КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психология возрастаИтак, какие причины стоят за стремлением подростка/молодого человека присоединиться к той или иной субкультуре? Для того чтобы ответить на этот вопрос необходимо изучить внутренние и внешние факторы, определяющие поведение и мировоззрение, и, как следствие, деятельность молодого человека. К внешним факторам необходимо отнести прежде всего социальное положение молодого человека, его социальные роли, и вытекающие из этого особенности формирования психических новообразований. Социальная ситуация юности такова, что в этот период происходит переход не вообще к самостоятельной взрослости, а именно к мужской и женской. В 18 лет предоставляется избирательное право и возможность вступления в брак; а за уголовные преступления люди, достигшего этого возраста, отвечают по всей строгости закона. В отношениях со сверстниками, наряду с сохранением большой роли коллективно-групповых форм общения, нарастает значение индивидуальных контактов и привязанностей, активизируются любовные чувства. [3, с 3] Одним из первых социальных институтов где проходит социализация и формирование личности (а с ней и внутренних факторов), его самоидентификация в обществе, является школа. Школа — это такой социальный институт, который лишь формально дает людям одного возраста похожий социальный опыт. Школьный возраст действительно легко определить с биологической точностью — все люди от 5 и до 16 лет должны посещать школу. В Англии это действительно так; в России мы знаем несколько этапов в определении формальных возрастных параметров обучения: в школу у нас идут дети в 6 или 7 лет, что определяется достаточно произвольно самими родителями в зависимости от формы обучения: гимназия, частная школа или обычная школа и в зависимости от месяца рождения. В школе ребёнок приобретает помимо комплекса ЗНУ, предполагаемых программой, ещё и более важные характеристики, как, например, отождествление себя с той или иной общностью людей, умение занимать в ней своё иерархическое место, выполнять свою социальную роль. Принятие или отторжение школьной иерархии подчас является решающим для всей последующей жизни подростка, влияет на формирование одной из основных составляющих общей ориентации личности по отношению к социальным институтам: конформизма и нонконформизма. Один из первых выборов — встать рядом с теми, кто правильный и кого любят учителя, или «сесть» рядом с теми, которых учителя не любят, и поэтому быть готовым испытывать постоянные волнения и тревоги. У «неправильных» свои критерии, свой путь, своя лестница. Этот первый выбор — это внутренняя « пружина» вечного стремления «к чему-то» или «избегания, отталкивания от чего-то» будет раскручиваться всю последующую жизнь. Это одна из тех социально-культурных точек отсчета, которая может определить общий настрой личности подростка. Пол Уиллис проводил углубленное исследование образа жизни группы молодых ребят-одноклассников в одной английской средней школе. В своем исследовании он подтвердил догадки Доунса о том, что средне- и слабоспособные ребята из рабочей среды серьезно отходят от ценностей школы, (то есть от ориентаций на достижение в рамках общепринятых в школе ценностей — таких, как хорошая учеба, послушание, оценка со стороны учителя и т.д.), просто потому, что школьные занятия представляются им абсолютно бессмысленными (тут сыграло роль и их представление о будущем, в котором не было места формируемым школой навыкам). Они создали между собой свой собственный мир, который состоял из «других» ценностей: умений «прикалываться», «прогуливать», «наезжать на отличников» (их звали «ear’oles»). На самом же деле, их сообщество оставалось очень замкнутым. Уходя от ценностей, которые казались им чужими, они сами обрекали себя на ту же подчиненность, которая была у их родителей, поскольку без образования они в будущем могли рассчитывать только на малоквалифицированную работу. Ребенок смотрит на себя глазами окружающих. «У тебя все хорошо, ты нормально, хорошо выглядишь, у тебя нормальный рост, ты хорошо учишься — вот тебя пятерка». Подросток же должен выстроить свою внутреннюю систему иерархий, выработать свои представления об успехе и наградах. В группировке, например, подросток легко выстраивает представление о себе. Исследователи часто отмечают, что в субкультуру приходят именно те, кто в прежней среде имел заниженную самооценку, испытывал недостаток самоуважения. Прежняя среда не предоставляла ему достаточно ресурсов для повышения этих представлений, а субкультура дает. В школе таких подростков, как правило, не понимают, они выпадают из школьной иерархии, не вписываясь в рамки правильных и хороших учеников. Миллер применил понятие маргинальности для объяснения позиции подростков. Позиция определенной (речь идет именно о девиантно ориентированной) группы подростков становится маргинальной в школьной структуре, подростки начинают чувствовать свою незначительность, поскольку у них отсутствуют возможности для реализации своих потребностей в самоуважении и самоидентификации. Следуя концепции Миллера, подобные подростки не специально выбирают девиантный путь, они просто выбирают некий путь, позволяющий им самореализоваться, добиться хотя бы какого-то признания. И часто этим путем оказывается девиантная ассоциация. В какой вид девиантной активности включится такой подросток, во многом зависит от наличия возможностей в окружающей среде. Нередко к выбору той или иной формы девиации молодого человека подталкивает не только его окружение (наличие, например, традиции употребления наркотиков в среде его непосредственных друзей или сверстников), но и реакция общества на его поиски своего места. Старший школьник постепенно достигает социальной зрелости (усваивает нормы общества, включается во взрослую жизнь), наступление которой зависит от экономических и культурных условий. Живя в настоящем, он