КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Установить контекстИграть все время хорошенькую музыку надоедает. Вместо этого иногда хочется сыграть какую-нибудь гадость... что-нибудь выходящее за рамки музыкального контекста. Это может быть нота, создающая такое напряжение, что становится неприятно, — но именно этого-то и хочется. Джордж Бенсон Gt;>> Мастера боевых искусств тренируются годами, чтобы изучить сотни различных приемов самозащиты. Но в каждой реальной схватке боец фактически применяет лишь несколько движений. Эти движения, однако, оказываются различными в различных схватках. Нечто подобное имеет место и в Дзэн-гитаре. Нет надобности показывать весь свой репертуар в каждом выступлении или концерте. Выберите то, что вы считаете соответствующим контексту ситуации. Лук и стрела хороши в битве на определенном расстоянии и бесполезны в рукопашной схватке; так же бывает и с отдельными стилями, тембрами, нотами или фразами. Путь Дзэн-гитары всегда истинен, в любое время и в любой ситуации. Истина предполагает тысячи форм и реализации; но необходимо знать, какая форма нужна в тот или иной момент. Торчащий гвоздь следует пристукнуть молотком, а скрипучую дверь лучше смазать. Все зависит от контекста. Играть перемены Когда меняется аккорд, ты тоже должен измениться. Джо Пасс Gt;>> Однажды я разговаривал с моим приятелем, который побывал на очень важном концерте, где выступали многие известные гитаристы. И там в одной джазовой пьесе играл соло наш общий знакомый рок-гитарист. Я спросил, как у него получилось. — Он не играл перемен, — вздохнул приятель. В музыке, как и в жизни, играть перемены бывает трудно. Перемены вырывают нас из привычного, где нам так удобно, и швыряют в новое, и нужно искать новую гармонию. Внезапные, быстрые, сложные перемены могут кого угодно в пот вогнать, и не только на музыкальной эстраде, но и в жизни. Некоторые музыканты любят испытывать себя трудными переменами. Вызывающую последовательность аккордов они воспринимают как задачку с лабиринтом, из которого нужно выбраться, не заблудившись. Как шахматные гроссмейстеры, эти музыканты демонстрируют неистощимые способности выкарабкиваться из сложных положений. Плыть с музыкальным потоком и не вносить перемен, модуляций, отклонений — это все равно что играть в шашки шахматными фигурами — избегать настоящей работы. То же самое можно сказать о переменах в жизни. Некоторые люди вступают в схватку с переменами, другие избегают их, третьи обходятся косметическими поправками. Если к переменам относиться надлежащим образом, то они могут перенести человека с жизненного плоскогорья на новую высоту. Но многие люди на годы застревают, например, на плохой. службе или в плохом знакомстве и даже не пытаются разделаться с этим. Или же бегают от одной плохой службы к другой, но при этом не происходит перемен, в которых они действительно нуждаются, — внутренних. Конечно, способность к переменам еще не гарантирует познание Пути. Музыкант может познать Путь Дзэн-гитары через единственную ноту точно так же, как и через сложнейшую гармонию. В нашем додзё важна не сложность музыки, а ее духовная глубина. Настоящие унсуй Дзэн-гитары становятся единым целым с переменами. Они знают, что полное присутствие в моменте означает непрерывное изменение — как у облака. Если вы полностью присутствуете в моменте, тогда перемены так же естественны, как погода.
|