молодёжная субкультура - часть культуры общества, отличающейся своим поведением от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры, состоящих, в основном, из представителей молодёжи. Молодёжная субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами. [1] В разные исторические периоды в разных странах взгляды на молодёжь отличались. Так, например, в СССР существовал жесткий, строго ограниченный дискурс, феномены молодежных культур представлены были крайне односторонне. Прямым продолжением этой односторонности было рассмотрение групп молодежи, не вписывающихся в заданные рамки господствующего представления в терминах «девиантности» и «криминогенности». В связи с этим литература о молодежи делилась как бы на две группы: о советской (правильной) молодежи и об «остальной». К первой относились пионеры, комсомольцы, молодые строители коммунизма и т.д.; ко второй - неправильная «молодежь», которая в свою очередь делилась на девиантов и «поклонников Западного образа жизни» - стиляг, тунеядцев и спекулянтов (фарцовщиков). В результате так называемая «обычная» молодежь или «хорошие» неформалы практически выпадали из анализа. У «нас» молодежь конструировалась именно как та группа людей, которой принадлежало будущее, с которой общество связывало все самые лучшие свои надежды и чаяние; у «них» молодежь описывалась не иначе как источник страха за буржуазные ценности и основа для «моральных паник». Иными словами, феномен молодёжных субкультур в СССР рассматривался исключительно с позиции осуждения и противодействия, что оказало взаимное влияние и на саму страну и на молодёжные субкультуры, существовавшие на территории страны. Молодежная культура как для ученых-исследователей и взрослых, контролирующих процессы взросления, так и в общественном мнении прежде всего ассоциируется с отдыхом, развлечениями, с тем, как молодежь реализует себя в досуге. Стиль и все его составляющие (а это самые первые приметы досуговой деятельности) — это именно то, что делает молодежь особой социальной группой в глазах окружающих. Довольно часто, говоря о молодежи, употребляют понятие «безответственность». Мягко говоря, это не совсем точно. Употреблять этот термин по отношению к молодежи можно только в узко юридическом смысле. При более пристальном взгляде на процесс перехода из детства во взрослость становится очевидным, что молодость — это время, когда молодой человек принимает на себя все новую и новую ответственность. Возможно, что больше никогда в жизни ему не придется брать на себя так много. С психологической точки зрения, именно в этот период подросток учится принимать на себя ответственность за то, что он делает, он учится ощущать вину за содеянное. Процесс принятия и постижения ответственности невероятно сложен, каждый шаг на этом пути дается молодому человеку с невероятным трудом. Именно в этот период молодой человек ответственен как никогда. Постепенно на него начинает ложиться большая ответственность за домашнюю работу (особенно на девочек), за то, как он проводит свое время в школе и вне ее, за получение тех или иных отметок, за продвижение в школьной иерархии, за поведение на вечеринках и в выходные дни, за выбор друзей, за стиль, который он принимает, за успешность обучения и за много другое. В этом смысле любой шаг, даже из бытовой сферы, который связан с принятием решения, очень важен для молодого человека. Одним из способов самореализации в обществе стало хулиганское поведение. Первыми нарушили спокойствие английского населения Тэдди бои в начале 50-х гг. С тех пор английские молодежные субкультуры всегда ассоциировались в общественном сознании с эксцентричными стилями улиц. За Тэдами в 60-х гг. последовали Моды, в 70-х гг. — бритоголовые и панки. Интересно, что молодежные стили изменялись, появлялись новые, но уже появившиеся стили практически не исчезали. Проблема хулиганов очень скоро стала рассматриваться не просто как проблема соблюдения нормального общественного порядка, но и как широкая социальная проблема рабочей молодежи. Все чаще общественность задавала вопросы: что же с ней делать? Одно из решений было найдено в поощрении городских организаций социального контроля, которые, по замыслу, могли бы заменить собой контроль старейшин в прежних патриархальных деревнях. С 1890 г. и до начала первой мировой войны в Англии возникли десятки таких организаций. Среди