КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Роберт Кох
Мы воспринимаем способность слышать как данность. Тем не менее правильному и нормальному восприятию звука препятствует угроза, исходящая от шума окружающей среды. «Я порицаю Бога и его ангелов за шум, который возникает от их полета, от шуршания их одежд и за скрип двери», — говорил английский поэт Джон Донн. С нашей точки зрения ему можно только позавидовать. Сегодня положение людей еще более абсурдно (от латинского сурдус, что означает «неспособный слышать» или «оглушающий»): автомобили, холодильники, часы, телевизоры, компьютеры, автоответчики, дистанционные устройства для открывания гаражных ворот испускают звуки, с которыми мозг и тело должны постоянно сражаться. Нас бомбардирует в сотни раз более громкая и насыщенная информация, чем та, с которой сталкивались наши отцы и деды. По некоторым оценкам, около 60 миллионов американцев имеют ослабленный слух, треть их связана с воздействием громких звуков. Такая частичная потеря слуха имеет множество причин, начиная с того, что люди пережили бомбардировки во время войны или работали в условиях повышенного шума, кончая слушанием сверхгромкой музыки. По мере того как люди, родившиеся в послевоенные годы, достигают пятидесяти лет, общество должно быть готово к резкой вспышке болезни, которую можно назвать рок-н-ролльное сумасшествие: естественная потеря слуха и повышенная нервозность, чувствительность к стрессу и утомляемость, что объясняется приверженностью рок-н-роллу. Доктор Сэмюэль Роузен, специалист из Нью-Йорка, который провел исследования слуховой способности многих людей во всем мире, сообщает, что в Африке средний житель в возрасте шестидесяти лет слышит столь же хорошо или даже лучше, чем двадцатипятилетний американец. Ученые Американской академии отоларингологии полагают, что более двадцати миллионов американцев регулярно подвергаются воздействию шумов опасного уровня. Наиболее страдают от этого дети. Недавно мне довелось проходить мимо огромного крытого стадиона, на котором проводились соревнования так называемых «чудовищных грузовиков», снабженных гигантскими тракторными колесами. Когда эти чудовища устремлялись на трассу длиной в сотни метров, низкочастотные звуки достигали такой силы, что дети, которых было множество в толпе, начинали кричать и плакать от боли, зажимая уши руками. Торговцы продавали одновременно поп-корн, бутерброды и затычки для ушей отчаявшимся молодым людям. Я полагаю, что уровень создаваемого грузовиками шума намного превышал 120 децибел. Эти дети были сильно травмированы. Тем не менее многие из взрослых, казалось, не представляют степени опасности, которая усугубляется воздействием ядовитых дымов наряду с вредным воздействием шума и грохота. Частичная потеря слуха из-за шумового воздействия является наиболее распространенным видом заболеваний слуха в Соединенных Штатах. В большинстве случаев его можно было бы избежать. Исследования, проведенные в одной из начальных школ Нью-Йорка, показали, что за четыре года учебы школьники, окна класса которых выходят на надземную эстакаду метро, на одиннадцать месяцев отстали от сверстников, которые не слышали грохота проходящих поездов. Когда ребят перевели в другое помещение, уровень успеваемости резко повысился. В Калифорнии исследования показали, что 61% студентов-первокурсников колледжа имели очевидные проблемы со слухом, что было вызвано длительным воздействием сильного шума. Люди, которые работают с отбойными молотками, снегоуборочными машинами, тракторами, заводскими станками, газонокосилками и даже с пылесосами, подвергаются постоянному риску. Некоторые автомобили и даже электробритвы создают угрозу нормальному слуху. Винтовочные или ружейные выстрелы также представляют собой серьезную опасность. Почему-то вместе с охотничьими лицензиями не продают страховые полисы от глухоты, поскольку каждый выстрел из винтовки или ружья является, по существу, выстрелом в собственную голову. Чем больше выстрелов делает охотник, тем меньше вероятность, что он услышит грабителя, который однажды влезет к нему в дом. Концерты рок-музыки также являются большой опасностью. Вот почему большинство рок-музыкантов затыкают уши пробками, когда играют на концертах. Вокалисты также находятся под угрозой от звуков собственного голоса, громкость которого может достигать 110, 120 и даже 140 децибел, превосходя в некоторых случаях рев реактивного самолета на взлете. Оперная звезда Мария Каллас однажды частично оглохла от собственного пения. Существует и другая опасность: от бульваров Нью-Йорка, Москвы и Токио до окраин Найроби, Бангкока и Рио десятки миллионов людей носят стереонаушники, бегая трусцой, катаясь на велосипедах или работая. Наушники очень удобны и доступны, они дали возможность миллионам людей познакомиться с великими музыкальными произведениями, но они, к сожалению, могут привести к потере слуха, как показали исследования в Медицинском институте города Луисвилл. Например, во время занятий аэробикой кровь и кислород начинают активно поступать к конечностям, а чувствительные и нежные внутренние поверхности ушей остаются опасно незащищенными. Наушники, которые передают в основном низкочастотные звуки (те, которые оказывают самое сильное воздействие на физическое состояние), могут привести к потере слуха, звону в ушах и даже к полной глухоте. Я не являюсь членом какой-то «звуковой полиции», которая будет отбирать наушники или другие средства современных технологий, облегчающие нам жизнь. Но я хочу предупредить вас о том, что наушники следует использовать только в течение небольшого периода времени. Громкость должна быть невысокой, особенно когда вы бегаете трусцой, занимаетесь аэробикой или другими видами физической деятельности. (Большие прижимные наушники с хорошим качеством воспроизведения лучше тех, которые вставляются в уши.) Французский парламент недавно принял закон, который требует ограничивать громкость звука на индивидуальных стереосистемах до 100 децибел (по сравнению с предыдущим разрешенным максимумом в 126 децибел). При этом в инструкциях указывается, что громкая музыка создает угрозу слуху. В США стандарты, регулирующие уровни звука и шума, разрабатываются администрацией по технике безопасности и охране труда, которая входит в состав Министерства труда США. Стандарты эти предназначены для производственных объектов с числом работающих десять человек и более. Любой работник, который подвергается воздействию уровня шума в 85 децибел ежедневно, должен иметь дополнительный ежегодный оплачиваемый отпуск. По этой причине всем нам рекомендуется время от времени проверять слух. Среди всего этого шума и грохота современной жизни все громче раздаются голоса в пользу тишины и покоя. В Японии бюро по охране окружающей среды недавно выделило сто мест в качестве «звуковых достопримечательностей», включая те, где особенно слышны водные потоки, стук лодок, грохот трамваев, брызги водопадов и колокольный звон церквей и храмов. На острове Хоккайдо, самом северном острове Японии, бюро выбрало двадцать две «звуковые достопримечательности» для включения в туристическую карту из более чем двух тысяч пятисот рекомендованных общественностью, а в одном из районов Токио выделено десять мест, где особенно тихо и спокойно. В больницах, где также очень шумно, стараются создать спокойную обстановку. Палаты интенсивной терапии, которые напичканы пикающими и звенящими контрольными приборами, шумом автоматизированных кроватей, вентиляционными насосами, можно поставить в один ряд с пассажирскими креслами в авиалайнерах и заводскими цехами, где велика угроза здоровью и слуху. Исследования, проведенные в Медицинском институте города Висконсин (штат Милуоки), показывают, что специальные наушники, снижающие воздействие окружающего шума, способствуют скорейшему выздоровлению пациентов.
Слух, диета и окружающая среда
Наш слух также зависит от того, что мы едим и где живем. Педагог и пропагандист естественного питания Мичио Куши рассказал потрясающую историю. В 1960-е годы он со своими партнерами основал «Эрихон» — одну из первых сетей продовольственных магазинов, где продавалась натуральная пища в пакетах и консервных банках, которая хранилась в контейнерах. Очень скоро перед ними встала проблема борьбы с мышами. Не желая убивать мышей с помощью мышеловок, служащие магазинов решили установить отпугивающую сирену, которая издавала звуки на сверхвысоких частотах. Производитель таких систем гарантировал, что звук навсегда выгонит мышей из зданий. Ко всеобщему удивлению, мыши не ушли. Они изменили диету. Оставив в покое свою любимую еду — мед, сладкие бобы и другие сладости, крекеры, хлопья и различные мучные продукты, — мыши перешли на зерно и морские водоросли. Оказалось, что эти продукты имеют свойство нейтрализовать всепроникающий и душераздирающий звук сирен. «Это была исцеляющая пища, способствующая их выживанию, — вспоминает Мичио. — Она показала, что у животных часто более сильная интуиция, чем у людей. Встретившись с угрозой их существованию, мыши немедленно почувствовали, как можно приспособиться к новым условиям». Научные исследования подтвердили взаимосвязь между диетой и уровнем слуха. Финские исследователи сообщают, что у людей, которые питаются нежирной пищей с низким содержанием холестерина, лучше кровообращение в области ушей и более качественный слух. Проведя исследования более тысячи четырехсот пациентов, страдающих заболеваниями и нарушениями внутреннего уха, исследователи из университета Западной Вирджинии пришли к выводу, что слух улучшался у тех, кто соблюдал диету с низким содержанием жиров, сахара и соли, но высоким содержанием злаковых, овощей и свежих фруктов. У многих больных исчезло головокружение, ощущение давления в ушах пропало, уменьшился шум в ушах, а в некоторых случаях исчез полностью. Доктор Томатис применил аналогичный подход. Он рекомендует более традиционную диету, богатую содержанием злаков и свежих овощей, но также предупреждает, что не следует употреблять пищу, которая повышает кислотность, например йогурты и продукты питания, прошедшие интенсивную переработку. Это, по его убеждению, может ухудшить слух. Климат и окружающая среда также влияют на слух. Томатис сделал наблюдение, что звук цикад становится все более носовым, когда приближается к Марселю со стороны Парижа. Исследуя это явление, он обнаружил, что виды насекомых в двух регионах одни и те же. Они одинаково бьют крыльями, производя один и тот же характерный звук. Ученый сделал вывод, что изменилось качество его слуха, его восприятие. Этому способствовало изменение климата и высоты над уровнем моря. В своих многочисленных путешествиях Томатис неоднократно наблюдал, как звуки, производимые людьми, изменяются под воздействием условий окружающей среды. Жители лесной местности, которые постоянно погружены в среду звуков леса, сами создают полифоническую музыку, в то время как обитатели пустынь и равнин обычно играют только на одном инструменте, предпочтительно барабане. Цивилизации, населяющие горные местности, также пишут своеобразную музыку. Из-за атмосферного давления на внутреннее ухо и голосовые связки их звуки насыщены басовыми нотами и высокими частотами. Жители Тибета, потомки древних инков в Андах, люди, живущие в Альпах, на Аппалачах или Урале; часто поют и разговаривают грубоватым голосом, полным низких тонов, которые смешиваются с фальцетом и другими высокочастотными звуками, что отражает тот уникальный ритм жизни среди гор и долин, который они ведут.
Слушание всем телом
Для того чтобы слышать, не всегда нужно слушать. Несколько величайших слушателей и музыкантов в человеческой истории были абсолютно глухими. Они не могли слышать, как большинство людей, но были в состоянии воспринимать ритмические удары и звуковые образы посредством вибрации, которую воспринимали с помощью рук, костей скелета или других органов тела. Хелен Келлер, великий педагог, была слепой и глухой, но научилась слышать с помощью ладоней рук. Эвелин Гленни, солистка на ударных инструментах из Шотландии, которая объездила весь мир, исполняя сложные симфонии, обучалась музыке, навесив на себя стереомагнитофон или положив кассетный плейер на колени. Она настраивает литавры, воспринимая вибрацию лицом и ногами, а во время исполнения обычно чувствует музыку босыми ногами через вибрации деревянной сцены. Ее потрясающие способности заставили музыкальный мир признать, что можно воспринимать звуки и великолепно исполнять музыку, не пользуясь традиционными слуховыми каналами. Гленни училась распознавать высокие и низкие ноты, прикладывая ладони к стене музыкальной комнаты в школе с наружной стороны. Она вспоминает, что некоторые ноты вызывали легкое пощипывание и трепет в пальцах, а другие ноты заставляли вибрировать кисть. «У меня такое ощущение, что я воспринимаю звуки из множества источников, в то время как обычные люди слышат их только с помощью ушей», — говорит она. Несколько лет назад ученые из Глазго обследовали Гленни и обнаружили, что ее мозг не показывает никакой реакции на речь. Но в нем сразу же возникала активная деятельность, когда внешним раздражителем была музыка. Среди других известных музыкантов, кто страдает или страдал от глухоты или частичной потери слуха (не говоря о Бетховене, который к тому времени, когда написал и заканчивал свои крупнейшие произведения, был абсолютно глухим), можно назвать Брайана Уилсона и Бедржиха Сметану, чешского композитора. Музыкальный талант у слабослышащих людей встречается гораздо чаще, чем это может показаться. В Институте для глухих имени святого Иосифа в Бронксе (Нью-Йорк) несколько студентов в последнее время проявляют исключительные музыкальные способности. Талант Боуди Фоули обнаружился, когда ему было семь лет. Родители этого мальчика из Египта, оба врачи, переехали в Соединенные Штаты в начале 1990-х годов, чтобы их сын смог посещать специальную школу для детей с дефектами слуха. Однажды вечером Халил и Ахмед Фоули решили сходить на концерт симфонического оркестра. Няня не пришла, и они решили взять Боуди с собой, рассчитывая на то, что он уснет во время концерта. К их удивлению, музыка разбудила ребенка, и он начал постукивать пальцами в такт симфонии. После этого родители Боуди пригласили Соню Хайдон, пианистку и преподавателя из Вашингтонского университета, для работы с их сыном. Она учила его базовым ритмам и мелодиям, постукивая пальцами по спине. Сейчас Боуди играет на пианино и, по мнению Сони, является вундеркиндом. Она считает, что он вырастет и будет писать музыку, как Бетховен, который, кстати, является его любимым композитором.
ИНТЕРЛЮДИЯ Закройте глаза и откройте уши
Наш слух обычно становится острее, когда на нас не действуют визуальные раздражители. Найдите спокойное место у себя дома (где вас не смогут отвлечь посторонние звуки) и поэкспериментируйте в течение получаса, сидя, закрыв глаза и прислушиваясь к окружающему миру. Можно завязать глаза чем-нибудь (полотенцем или шарфом), чтобы свет ие отвлекал вас. Скорее всего вскоре вы начнете различать звуки, которые издают различные приспособления и устройства. Способны ли вы различать их? Отличается ли звук холодильника от звука кондиционера, часов и других приборов? Можете ли вы слышать пение птиц или другие звуки, доносящиеся с улицы? Людей с ослабленным слухом часто обвиняют в том, что они не обращают внимания на то, что им говорят. Это может привести к озлоблению и непониманию с обеих сторон. Стресс, нервозность и усталость также могут быть вызваны недостатками слуха. Депрессия, кризисы среднего возраста или острые симптомы менопаузы также могут быть результатом изоляции человека, которая объясняется, может быть, временной или частичной потерей слуха или недостаточным уровнем слуховой стимуляции. Когда ослабление или потеря слуха незначительны, человек не слышит отдельные полосы частотг но звук целиком кажется ему неизменившимся. Например, если вы уберете басы, то сможете различать речь диктора в УКВ-радиоприемнике. С помощью эквалайзера вы можете убрать средние частоты и, тем не менее, будете слышать музыку. Однако очень трудно понять человеческую речь, если убрать из нее высокие частоты. К сожалению, многие люди не осознают того, что их слух постепенно ухудшается до тех пор, пока болезнь не становится очень серьезной. Потеря слуха может влиять на голос таким же образом, как и на ухо. Это открытие было сделано в конце 1940-х годов, когда молодой врач Томатис обнаружил, что у него проблемы в общении с друзьями-музыкантами его отца — оперного певца. Медики твердили многие годы, что голос в основном контролируется гортанью. Для налаживания его в случаях болезней голоса стандартным рецептом был стрихнин — очень опасное лекарство, вызывающее смертельный исход, если принимать его в больших дозах. Однако Томатис обнаружил кибернетическую связь, которая показала, что голос контролируется в основном ухом. В качестве примера Томатис всегда приводил историю великого итальянского тенора Энрико Карузо. До 1902 года голос Карузо не был богат и великолепен, но после этого стал особенно чудесным. Карузо никогда не объяснял эту перемену, однако, основываясь на своих исследованиях слуха, Томатис заподозрил, что с певцом произошел какой-то случай, который частично заблокировал его евстахиевы трубы. После этого Карузо стал слышать «высокочастотные звуки, которые особенно богаты гармониками, в отличие от низких базовых звуков». Внимательно изучив историю болезни певца, Томатис обнаружил, что Карузо в 1902 году в Испании была сделана хирургическая операция на правой части лица, в процессе которой были, очевидно, задеты евстахиевы трубы. Это вызвало частичную глухоту и потерю слуха на низкие частоты. Я уверен в том, что этот дефект в большей степени, чем все тренировки Карузо и тяжелейший труд, объясняет великолепие его голоса. «Карузо пел столь замечательно по той причине, что не мог слышать других звуков, кроме высокочастотного певческого диапазона, — сделал вывод Томатис. — Он слышал в основном через костные структуры, которые превратили его в величайшего певца всех времен». Позднее Томатис побеседовал с друзьями великого певца, которые подтвердили, что он ие различал низких частот и был глух на правое ухо. Певец всегда просил своих друзей идти от него слева.
Искусство слушания
Прежде всего, вы должны научиться снимать часть нагрузки с глаз. Мы привыкли использовать зрение для того, чтобы судить об окружающем мире с самого рождения. Мы разговариваем с другими и сами с собой в основном о том, что видим. Однако воин-победитель всегда прислушивается к звукам окружающего мира.
|