своей внутренней позицией обращен в будущее, в самостоятельную жизнь. Значимым для старшего школьника является учение и выбор профессии, жизненного пути, самоопределение. Новая социальная позиция изменяет значимость учения, его задачи, цели, содержание. Оно оценивается с точки зрения полезности для будущего. Под этим же углом зрения меняется и отношение к школьной жизни. С возрастом расширяется диапазон социальных ролей с их правами и обязанностями, социальное развитие приобретает многомерность. Р. Хевигуерст (1972) видел 8 задач, которые должны быть решены в подростковом и юношеском возрастах: 1) принятие своей внешности и умение эффективно владеть телом. В период полового созревания появляется большая озабоченность своими физическими данными. Необходимо принять свой физический облик и изменения, происходящие в организме. Научиться заботится о своем теле и эффективно владеть им в спорте, работе и на отдыхе; 2) формирование новых, более зрелых отношений со сверстниками обоего пола. Детские интересы и дружба между сверстниками одного пола должны смениться гетеросексуальной дружбой. Чтобы стать взрослыми, необходимо научиться искусству общения и поведения в группе; 3) принятие мужской / женской социально-сексуальной роли. Что означает быть мужчиной / женщиной? Как должен выглядеть мужчина / женщина? Как они должны себя вести? Кем стать в жизни? Психосоциальные и социальные роли определяются той культурой, в которой развивается подросток, юноша, девушка; 4) достижение эмоциональной независимости от родителей и от других взрослых. Надлежит научиться лучше понимать себя и старших, разбираться в причинах конфликтов, сформировать отношения, основанные на взаимопонимании, привязанности и уважении, но свободные от эмоциональной зависимости; 5) подготовка к трудовой деятельности, которая могла бы обеспечить независимость: а) определить жизненные приоритеты; б) правильно выбрать профессию, подготовиться к ней, обучаясь; 6) подготовка к вступлению в брак и семейной жизни; достижение эмоциональной зрелости и понимания семейной жизни для обеспечения прочности брака в связи с требованиями общества; выработка положительных установок и навыков общения, необходимых для семейной жизни; 7) появление желания нести социальную ответственность влечет за собой необходимость развития соответствующего поведения; усвоение общественной идеологии, которая учитывает ценности общества; участие в повышении его этического уровня. Нахождение собственного места в жизни; 8) обретение системы ценностей и этических принципов, которыми можно руководствоваться в жизни, т. е. формирование собственной идеологии. Эта задача включает в себя принятие и применение в личной жизни осмысленной системы ценностей, моральных норм и идеалов. Р. Хевигуерст считает, что многие из современных американских юношей и девушек не могут достичь идентичности и поэтому страдают от бесцельности и неопределенности своего существования. [3, с 13] В этом возрасте формируется способность к саморефлексии, в связи с чем возникает необходимость в самоидентификации как личности, включённой в систему социальных отношений, в осознании себя как отдельный субъект в этой системе, но в то же время, занимающий в ней определённое место. Стремясь найти своё место, юноша начинает варьировать своё поведение, определяя границы того, на что он способен. Критерием, определяющим поведение юноши становится реакция на его поведение его окружение. Причём, это не обязательно должна быть положительная реакция: определяя границы своих возможностей, юноша неизбежно ломает прежние границы, установленные его предыдущей социальной ролью, что, в свою очередь, неизбежно вызывает неприятие у тех, кто эти границы установил. Таким образом, стремясь познать свои возможности, юноша теряет моральную поддержку со стороны части своего окружения, что, в свою очередь, толкает его на то чтобы найти эту поддержку в некой общности людей, достаточно большой, чтобы обеспечить эту поддержку, но в то же время достаточно разобщённой чтобы не стеснять его рамками конкретной социальной роли. Именно эту функцию успешно выполняют субкультуры. Присоединяясь к субкультуре, юноша стремится противопоставить себя обществу, присоединяясь к отличной от основной массы общности людей, таким образом, занимая новое положение в этой общности, как правило, отличное от предыдущего в связи с возможностью сформировать новый имидж, социальную «маску». Не последнюю роль в решении юноши вступить в ту или иную субкультуру играет сопутствующие данному возрасту половое созревание и половая идентификация. Стремясь решить проблему поиска партнёра для отношений, юноша может примкнуть к субкультуре, таким образом, упрощая возможность установления близких взаимоотношений с представителем той же субкультуры противоположного пола. В этом же возрасте формируются духовные ценности, моральные установки и нравственные приоритеты, и одним из способов их восприятия, интеграции и реализации может быть субкультура, так как причисление себя к определённой общности людей подразумевает восприятие норм и ценностей этой общности, перенимание поведенческих установок и символов для отождествления себя с этой общностью. При этом субкультуры в основной своей массе не имеют чётких рамок тех же духовных ценностей, моральных установок и т. д, лишь некоторые аспекты мировоззрения, связанные больше с философскими вопросами чем с практической необходимостью. А это значит, что юноша воспринимает оные из ближайшего (в плане силы влияния) окружения, от знакомых представителей той же субкультуры, то есть, перенимает социальный опыт общества, «противопоставляя» себя ему. Проще говоря, юноша социализируется в соответствии с окружающей его социальной действительностью, одновременно реализуя потребность в осознании себя как личности в социуме, и одновременно же принимая на себя новые социальные роли и освобождаясь от старых.
|