них были: «Скаутское движение», «Союз детей улицы», «Христианская ассоциация молодых людей», «Бригада мальчиков». Для этих организаций были характерны полувоенные формы и методы работы с молодежью, что обнаруживало главный принцип их подхода – насильственное устранение возможных выступлений и наведение силового «порядка» среди молодежи. Английский социолог Саймон Фрис по этому поводу замечает, что если проанализировать молодежные правонарушения в XIX веке, за которые молодые люди осуждались по закону, то можно увидеть, что среди них были как правонарушения во «взрослом» смысле слова, так и «чисто» молодежные. Так, например, группировки или банды подростков, занимавшихся хулиганством или вандализмом, не имели аналогичных мотивов во взрослом преступном мире. Подобные преступления, как правило, совершались не ради получения материального вознаграждения – денег или каких-либо товаров. Хулиганизм представал как занятие, доставляющее удовольствие само по себе. В отношении к идеологии можно заметить, что девиантное поведение есть лучшая форма решения молодежных проблем. Майк Брейк считал, что «субкультуры возникают как попытка коллективного решения переживаемых проблем, возникающих из-за существующих противоречий в социальной структуре. Молодежь рабочего класса в современной социальной структуре находится в маргинальной позиции. Они уже сейчас теряют власть, статус и богатство, и они уже знают, что в будущем у них тем более ограничен доступ к этим ценностям». Молодежная девиация, следовательно, – это способ генерирования альтернативных форм успеха и наград. И все же чтобы объяснить опасность, например, бритоголовых (скинхедов), мы должны объяснять не их материальное положение, а их культурные условия, их способы объяснения мира. Своими альтернативами господствующим ценностям общества субкультуры генерируют определённые стереотипы поведения, ритуалы, с помощью которых противопоставляют себя обществу. Сопротивление через ритуалы основывается на понятии гегемонии. Это понятие впервые было предложено итальянским марксистом Антонио Грамши в 20-е гг. Гегемония означает лидерство или доминирование. Цель — уделить внимание роли культурных институтов (церкви, семье, закону, образованию, искусству, медиа) и тому, как посредством них организуется система власти в классовом обществе. Грамши считал, что в капиталистическом обществе буржуазия является правящим классом не только потому, что она контролирует «репрессивные» силы государства и является собственником экономического производства, но также и потому, что она влияет на гражданские институты, на то, каким образом люди организуют свою частную жизнь, на их миропонимание и те способы, с помощью которых они понимают различные ситуации, определяют, что правильно, а что - нет, что можно, а чего — нельзя, что естественно, а что — противоестественно. Гегемон навязывает свою идеологию, свою особую организацию ценностей, веры и символов, а следовательно, и классовый конфликт; он включается в борьбу за идеи так же, как и в борьбу за государственную власть и экономические ресурсы. Из этого следует, что идеологическое сопротивление есть ключевая форма политической активности людей, которые убеждены, что существующее социальное устройство не является необходимым и неизбежным. Девиантные молодежные стили в этой интерпретации действительно выступают реальной угрозой правящему классу, потому что отрицают доминирующие идеи, поэтому-то они и провоцируют панику. Самое интересное в исследовании молодежных культур заключается в том, что любое «девиантное» поколение (а судя по историческим ссылкам оно всегда было таковым и всегда вызывало опасения у зрелого поколения) вырастает и становится «нормальным»: работающим, консервативным взрослым большинством, стремящимся к достижению социально значимых целей. Как это происходит? Каким образом девиантные ценности и нормы преобразуются в новые концепты и постулаты общественной морали? Любые исторические и художественно-литературные ссылки дадут нам на этот счет богатейший материал (взрослые всегда сокрушались по поводу молодежи, для них она всегда была девиантной). Молодежная культура создает пространство, в котором молодые люди могут себя чувствовать полномочными представителями, в то время как в семье или в школе они чувствовали себя чужими и не имеющими никаких реальных полномочий. [2]
|