Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Герман Мелвилл. Моби Дик




Голос человека — замечательное средство исцеления, одно из наиболее доступных звуковых лекарств. Даже отдельно произнесенный звук может произвести массаж мышечных тканей верхней части тела и заставляет все вибрировать изнутри. Каждое движение человеческого тела, в свою очередь, влияет на то, как мы вдыхаем и выдыхаем, воздействуя таким образом на характеристики нашего голоса. Тем не менее мы очень редко уделяем внимание своему голосу, пока не начинаем его использовать необычным образом, например изучая новый язык. Тогда, когда не отвлекаемся на содержание и значение произносимых нами звуков.

Основой голоса является дыхание. Мы вдыхаем воздух, он проходит через легкие, а затем мы его выдыхаем. Во многих религиях дыхание подразумевает дух, душу. Еврейское слово ruach означает не только единый дух Вселенной, который носится над землей, но и дыхание Господа. Аналогичное значение этих понятий можно найти во многих языках. По мере того как мы находим пути выразить свою душу посредством голоса, мы замечаем, что и дыхание имеет определенную мелодику, как и движения нашего тела. Я предлагаю, чтобы вы думали о своем дыхании следующим образом: это прана, ки, т. е. жизненная сила, на которой основан голос. С каждым вдохом вы втягиваете в себя тот же воздух, которым дышали Будда, Иисус, Шекспир и Моцарт.

Английское слово voice (голос) происходит от французского voce и латинского vox. Английские слова vocal (вокальный), vowel (гласная), vouch (ручаться, отсюда наше «ваучер»), а также provoke (провоцировать) происходят от одного и того же корня. «Вокализация», однокоренное слово, происходит от латинского vokare (призывать). Вначале оно означало музыкальный или, по крайней мере, другой ритмичный зов. Это не совпадение, что такие простые призывы, особенно в виде песнопений, играют важную роль в различных мировых религиях. У «Стены плача» в Иерусалиме страстные молитвы и энергичное кивание головой благочестивых евреев позволяют им возвыситься на вершину духовного. Мусульмане во время хаджей в Мекку, совершая молитвы пять раз в день, исполняют песнопения из Священного Корана. Последователи тибетского буддизма читают мантры, вращая молитвенные колеса. Даже в Америке есть свои мантры, например: «Все на линию защиты! Вперед, парни, вперед!» Они эхом проносятся над спортивными стадионами, аренами, возбуждая миллионы спортивных фанатов.

В этой главе мы рассмотрим необыкновенный эффект звуков, которые мы в себе генерируем. Это тоны, песнопения, мантры и рэп, которые позволяют нам не только приблизиться к святой духовности, но и ощутить облегчение на более практическом уровне, уменьшая боль, снимая повседневное напряжение и повышая жизненную силу и стойкость.

Первородный голос

Первый крик новорожденного означает начало жизни. Впоследствии младенец начинает выражать себя в виде живого существа, обладающего сознанием, посредством своего голоса. «Выражать» сказано слишком мягко. Малыш может орать и вопить часами, и его крики передают невероятную мощь, которую он ощущает от того, что стал кем-то. Позднее голос становится путем к самопознанию, самоизучению и самоуважению. Голос является наиболее активным «органом» человеческого тела.

Бывая порой резкими для уха взрослого человека, крики, вопли и бормотание ребенка помогают снять стресс, выразить свои эмоции и являются существенным этапом в его развитии. Для поощрения развития речи очень важно, чтобы родители (родственники и взрослые) играли с детьми в различные звуковые игры и вместе с ними учили их ходить. Все эти «гули-гули», визги, охи и ахи не только передают радость, которую испытывает ребенок, но и помогают ему понять задолго до того, как он научится координировать органы своего тела или думать, что голос является одним из основных инструментов в его связях с окружающим миром.

