КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
СанкирьЕсли раскрывается цвет личного письма, то за основной цвет мы будем принимать санкирь. Подробные сведения о санкире можно почерпнуть в статье А.Н.Овчинникова «О санкире» в книге «Символика христианского искусства». Здесь же отметим некоторые важные моменты. Санкирь – это «первоначальный заготовительный тон, которым покрывают лики и другие части тела. При последующей работе санкирь остаётся как теневой тон». Цвет санкиря может колебаться от оливково-зелёных тонов через умбристые до охристо-красноватых. Назначение санкиря – формирование объёмности лика, подчёркивание его светоносности. Немного из истории развития санкиря. В 9-13 веках этап этот преимущественно выглядел так: сначала по всей площади личного письма наносилась проплазма – «краска среднего тона телесного цвета. Тон этот достаточно светлый, и потому отпадала необходимость в длительной моделировке» лика. Затем наносились «глубины» – глазницы, теневые стороны носа, шеи, губ, под подбородком… При этом колер был более тёмным, чем проплазма, который, собственно, можно назвать санкирем. Как правило, он был более холодного цвета. Техника эта применялась большей частью во фреске. В иконе использовалась несколько другая система. Например, в иконе «Ангел Златые Власы» 12в уже при исполнении предварительного чёрного рисунка на левкасе жидким чёрным колером наносятся не только контуры, но и делается проработка глубин, а затем все это перекрывают средним по тону и достаточно прозрачным санкирем телесного цвета. Этот приём создаёт сложную цветовую игру в тенях. Затем по самым глубоким теневым местам /особенно в глазницах/ дополнительно проходили лессировочным тёмно-зелёным цветом, составленным обычно из глауконита, берёзового угля и земляной коричневой. И только уже после этого наносили завершающий рисунок, подрумянку и высветления. Примерно со второй половины 14в. техника становится иной. Отныне мастера пользуются сплошным тёмным санкирем, т.е. теперь он закрывает полностью весь силуэт головы. А моделировка лика выполняется многими слоями светлого телесного колера поверх тёмного санкиря. Такой метод снизил «освещённость» лика, так как никакими наслоениями светлых охрений невозможно достигнуть эффекта ранней техники. А именно – эффекта свечения белого грунта сквозь прозрачные слои. В 14-15 веках сохраняется почти без изменений зеленовато-оливковый санкирь с неконтрастными высветлениями телесного цвета. Присутствуют и красно-коричневые цвета санкиря. В 15-16 веках в московской школе иконописи часто используются тёмно-охристые тона санкиря. Принцип состава санкиря можно свести к следующему: это смесь охры, черни-зелени и красноты. Если смесь зелени с чернью принять за элемент синего участка спектра, то мы получим три составных цветовых элемента: жёлтый, тёмный сине-зелёный, красный, и тогда можно говорить о цветовой троичности основы санкиря, который, в свою очередь, является основой лика. Оттенок санкиря зависит от соотношения составляющих его красок:
+ + =
+ + =
охра+аури+сиена чернь+аз+… кин
Традиционный состав санкиря: 1. Охра или сиена, 2. Чернь – уголь /берёза, лоза, персик/ или шунгит, 3. Аурипигмент, 4. Киноварь или реальгар, 5. Добавки – санкирная охра или азурит или белила, т.д
§ Моделировка лика может осуществляться разными способами – световым и цветовым сопоставлением санкиря и вохры /см. рис./.
Задание. 1. Привести примеры. 2. Сделать выкраски разных вариантов санкиря на таблетках. /Это есть заготовки для упражний по личному письму/. Опись Опись – собственно графика. Это своеобразный каркас живописи, на котором зиждется цветовая храмина раскрываемой формы. Поэтому графика чаще всего является плотной, контрастной. Графика может быть сложносоставной. Например, в оранжевом гиматии Богомладенца можно заметить две системы графики – красную и умбристую. Первая накладывается поверх красочного слоя, а вторая просвечивается через краску. Они иногда совпадают, а иногда расходятся, расщепляясь, иногда же красная не повторяет графику, работающую напросвет. И это не случайный эффект, а осознанный приём построения формы, оживление её. Также отметим, что в основе этого приёма лежит принцип «тёплый-холодный», о котором сказано выше. Его можно соблюдать и в другой манере написания графики. Например, в раскрытии одежд цвет описи может быть разный – на выпуклых частях теплее, в глубинах холоднее. Также по контуру с одной стороны опись делается теплее, а с другой стороны холоднее. § Чем светлее, прозрачнее цвет одежд, тем контрастнее должна быть графика, и наоборот – чем темнее одежды, тем менее контрастна графика по отношению к ним. Помимо обозначения формы и объёма графика может служить ещё и как цветообразующий элемент. В этом случае преимущественно насыщенный цвет описи воспринимается как цвет данной формы, а основной слой цвета, хотя и больше по площади, но менее активный, служит только лишь дополнением цветового оттенка. Достигнуть этого эффекта можно лишь в том случае, если графика будет сопровождаться активными притинками (см. следующий раздел).
Задание. Привести примеры. 4. Притинки /приплески/ есть промежуточное поле между графикой и основным цветом формы, они сглаживают контраст между ними. Также притинки служат и вспомогательным элементом для цветообразующей графики. С помощью притинок можно достигать эффекта мягкости ткани в одеждах, а в ликах – только при помощи лёгких притинок можно создать «живой» лик. Цвет притинок в одном фрагменте иконы может быть разный. Тут соблюдается принцип «тёплый – холодный» в построении «живого» объёма.
§ Принцип «живого объёма» заключается в том, что с одной стороны его накладываются тёплые притинки, а с другой стороны – холодные. Например, в синих одеждах с одной стороны приплёскиваем тёмно-зелёным цветом, а с другой – тёмно-коричневым. Другой пример – притинки в личном письме. Если речь идёт о власах, то можно предложить вариант коричнево-зелёный – красно-коричневый. А если речь идёт о ликах, руках, ногах, шее и т.д., то в этом случае применяется эффект красный - зелёный. Зелёный – это и есть притинка, а вот красный – это уже будет называться подрумянка. Подрумяна – принадлежность только личного письма, она всегда красная, речь о ней пойдёт в следующем разделе. Но ещё скажем несколько слов о притинках. § Притинки следует накладывыать только лессировочным способом – прозрачно, легко. § Притинение больших объёмов, округлостей (например, плеча с разворотом фигуры в ¾) проводится в несколько этапов. Первая притинка – самая широкая, вторая – более узкая /примерно в 2 раза/, следующая – ещё уже и т.д. По мере приближения к абрису фигуры притинки становятся контрастнее и у’же – они приближаются по тону к графике.
|