КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Примечания. 1. Видов день 15/28 июня, - праздник св
1. Видов день 15/28 июня, - праздник св. вмч. царя Лазаря и всех святых сербских мучеников, павших на Косовом поле в 1389 году в битве с турками. (Прим. перев.) 2. Sub specie aeternitatis, но не sub specie temporis (лат.) - с точки зрения вечности, но не с точки зрения временности. (Прим. перев.) 3. Pleasant Sunday - afternoon literature (англ.) - "послеобеденное чтение". (Прим. перев.) 4. Umwertung aller Werte (нем.) - переоценка всех ценностей. (Прим. перев.) 5. "Credo quia absurdum" (лат.) - "верю, ибо это нелепо". (Прим. перев.) 6. "Commen sens" (фр.) - общий смысл. (Прим. перев.) 7. Homo homini deus… homo homini lupus (лат.) - человек человеку - бог... человек человеку - волк. (Прим. перев.) 8. "Записки из подполья", т.III, с.95. Издание А.Ф. Маркса, Санкт-Петербург, 1894 г. Все цитаты, упоминаемые в этой работе, взяты из этого издания произведений Ф.М. Достоевского. (Прим. перев.) 9. Там же, с.83. 10.Там же, с.83. 11. Там же, с.83. 12. "Записки из подполья", т.III, с.98. 13. Там же, с.98. 14. Там же, с.75. 15. Там же, с.74. 16. Там же, с.77. 17. Там же, с.77. 18. Circulus vitiosus (лат.) - порочный круг. (Прим. перев.) 19. "Записки из подполья", т.III, с.84 и 77. 20. Там же, с.78. 21. Там же, с.78. 22. Там же, с.78. 23. Там же, с.92. 24. Там же, с.92. 25. Там же, с.92. 26. Prima causa (лат.) - первопричина. (Прим. перев.) 27. Там же, с.90. 28. Там же, с.90. Подчеркиванием выделено то, что по тексту выделено курсивом либо автором книги, либо Достоевским. Курсив Достоевского автором оговаривается особо. (Прим. перев.) 29. Там же, с.92. 30. Там же, с.92. 31. Там же, с.92. 32. Там же, с.93. 33. Там же, с.93. 34. Там же, с.80. 35. Там же, с.82. 36. Там же, с.76. 37. Там же, с.81. 38. Там же, с.75. 39. Там же, с.75. 40. Там же, с.80. 41. Там же, с.80. 42. Ницше. Also Sprach Zarathustra, von den Hinterwelten. Erster Teil. (Letztle Wande (нем.) - последние стены. (Прим. перев.)) 43. "Записки из подполья", т.III, с.81. 44. Там же, с.80. 45. Там же, с.83. 46. Там же, с.97, ср. там же, с.100. 47. Там же, с.84. 48. Там же, с.83. 49. См.: E. Zeller. Grundriss der Geschichte der Griechischten Philosophie, bearbeitet von W. Nestle, Leipzig, 1920, S.292. 50. "Записки из подполья", т.III, с.76. 51. Там же, с.75-76. 52. Там же, с.81. 53. Там же, с.79. 54. Там же, с.87. 55. Там же, с.88. 56. Там же, с.89. 57. Там же, с.89-90. 58. Там же, с.90. 59. Там же, с.91. 60. Там же, с.95. 61. Там же, с.95, ср. с.90. 62. "По поводу мокрого снега", с.177. 63. Там же. 64. "Братья Карамазовы", т.12, с.276. 65. Там же, с.27. ср. "Подросток", с.28. 66. Там же, с.272. 67. Там же, с.279. 68. Там же, с.278. 69. Там же, с.278-279. 70. Там же, с.278-279. 71. Там же, с.282. 72. Там же, с.282. 73. Там же, с.283. 74. Там же, с.283. 75. Цитата взята из произведения Д.С. Мережковского "Л. Толстой и Достоевский", ч.1, с.220. Изд. Тов-ва М.О. Вольфа, Петербург - Москва, 1912 г. 76. Достоевский. "Игрок", т.III, часть II, с.245. 77. Pensees (фр.) - мысли. (Прим. перев.) 78. "Братья Карамазовы", с.286-287. 79. Там же, с.287. 80. Аллюзия на пророчество пророка Исаии (Ис.11:6). 81. "Братья Карамазовы", с.289-290. 82. Курсив Достоевского. 83. Там же, с.290-291. Здесь очевидно идейное сходство между бунтом Ивана, возвращающего билет Богу, и не менее бунтарским возвращением таланта Богу злым слугой из евангельской притчи (Мф.25:24-26). 84. Там же, с.272. 85. Там же, с.288-289. 86. Ницше. Wille zur Macht, Nichilismus. 87. "Преступление и наказание", с.286. 88. "Идиот", с.441. 89. Там же, с.442. 90. Там же, с.444. 91. Там же, с.447-448. 92. J. Middledon Murry, F.M. Dostojevsky, a critical stude, 1916, p.37. 93. Macbeth, Act V, Sc. V Lafe's but a walking shadow, a poor player, That spruts and frets his hour upon the stage And then is heart no more: it is a tale Told by an idion, full of sound and fury Signifying nothing. "То жизнь? Тень мимолетная, фигляр, Неистово шумящий на подмостках И через час забытый всеми; сказка В устах глупца, богатая словами И звоном фраз, но нищая значеньем". ("Макбет" в переводе С.А. Венгерова) 94. "Бесы", с.112. 95. Там же, с.111. 96. Там же, с.650. 97. "Братья Карамазовы", с.130. 98. Там же, с.130. 99. "Бесы", с.170. 100. "Дневник писателя", т.10, с.350. 101. Курсив Достоевского. 102. Там же, с.349. 103. Курсив Достоевского. 104. Там же, с.351-352. 105. "Кроткая", т.X, с.409. 106. "Записки из подполья", с.95. 107. "Кроткая", т.X, с.386. 108. "Братья Карамазовы", с.295-297. 109. Мф.4:1-11; Мк.1:12-13; Лк.4:1-13; ср. Евр.4:15. 110. "Братья Карамазовы", с.299. 111. Там же, с.310. 112. Там же, с.303. 113. Там же, с.299-300. 114. Там же, с.300-301. 115. Там же, с.301. 116. Там же, с.302-303. 117. Там же, с.303-304. 118. Там же, с.304. 119. Там же, с.304. 120. Там же, с.304-305. 121. Там же, с.306. 122. Курсив Достоевского. 123. Там же, с.305-306,309. 124. Курсив Достоевского. 125. "Бесы", с.596. 126. "Братья Карамазовы", с.278. 127. Там же, с.160-161.
128. De idea и de facto (лат.) - идеологически и фактически. 129. "Братья Карамазовы", с.768-769. 130. In nuce (лат.) - сжато, вкратце. Здесь: в какой-то мере. 131. Там же, с.769. 132 Там же, с.84. 133. Там же, с.84. 134. Там же, с.773-774. 135. "Бесы", с.113. 136. Там же, с.112. 137. Там же, с.112-113. 138. Там же, с.112-113. 139. Там же. 140. Курсив Достоевского. 141. Там же, с.597. 142. Там же, с.229. 143. Там же, с.406. 144. Там же, с.245, 246. 145. Там же, с.650. 146. Там же, с.652. 147. Там же, с.246. 148. Там же, с.198. 149. Там же, с.240,262. 150. Material zum Roman "Die Demonen" S.519, herausgegeben von Moeller van der Bruck: Dostojewski, "Dir Demonen", zweiter Teil, Munchen und Leipzig, 1916. 151. "Бесы", с.180. 152. Там же, с.246. 153. Там же, с.246. 154. Nicht-Sagung (нем.) - букв.: неговорение. 155. Там же, с.650. 156. Курсив Достоевского. 157. Там же, с.199. 158 Там же, с.184. 159. Там же, с.99. 160. Там. же, с.221. 161 Там же, с.41. . 162. Там же, с.240; ср. с.239,244,245. 163. Там же, с.406. 164. Там же, с.406. 165. Там же, с.406. 166. Там же, с.404-405. 167. Там же, с.405,407,408; ср. с.644. 168. Там же, с.407. 169. Там же, с.390-391. 170. "Преступление и наказание", т.V, с.4. 171. Там же, с.225. 172. Там же, с.256. 173. Там же, с.256. 174. Курсив Достоевского. 175. Курсив Достоевского. 176. Там же, с.257. 177. Курсив Достоевского. 178. Там же, с.259-260. 179. Там же, с.271. 180. Курсив Достоевского. 181. Там же, с.260. 182. Там же, с.417. 183. Там же, с.413. 184. Там же, с.188. 185. Там же, с.187. 186. Там же, с.416. 187. Там же, с.327. 188. Там же, с.93. 189. Там же, с.73. 190. Там же, с.72. 191. Там же, с.80. 192. Там же, с.82. 193. Там же, с.86. 194. Там же, с.90-91. 195. Там же, с.91. 196. Там же, с.95-96. 197. Там же, с.103-104. 198. В "Неточке Незвановой" (с.213, т.II, ч.I) Достоевский пишет: "Преступление всегда останется преступлением, что грех всегда будет грехом, постыдным, гнусным, неблагородным, на какую бы степень величия вы ни вознесли порочное чувство" (все выделено курсивом Достоевского). 199. "Преступление и наказание", с.271. 200. Там же, с.418. 201. "Братья Карамазовы", с.737,740,748.
202. "Братья Карамазовы", с.756. 203. Там же, с.758. 204. Там же, с.760. 205. Goethe "Faust". Prolog im Himmee (Пролог на небе). Der Herr. Hast du mir weiter hichts sagen? Kommst du mir immer anzuklagen? Ist auf der Erde ewig dir nichts recht? Mephistophels. Nein, Herr! Ich finde dort, wie immer, Herzlich schlecht. Господь: Опять ты за свое? Лишь жалобы да вечное нытье? Так на земле все для тебя не так? Мефистофель: Да, Господи, там беспросветный мрак. (Перевод Пастернака) 206. Так Мефистофель представляет себя Фаусту: "Faust", Erster Teil. Ich bin der Geist? Der stets vermeint! Und das mit Recht; denn alles, was entsteht, Ist werth, dass es zu Grunde geht; Drum besser war's, dass nichts entstunde. 207. Там же, с.760. 208. Там же, с.767. 209. Там же, с.760. 210. Там же, с.762. 211. Там же, с.762-763. 212. Там же, с.763. 213. Курсив Достоевского. 214. Там же, с.761. 215. Курсив Достоевского. 216. Там же, с.754-756. 217. Курсив Достоевского. 218. Там же, с.754,761,758. 219. Там же, с.759. 220. Там же, с.764,766. 221. На вопрос: "Так кто же ты?" Мефистофель отвечает: "Часть силы той, Что без числа творит добро, всему желая зла". Ein Teil von jener Kraft, Die stets das Buse will und stets das Gute schafft! (Faust, Erster Teil) (Перевод Пастернака) 222. Там же, с.767-768. 223. Там же, с.768. 224. Там же, с.768. 225. Там же, с.770. 226. Курсив Достоевского. 227. Курсив Достоевского. 228. Курсив Достоевского. 229. Там же, с.771-773. 230. Там же, с.813,814. 231. "Бесы", с.284. 232. "Преступление и наказание", с.416,417. 233. 2Кор.10:12. 234. "Идиот", с.404. 