Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ЗАГАДКА ЛИНИЙ




Плато Наска в южном Перу — место заброшенное, выж­женное, неприветливое и бесплодное. Люди никогда не се­лились здесь в большом количестве и вряд ли будут селить­ся в будущем. Думаю, что поверхность Луны выглядит бо­лее гостеприимной.

Однако, если вы — художник с размахом, эти высоко­горные и обескураживающие равнины представляются весьма многообещающим холстом площадью этак в 500 квадрат­ных километров. Причем вы можете быть уверены, что ваш шедевр не унесет пустынный ветер и не засыплют блужда-'ющие барханы.

Правда, здесь дуют сильные ветры, но, к счастью, по законам физики, их сила ослабевает вблизи земли: галька, покрывающая поверхность пампы, накапливает солнечное тепло, создавая защитный слой нагретого воздуха. Кроме того, в почве содержится достаточно гипса, чтобы прикле­ить мелкие камушки к поверхности, причем склейка регу­лярно освежается утренней росой. И если что-то здесь на­рисовано, то изображение остается надолго. Здесь почти не бывает дождей — так, с полчаса моросит в декаду; поэтому Наска относится к самым сухим местам на Земле.

Итак, если вы — художник и решили отобразить нечто важное и грандиозное, причем навсегда, то можете рассмат­ривать это странное и одинокое плоскогорье как ответ на ваши молитвы.

Эксперты относят изображения пустыни Наска к до­вольно отдаленным 'временам, основываясь на керамичес­ких черепках, которые втоптаны в линии, и данных радио-углеродного анализа найденных там органических остатков. Эти данные указывают на период между 350 годом до н.э. и 600 годом н.э. Строго говоря, эти данные ничего не сооб­щают о собственно линиях, возраст которых так же неопре­деленен, как и возраст обнажившихся при их прокладке камней. Все, что можно утверждать наверняка, это то, что

Основные фигуры плато Наска

самые поздние из них насчитывают не менее 1400 лет Но теоретически возможно, что они намного древнее - по той простой причине, что предметы, послужившие основой для датировки, могли быть принесены людьми в Наску позднее

Большинство рисунков локализовано в южном Перу на почти квадратном участке серо-коричневой пустыни, огоа-ниченном с севера рекой Инхенио и с юга рекой Наска Участок пересекается Панамериканским шоссе. Здесь без видимой системы разбросаны буквально сотни фигур. Не­которые изображают животных и птиц (последних - 18 ви­дов). Но подавляющее большинство - это геометрические композиции из трапеций, прямоугольников; треугольников и прямых линий. При взгладе сверху они напоминают со­временному наблюдателю путаницу взлетно-посадочных дорожек, родившихся в воспаленном воображений некоего

гражданского строителя, одержимого проектом ^огромного аэродрома.

Поэтому неудивительно, что ряд авторов полагает,, что полосы в пустыне Наска предназначены для •посадки ино­планетных космических кораблей, поскольку принято счи­тать, что до начала XX века человечество было не способно к полетам. Это предположение соблазнительно, но вряд ли оно срабатывает в Наска. Так, трудно понять, зачем ино­планетянам, способным преодолевать световые годы меж­звездных пространств, вообще нужны взлетно-посадочные полосы (ВПП). Неужели они ей своими техническими дос­тижениями не могли бы организовать вертикальный" взлет и посадку своих летающих тарелок?

Кроме того, нет никаких свидетельств, что полосы в Наска когда-либо использовались для взлета или посадки как летающими тарелками, так и чем-либо другим (хотя с воздуха некоторые из них действительно похожи на ВПП). При ближайшем рассмотрении оказывается, что это не что. иное, как просто грандиозные царапины на поверхности, полученные отгребанием в сторону тысяч тонн вулканичес­кой гальки, в результате чего обнажилось светлое основа­ние пустыни — желтоватый песок и глина. Ни одна из расчищенных полос не имеет глубины более нескольких дюймов, и все они слишком мягки, чтобы позволить са­диться на них летающим аппаратам на колесах. Немецкий математик Мария Райхе, которая посвятила полвека изуче­нию этих полос, поступила вполне логично, когда несколь­ко лет назад похоронила гипотезу их внеземного происхож­дения одной грустной фразой: "Боюсь, что космонавты увяз­ли бы".

Но если не ВПП для колесниц чужюг богов, то чем еще могли бы быть полосы Наска? Правда заключается в том, что. их назначение никому не известно, так же как и их возраст; это — настоящая загадка прошлого.

И чем ближе вы их разглядываете, тем непонятнее ста­новится ситуация.

Ясно, например, что животные и птицы являются пред­шественниками полос: многие трапеции, прямоугольники и прямые пересекают более сложные фигуры, частично зачер­кивая их. Очевидным выводом из этого является то, что роспись пустыни выполнялась, в два приема. Более того, вопреки общепринятым представлениям о техническом про­грессе, нам приходится признать, что ранняя фаза была бо­лее совершенной, чем последующая. Выполнение зооморф-

ных фигур требовало несравненно более высокого искусст­ва и умения, чем прорезание прямых линий. Но как разде­лены во времени художники первого и второго этапов?

Вместо того, чтобы задать себе этот вопрос, ученые ва­лят обе культуры в одну кучу, называют их носителей ''на-сканцами" и характеризуют их как примитивные племена, которые необъяснимым образом овладели изощренной тех­никой художественного самовыражения, после чего исчезли с перуанской сцены за много веков до появления их более известных наследников, каковыми являютсяинки.

. Насколько изощренными были "примитивные наскан-цы"? Какими знаниями они должны были обладать, чтобы начертать свой гигантский автограф на плато? Похоже, во-первых, они были совсем неплохими астрономами-наблю­дателями — по крайней мере, по мнению доктора Филлис Пиглуги, астронома из чикагского планетария. После ин­тенсивного изучения взаимного расположения звезд в На­ска с применением компьютерных методов она пришла к выводу, что знаменитое изображение паука задумано как диаграмма гигантского звездного скопления в созвездии Ориона, а сопрягающиеся с этой фигурой прямые — как стрела, линии характеризуют изменения склонения трех звезд в Поясе Ориона.

Действительное значение открытия доктора Питлуги станет понятно позднее. А пока отметим, что изображенный в Наска паук относится к виду Ricinulei 4. Это один из редчайших видов пауков в мире, который был обнаружен только в отдаленной и недоступной части влажных лесов Амазонии. Каким образом "примитивные" художники из Наска пропутешествовали так далеко от родины, перебрав­шись через труднопроходимые Анды, чтобы добыть обра­зец? Более того, зачем им это понадобилось и как они су­мели воспроизвести мельчайшие подробности анатомичес­кого строения Ricinulei, винимые только под микроскопом, в том числе репродуктивный орган на конце вытянутой правой ноги?

Таких загадок в Наска множество, и ни одно из изоб­ражений животных, за исключением, пожалуй, кондора, не' выгладит здесь уместным. В конце концов и кит, и обезья­на так же не вписываются в пустынное окружение, как паук с Амазонки. Странная фигура человека с поднятой, как в приветствии, рукой^ обутого в тяжелые сапоги, с круг­лыми совиными глазами не может быть отнесена ни к од­ной известной эре или культуре. И другие изображения,

похожие на человеческие фигуры, не менее странны: их головы окружены сияющим ореолом, так что они выглядят на манер пришельцев с другой планеты.

Примечательны и размеры фигур. Колибри имеет дли­ну 50 метров, паук — 46, кондор (и пеликан) простираются от клюва до перьев хвоста почти на 120 метров, а ящерица, чей хвост в настоящее время перерезан Панамериканским шоссе, имеет длину 188 метров. Почти все рисунки выпол­нены в этом циклопическом масштабе в одной манере, ког­да контур очерчен одной непрерывной линией.

Аналогичное внимание к подробностям можно наблю­дать и в геометрических рисунках. Некоторые из них обра­зованы прямыми линиями свыше восьми километров в длину, которые тянутся по пустыне подобно дорогам римлян, ны­ряя в русла пересохших рек, преодолевая каменистые осы­пи и никогда не отклоняясь ни на йоту. .

Эту точность трудно, но все-таки можно объяснить с позиций обычного здравого смысла. Но гораздо больше ошеломляют зооморфные фигуры. Как авторам удалось так точно выполнить их без самолета, не имея обзора перспек­тивы в процессе работы? Все рисунки слишком велики, чтобы их можно было разглядеть с земли; на этом уровне они выглядят просто как бесформенные борозды в пусты­не. Истинную форму изображений можно наблюдать лишь с высоты в десятки и сотни метров. Такого естественного возвышения поблизости не существует.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 127; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты