КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
МИНЕРАЛЬНые ИКОНОПИСНЫЕ краскиМИНЕРАЛЬНАЯ ЖЕЛТКОВАЯ ТЕМПЕРА Краски – это вещества натурального или искусственного происхождения, которые способны окрашивать тот или иной материал, не соединяясь с ним химически. Для изготовления пигментов используют химические соединения, обладающие повышенными цветовыми качествами. По химическому составу пигменты и изготовленные из них краски разделяются на 2 вида: минеральные (неорганические соли или окислы металлов) и органические (сложные соединения растительного или животного происхождения). И те, и другие пигменты могут быть естественными (природными) и искусственными. По своим качествам краски подразделяются тоже на 2 вида: кроющие, или корпусные, дающие малопросвечивающий плотный слой, и на лессировочные, дающие прозрачный слой. Природные минеральные краски получают из сырья, встречаемого в окружающей среде. В готовом виде и их можно подразделить на две большие группы: 1. Большая группа природных железо-окисных красок – глины и руды (мягкие землистые, иногда рыхлые наносные, глинистые породы и твердые горные породы; также минералы, образующие самостоятельные геологические тела). Это пигменты желто-коричневых и красно-коричневых цветов – охры, сиены и умбры, а также мумии и сурики – пигменты красных, оранжевых и коричневых цветов, а также кремнеземистые краски – волконскоит, глауконит зелёных оттенков. Цвет железо-окисного сырья может быть очень разнообразным: от желтого, светло-коричневого до темно-коричневого и даже черного. Кроме этого, существуют разнообразные красные, зеленые, зелено-голубые, голубые и даже синие цвета минералов. 2. Различные цветные минералы. Термин «минерал» происходит от среднелатинского слова minera, «кусок руды», «камень, из которого получают металл». Его возникновение теряется в глубине средних веков. Согласно другой версии, слово «минерал» произошло от латинского слова mina – «подземный ход», «штольня». Русское слово «руда»» является производным от старинного славянского слова «рудой» или «рудый», означающий рыжий, жарко-красный цвет. В ряде западно-славянских языков слово «руда» означает «кровь». Под этим можно понимать глубинный смысл горняцкого термина «руда» как «кровь горных (рудных) жил». Как правило, в древнерусской иконописи применялись минеральные пигменты, в основном натуральные, в редких случаях некоторые из них изготовлялись искусственным путем. Палитра древнерусских мастеров состояла из небольшого количества красок, и из этого малого количества создавалось благолепное колористическое построение иконы Это подобно тому, как в музыке всего из 7 нот происходит всё многообразие музыкальных произведений. Иконописцы были людьми высокой художественной культуры, о чем говорят те тончайшие цветовые нюансы в тонах, которых они достигали. Как показали химические и оптические исследования древней живописи, в процессе работы художники редко пользовались чистыми красками, почти всегда составлялись цветовые нюансы, так называемые замесы. При составлении тона к основной краске добавляли небольшое количество других пигментов. Промежуточные тона, как и основные, готовили в сосудах, тщательно перемешивая краски, иначе после высыхания на живописи могли появиться пятна. Краски различных тонов накладывались послойно, каждый слой обязательно просушивался. Краски для живописи состоят из твердого пигмента – цветовой основы красок и жидкого связующего, которое со временем твердеет, образуя единую с красочным порошком твердую массу. Краски приготовляются иконописцем перед началом работы: их затирают на эмульсии. Цветовой тон, или колер, замес составлялся главным мастером и замешивался на связующем, то есть на эмульсии. О ней и пойдёт речь в следующем разделе.
|