Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ТЕ, КТО ЧЕРТИТ ЛИНИИ, И ТЕ, КТО ЧЕРТИТ КАРТЫ




Я лечу над линиями, пытаясь понять смысл всего этого. Мой-пилот Родольфо Ариас раньше служил В перуанс­ких ВВС. После реактивных истребителей он считает, что маленькая "Сесна" слишком медлительна, не вдохновляет его- и вообще это такси с крыльями. Мы уже один раз возвращались на аэродром в Наска, где вынимали одно из окон, чтобы Санта, моя партнерша, могла перенацелить свои камеры вертикально. Теперь мы экспериментируем со съем­кой с разных высот. С 60 метров над равниной амазонский паук Ricinulei как-будто хочет привстать и цапнуть нас своими челюстями. Со 150 метров мы можем видеть несколько фигур сразу: собаку, дерево, таинственную пару рук, кондора и несколько треугольников и трапеций. С высоты же 450 мет­ров доминировавшие ранее зооморфные фигуры выглядят уже как мелкие разбросанные детали, окруженные удиви-

тельными каракулями и из огромных геометрических пост­роений. Последние уже не напоминают ВПП; они больше похожи на тропинки ^великанов, пересекающие плато бес­смысленным, на первый взгляд, образом.

Однако, по мере того как земля уходит вниз и орлино­му взору наблюдателя открывается более широкая перспек­тива, я начинаю задумываться, нет ли какой-то системы в клинописи из полосок и царапин внизу, и вспоминаю ма­тематика Марию Райхе, которая жила в Наске и изучала эти узоры с 1946 года. По ее мнению,

"геометрические фигуры производят впечат­ление зашифрованного текста, в котором одни и те же слова иногда обозначены огромными буквами, а иногда малюсенькими значками. Су­ществуют сочетания линий, которые воспро­изводятся^ очень близкой геометрии, но очень разного размера. Все чертежи состоят из оп­ределенного набора базовых элементов... "

Пока "Сесна" болтается в небе, я вспоминаю, что не случайно по-настоящему чертежи Наска были идентифици­рованы только в XX веке, когда началась эпоха воздухо­плавания. В конце XVI столетия 'испанский путешествен­ник судья Луис де Монсон рассказал о "загадочных знаках в пустыне" и собрал странные местные поверия о вирако-час5.

Однако пока в 30-е годы нашего столетия не откры­лось регулярное коммерческое воздушное сообщение между Лимой и Арекипой никто и не подозревал, что здесь, в южном Перу, находится крупнейший в мире образчик ху­дожественной графики, И только развитие авиации одари­ло людей божественной способностью взлететь в небо и увидеть оттуда прекрасные и загадочные вещи, доселе скры­тые от них.

Родольфо аккуратно ведет "Сесну" по кругу над изоб­ражением обезьяны — огромной обезьяны, закутанной в геометрические фигуры. Нелегко описать странное, гипно­тическое впечатление, которое производит на меня рису­нок: смотреть на него страшновато, хотя и непонятно, поче­му, и в то же время это занятие затягивает. Тело обезьяны очерчено сплошной непрерывной линией, которая затем взлетает по ступеням неких пирамид, образуя зигзаг, и ны­ряет в спиральный лабиринт хвоста, после чего возвращает­

ся, делая несколько крутых поворотов, образующих нечто звездообразное. Нарисовать такое было бы непросто и на листе бумаги, а уж здесь, в пустыне Наска, где размеры обезьяны 120 метров в длину и 90 метров в ширину... По­истине, те, кто вел эти линии, не ограничивали себя масш­табами.

Не были ли они по совместительству картографами?

И почему их называли "виракочас"?


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 75; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты