КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Практика работы минеральной темперой
ОПТИКА КРАСОЧНОГО СЛОЯ Материальным средством для выражения цветового богатства служит краска. Слово «краска» часто используется как синоним слову «цвет», но для художника это совершенно разные понятия: краска – всего лишь материал, а цвет имеет волновую структуру. В процессе творческого акта художник-иконописец как бы изменяет физико-оптические свойства краски, нанося её различными способами на левкас – прозрачным тонким слоем или густым мазком, пастозно, или же штрихом, то смешивая, то сопоставляя одну краску с другой. В результате краска превращается в цвет – действительный язык художника. О природе цвета подробно сказано в разделе «Теория цвета». О природе краски мы расскажем подробно в этом разделе. Краска обладает собственными физико-оптическими свойствами, и, вследствие этого, она обладает своим характером и возможностями. И чем глубже художник понимает характер и возможности краски, тем выше его мастерство, тем больше вероятность воплощения поставленной им творческой задачи. Что же представляет собой краска? Большинство красок состоит из смеси твёрдого красящего вещества /пигмента/ и прозрачного связующего /эмульсии, масла, воды и т.д./. см. Рис. Условное обозначение:
Рис.
Пигмент представляет собой прозрачные и непрозрачные частицы красящего вещества, отражающие свет, что и определяет цвет его. Кроме того, цвет красочного слоя зависит от концентрации частиц в связующем – чем выше она, тем насыщеннее цвет. Краски в зависимости от прозрачности делятся на две группы: 1. Корпусные, т.е. кроющие. 2. Прозрачные или лессировочные. Можно выделить еще один – проникающие вглубь грунта /фреска/.
1. Корпусные краски, т.е. кроющие – краски, которые покрывают поверхность совершенно непрозрачным слоем. В этом случае цвет основы почти не участвует в построении цвета. Условное обозначение: Красочный слой, Залевкашенная доска, Световой поток.
2. Прозрачные или лессировочные. Это краски, через слои которых проходит насквозь световой поток, отражается от поверхности основы и вторично проходит сквозь красочный слой. В этом случае цветовое впечатление будет обусловлено также и цветом основы. И оптика красочного слоя будет богаче, чем в предыдущем примере.
3. Наряду с корпусным и лессировочным нанесением красок можно выделить и третий случай – когда красящее вещество проникает вглубь окрашенной поверхности. Это преимущественно касается техники фрески. Условное обозначение: Красочный слой, Загрунтовая стена.
СМЕШЕНИЕ КРАСОК Основа мастерства художника - умение составлять, смешивать краски, чтобы получить нужный цветовой тон. Типы смешения красок: 1. Механическое сложение /смешивание красок/. 2. Оптическое, которое бывает двух видов: а/ путём наложения красочных слоёв друг на друга – техника лессировки; б/ путём сочетания красочных пятен различного цвета – техника мозаики. Если сравнить принципы смешения красок и цветов, то можно отметить, что они отличаются друг от друга. Так, при смешении цветных лучей полученный цвет будет светлее каждого из смешиваемых цветов, а при смешении красок – часто наоборот. Например, если смешать три основных цветных луча /красный, жёлтый, синий/, то получится белый цвет, а при смешении соответствующих красок – получится условно серый цвет.
|