235. "Братья Карамазовы", с.84. 236. Homil. XV, 40; Migne, P.G. t.34, col.609B 237. Also Sprach Zarathustra. Der Statten, vierter Teil (нем. - все дозволено). 238. "Братья Карамазовы", с.308. 239. Там же, с.756,761. 240. Канон прп. Андрея Критского (четверг первой седмицы Великого поста), песнь 4, тропарь 7. 241. П.А. Флоренский. "Столп и Утверждение Истины", с.177-178, М., 1914. 242. "Преступление и наказание", с.542-543. 243. Лк.8:27-37. 244. "Бесы", с.111. 245. Так говорит и большой знаток не только человеческой, но и диавольской психологии святой Иоанн Лествичник. Scala Paradisi; Migne, P.G. t.88, col.1068A. 246. Пс.13:1. 247. "Братья Карамазовы", с.385. 248. Откр.2:24. 249. В. Вересаев. "Живая жизнь". М., 1911, с.208. 250. Otto J. Bierbaum. Dostojewski. Munchen, 1914, Zweite Aufl. S.49. 251. "Биография и письма и заметки из записной книжки Ф.М. Достоевского". СПб., 1883 г. 252. Достоевский Ф.М. "Дневник писателя", т. 10, с.422. 253. Курсив Достоевского. 254. Там же, с.426. 255. Там же, с.427. 256. Там же, с.430. 257. "Letters of F.M. Dostojewsky".London, 1907. Translated by E.E. Mayne, p.222. 258. "Бесы", с.623. 259. Курсив Достоевского. 260. Mayne, "Letters of F.M. Dostojewsky", p.222. 261. "Биография и письма и заметки из записной книжки Ф.М. Достоевского". СПб., 1883 г. 262. Достоевский Ф. М. "Дневник писателя", IX, с.173. 263. 1Ин.1:1. 264. Ин.1:14. 265. Material zum Roman "Die Demonen", S.523, herausgegeben von Moeller van der Bruck: F.M. Dostojewski, "Die Demonen". Zweiter Teil, Munchen-Leipzig, 1916. 266. Там же, с.535. 267. Кол.2:9. 268. Material zum Roman "Die Demonen", S.536. 269. Там же, с.535. 270. Там же, с.536. 271. "Биография и письма и заметки из записной книжки Ф.М. Достоевского". 272. "Дневник писателя", т.XI, с.476. 273. "Letters of Dostojevsky", р.67. Схоже с этим Достоевский говорит в романе "Бесы". Там Шатов говорит Ставрогину: "Но не вы ли говорили мне, что если бы математически доказали вам, что истина вне Христа, то вы бы согласились лучше остаться со Христом, нежели с истиной?" - "Бесы", т.VII, с.241. 274. "Братья Карамазовы", т.XII, с.381. 275. "Биография и письма и заметки из записной книжки Ф.М. Достоевского", с.371. 276. Там же, с.371. 277. Там же, с.371. 278. "Дневник писателя", т.X, с.212. 279. Здесь Достоевский имеет в виду слова Христа: "А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую" (Мф.5:39). 280. Это говорит оппонент Достоевского. 281. "Биография и письма и заметки из записной книжки Ф.М. Достоевского", с.372. 282. "Letters of Dostojevsky", р.195. 283. П.А. Флоренский. "Столп и утверждение Истины", с.230,231,232. 284. "Идиот", т.VI, с.583. 285. "Дневник писателя", т.X, с.328. 286. Там же, т.XI, с.384. 287. Ср.: Кол.3:10. 288. "Из материалов к "Бесам" Ф.М. Достоевского". Этот материал опубликовал Л. Гроссман в одесской газете "Южное слово", 8 октября 1919 г. 289. Курсив Достоевского. 290. "Дневник писателя", т.XI, с.493. 291. Там же, с.497. 292. Там же, с.497. 293. Там же, с.492. 294. Там же, т.X, с.51. 295. Там же, т.XI, с.476. 296. Там же, т.X, с.52-53. 297. "Биография и письма и заметки из записной книжки Ф.М. Достоевского", с.234. 298. Курсив Достоевского. 299. "Letters of Dostojevsky", р.182. 300. В этом же письме к Майкову Достоевский пишет: "В этом мире я знаток и монастырь русский знаю с детства" (там же, с.182). 301. Митрополит Антоний. "Словарь к творениям Достоевского". София, 1921 г., с.182. 302. "Братья Карамазовы", т.XII, с.37. 303. Там же, с.33,34. 304. Там же, с.21. 305. "Из материалов к "Бесам" Ф.М. Достоевского". - Л. Гроссман. "Южное слово", 8 октября 1919г. 306. Material zum Roman "Die Demonen", S.523. 307. 2Кор.10:4-5. 308. Material zum Roman "Die Demonen", S.529. 309. Ibid., S.530. 310. Ин.12:24. 311. Ин.12:25. 312. Ср.: Мф.16:25; Лк.14:26. 313. П.А. Флоренский, "Столп и утверждение Истины", с.61,62. 314. "Дневник писателя", т.XI, с.458. 315. Мф.16:24-25. 316. "Братья Карамазовы", т.XII, с.31. 317. 1Кор.4:10. 318. Ср.: Мф.12:25; Мк.3:24. 319. "Дневник писателя", т.IX, с.454. 320. Л.Н. Толстой. "Исповедь". М., 1907, с.72. Глубоким противопоставлением этому толстовскому самоволию разума является принцип послушания и распинания разума. Этот принцип особо подчеркивал К.Н. Леонтьев. "Я вполне Православию подчиняюсь, - говорит он. - Я признаю не только то, что в нем убедительно для моего разума и сердца, но и то, что мне претит... Credo quia absurdum... Я верую и тому, что по немощи человеческой вообще и моего разума в особенности, что по старым, дурным и неизгладимым привычкам европейского, либерального воспитания кажется мне абсурдом. Оно не абсурд, положим, само по себе, но для меня как будто абсурд... Однако я верую и слушаюсь. И скажу вам, что это лучший, может быть, род веры. Совет, который нам кажется разумным, мы можем принять от всякого умного мужика, например. Чужая мысль поразила наш ум своей истиной. Что ж за диво принять ее? Ей подчиняешься невольно и только удивляешься, как она самому не пришла на ум раньше. Но, веруя в духовный авторитет, подчиняться ему против своего разума и против вкусов, воспитанных долгими годами иной жизни, подчинять себя произвольно и насильственно, вопреки целой буре внутренних протестов, мне кажется, это настоящая вера". 321. Евр.11:1. 322. П.А. Флоренский. Op. cit., с.65. 323. "Братья Карамазовы", с.378. 324. "Дневник писателя", т.XI, с.473. 325. "Братья Карамазовы", с.193,194. 326. Там же, с.193. 327. Там же, с.380-381. 328. Там же, с.381-382. 329. Курсив Достоевского. 330. Курсив Достоевского. 331. Курсив Достоевского. 332. "Дневник писателя", т.XI, с.248-249. Это весьма напоминает совет апостола Павла коринфянам: "Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит сокрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога" (1Кор.4:5). 333. "Братья Карамазовы", с.35. 334. Там же, с.23,30. 335. "Идиот", т.VI, с.626. - Аглая не понимает Мышкина, потому что он идеально добр и мудр, и ни капли гордости нет в нем: "Вы честнее всех, благороднее всех, лучше всех, умнее всех!.. Для чего же вы себя унижаете и ставите ниже всех?" (с.368) 336. Ср.: Митрополит Антоний. "Словарь к творениям Достоевского", с.104. 337. "Братья Карамазовы", с.343. 338. Там же, с.343. 339. Там же, с.344. 340. Там же, с.354-358. 341. Там же, с.353-371. 342. "Сон смешного человека", "Дневник писателя", т.XI, с.137-139. 343. Св. Макарий Великий. "De custodia corolis", 10, P.G., t.34, col.829B. 344. Он же. Homil. XV. Ibid, col.601B. 345. Св. Авва Дорофей. Doctrina XVI, Migne, P.G., t.88, col.1776B. 346. "Братья Карамазовы", с.375. 347. Там же, с.379-380. 348. Св. Иоанн Лествичник. "Scala Paradisi", Migne, P.G., t.88, col.993A. 349. Мф.5:3. 350. "Братья Карамазовы", с.354. 351. Св. Антоний Великий. "Добротолюбие", т.V. 352. "Дневник писателя", т.XI, с.264-268. 353. "Моя жизнь во Христе". Приведем еще несколько мыслей этого почти что нашего современника. "Необходимо в особенности стремиться к тому, чтобы никогда и ни в чем не сравнивать себя с другими, но всегда ставить себя ниже других, даже если ты в каком-либо отношении выше других или такой же, как они. Если хочешь быть истинно смиренным, то считай себя ниже всех, достойным того, чтобы тебя все топтали". О себе о. Иоанн говорит: "Я - сама немощь и нищета. Бог - моя сила. Это убеждение - моя высшая мудрость, которая делает меня блаженным". "Смирись духовно пред каждым, считая себя ниже его или ее, ибо тебя Сам Христос поставил быть слугой каждому, несмотря на то, что все его члены, так же, как и ты, носят раны греха". 354. Мк.12:30; Мф.22:37-38; Лк.10:27. 355. Св Иоанн Лествиничник. "Scala Paradisi", Gradus XXVI, Migne, P.G., t.88, col.1028B. 356. 1Ин.4:8,16. 357. Св. Симеон Новый Богослов. "Divinorum amorum liber". Cap. XXXVII, P.G., t.120, col.502B. В своем Oratio XXV (ib. col.423C) святитель говорит: "Charitas Deus est, et non creatura". 358. П.А. Флоренский. "Столп и утверждение Истины", с.71. 359. 2Пет.1:4. 360. Еф.3:5; 1Кор.2:11. 361. Мф.22:39,38. 362. Мф.22:40. 363. "Братья Карамазовы", с.701. 364. Кол.3:14. 365. Bemardi Carevaiensis. "Opera, ed Maballon", 17,19. De dil. Dei. 1,1. 366. П.А. Флоренский, op. cit. c.84. 367. 1Ин.4:7-8. 368. Св. Авва Дорофей. Doctrina VI; Migne, P.G., t.88, col.1698B-D. 369. "Братья Карамазовы", с.295. 370. Там же, с.62-63. 371. Кол.3:14. 372. 1Кор.13:1-2. 373. Ср.: там же, с.12. 374. Ср.: там же, с.8. 375. Ср.: там же, с.10. 376. "Letters of Dostojevsky", р.222. 377. "Братья Карамазовы", с.67. 378. Ср.: Кол.2:19. 379. Св. Симеон Новый Богослов. "Divinorum amorum", liber I, cap. XXXVII; Migne, P.G., t.120, col.592B. "Sine essentia est nihil est". 380. "Die Atomistik des Willens", Bd. II, S.164(1891). 381. П.А. Флоренский, op. cit. c.92. 382. 1Ин.3:14. 383. "Братья Карамазовы", с.383-384. 384. "Дневник писателя". Сон смешного человека. Т.XI, с.141. Ср.: Рим.13:8-10: "Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви, ибо любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя". (Лев.19:18) 385. Курсив Достоевского. 386. Там же, с.140-141. 387. Там же. 388. "Дневник писателя", т.XI, с.470. 389. См.: Ин.13:34-35. 390. "Дневник писателя", т.XI, с.470. 391. "Бесы", т.VII, с.638. 392. "Дневник писателя", т.XI, с.390. 393. Св. Макарий Великий. Homil XXXVII, 3; Migne, P.G., t.34, col.752C. 394. Ср.: Ин.3:16. 395. "Братья Карамазовы", с.429. 396. Св. Иоанн Златоуст. In: Epist. ad Ephes, cap. Vi, Homil. 3. 397. Св. Афанасий Великий. "De Incarnat", 54. 398. Св. Иоанн Златоуст. Exposition in Psalm. VIII, 1. 399. "Братья Карамазовы", т.12, с.70. 400. Там же, с.380. 401. Там же, с.69-70. 402. Там же, с.280-281. 403. Там же, с.83. 404. "Подросток", т.VIII, с.220,219. 405. 1Кор.2:16. 406. Курсив Достоевского. 407. "Дневник писателя", т.VIII, с.369. 408. "Подросток", т.VIII, с.369. 409. Св. Иоанн Златоуст. Ad. Ephes. Homil. IX,3. 410. E.C. Mayne. "Letters of Dostojevsky", р.135. 411. "Идиот", т.VI, с.412. 412. Христолюбивая душа православного христианина в восхищении молится чудесному Господу Иисусу: "Иисусе, всея твари Украсителю, помилуй мя". - Акафист Иисусу Сладчайшему, икос 4. 413. Ср.: Прем.2:23. 414. "Дневник писателя", т.XI, с.476. 415. "Братья Карамазовы", т.XII, с.372. 416. E.C. Mayne. "Letters of Dostojevsky", р.135. 417. "Братья Карамазовы", с.372. 418. Там же, с.372. 419. "Биография и письма и заметки из записной книжки Ф.М. Достоевского", с.56. 420. "Братья Карамазовы", с.202. 421. Там же, с.373. 422. Там же, с.374. 423. "Дневник писателя", т.XI, с.70. 424. "Братья Карамазовы", с.374. 425. "Подросток", т.VIII, с.395. 426. "Биография и письма и заметки из записной книжки Ф.М. Достоевского". 427. Кол.3:3. 428. Флп.4:7. 429. "Братья Карамазовы", с.374. 430. "Подросток", т.VIII, с.395-396. 431. Курсив Достоевского. 432. Курсив Достоевского. 433. "Братья Карамазовы", с.373-374. 434. Там же, с.361. 435. "Идиот", т.VI, с.235. 436. "Братья Карамазовы", т.XII, с.376. 437. "Биография и письма и заметки из записной книжки Ф.М. Достоевского", с.373. 438. "Братья Карамазовы", с.379. 439. Ин.8:3-11. 440. Ин.1:9. 441. "Подросток", т.VIII, с.364. 442. "Братья Карамазовы", с.302-303. 443. "Биография и письма и заметки из записной книжки Ф.М. Достоевского", с.311. 444. Там же, с.371. 445. Евр.5:14. 446. "Братья Карамазовы", с.380. 447. Там же, с.379-380. 448. 1Ин.4:18. 449. "Братья Карамазовы", с.380-381. 450. Эти слова надо сопоставить со словами апостола Павла: Любовь "все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит" (1Кор.13:7). 451. "Братья Карамазовы", с.382. 452. Там же, с.382-383. 453. Там же, с.378-379. 454. Св. Иоанн Златоуст. "Epist. Ad Philip." Homil. II,1. 455. "Братья Карамазовы, с.384. Об этом же говорит благой Макар: "Самоубийство есть великий грех человеческий, но судья тут - один лишь Господь, ибо Ему лишь известно все, всякий предел и всякая мера. Нам же беспременно надо молиться о таком грешнике. Каждый раз, как услышишь о таком грехе, то отходя ко сну, помолись о таком грешнике умиленно; хотя бы только вздохни о нем к Богу, даже хотя ты и не знал его вовсе, - тем доходнее твоя молитва будет о нем". ("Подросток", с.394). 456. "Братья Карамазовы", с.193-194. 457. Там же, с.191. 458. Там же, с.379. 459. 1Тим.4:4-5. 460. Тит.1:15. 461. "Братья Карамазовы", с.350-351. 462. Кол.1:16. 463. П.А. Флоренский. Op. cit., c.310. 464. "Братья Карамазовы", с.350. 465. Там же, с.356. 466. Там же, с.350. 467. "Подросток", т.VIII, с.392. 468. "Подросток", т.VIII, с.392. 469. "Братья Карамазовы", с.381. 470. Там же, с.379. 471. Там же, с.351. 472. Таковыми были: св. Сергий Радонежский (XIV в.) и прп. Серафим Саровский (XIX в.), принимали медведя, как гостя. Св. Пахомий (IV в.) и св. Феодора преодолевали реку Нил на крокодиле. Сам Господь Христос "был со зверями" в пустыне (Мк.1:13). - П.А. Флоренский, op. cit., с.305. 473. "Идиот", с.346. 474. "Дневник писателя", т.X, с.87. 475. "Братья Карамазовы", с.383. В романе "Бесы" (с.140) одна старица, живущая в монастыре, говорит: "Всякая тоска земная и всякая слеза земная - радость нам есть; а как напоишь слезами своими под собой землю на поларшина в глубину, то тотчас же о всем и возрадуешься" 476. Там же, с.344. 477. Там же, с.343-344. 478. "Идиот", т.VI, с.594. 479. "Братья Карамазовы", с.380. 480. Там же, с.427-429. 481. Там же, с.430-431. 482. "Сон смешного человека", "Дневник писателя", т.XI, с.132-136. 483. Курсив Ф.М. Достоевского. 484. Там же, с.140-141. 485. "Идиот", с.241. 486. "Братья Карамазовы", с.366,368,587-588,700,712. 487. Там же, с.347. 488. Там же, с.93 и 339. 489. "Идиот", т.VI, с.583-584. 490. "Бесы", т.VII, с.241. 491. "Дневник писателя", т.IX, с.437-438. 492. Прим, переводчика. 493. "Дневник писателя", т.X, с.108-109. 494. Там же, с.191,192. 495. Кардинал Ньюман в 1875 году писал: "Мы должны признать вещи таковыми, каковыми они являются; веровать в Церковь, это значит веровать в Папу... Мы никак не можем веровать в Церковь, если не веруем в ее видимую главу". (J.Y. Newmann: "A Letter addressed to His Grace the Duke of Norfolk on ocassion of Mr. Gladstone's recent Expostulations", 3). В своем известном произведении "L'Eglise Latine et Protestantisme" отличный знаток римокатолицизма Хомяков пишет: "В романизме Церковь состоит в одном лице, в папе" (там же, с.60). 496. "Дневник писателя", т.X, с.109-111. 497. Курсив Ф.М. Достоевского. 498. "Дневник писателя", т.XI, с.5. В романе "Бесы" Достоевский пишет: "Рим обоготворил народ в государстве и завещал народам государство. Франция в продолжение всей своей длинной истории была одним лишь воплощением и развитием идеи римского бога и если сбросила наконец в бездну своего римского бога и ударилась в атеизм, который называется у них, покамест социализмом, то единственно потому лишь, что атеизм все-таки здоровее римского католичества" (с.243). 499. Курсив Ф.М. Достоевского. 500. "Дневник писателя", т.XI, с.183-185. 501. Там же, с.384. 502. Там же, с.194. 503. Там же, т.XI, с.390. 504. Chacun pour soi et Dieu pour tous (фр.) - "Каждый сам за себя, а Бог - за всех". (Прим. перев.). 505. В романе "Бесы" Достоевский пишет: "Ни один народ еще не устраивался на началах науки и разума; не было еще ни разу такого примера, разве на одну минуту, по глупости. Социализм по существу своему уже должен быть атеизмом, ибо именно провозгласил с самой первой строки, что он установление атеистическое и намерен устроиться на началах науки и разума исключительно. Разум и наука в жизни народов всегда, теперь и с начала веков исполняли лишь должность второстепенную и служебную; так и будут исполнять до конца веков. Народы слагаются, движутся силою иною, повелевающею и господствующею, но происхождение которой неизвестно и необъяснимо. Эта сила есть сила неутомимого желания дойти до конца и в то же время конец отрицающая. Это есть сила беспрерывного и неустанного подтверждения своего бытия и отрицание смерти. Дух жизни, как говорит Писание, "реки воды живой", иссякновением которых так угрожает Апокалипсис. Начало эстетическое, как говорят философы, начало нравственное, как отождествляют они же. "Искание Бога", как называю я проще всего. Цель всего движения народного во всяком народе и во всякий период его бытия есть единственное лишь искание Бога, Бога своего, непременно собственного, и вера в Него как единого истинного. Бог есть личность всего народа, взятого с начала его и до конца... Никогда еще не было народа без религии, то есть без понятия о зле и добре... Никогда разум не в силах был определить зло и добро или даже отличить зло от добра, хотя приблизительно; напротив, всегда позорно и жалко смешивал; наука же давала решения кулачные. В особенности этим отличалась полунаука, самый страшный бич человечества, хуже мора, голода и войны, неизвестный до нынешнего столетия..." (с.242-243). 506. В "Братьях Карамазовых" Достоевский пишет, что "социализм - это не столько рабочий вопрос, сколько вопрос атеистический, это вопрос современного воплощения атеизма, это вопрос Вавилонской башни, строящейся без Бога, не для того, чтобы землю приблизить к небу, но для того, чтобы небо снизвести на землю" (с.34). 507. Курсив Ф.М. Достоевского. 508. "Дневник писателя", т.XI, с.390-391. 509. Курсив Ф.М. Достоевского. 510. Курсив Ф.М. Достоевского. Под словом "ним" инквизитор разумеет сатану, который искушал Христа в пустыне. 511. Время отпадения римокатолической Церкви от вселенской Православной Церкви. Надо помнить, что действие в поэме "Великий инквизитор" происходит в XVI веке. 512. "Братья Карамазовы", с.305,306. 513. Здесь надо вспомнить о творцах человекобога и об их учении о грехе и о преступлении. 514. "Братья Карамазовы", с.306,300. 515. Там же, с.308. 516. К этому же выводу пришел глубоко мыслящий знаток Запада Хомяков. Он говорит: "Государство земное заняло место Церкви Христовой" (op. cit. c.38). "С времен раскола нет больше Церкви на Западе, существует только духовная римская империя, которую позднее разделила протестантская республика" (там же, с.383). 517. В одном письме Достоевский пишет: "Вы говорите: да ведь Европа сделала много христианского помимо папства и протестанстизма. Еще бы, не сейчас же там умерло христианство, умирало долго, оставило следы. Да там и теперь есть христиане, но зато страшно много извращенного понимания христианства" ("Биография и письма и заметки из записной книжки Ф.М. Достоевского", с.372). 518. "Дневник писателя", т.XI, с.474. В "Братьях Карамазовых" мудрый старец Зосима так говорит: "В Европе во многих случаях Церквей уже нет вовсе, а остались лишь церковники и великолепные здания Церквей, сами же Церкви давно уже стремятся там к переходу из низшего вида, как Церковь, в высший вид, как государство, чтобы в нем совершенно исчезнуть. Так, кажется, по крайней мере, в лютеранских землях. В Риме же так уже тысячу лет вместо Церкви провозглашено государство", (с.78) 519. В 1877 году Достоевский пишет в своем "Дневнике": "Да, Европу ждут огромные перевороты, такие, что ум людей отказывается верить в них, считая осуществление их как бы чем-то фантастическим". - "Дневник писателя", т.XI, с.495,449, т.X, с.111. "Над всей Европой уже несомненно носится что-то роковое, страшное и, главное, близкое" (там же, с.301). 520. Курсив Ф.М. Достоевского. 521. "Дневник писателя", т.XI, с.495,449, т.X, с.111. 522. "Letters of F.M. Dost.", p.207. 523. "Идиот", т.VI, с.585. (Здесь и далее цитируется по изданию А.Ф. Маркса. Полное собрание сочинений Ф.М. Достоевского. С.-Петербург, 1894 г.) 524. "Идиот", т.VI, с.585. 525. "Дневник писателя", т.XI, с.384. 526. "Биография и письма и заметки из записной книжки Ф.М. Достоевского". 527. Из материалов к "Бесам" (Достоевского). Л. Гроссман, "Южное слово", 25.IХ.1919, Одесса. 528. "Дневник писателя", т.X, с.224. 529. Там же, т.IX, с.240. 530. Там же. 531. Там же, т.XI, с.147. 532. Там же, т.X, с.441. 533. "Биография и письма и заметки из записной книжки Ф.М. Достоевского", с.273. 534. "Братья Карамазовы", т.XII, с.376. 535. Из материалов к "Бесам", Л. Гроссман. 536. Курсив Достоевского. 537. "Дневник писателя", т.XI, с.522-523. 538. Там же, т.X, с.143. 539. Там же, с.312. 540. Там же, с.225. 541. Там же, с.225-226. 542. "Идиот", т.VI, с.594. 543. Дневник писателя", т.XI, с.183. 544. Там же, т.X, с.229. 545. Там же, с.295. 546. Там же, с.204. 547. В. Соловьев. Три речи в память Достоевского. Собрание сочинений В.С. Соловьева, т.III, с.197, С.-Петербург. 548. "Дневник писателя", т.X, с.51. - В "Братьях Карамазовых" старец Зосима говорит: "...Спасет Бог Россию, ибо хоть и развратен простолюдин и не может уже отказать себе во Смрадном грехе, но все же знает, что проклят Богом его смрадный грех и что поступает он худо, греша. Так что неустанно еще верует народ наш в правду, Бога признает, умилительно плачет" (т.XII, с.375). Ср.: "Дневник писателя", т.XI, с.278-279. 549. "Дневник писателя", т.X, с.51. 550. Там же, т.IX, с.206-209; с.178-179. 551. Там же, т.IX, с.240; т.X, с.313. 552. "Letters of Dostojevsky", р.238. 553. "Дневник писателя", т.XI, с.472-473. 554. Курсив Ф.М. Достоевского. 555. Курсив Ф.М. Достоевского. 556. "Дневник писателя", т.XI, с.473-474. - В письме одной матери на вопрос о том, как воспитывать своего сына, Достоевский отвечает: "Вашему ребенку * лет, познакомьте его с Евангелием, учите верить в Бога, это самое православное воспитание. Это sine qua non, по-другому Вы не сможете из своего сына сделать тонкое человеческое существо, в лучшем случае это будет мученик, в худшем - бездушный, летаргический "успех", что еще более печально. Верьте мне, Вы не сможете никогда, нигде, ни в чем найти что-то лучше, нежели Спаситель" ("Letters of Dostojevsky", р.224). 557. "Дневник писателя", т.IX, с.209. 558. Здесь Достоевский имеет в виду освобождение балканских славян от турок. (Прим. автора). 559. "Дневник писателя", т.XI, с.78-79. 560. Там же, т.X, с.142. 561. Курсив Ф.М. Достоевского. 562. "Дневник писателя", т.XI, с.474. 563. Воспоминание о своем 4-х летнем пребывании на каторге в Сибири. 564. "Дневник писателя", т.XI, с.475. 565. Там же, т.IX, с.205-206.
566. "Дневник писателя", т.X, с.296. 567. Там же, с.223. 568. "Братья Карамазовы", т.XIII, с.366. 569. Там же, с.366-367. 570. Там же, с.80. 571. Курсив Ф.М. Достоевского. 572. "Дневник писателя", т.XI, с.469-470. 573. Там же, с.466-467. 574. Там же, с.468. 575. Там же, т.X, с.204. 576. Там же, т.XI, с.25-25. 577. Там же, т.IX, с.22-23. 578. Там же, т.IX, с.42. 579. Там же, т.XI, с.470. 580. Курсив Ф.М. Достоевского. 581. "Дневник писателя", т.XI, с.448,449. 582. Курсив Ф.М. Достоевского. 583. "Преступление и наказание", т.V, с.252-253. 584. "Дневник писателя", т.XI, с.24. 585. "Подросток", т.VIII, с.58. 586. "Зимние заметки о летних впечатлениях", т.III, с.45-46. 587. Там же, т.III, с.46. 588. "Дневник писателя", т.XI, с.247-248. 589. Курсив Ф.М. Достоевского. 590. Курсив Ф.М. Достоевского. 591. "Дневник писателя", т.XI, с.248-249. 592. Material zum Roman "Die Demonen", S.525. 593. Там же, с.525. 594. Там же, с.526. 595. Там же. 596. Там же. 597. "Дневник писателя", т.XI, с.462-463. - Ср.: "Братья Карамазовы", с.284. 598. Material zum Roman "Die Demonen", S.521. 599. "Идиот", т.VI, с.585. 600. "Дневник писателя", т.IX, с.107. 601. Из материалов к "Бесам", Л. Гроссман. 602. "Братья Карамазовы", т.XII, с.273. Цит. по изданию А.Ф. Маркса. Полное собрание сочинений Ф.М. Достоевского, С.-Петербург, 1894г. 603. Ин.1:14. 604. Ср. Откр.2:24. 605. Ср. Откр.9:11. 606. Кор.2:11. 607. Курсив прп. Иустина. (Прим. перев.). 608. Биография, письма и записная книжка Ф.М. Достоевского, с.369. 609. Там же, с.375. 610. Сергей Булгаков. "Два града", М., 1911, с.229. 611. Биография, письма и записная книжка Ф.М. Достоевского, с.295. 612. E.M. Vogue. The Russian Novel (transl. H.A. Sawyer, 1913), с.263. 613. Биография, письма и записная книжка Ф.М. Достоевского. 614. "Letters of Dostojevsky", р.208-209. 615. Так Достоевского назвал Аксаков. См.: В. Зелинский. "Критический комментарий к сочинениям Ф.М. Достоевского". М., 1915, с.108. 616. Об этом см. в сборнике "Вехи" статью Булгакова "Героизм и подвижничество", с.23-69 (второе изд. 1909 г.), а также произведение А.Л. Волынского "Ф.М. Достоевский" (С.-Пбг., 1906 г., с.187-188) и в особенности произведение Ф. Добронравова "Достоевский как выразитель народной психологии и этики" (1904 г.). 617. С. Венгеров. "Достоевский и его популярность". (В литературном сборнике "Отклик", С.-Петербург, 1881 г., с.155.) 618. Алекс. Закржевский. "Карамазовщина". Предисловие. Киев, 1912 г., с 2. См. также его же "Подполье и религия", Киев, 1912 г., и работу Ф. Мережковского "Пророк русской революции", С.-Петербург, 1906, с.4. 619. E.E. Politzky. Heine, Dostojewski. Zweite Auflage, Munchen, 1914 г., с.76. 620. Otto Julius Bierbaum. Dostojewski, Gorkij. Leipzig, 1902, S.79. 621. Там же, S.83,84,85. 622. Там же, S.104. 623. "Personifizierter Widerspruch gegen den gesunden Menschenverstand". Так выразился о Достоевском R. Saitschik в своем исследовании "Die Weltanschauung Dostojewski und Tolstois". Leipzig, 1893, S.1. 624. E.M. Vogue. The Russian Novel, с.261. 625. К таким людям относятся: W. Henkel, Eugen Label, R. Saitswchik, E.M. Vogue, Jean Honcey, K. Waliszewski. Подробнее об этом говорит М. Заидман в своем исследовании "Достоевский в западной литературе", Одесса, 1911 г. Это же можно сказать и об английском критике J.M. Murry. В своей работе "F.M. Dostojevsky", которая частично весьма интересна, он приходит к невероятному заключению: "Любовь Достоевского, даже его так называемое христианство было бунтом" (р.43, а также р.71-72 и 97). Лев Шестов в исследовании "Достоевский и Ницше - философия трагедии" (изд. второе, 1905 г.) проводит тезис, что Достоевский весь находится в "Записках из подполья" и что все его последующие произведения не что иное, как комментарий к этому произведению (с.20-23,108,109,110-115). В. Вересаев видит в Достоевском только "диавольского подвижника". Он видит Достоевского в аду своих богоборческих и нигилистических идей и настроений в то время, когда он был с Искусителем, но не видит Достоевского в то время, когда он стал со Христом (см. его произведение "Живая жизнь", Москва, 1911 г., с.2-67 и 214). Надо еще упомянуть В. Астрова, который не понял Достоевского в самой его сути (см. его исследование "Не нашли пути", 1914, с.80-291). 626. См. исследование Д.С. Мережковского "Л. Толстой и Достоевский, жизнь, творчество и религия". Полное собрание сочинений. С.-Петербург - Москва, 1912, т.VII-IX.
|