Начиная с самых первых криков, ребенок осваивает свои первые согласные звуки. От «ма» и «ба» до «га» и «да» происходит рост голосовых связок от микроскопических трех до пяти с половиной миллиметров к одному году. К подростковому возрасту голосовые связки вырастают до размера почти десять миллиметров. Ритм дыхания также изменяется с возрастом. Из-за маленького отверстия гортани ребенок начинает дышать примерно с частоты сто вдохов и выдохов в минуту, чтобы получить достаточно кислорода в первые недели после рождения. Дыхание замедляется по мере развития и роста ребенка. К восемнадцати-девятнадцати годам оно стабилизируется на ритме от тридцати до сорока вдохов-выдохов в минуту.

Очень быстро ребенок начинает распознавать значение слов, составляя звуки в определенной последовательности и анализируя интонацию, стараясь уловить чувства, которые передаются каждым словом. Мелодические вариации, которые голос проявляет с использованием языка, называются просодией (от греческого слова, означающего «ударение», «припев», а также подраздел стиховедения, учение о метрически значимых элементах речи — долгих и кратких слогах, ударных и безударных звуках и так далее). Преподаватели-новаторы уделяют большое внимание развитию вокальных и музыкальных способностей ребенка, поскольку общепризнано, что чем больше на ребенка воздействует музыка, поэзия и чтение вслух в детстве и юношестве, тем богаче станет его голос.

По мере развития наших лингвистических и познавательных способностей мы начинаем отвергать те первичные звуки, которые так естественны в детстве. Меня всегда угнетал тот факт, что мы очень мало внимания уделяем периоду взросления, когда мальчики теряют свой звонкий «детский» голос. При этом мальчик забывает голос своего детства. Девочки обычно не преодолевают столь серьезных звуковых преград во время взросления. Их голос и речь не претерпевают, столь радикальных изменений вплоть до появления менопауз, когда голос довольно сильно «садится».

Вполне возможно, что популярность современной терапии, основанной на повторных ощущениях рождения на свет, которые включают утробные звуки и попытки открыть человеку в себе ребенка, связана с воспоминаниями об этих исходных голосах и речевой свободе, которая так нравилась нам в детстве. Нам нужно быть услышанными. Зная, что нас слушают, мы начинаем созревать. В современном обществе, где тинэйджеры (ребята от 13 до 19 лет) часто ощущают, что их никто не слушает и не слышит, громкие звуки и ритмы рок-музыки могут помочь им выразить эмоции, которые они вынесли из неполноценного детства, или просто разрядить напряженность переходного возраста. Часто конец страданий или освобождение от боли сопровождается и усиливается звуками, которые мы издаем. С другой стороны, эти звуки страдания и боли могут вызывать соответствующую ответную реакцию у взволнованного слушателя.

Одно из упражнений, которое я выполняю со студентами, заключается в том, что я прошу их произнести бессмысленные звуки. Я называю это «мирским голошением» (разговор на неизвестных языках), поскольку эта форма бормотания предназначена для того, чтобы дать студентам возможность выплеснуть свои эмоции. Упражнение очень простое. Вначале я показываю на какую-нибудь вещь, которая надета на студенте, и придумываю смешное слово, например «тинглдроп», вместо серьги. После этого студенты передают серьгу друг другу, и каждый называет ее по-другому. Затем я прошу студентов придумать названия для известных предметов и явлений, например стула, неба или фортепиано.

На следующем этапе группа разбивается на пары, и в каждой паре один должен объяснить другому какое-нибудь эмоциональное понятие. Правилом является то, что студентам запрещено говорить по-английски или на другом известном им языке. Многие замолкают, пока я не предоставляю в их распоряжение словарь звуков, которые интуитивно проникают в правое полушарие мозга и в эмоциональную подкорку. Такое бормотание в стиле детских песен не несет никакой информации, но передает эмоции. После этого я прошу студентов уделить десять минут импровизации и постараться придумать похожие слоги, используя новый «язык» для того, чтобы помочь разрядиться себе и своему партнеру.

Роль слушателя в этом упражнении очень проста — слушать и обозначать свое заинтересованное присутствие. Слушатель не делает никаких комментариев, только кивком головы или жестами дает понять, угадал ли он выражаемые эмоции и помогают ли ему звуки выразить свои чувства. После этого участники эксперимента обсуждают на английском или другом известном им языке эмоции, которые они ощутили. Снова и снова студенты рассказывают мне, что это упражнение оказало на них гораздо более сильное очищающее и целебное воздействие, чем любые разговоры на известных языках. Даже за счет произнесения бессмысленных слогов можно снять напряжение голоса, после чего студенты чувствуют себя лучше.

В заключение группа проводит целый час, используя зовы, ритмы, крики и рэп для того, чтобы повысить свои вокальные навыки без употребления нормального языка. Всякий раз после этого, когда студенты возвращаются к нормальному английскому языку и рассказывают о прошедшем дне, их голоса всегда звучат богаче, красочнее и трогательнее.

 

Я подаю сигналы — я существую

 

Три раза мой муж стирал магнитофонную запись на автоответчике, пытаясь снова и снова заставить Дару, нашу шестилетнюю дочь, правильно надиктовать приветствие и просьбу оставить сообщение. Всякий раз, путаясь, она говорила: «Пожалуйста, оставьте свой сигнал после сообщения». (Следовало сказать: «Оставьте сообщение после сигнала».) Наконец муж сдался и оставил запись, как она есть.

 

Это приветствие оставалось на нашем автоответчике более года, продолжая привлекать внимание звонивших, даже тех, кого оно сбивало с толку. Люди рассказывали, как глубоко слова Дары затрагивали их. Дедушка Дары объяснил причину: «Мы стараемся оставить "сигнал" звуком нашего голоса и ощущением от наших действий, то впечатление, которое люди будут помнить долго после того, как наши сообщения будут забыты».

«Тайдпост»

Став взрослыми, многие из нас теряют умение пользоваться голосом как средством выражения эмоций и чувств. Мы уже не такие непосредственные, какими были в детстве. Но стоит нам попытаться — и с помощью нашего голосового «оборудования» мы сможем делать потрясающие вещи.

В середине 1980-х годов, когда я жил в городе Ричардсон, штат Техас, я проводил много времени, систематически изучая различные звуки. Моя лаборатория представляла собой небольшую, основательно напичканную разным оборудованием комнату, в которой стояли большое фортепиано, два синтезатора, более шестидесяти восточных колокольчиков, три немецких металлофона, английское пианино и две октавы бамбуковых инструментов из Таиланда. Однажды я погасил свет, надел повязку на глаза, заткнул уши ватой и начал экспериментировать с теми звуками, которые сам создаю.

Целью такой добровольной слепоты и глухоты было узнать, смогу ли я определять параметры собственного голоса, как это делает Хелен Келлер. Я заметил, что если прикладывать ладонь к различным частям тела, то можно чувствовать свой голос. Более высокие звуки вызывали вибрацию в некоторых участках черепа, а некоторые гласные способствовали раскрытию грудной клетки и массировали горло. Ладони мои стали сейсмочувствительными, способными различать малейшие различия, скажем, между землетрясением в 2 и 2,5 балла. Я не занимался пением и не следил за дыханием. Я занимался чем-то вроде звуковой медитации.

Я продолжал заниматься этим весь вечер и значительную часть ночи. Возможно, упражнение продолжалось двенадцать часов. Уставший, я пошел спать, но решил оставить повязку на глазах и пробки в ушах. Я ощущал себя гигантской черепахой, которая заползла глубоко в свой панцирь, но то, что последовало далее, было совершенно необычным. Потеря зрения и слуха (что могло стать кошмаром, если бы мои органы чувств были повреждены) стала вдруг нежданным даром. Мне приснился мой внутренний звук, та моя часть, которая является основой моей личности. Я мог воспринимать далекий рев внутри собственного тела точно так же, как ранее воспринимал внешние звуки, свет и другие раздражители органов чувств.

Когда я проснулся; то продолжал издавать звуки в течение примерно пяти минут. После этого я перешел на простые григорианские песнопения, затем исполнил гимн Южной Индии, размышляя над тем, что мне удалось узнать за месяцы изучения звука в различных позах, когда глаза открыты и закрыты. Когда я издавал тон, лежа с закрытыми глазами, эффект был совершенно другим, чем когда я издавал это мычание с открытыми глазами, сидя в кресле и уставившись в одну точку. Мой внутренний пейзаж начинал меняться, когда я двигался, по сравнению с тем, когда я был неподвижен и производил те же звуки. Я почувствовал, что войти в мир устойчивых гласных звуков (начать тонировать) — это то же самое, что перенестись в другое время, которое находится под контролем вибрирующих пластин перемещающихся внутренних континентов.

Я не придумал слово тонирование, означающее издавать звук посредством произнесения гласного звука в течение длительного времени. Оно известно примерно с XIV века. «Настройте и тонируйте каждое слово, каждый слог и каждую букву на их соответствующий каданс (ритм, метр, темп)», — писал Джонатан Свифт в 1711 году. А в 1973 году Лорел Элизабет Кейес написала книгу под названием «Тонирование: творческая энергия голоса», которая вернула это слово в словарный обиход.

Наши пути пересеклись через несколько лет после публикации книги, хотя метод Кейес не произвел глубокого впечатления на тогдашнюю публику. Летом 1978 года я работал в Денвере, подбирая людей для работы в музыкальном коллективе церкви. Один из моих друзей настоял на том, чтобы я познакомился с замечательной женщиной, которая исцеляет людей с помощью голоса. Во мне пробудилось лкюопытство, но я не был особенно взволнован. Я приехал в скромный дом, где меня приветливо встретила невысокого роста женщина. В 1963 году Кейес основала орден монахов-францисканцев и братьев, следуя побуждениям известной молитвы святого Франциска: «О Боже, сделай меня инструментом мира».

С того момента, как она встретила меня у двери, невероятную теплоту и любовь Лорел, казалось, можно было потрогать пальцами. Она сказала, что тонирование — это древний метод исцеления, который в связи с последними достижениями науки может быть возрожден и применен на основе нового знания. Он не связан с верой. «Любой человек может использовать тонирование точно так же, как мы используем электричество, — поясняла Лорел. — В нашем организме существуют естественные каналы передачи энергии. Если мы их распознаем и научимся использовать, они могут поддерживать нас в здравии». Лорел просила меня произносить звуки, и с ее помощью мой голос скользил вверх и вниз таким образом, что она могла чувствовать энергию, накопленную в моем организме. (Я помню, мне показалось очень интересным, что, слушая меня, она стояла совершенно прямо передо мной и покачивалась из стороны в сторону. Сейчас я делаю так же, когда слушаю. Это позволяет мне слышать голос говорящего четко и ясно.)

Книга Кейес содержит множество историй об исцелении людей — с помощью тонирования. Хотя мои успехи с использованием этой методики были гораздо более скромными, я наблюдал, как тысячи людей могут расслабляться от звука собственного голоса, становятся более концентрированными, избавляются от страхов и прочих негативных эмоций, освобождаются от физической боли. За последние восемь лет я наблюдал людей, которые используют тонирование в разных практических целях, начиная от расслабления накануне серьезного испытания до избавления от шума в ушах или мигрени. Тонирование может снять стресс перед хирургической операцией, снизить кровяное давление и ритм дыхания, а также напряжение у тех, кому предстоит сканирование на установке магнитного резонанса или компьютерном томографе. Тонирование хорошо помогает при бессоннице и других проблемах со сном.

Любые формы вокализации, включая пение, декламацию, чтение стихов нараспев, пение йодлер (манера исполнения тирольских песен), «мурлыкание», пение без слов или с закрытым ртом, чтение вслух прозы или поэзии или просто разговор, могут оказывать терапевтическое воздействие. Но я обнаружил, что ничто не сравнится с тонированием. Прочие методы, в особенности пение и декламация, перемещают вибрирующие эпицентры столь быстро, что звукам остается мало времени для того, чтобы «зацепиться» или вызвать резонанс какого-нибудь органа. Тонирование насыщает организм кислородом, углубляет дыхание, расслабляет мышцы и стимулирует поток энергии. Если выполнять тонирование голосом, богатым по тембру, оно способно массировать весь организм.

Селия Мантрозос, профессиональный музыкант, преподаватель и исполнитель, обратилась ко мне за интенсивной голосовой тренировкой в 1990 году. Спустя всего несколько дней по пути домой она потеряла сознание и была помещена в больницу, где врачи обнаружили у нее гемангиому (сосудистый невус) — доброкачественную опухоль в правой височной доле головного мозга. Поскольку она чувствовала себя достаточно хорошо, ее направили в больницу поближе к дому, где Селии была сделана пятичасовая операция по удалению опухоли.

В отличие от других пациентов, она, казалось, не испытывала дискомфорта после операции. И действительно, в неврологическом отделении никогда не видели такого спокойного пациента, перенесшего трепанацию черепа. Сестра спросила у Селии, чем она объясняет такое необыкновенное спокойствие. Селия вспомнила, что с тех пор, как к ней вернулось сознание, она постоянно продолжала «мурлыкать», говорить что-то нараспев. «Я тонирую и напеваю, — пояснила она к удивлению сестер и врачей, — и это позволяет уберечь мозг от боли и нагрузок». Селия отказалась принимать обезболивающие лекарства и просила их ей не предлагать. В конце концов она согласилась принимать адвил, но только для того, чтобы снять отечность. Хирурги выписали ее из больницы через несколько дней, пораженные тем, как быстро она выздоровела.

Несколько лет назад Бетти Бреннеман, талантливая скрипачка и преподаватель из специальной школы в городе Расин, штат Висконсин, поскользнулась на льду и сломала правый локоть. В этот момент она находилась в центре парка и понимала, что пройдет не менее десяти—пятнадцати минут, прежде чем подоспеет помощь. До этого она занималась тонированием в течение шести месяцев и выработала четкое понимание того, как различные звуки могут вызывать резонанс различных органов тела. В тот момент, как проникающая боль пронизывала все ее тело, Бетти начала экспериментаровать с собственным голосом, стараясь найти тон, который уменьшил бы боль. Почувствовав реакцию своего локтя, она попробовала напевать несколько гласных звуков и пришла к выводу, что лучше всего ей помогает долгий звук «о-о-о».

«Буквально через двадцать секунд я уже не чувствовала никакой боли! — вспоминает она. — Я стала замечать великолепную прелесть парка. Меня заинтересовало, вернется ли боль, если я перестану напевать. Я перестала, и она вернулась немедленно! Я тут же снова начала тонировать, и через пятнадцать—двадцать секунд боль прекратилась. По мере выздоровления я часто пела в честь своего локтя, и процесс шел гораздо быстрее».

 

ИНТЕРЛЮДИЯ

Выгоняя боль звуком

 

Голос можно с успехом использовать как средство от сильной боли. Сядьте или станьте в удобной позе. Если у вас постельный режим, лягте так, чтобы горло и шея находились в расслабленном состоянии.

Закройте глаза и отьшште в себе источник физического дискомфорта. Начинайте произносить звуки «а-а-а» или «о-о-о» (они являются наиболее смягчающими) и старайтесь визуально представить себе боль в организме по мере того, как вы даете волю своему голосу. Можно произносить звук «у-у-у» так, как он произносится в слове «суп».

Если боль очень острая, вам может помочь высокий звук «и-и-и». Звуки «и» и «а» помогают снять острую боль и могут помочь избавиться от накопившейся внутри злобы и ненависти. (Не забудьте предупредить находящихся поблизости людей, что вы начинаете эксперименты с голосом, чтобы они не подумали о чем-нибудь другом.)

Вы потратите несколько минут на тонирование, прежде чем боль начнет уходить. Не напрягайте голос и отдыхайте после одной-двух минут эксперимента. Часто звуки способствуют повышению выделения эндорфина, который на короткое время поможет снять боль. Те боли, которые имеют эмоциональное, чувственное происхождение, можно снять полностью, что даст возможность организму быстрее излечиться.

Помните, что нет единого звука, который помогает всем или дает один и тот же эффект. Экспериментируйте и найдите свой уникальный тон или тоны, которые помогают вам лучше всего.

 

Тонирование помогает стабилизовать эмоции. Янис Пэйдж из Денвера находилась во власти страха и отчаяния. Из опыта изучения китайской медицины она знала, что эти чувства связаны с печенью и почками, в которых возник дисбаланс, поэтому она направила свое тонирование именно на эти органы. Лежа с открытыми глазами, она стала ощущать мощную глубокую пульсирующую энергию, которая перемещалась по всему организму, когда она произносила гласные звуки. Чувство было особенно сильным в средней части организма, как раз там, где находятся печень и почки. Когда Янис перестала тонировать, она лежала на спине и чувствовала, что пульсация продолжается еще несколько минут, постепенно уменьшаясь. Спустя некоторое время она прекратилась, и женщина почувствовала, что страх и отчаяние исчезли.

Гудение, жужжание или мурлыкание, которые являются более спокойными формами тонирования, особенно эффективны для преодоления голосовых проблем. Учителя пения и другие специалисты, работа которых требует особой подготовки и постановки голоса, могут страдать от гланд, полипов, травм и складок в глотке и гортани. Жужжание с произнесением звука «м-м-м», рассказывает Джин Вестерман Грегг, президент Национальной ассоциации преподавателей пения, может помочь быстро восстановить нормальные голосовые функции. «Я постоянно поражаюсь исцеляющей силе гортани, когда очень легко удается избавиться от излишнего давления и использовать мягкую вибрацию как средство восстановления голоса», — писала она. В качестве примера она приводит случай с учительницей музыки общеобразовательной школы, у которой обнаружили наполненный кровью полип в гортани. В то время женщина была беременна и не хотела до родов делать хирургическую операцию. Взяв лечение в собственные руки, она каждый день начала «гудеть». Когда через шесть месяцев у нее родилась очаровательная девочка, врачи обнаружили, что гортань матери полностью пришла в норму и операция уже не нужна. Грегг постоянно рекомендует учителям пения экспериментировать с «мычанием», но делать это осторожно и мягко, опираясь на интуицию. Вибрационные ощущения должны находить место применения, без попыток насильно внедрить их.

 

ИНТЕРЛЮДИЯ

Пятидневный класс по тонированию

 

Один из простых способов успокоить мозг, стабилизировать ритмы организма и улучшить качество голоса — тонирование. Знаете ли вы, что Моцарт постоянно напевал себе под нос, когда сочинял? Моцарт писал: «Когда я остаюсь наедине с собой, полностью погруженным в себя, в одиночестве и в хорошем настроении... идеи приходят ко мне быстрее. Откуда и какони появляются, я не знаю; я также не могу принуждать их. Идеи, которые мне по душе, я сохраняю в памяти. Я привык постоянно "мурлыкать" их».

Как описывается в этой главе, тонирование представляет собой произнесение или напеванне длинных гласных звуков. Оно может служить для уравновешивания волн мозга, улучшения ритма и углубления дыхания, снижения частоты сердечных сокращений и повышения чувства благополучия. Если вы будете делать приведенные ниже упражнения хотя бы по пять минут каждый день, вы вскоре обязательно ощутите положительный эффект от тонирования.

День первый — «м-м-м»

Устройтесь удобно в кресле, закройте глаза и в течение пяти минут попробуйте «жужжать» («мычать»). Не старайтесь воспроизводить какую-то мелодию, а просто тон, при котором вы чувствуете себя комфортно. Расслабьте челюсти и ощутите энергию «мычания» внутри организма. Приложите ладони к щекам и следите за тем, какого рода вибрация генерируется у вас во рту. Пятиминутное упражнение поможет снять стресс и даст вам возможность полностью расслабиться.

День второй — «а-а-а»

Звук «а» немедленно вызывает расслабление. Этот звук получается у нас естественнее всего, когда мы стонем, но он также может помочь проснуться и заснуть. Если вы испытываете сильный стресс или напряженность, уделите несколько минут расслаблению челюсти и произнесите негромкое «а-а-а». Совсем не нужно петь. Просто дайте возможность звуку мягко сливаться с вашим дыханием. Уже спустя минуту вы заметите, что выдох стал гораздо длиннее, н почувствуете себя более спокойно. В своем офисе или в школе, где такое тонирование может удивить и помешать окружающим, можно просто закрыть глаза, сделать глубокий вдох и подумать о звуке «а-а-а». Хотя это и не столь эффективно, но тоже может оказаться полезным.

День третий — «и-и-и»

Это наиболее стимулирующий из всех гласных звуков. Он может «разбудить» дух и тело, действует наподобие звукового кофеина. Если вы устали и напряжены после длительной езды или чувствуете утомление, три—пять минут произнесения звука «и-и-и» смогут стимулировать мозг, повысят активность организма и не дадут вам уснуть за рулем.

День четвертый — «о-о-о»

Звук «о» считается самым богатым у людей, которые тонируют или напевают. Произнесите звук «о». Положите руку на голову, на щеки или на грудь, и вы заметите, что звук «о» вызывает наиболее сильную вибрацию в верхней части тела. Пять минут произнесения этого звука меняют температуру кожи, мышечный тонус, волны мозга, ритм дыхания и сердечных сокращений. Это очень мощное средство мгновенной настройки организма.

День пятый — экспериментальный. Начните тонирование с самого низкого диапазона своего голоса и дайте ему возможность постепенно повышаться, как будто поднимаетесь по эскалатору. Тонируйте гласные звуки, которые лучше всего расслабляют вас и выходят из гортани наиболее естественным путем, без напряжения. Пусть голос вызывает резонанс всего организма. Приступайте к исследованию его, стараясь массировать голосом отдельные участки головы, горла и груди. Произнося длинные гласные звуки, водите руками по верхним органам медленными движениями, и вы увидите, какой гласный звук приводит к самому мощному расслабляющему выходу энергии.

 

В 1940-х и 1950-х годах несколько самых крупных новаций в области терапии голосом были сделаны доктором Полем Дж. Мозесом, профессором клиники речи и голоса факультета отоларингологии Стэнфордского медицинского университета. Он считал, чтс голос является основной формой выражения индивидуальности. Если внимательно прислушаться к нему, можно проанализировать нервные модели поведения, понаблюдать за ними и лечить их. Подобно годовым кольцам на срезе дерева, интонация, модуляции, интенсивность и другие объективные характеристики голоса дают простой ключ к анализу истории жизни и судьбы каждого человека.

Проводя анализ записанных на пленку бесед с различными людьми, Мозес научился ставить медицинский диагноз каждому пациенту по его голосу. Основываясь на диапазоне и симметричности голоса каждого человека, на преобладании в нем определенных интонаций, на том, как голос выражает мелодику и ритм а также на громкости, четкости, акцентах и других переменны величинах, он построил сложную физическую и психологическую модель (профиль) голоса. В качестве эксперимента он однажды выполнил анализ личности подростка только на основе записи его голоса. Его результаты совпадали с тестом Роршаха* и с тем, что написали в истории болезни психиатры, которые осматривали ребенка. «Голосовая динамика является точным и достоверным отражением психодинамики, — заключил он. — Каждая эмоция человека имеет свое вокальное выражение». Новаторская работа Мозеса по лечению шизофрении с помощью голоса давно стала предметом тщательных медицинских исследований, что можно прочитать в «Постлюдии» этой книги.

 

* Герман Роршах — швейцарский психиатр й психолог (1884-1922). В 1921 году создал психодиагностический тест для исследовани личности.

 

В течение последнего десятилетия я выработал свой подход к вокальной терапии, который основан иа достижениях Мозеса и Томатиса. В голосе и дыхании каждого человека заключен ключ к пониманию его темперамента и к диагностике множества различных типов физических и психологических недомоганий. В отличие от голоса, которым поют, голос, которым человек тонирует, обычно издается без всяких репетиций или специальной тренировки, поэтому он не может скрыть конкретных характеристик организма.

Вокальное сканирование может оказаться полезным средством для характеристики личности. Такое сканирование представляет собой легкое и естественное движение вверх или вниз по тону голоса. Оно выполняется гладко и плавно, а не рывками или ступенями — так, как пианист двигается вверх и вниз по клавиатуре, то, что в музыке называется глиссандо. Спонтанные физические жесты, которые сопровождают голосовое сканирование, также часто дают подсказку относительно характера человека. Некоторые люди вступают в такое сканирование небрежно, без всякой подготовки, в то время как другим нужно несколько раз останавливаться, сделать паузу, чтобы отдохнуть и перевести дух. Очень интересно наблюдать за тем, как такое поведение отражает основные черты их характера. Прислушиваясь к ритму их голоса, его силе, дыханию, на котором он основан, к тому, какие звуки и как звучат, в каком регистре (например, в грудном или горловом), можно сделать очень точные выводы относительно личности и общего состояния здоровья человека.

Подобно тому, как Шерлок Холмс мог рассказать о человеческих тайнах по одному волоску или по мозолю на пальце, квалифицированный «слуховой» терапевт также способен диагностировать и воспроизвести жизнь человека, его настоящее, а возможно, и будущее, основываясь на одном тоне, который является голограммой всего организма. И действительно, многие из нас пытаются заниматься этим во время ежедневных телефонных разговоров. С первых фраз, сказанных другом или членом семьи, мы интуитивно чувствуем, как обстоят у него дела, нет ли каких-либо поводов для беспокойства.

Часто я слышу в голосе эмоции, которые находятся под спудом. Это результат травм, которые были «забыты» или подавлены.

Кей, сорокасемилетняя домохозяйка из штата Пенсильвания, появилась в моем классе с серьезной проблемой в виде большой кисты в правой груди. Я не видел этой кисты и ничего не знал об этом заболевании, но когда я услышал ее голос, то сразу почувствовал большой «разрыв» в сканировании. Когда я стал от нее слева, в голосе «разрыва» не было, когда я стоял справа, в среднем диапазоне голос у нее пропадал.

Я спросил у Кей, не испытывает ли она дискомфорта в правой стороне груди. Ее глаза наполнились слезами, и она рассказала мне про эту кисту. Я допросил ее закрыть глаза и опять стал сканировать ее голос, думая об этой части ее тела. Спустя пару минут она покрылась потом и начала стонать. Вдруг она закричала: «Не забирайте его у меня! Не отбирайте!»

Я сел рядом с ней и в течение десяти минут держал ее за руку, пока она вскрикивала, бормотала и кричала. Я внушил ей глубокое дыхание и очень тихо начал тонировать. Наконец она открыла глаза и сказала: «Только моя тетя знала о том, что у меня родился ребенок, когда мне было четырнадцать лет. Я хотела сохранить его, кормить и воспитывать. Но все, что я помню, — это момент, когда я прижала его головку к своей правой груди всего на минуту, затем у меня отобрали его». На следующий день тетя приказала Кей никогда больше не вспоминать и не думать об этом ребенке, вернуться к прежней жизни, как будто ничего не случилось. Кей «заперла» навечно все воспоминания и ощущения об этом ребенке. Далее она рассказала, что вышла замуж, у нее двое детей и она вполне довольна своей жизнью.

Я предложил ей, чтобы она села и представила, как ухаживает и лелеет этого потерянного сыночка, как напевает ему колыбельную. Врач, который при этом присутствовал, предложил ей свои услуги, если она захочет.

Спустя три месяца ее киста полностью исчезла, рассосалась.

 

Голоса Венеры и Марса

 

Как ты догадался, где они (ботинки, которые он надевал во время убийства) были?

Это было очень просто. Я загружал посудомоечную машину и напевал про себя какую-то мелодию, и вдруг это ко мне пришло.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 66; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты