Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ЗАИКАНИЯ




Советские и зарубежные логопеды накопили громадный опыт по исправлению заикания в детском возрасте. На страницах этой небольшой книги нет возможности не толь­ко подробно анализировать существующую литературу, но даже упомянуть самые важные научные источники, по­этому мы отметим лишь некоторые1.

Что же касается коррекции заикания у подростков, то оно остается малоизученным, большинство исследователей обходят этот вопрос стороной, и именно поэтому мы сочли необходимым обобщить накопленный опыт и проанализи­ровать как собственные, так и литературные данные о ло­гопедической коррекции заикания. Напомним, что заика­ние — это неоднородное речевое расстройство, проявляю­щееся в трех основных формах: невротической, неврозо-подобной и смешанной. В лечении этих форм много обще­го, но существуют некоторые различия, которые необходи­мо знать логопеду.

Как уже отмечалось, на первом этапе логопедической коррекции заикания у подростков нет явных различий при воздействии логопеда на лиц с невротическим, неврозопо-добным либо смешанным заиканием. Эти различия стано­вятся существенными только на последующих этапах. По­скольку в подростковом периоде чаще всего встречается неврозоподобное заикание, мы более подробно будем оста­навливаться на коррекции этой патологии, тем более что она слабо поддается терапевтическому воздействию и склонна к затяжному течению.

С чисто невротическим заиканием мы встречаемся зна­чительно реже. В работе с такими больными уделяется

1 См. Б е к к е р К- П., С о в а к М. Логопедия/Пер, с нем. Г. В. Барышниковой; Под ред. Н. Л. Власовой. — М.: Медицина, 1981. —288 с.

Богомолова А. И. Устранение заикания у детей и подрост­ков.— М.: Просвещение, 1977—96 с.

Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте/Пер, с чеш­ского; Под ред. и с преднел. В. К. Трутнева и С. С. Ляпидевского.— М.: Медгиз, 1962.— 299 с.

Основы теории и практики логопедии/Под ред. Р. Е. Левиной.— М.: Просвещение, 1968. — 367 с.

Селиверстов В. И. Заикание у детей: Пособие для логопе­дов.— 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1979.— 160 с.

Чевелева Н. А. Исправление заикания у школьников в процес­се обучения. — М.: Просвещение, 1978—112 с.

Ястребова А. В. Коррекция заикания у учащихся общеобразо­вательной школы. — М.: Просвещение, 1980.— 104 с.


особое внимание эмоциональной, выразительной речи, ре­чи при перевоплощении в инсценировках.

Занятия с заикающимися подростками носят в основном групповой характер (индивидуальные занятия более эф­фективны при сочетании заикания с другой речевой пато­логией). Логопедические группы комплектуются с учетом возраста больных. Удобно объединить в одной группе уча­щихся одного класса, но если такой возможности нет, то объединяют подростков, близких по возрасту. Наполняе­мость группы 8—10 человек. В группу входят мальчики и девочки.

В логопедической группе объединяются подростки с уче­том их психических, речевых и интеллектуальных особен­ностей. При дальнейшей работе группу удобнее разделить на две подгруппы, учитывая речевую и психологическую совместимость больных, интеллектуальные возможности и интересы. Принимается во внимание и личность логопеда, его психологическая совместимость с подростками.

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ПОДРОСТКОВ С ЗАИКАНИЕМ

Знакомство логопеда с подростком предваряется сбо­ром сведений от родителей. Для этой цели существует ни­жеприводимая анкета с вопросами, касающимися речевого развития подростка, особенностей его заболевания и лич­ности. Выясняется круг интересов больного, результаты предыдущего лечения. Логопед обращает внимание на то, как проявляется заикание в зависимости от ситуации. Вся эта работа имеет своей целью подробное ознакомление с подростком, чтобы в дальнейшем правильно осуществлять коррекцию личности и речевого дефекта. При этом необ­ходимо учитывать также индивидуальные особенности под­ростка. При сборе данных речевого ана'мнеза проводится и первая разъяснительная беседа с родителями.

РЕЧЕВОЙ АНАМНЕЗ (со слов родителей и пациента)

Фамилия, имя.

Возраст.

Класс.

Жалобы.

Как протекало раннее речевое развитие — гуление, лепет, первые

слова, фразы.

Наличие косноязычия.

Время появления заикания, предполагаемые причины его.


Как протекало заикание: оставалось ли на одном уровне, усиливалось,

отмечалась волнообразность.

Как говорит в настоящее время в следующих ситуациях:

в семье, с друзьями, при ответах в классе, в незнакомой обстановке.

Есть ли страх речи

Как шло усвоение школьного материала.

Какие особенности характера имеются у больного, существует ли

настроенность на лечение.

Какова речевая наследственность.

Где, когда, сколько занимался и лечился по поводу заикания, с каким

результатом.

После сбора анамнеза логопед проводит первичное лого­педическое обследование подростков. Оно проходит по во­проснику, где отмечаются все особенности подростка и воссоздается полная характеристика речевого нарушения.

ПЕРВИЧНОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

Дата.

Общее впечатление о ребенке. Как вступает в контакт.

Темп речи.

Характеристика голоса.

Характеристика дыхания.

Выразительность речи.

Локализация и тип судорог.

Сопутствующие движения:

а) произвольные (уловки);

б) непроизвольные;

в) эмболофразия.

Фиксация внимания на звуках (на речи).

Особенности течения заикания (периоды улучшения, ухудшения). Наиболее легкая ситуация. Наиболее трудная ситуация.

Состояние речи на высоте эмоционального подъема. Оценка собственной речи. Настроенность на лечение, вера в излечение. Строение и подвижность артикуляционного аппарата. Звукопроизношение. Состояние общей моторики. Письменная речь:

а) орфографические ошибки;

б) дисграфические ошибки;

в) лексика.

Состояние речи при обследовании:

1) сопряженная речь;

2) отраженная речь;

3) автоматизированная речь;

4) чтение — стихи, проза;

5) пересказ прочитанного;

6) ответы на вопросы;

7) составление рассказа по картине;

8) самостоятельная речь.


Примечание.

Заключение (сообщается полный логопедический диагноз)'.

В беседе с подростком логопед обращает внимание на его речевые особенности, на проявление заикания в раз­личных видах речевой деятельности. Проводимое обследо­вание позволяет выявить и интеллектуальные особенности подростка, и его речевое развитие. При обследовании ре­чи логопед пользуется подборкой дидактического материа­ла, включающего стихи и прозу для чтения; короткие рас­сказы для пересказа по прочитанному; серию сюжетных картинок, которые нужно разложить в соответствующем порядке и дать рассказ по серии этих картинок; вопрос­ник, который предлагается подростку (о его городе, шко­ле, друзьях, любимом занятии). Дидактический материал подбирается с учетом возраста.

При логопедическом обследовании устанавливается пер­вый контакт с подростком. В период обследования может практиковаться первичная магнитофонная запись речи по­ступающих ребят. На магнитофонную ленту записываются чтение заученного стихотворения, арифметический счет, перечисление дней недели или месяцев года, самостоя­тельный рассказ по предложенной теме. В середине курса лечения и при выписке магнитофонная запись прослуши­вается с целью демонстрации результатов.

В методику обследования заикающегося подростка вхо­дит обследование письменной речи (диктант и сочинение на заданную тему). Таким путем выявляются дислексия, дисграфия, специфические ошибки и т. д. Сочинение позво­ляет судить об уровне речевого развития ребенка, о степе­ни различия между экспрессивной и импрессивной речью. Об истинных речевых трудностях, субъективном отноше­нии к своему дефекту позволяет судить такой метод обсле­дования, как заполнение самим подростком нижеследую­щей анкеты.

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ АНКЕТА

Фамилия, имя, в каком классе учишься? Когда начал заикаться? Помнишь сам или со слов родителей? Ухудшалась ли речь по мере взросления?

1 Слово «диагноз» традиционно закреплено за врачами. Однако в последние десятилетия это слово используют представители и немедн-цпнски,х профессий. Мы считаем вполне правомерным применять это слово в логопедии. Понятие «диагноз» более краткое и емкое, нежели понятие «заключенно. Это касается и слова «пациент».


Где труднее говорить: в школе, в магазине и т. д.? Характер ответов в школе (устно, письменно, после уроков). Какова речь со сверстниками, родителями и незнакомыми людьми? Имеется ли волнение, страх речи в незнакомой обстановке? Меняется ли речь в зависимости от времени года, суток? Бывают ли периоды плавной речи?

Сохраняется ли заикание, когда тебя никто не слышит? Мешает ли заикание — как, где, почему? Портится ли настроение из-за речи?

В чем твои речевые трудности (что ты испытываешь, когда речь не­возможна)?

Как влияет волнение на твою речь?

Если ты лечился от заикания, то пользуешься ли какими-либо изучен­ными прежде приемами?

Продолжал ли дома заниматься самостоятельно?

Когда ты говоришь лучше: когда думаешь о речи или когда забы­ваешь о заикании?

Влияет ли твоя речь на успеваемость в школе? Как оцениваешь свое заикание по степени тяжести? Хочешь ли лечиться?

Эта анкета позволяет судить об отношении подростка к собственному дефекту, о степени оценки своего состояния и готовности к лечению.

После полного обследования происходит окончательное комплектование группы и начинаются систематические групповые занятия.

На каждого начавшего лечение подростка логопед за­полняет следующую документацию: 1) первичное логопе­дическое обследование; 2) перспективный план на все вре­мя занятий; 3) речевой дневник и логопедическую исто­рию болезни; 4) дневник (он заполняется один раз в месяц), в котором отмечается этап лечения (над чем идет работа в данный момент); динамика речевой коррекции; особенности работы с конкретным подростком; материал, на котором идет работа; степень усвоения правильного ре­чевого навыка; использование полученного речевого навы­ка в самостоятельной речи; 5) тетрадь, где отмечается по­сещаемость группой логопедических занятий.

Пациенты в группе используют логопедические тетради, в соответствующих разделах которых записывается рече­вой материал, домашние задания. Тетради периодически просматриваются логопедом, ошибки исправляются.

Логопед работает на дидактическом материале, подо­бранном с учетом возраста пациентов, их интеллектуаль­ных возможностей и интересов. Часто в качестве дидакти­ческого материала используется школьный материал.

Перед началом систематических занятий на обранни выбирается староста логопедической группы В обязанно-


сти старосты входят: сбор группы на занятия; контроль и помощь при приготовлении логопедических занятий; про­ведение различных организационных мероприятий. Старо-cia—-связующее звено между логопедом и пациентами конкретной логопедической группы.

На собрании пациентов знакомят с планом работы, эта­пами логопедической работы, задачами каждого этапа. Логопед говорит о требованиях, которые будут предъяв­ляться к больным, о необходимости их выполнения для успешной работы, о роли самого подростка в процессе ра­боты над исправлением речи. Приводятся положительные примеры успешной борьбы за здоровую речь. Кроме того, проводится конференция, на которой перед пациентами выступают ранее лечившиеся подростки, добившиеся в свое время наилучших результатов, что имеет сильный психотерапевтический эффект.

На первых логопедических занятиях, которые проходят в период максимального ограничения речи, подросткам объясняют, что такое «логопедия», так как отныне этот термин прочно войдет в их жизнь. Дословно он означает «ьоспитание речи». Но прежде чем непосредственно за­няться работой над воспитанием навыка плавной речи, необходимо познакомиться с устройством речевого аппа­рата, с помощью которого осуществляется эта сложная функция — речь. Пациенты узнают, что речевой аппарат состоит из центрального и периферического отделов. Цент­ральный отдел — это сложные функциональные системы, расположенные в различных областях центральной нерв­ной системы. В состав периферического отдела речевого аппарата входят: органы ротовой полости (язык, губы, тьердое и мягкое нёбо, челюсти), щеки, нос, глотка, гор­тань, трахея, бронхи, легкие, грудная клетка, диафрагма. Знакомство с речевым аппаратом начинается с дыхатель­ного аппарата, так как звучный, красивый голос — это прежде всего правильно поставленное дыхание. Дыхатель­ный аппарат — это грудная клетка с легкими, бронхами и трахеей. Дыхание — акт рефлекторный, оно выполняет функцию газообмена. В процессе говорения оно осущест­вляет также голосообразующую и артикуляционную функ­ции. Речевое и жизненное дыхание отличаются друг от друга. Остановимся на речевом дыхании. В речевом ды­хании выдох является самым активным, он длиннее вдоха. Последовательность дыхательных фаз можно изобразить следующим образом:


Во время речи вдох происходит через нос и рот одновре­менно, так как нужно за короткий промежуток — паузу — набрать достаточное количество воздуха. Выдох во время речи управляем сознанием. Его можно задержать или ускорить в зависимости от речевого материала.

Еще одним очень важным отделом речевого аппарата является голосовой отдел. При выдохе поток выдыхаемого воздуха через трахею из легких попадает в гортань, а за­тем в ротовую полость. В гортани, поперек ее, расположе­ны голосовые связки, разделенные между собой голосовой щелью. Голосовые мышцы под влиянием импульсов голов­ного мозга приводят в движение голосовые связки, которые колеблют воздух, проходящий через них, и создают звуко­вые колебания, которые в ротовой полости оформляются в соответствующий звук.

Следующий отдел речевого аппарата — артикуляцион­ный. Язык, губы, челюсти (верхняя и нижняя), твердое и мягкое нёбо — все это органы артикуляции. Ясная и чет­кая дикция — необходимое условие понятной речи. Гово­рить надо плавно, хорошо открывая рот. Начинать речь нужно на мягкой атаке (плавное, нерезкое вступление в речь).

После проведения всего комплекса подготовительной ра­боты начинается непосредственная работа над речью, ко­торая включает в себя три этапа.

На первом этапе отрабатывается техника плавной речи на наиболее простых видах речевой деятельности (диало­ги и стихотворная речь). Второй этап предусматривает закрепление полученных навыков в чтении прозы, переска­зе, самостоятельном высказывании. Работа третьего эта­па является завершающей. Навыки, приобретенные на предыдущих этапах, закрепляются в различных жизнен­ных ситуациях.

На каждом речевом этапе проводятся функциональные тренировки речи, содержание, цели и задачи которых изме­няются в зависимости от возрастающих речевых возмож­ностей пациентов. Каждый речевой этап заканчивается от­четным концертом, который пациенты готовят под руко­водством логопеда.

На всех этапах лечения пациент должен постоянно и неукоснительно соблюдать все нижеприведенные прави­ла речи:

1. Во время речи смотри в глаза собеседника.

2. Следи, чтобы во время речи не было эмоционально­
го напряжения.

4 Заказ № 3634 49


3. Прежде чем начать говорить, подумай, что ты хо­
чешь сказать.

4. Перед речью сделай вдох и затем начинай говорить
плавно на выдохе.

5. Воздух в основном расходуй на гласные звуки. Вы­
деляй ударные гласные.

6. Четко артикулируй все гласные звуки.

7. Строго выдерживай паузы между предложениями.

8. Длинные предложения дели на смысловые отрезки
по 3—4 слова; между ними пауза — и новый вдох.

9. Все слова в предложении говори слитно, как одно
длинное слово.

10. Говори четко, громко, выразительно.

ПЕРВЫЙ ЭТАП КОРРЕКЦИИ

Главным на первом этапе является формирование тех­ники речи. Это процесс постепенный, требующий полной и сознательной отдачи как со стороны пациента, так и со стороны логопеда. Техника речи как практическая дисцип­лина включает в себя три основных раздела: дыхание, го­лос и дикцию.

Работа над различными отделами речевого аппарата проводится одновременно, так как дыхание, артикуляция и голосообразование — единые, взаимосвязанные и взаимо­обусловленные физиологические процессы.

/. Постановка диафрагмального дыхания

Перед постановкой диафрагмального дыхания прово­дятся упражнения на мышечное расслабление шейных позвонков, плечевого пояса, конечностей.

Подростки встают в круг, руки опущены вдоль тулови­ща. Для расслабления плечевого пояса правое плечо сле­дует поднять к правому уху — бросить (опустить в исход­ное положение), левое плечо поднять к левому уху — бро­сить; оба плеча поднять — бросить. Расслабление шейных позвонков: голова падает на грудь, затем медленно под­нимается (3—4 раза); падает на левое плечо — медленно поднимается (3—4 раза); падает на правое плечо — мед­ленно поднимается. Логопед подходит к каждому, слегка подталкивает его голову вперед, вправо, влево, и она лег­ко, послушно падает (голова «на ниточке») (3—4 раза).

Расслабление конечностей: руки поднять вверх, рассла­бить кисти, локти, бросить вдоль туловища (3—4 раза);


расслабленными руками имитировать движения при по­лоскании белья, раскачивания ветвей дерева от ветра.

Расслабление ног: попеременно поднять ногу (колено на уровне бедра) и бросить (3—4 раза).

Расслабление туловища: согнуть туловище броском вниз, руки повисли, как плети, и голова упала — медлен­но подняться (3—4 раза).

Позже пациенты расслабляются, применяя аутотренинг.

Расслабив мышцы, приступают к постановке диафраг-мального дыхания. Это достигается следующим образом. Пациентам предлагается положить ладонь на живот или на нижние ребра. Спокойно вдохнуть, не поднимая плеч и груди. При диафрагмальном дыхании диафрагма, сокра­щаясь, опускается, увеличивая тем самым продольный и поперечный объем грудной клетки.

Ладонь ощущает, как ребра поднимаются при диафраг­мальном вдохе и опускаются — при выдохе.

Диафрагмально-реберное дыхание считается наиболее привычным, и его используют как основу для правильного речевого дыхания. Следует спокойно вдохнуть через нос, выдохнуть через рот. Вдох осуществляется через нос, вы­дох — через рот. В беззвучных упражнениях вдох-выдох через рот, нос варьируются. Иногда в положении стоя диафрагмального дыхания у заикающихся получить не удается. Приходится ставить диафрагмальное дыхание в положении лежа. Для этого подросток должен лечь на спину, опустить плечи, расслабиться. Положить ладонь одной руки на нижние ребра, ладонь другой — на грудную клетку. Спокойно, глубоко вдохнуть. Ладони рук чувству­ют, как воздух наполняет грудную клетку, проходит в ее нижние отделы, диафрагма опускается, приподнимаются ребра и область живота в подреберье. При выдохе руки хорошо ощущают, как воздух выходит и объем грудной клетки и живота уменьшается.

Ощутив и потренировав диафрагмальное дыхание в по­ложении лежа, пациенты без труда воспроизводят его стоя.

При беззвучной тренировке диафрагмального дыхания вдох короче выдоха (вдох на счет 1—2—3, выдох— 1—2— 3—4—5).

II. Работа над голосом

Одновременно с тренировкой изолированного диафраг­мального дыхания даются и голосовые упражнения. Уче­никам предлагается вдохнуть (вдох и выдох контролиру-


ются рукой, затем на выдохе спокойно произнести звук

а--------- , при этом дать хорошую артикуляцию звука и

стараться «посылать» звук вперед. Звук протягивается легко и свободно при средней громкости звучания. (В уп­ражнениях вдох может быть через нос и через рот.)

В конце упражнения также нужно следить за тем, что­бы не создавалось напряжения голосовых связок, не на­до стараться выдохнуть весь запас воздуха до «последней

капли». Следует поочередно тянуть гласные: а-------- ,

о--------- , у---------- ... Без паузы один звук переходит в

другой: а-------- о---------- ; а---------- у--------- ; а----------

о--------- у------- —; а---------- о---------- а---------- о----------

и т. д.

В голосовых упражнениях варьируются сочетания глас­ных, громкость звучания, высота звучания.

Например, в упражнении а-------- о — — — у---------

предлагается: а —----- протянуть громко (умеренно),

о--------- на средней громкости, у------------ тихо. Это же

упражнение можно выполнить в обратной последователь­ности.

Вместе с громкостью необходимо менять и ударение.
В упражнении а---------- о —-------- у---------- и---------- глас­
ные произносятся с изменением ударения: а------

о--------- у---------- и; а--------- 6---------- у---------- и; а------

о--------- у---------- и; а--------- о---------- у---------- и.

Используются голосовые упражнения с сонорными зву­ками. Последние произносятся при носовом звучании как бы в «маску». Предлагаются следующие упражнения:

м--------- а---------- ; м---------- о---------- ; м--------- у---------- ;

н--------- а---------- ; н--------- о---------- ; н--------- у---------- ;

м--------- н------- а--------- ; м--------- н---------- о---------- ;

м--------- н---------- у---------- ; у--------- й.

м и н по продолжительности звучат столько же, сколько гласные звуки.

III. Работа над артикуляцией

Каждый день на занятиях проводится артикуляционная гимнастика. На первом этапе артикуляционной гимнасти­ке уделяется большое внимание. Упражнения для языка и губ (каждое проделать 5—6 раз) следует проводить обя­зательно перед зеркалом.

Некоторые из них широко известны.

1. Рот широко открыть — закрыть,


2. Губы вытянуть вперед (зубы сжаты), затем улыб­
нуться.

3. Рот широко открыть, кончик языка выдвинуть на под­
бородок, а потом убрать за нижние зубы.

4. Рот широко открыть, кончик языка положить за
нижние зубы, затем за верхние, в правый уголок рта, в
левый.

5. Рот широко открыть, кончиком языка облизать верх­
нюю губу, потом нижнюю.

6. «Причесать» верхними зубами нижнюю губу, нижни­
ми зубами — верхнюю губу.

7. Упражнения для губ. Быстрая смена артикуляторных
поз губ. Логопед называет ряды гласных, пациенты без­
звучно их артикулируют: а о у — "; у и у а.

На первом этапе даются разнообразные приемы работы над трудными звукосочетаниями. Чаще всего это сочета­ние звонких и глухих согласных звуков с гласными.

Слоговые упражнения

Сначала предлагаются простейшие слоговые упражне­ния, состоящие из одного согласного и одного гласного звуков (СГ):


па по пу пы


та то ту ты


ка ко ку

кы


по 3 раза


При этом следует показать, объяснить, как нужно снять тонус губ, языка при произнесении трудных звуков.

При произнесении звуков п, т, к необходимо расслабить губы, язык и дать возможность воздуху пройти через лег­кую смычку губ, языка и хорошо проартикулировать сле­дующую гласную, чуть-чуть потянув ее. После трудных звуков необходимо опереться на гласный звук. Иногда следует предложить протяжное, с легким придыханием произнесение этих звукосочетаний.

Слоговые упражнения быстро усложняются; предлага­ются сочетания двух согласных и гласного (ССГ), а затем и трех согласных и гласного (СССГ): пла, тла, кла, пра, тра, кра, тпа, та, пта, пка, кта, кпа, гдра, мгна. птра и т. д.

Хорошо тренировать технику речи и в счете, которыйтакже проводится по принципу движения от простого к сложному. На занятиях используются числовые ряди си


25 до 50, от 325 до 370, от 3325 до 3370, от 333525 до 333570. Варианты таких рядов могут быть различными.

Все упражнения проводятся обязательно с соблюде­нием правил речи. Пациентам напоминается об артикули­ровании гласных во время речи, о выделении ударных гласных. Все это, естественно, замедляет темп речи, но не делает ее искусственно замедленной (специальная инст­рукция «говорите медленно» не дается).

Например, на первых занятиях дается счет от 25 до 50. Предлагается произносить по правилам речи на выдохе только по два числа (четыре слова), затем пауза и даль­ше два числа и т. д. Два числа произносятся как одно сло­во, например: «двадцатьпятьдвадцатьшесть», «двадцать-семьдвадцатьвосемь или тристадвадцатьпять», «триста-двадцатьшесть» и т. д.

Интересна и разнообразна работа со скороговорками, в которой наряду с правилами речи отрабатывается и рече­вой ритм.

Приведем пример: Дро-во-се-ки лес ру-би-ли то-по-ром, то-по-ри-ком, лес в dpo-вши-ки пре-вра-ти-ли то-по-ром, то-по-ри-ком (послоговая разбивка).

В речевой работе с заикающимися на всех этапах сле­дует уделять внимание работе по координации речи с дви­жениями. С этой целью скороговорки, слоговые упраж­нения, счет, стихи на занятиях нередко проводятся под мяч, под шаг. Здесь строго соблюдается обязательное усло­вие: речевой такт скороговорки, счета, слогового упражне­ния должен обязательно совпадать с ударом мяча, с шагом.

Бывают случаи, когда у заикающегося основной труд­ностью в речи является переключение, он застревает на звуке, слоге; при этом нарастает напряжение и переход к последующему звуку или слогу происходит с большим трудом. Речь надолго прерывается из-за тяжелой тониче­ской судороги. В этих случаях не всегда помогает опора на гласный звук или раскат гласного звука. Здесь хорошо снимает тонус послоговоескандирование, ритмизированная речь. Поначалу эта речь выглядит несколько неестествен­ной, но скандирование улучшает переключение в речи, ускоряет ее темп. К скандированию нельзя прибегать от случая к случаю. Этот прием только тогда приносит хоро­шие результаты, когда в ходе работы над речью он при­меняется постоянно и систематически.

В работе над послоговой речью каждый слог отбивает­ся движением руки. Для этого в правую руку берется ка-


рандаш или ручка и ими легко отстукиваются слоги (дви­жения руки как при работе на телеграфном аппарате). Нужно иметь в виду, что слова во фразе обязательно должны четко делиться на слоги, далее — пауза. После паузы — вдох и легко, ритмично начинается следующая часть фразы или новая фраза. Бывает, что заикающиеся не всегда ритмизируют фразу до конца, тем самым нару­шается ритм и после паузы не получается спокойного на­чала.

Этот прием приносит положительные результаты, так как хорошо снимает тонус. Пациент в итоге привыкает к речи, которая протекает в убыстренном темпе с хорошими артикуляторными переключениями. Эта речь не выглядит утрированно скандированной и разорванной.

С первых занятий начинается работа над стихотворной и вопросо-ответной формами речи. Сначала предлагаются несложные напевные стихи с короткой строкой (3—4 сло­ва). Перед строкой делается вдох, вся строка произносит­ся слитно, плавно на выдохе, выделяются ударные глас­ные звуки, хорошо артикулируются все гласные в строке. В конце строки — пауза, затем новый вдох.

В ходе работы над вопросо-ответной формой речи па­циентам следует задавать простые вопросы, предполагаю­щие конкретный немногословный ответ:

— В каком районе ты живешь?

— Я живу в Октябрьском районе.

— Из какого города ты приехал?

— Я приехал из Краснодара.

Ответы проговариваются, соблюдая все правила речи: вдохнуть, на выдохе все слова говорить слитно, плавно, выделять ударный гласный звук в словах, хорошо артику­лировать все гласные. Ученик должен обдумать свой от­вет, при ответе смотреть на собеседника и т. д.

Сначала вопросы задает логопед, затем — сами ученики. Вопросы также постепенно усложняются. При этом нужно соблюдать паузы и следить за речевым дыханием.

— Когда ты научился плавать?

— Я научился плавать,//когда мне было десять лет.

— Какие сказки написал Александр Сергеевич Пушкин?

— Александр Сергеевич Пушкин//написал «Сказку о рыбаке и
рыбке»,//«Сказку о царе Салтане>,//«Сказку о мертвой царевне и о
семи богатырях»,//«Сказку о золотом петушко.

Уже на первом этапе правила речи, которые отрабаты­ваются на стихах, постепенно переносятся в прозаическую


речь. С этой целью даются небольшие прозаические тек­сты, в которых размечаются паузы. Тексты прочитываются, проговариваются по правилам речи много раз, легко за­учиваются наизусть. Эти тексты хорошо проговаривать под шаг. Следует следить за тем, чтобы шаг совпадал в основном с ударной гласной каждого слова. На паузах также делается шаг. От паузы к паузе текст говорится слитно, плавно.

Пример (шаг обозначим значком, поставим его после того слога, на который делается шаг):

хлястик

— Замё/рзнет, небб/сь, человё/к,— беспокб/ился Хля/-стик.— Ру/ки, плё/чи по/отмора/живает. За/ пояснй/цу-то я/ спокб/ен, зде/сь я/ лич/но прису/тствую. А ка/к на дру/-гйх уча/стках?

Приводим примерную схему содержания занятия, пом­ня, что количество занятий и их содержание можно менять в зависимости от степени выраженности речевых наруше­ний и других факторов.

Занятие № 1

I. Цель—познакомить с артикуляционными упражне­
ниями, приемами расслабления мышц шеи, плечевого поя­
са, конечностей, сформировать речевое диафрагмально-ре-
берное дыхание; дать первичные навыки работы со стихо­
творным текстом.

II. Оборудование — зеркало.

III. Дидактический материал — тексты стихов.

IV. План занятия:

 

1. Организационная часть.

2. Артикуляционная гимнастика.

3. Упражнения на расслабление.

4. Дыхательно-голосовые упражнения.

5. Работа со стихотворным текстом.

6. Итог занятия и задание на дом.

Ход занятия

1. Вступительное слово логопеда. Логопед рассаживает пациентов за столы. Перед каждым пациентом стоит зер­кало.

Логопед говорит, что сегодня мы начинаем работу над техникой речи, будем активизировать и тренировать функ­ции речевого аппарата, обучаться правилам речи.


2. Проведение артикуляционной гимнастики.
Логопед показывает первое упражнение для губ: губы

вытянуты вперед, в трубочку — улыбнуться, показать все зубы.

После показа логопедом это упражнение делают все па­циенты на счет логопеда и обязательно перед зеркалом.

Второе упражнение: рот широко открыть, кончик языка завести за нижние зубы, потом за верхние, положить в правый уголок рта, затем в левый.

Третье упражнение: рот широко открыть, кончиком язы­ка облизать верхнюю губу, затем нижнюю. Должно по­лучиться круговое движение. Точно фиксировать кончик языка, следить, чтобы язык тянулся к губам, а не на­оборот.

Четвертое упражнение: «причесать» верхними зубами нижнюю губу, нижними зубами — верхнюю губу.

Пятое упражнение: рот закрыт, кончиком языка чуть оттянуть наружу левую щеку, потом правую.

Шестое упражнение: без голоса артикулируются звуки: а — о — у и; у и; у и у а.

Движения губ при этом четкие, резкие.

Каждое упражнение проделывается 4—5 раз в медлен­ном темпе и под контролем зрения.

3. Упражнения на расслабление.

Пациентам предлагается встать в круг. Логопед пока­зывает упражнения, которые способствуют расслаблению мышц шеи, плечевого пояса и конечностей.

1) Руки поднять вверх, расслабить кисти, локти, бро­
сить вниз.

2) Правую руку медленно поднять в сторону — бро­
сить, как плеть. То же с левой рукой.

3) Правое плечо поднять к правому уху — бросить. То
же для левого плеча.

4) Оба плеча поднять к ушам — бросить.

5) Голову уронить на грудь — медленно поднять; на
правое плечо — медленно поднять.

6) Туловище согнуть в поясе и бросить его вниз, руки
повиснут, как плети, вдоль ног, повиснет голова — мед­
ленно подняться.

Каждое упражнение повторяется 3—4 раза.

4. Дыхательно-голосовые упражнения.

Перед логопедом стоит задача поставить диафрагмаль-

ное дыхание. Логопед предъявляет пациентам инструкцию:

Снять напряжение с плеч и груди. Руку положить сбоку


на нижние ребра. Вдохнуть спокойно и глубоко через нос, стараясь не поднимать груди и плеч. Медленно выдохнуть через рот.

Рука должна ощутить движение диафрагмы.

Беззвучно так подышать, варьируя вдох и выдох через нос и рот.

Затем выдохнуть через нос или через рот, выдыхать и
протяжно произносить гласные звуки:
а------ _ — вдох — о-------------- вдох — у---------- .

Гласные произносить спокойно, при хорошей артикуля­ции, при средней громкости.

Проведем счет от 25. Следует произносить одно число на выдохе слитно, как одно слово (например, «двадцать-пять»), хорошо артикулировать гласные звуки, выделить ударную гласную. На паузе, после двух слов, сделать вдох и произносить следующее число '.

5. Работа со стихотворным текстом.

Логопед раздает стихи для чтения и поясняет, что на стихах хорошо тренируются речевое дыхание, паузы, слит­ность и плавность речи; на стихах же можно отрабаты­вать все правила речи.

Например, рассмотрим, как следует читать стихотворе­ние А. С. Пушкина «Зимний вечер».

1) Перед строкой надо сделать вдох, далее на выдохе читается
текст слитно, плавно, с выделением ударных гласных в слове, с хоро­
шим артикулированием гласных звуков.

2) Стихотворение читается в спокойном, ровном темпе.

3) Говорить следует не слишком быстро и не слишком медленно, а
как того требует культура языка. Хорошее проговаривание гласных
естественно чамедляе1 темп.

Буря мглою небо кроет,//
Вихри снежные крутя; и т. д.

(См. приложение № 1.)

6. Итог занятия.

Подводя итоги занятия, логопед отмечает положитель­ные стороны в работе каждого пациента и нацеливает его на активную самостоятельную" подготовку.

Домашнее задание: отработать перед зеркалом артикуляционные упражнения (по 5 раз каждое); трени­ровать речевое дыхание; читать стихотворение А. С. Пуш­кина «Зимний вечер» вслух, выполняя рекомендации лого­педа, полученные на занятии.

Содержание нескольких последующих занятий анало-

1 В зависимости от речевыхвозможностей пациентов можно произ­носить два числа — четыре слова.


гично первому, так как необходимо, чтобы пациенты усвои­ли приемы работы над артикуляцией, голосом и речевым дыханием. Включаются новые виды работ, расширяется используемый материал. По мере расширения речевых возможностей и активизации коммуникативной функции речи пациентов усложняется структура логопедических за­нятий.

Занятие № 2

I. Цель—активизировать работу органов артикуля­
ции и дыхания, разнообразить голосовые модуляции,
сформировать навыки слитной плавной выразительной ре­
чи на разных видах работы.

II. Оборудование — зеркало, мяч, индивидуаль­
ные логопедические тетради пациентов.

III. Дидактический материал — карточки со
слоговыми упражнениями, тексты (размеченный текст сти­
хотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино»), спортивное
лото.

IV. Пл ан занятия:

 

1. Организационная часть.

2. Речевая зарядка (артикуляционная гимнастика, уп­
ражнение для тренировки диафрагмального дыхания, го­
лосовые и слоговые упражнения).

3. Работа над техникой речи в стихах, в диалогах, в
прозе.

4. Итог занятия и задание для самостоятельной ра­
боты.

Ход занятия

1. Логопед беседует с пациентами, спрашивает каждо­
го, готов ли он к занятиям, выполнил ли домашние за­
дания.

2. Артикуляционная гимнастика проводится четко, не­
много быстрее, чем на первом занятии, обязательно со
зрительным контролем; повторяются те же упражнения,
которые входили в программу предыдущего занятия.

Далее пациенты встают в круг. Проделываются упраж­нения на мышечное расслабление (см. занятие № 1).

Затем приступают к тренировке диафрагмального ды­хания и к голосовым упражнениям.

Спокойный глубокий вдох через рот — выдох на глас­
ный звук а — — —, вдох — выдох на о — — — вдох —

выдох на у— — — .

Вдох и выдох контролируются рукой.


Важно следить за тем, чтобы гласные звучали открыто, при хорошей артикуляции. Звук должен «посылаться» вперед, а не в себя. Громкость должна быть умеренной и не вызывать напряжения голосовых связок.

Гласные соединяются с сонорными (носовыми) звука­ми, которые звучат в «маске» по продолжительности столько же, сколько гласные:

ммм. . .а— — —

мм . . . о— — —

мм. . .у— — —

ннн . . .а— — —

ннн . . .о— — —

ннн . . .у— — —

ммм . . . ннн ... а— — —{о, у).

Предлагается фраза, в которой звучат в «маске» сонор­ные звуки и протягиваются гласные. Фраза произносится на одном выдохе, без пауз: Мама, мне меду.

м . . .а м. ■ .а м . . . н . . . е м . . . е д . . .у.

Потом пациенты садятся за столы, проводятся слоговые упражнения. Каждый проговаривает слоговое упражнение по 3 раза. (Упражнения записаны в логопедической тет­ради, имеющейся у каждого пациента, и на карточках, предлагаемых логопедом.)

Пример: пра, про, пру, прыЦпра, про, пру, прыЦпра, про, пру, пры; то же с тр, кр, пл, кт и т. д.

Слоговыми упражнениями снимается артикуляторный тонус при проговаривании трудных звукосочетаний. Сте­чения согласных должны проговариваться легко, без на­пряжения, с хорошей опорой на последующий гласный звук, который должен быть хорошо проартикулирован и произнесен чуть-чуть протяжно.

Слоги произносятся слитно, плавно.

Снятие тонуса мышц при проговаривании согласных также достигается легкой смычкой губ и языка, через ко­торую легко проходит воздушная струя.

Согласные следует произносить обязательно с гласным звуком. Например: п. . . а, п. . . о, п . . . у, п . . . ы' т. . .а, т. . . о, т . . .у, т. . . ы, к. . .а, к. . .о, к . . : у, к . . . ы.

3. Чтение стихов способствует тренировке слитно­сти, плавности речи, становлению речевого дыхания (при­ложение № 2).

В ходе работы над техникой речи пациенты также за­дают друг другу вопросы, составленные самостоя­тельно.


Примеры вопросов: куда впадает Волга? Кто и когда первым полетел в космос? Какой город является столицей Литовской ССР?

После этого пациентам предлагается проговаривать скороговорки под удары мяча. Мячом надо бить о стенку или об пол и ловить. Он бросается в такт скороговорке. Желательно, чтобы скороговорка была сти­хотворной. Быстрые броски, принятые в волейболе, запре­щаются. Мяч бросается из ладоней снизу и ловится.

Вез корабль карамель, Наскочил корабль на мель. И матросы три недели Карамель на мели ели.

От топота, от топота,

От топота копыт

Пыль по полю, пыль по полю,

Пыль по полю летит.

Мяч при ударах о стенку после последнего броска ло­вит следующий пациент, а первый быстро уходит назад. То же самое делает второй со своей скороговоркой и т. д.

Затем предлагается бросать мяч на словосочетания, со­стоящие из существительного и прилагательного. Мяч бросается на ударную гласную. Словосочетания составля­ют сами пациенты. Например: белая береза, ясное небо, хорошая погода, новый дом, интересная книга и т. д.

Предлагается под мяч быстро найти определения к су­ществительному. Например: спелое яблоко, кислое яблоко, наливное яблоко, мороженое яблоко, печеное яблоко, ан­тоновское яблоко и т. д.

Совершенствование техники речи предполагает работу с прозаическими текстами. Для этого каждый па­циент читает небольшой предварительно размеченный текст. Тем самым тренируются слитность и плавность ре­чи, речевое дыхание. (Примеры текстов содержатся в при­ложении № 3.)

В заключение проводится речевая игра. С этой целью на середину стола кладется картинками вниз стопка ма­леньких карточек из спортивного лото.

Каждый пациент поочередно берет карточку, называет предмет, нарисованный на карточке, и определяет вид спорта, к которому относится этот предмет.

Приведем пример: Это шайба. Она необходима в


хоккее. Это коньки. Они необходимы в фигурном катании. И т. д.

4. Задание на дом:

а) Речевая зарядка (артикуляционная гимнастика, ды­
хательные, голосовые упражнения, слоговые упражнения).

б) Прочитать стихотворения К- Симонова «Родина»,
«Однополчане» и «Мальчик*, соблюдая слитность, плав­
ность, паузы (5—6 раз).

в) Подготовить выразительное чтение из высказываний
знаменитых людей, одно из них выучить наизусть.

г) Подготовить небольшое по объему определение из
учебного материала (расставить паузы, связки).

Занятие завершается тем, что логопед подводит итоги, оценивает речь и работу пациентов.

К концу первого этапа занятия все более расширяются за счет разнообразия речевого материала.

Приводим пример одного из таких занятий.

Занятие № 5

I. Цель — повысить речевую активность, обогатить сло­варь, закрепить навыки плавной, слитной и выразитель­ной речи в диалогах, стихах, прозе.

П. Оборудование — зеркало, мяч, логопедические теп ради.

III. Дидактический материал — тексты (К. Си­
монов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»,
Т. М. Вячеслова «Гвоздика»).

IV. План занятия:

 

1. Организационная часть.

2. Речевая зарядка (на примере занятии № 2).

3. Автоматизированная речь (счет, скороговорки).

4. Работа над техникой речи в стихах, в диалогах, в
прозе.

5. Речевая игра.

6. Подведение итогов и задание для самостоятельной
работы.

Ход занятия

1. Пациенты отвечают на вопросы логопеда: Как прошел твой день? Были ли замечания со стороны персонала? Готов ли ты к занятиям? Отвечал ли ты в школе? Как говорил в школе? Какую получил отметку?


(Во время отчета логопед внимательно следит за речью пациентов, требует от них правильной и четкой речи.) После отчета подростки садятся за стол.

2. Артикуляционная гимнастика проводится в убыстрен­
ном темпе и обязательно под зрительным контролем. (Уп­
ражнения приводятся в программе занятия № 1, однако
упражнения на мышечное расслабление не применяются,
так как к этому времени пациенты уже овладели началь­
ными формулами аутотренинга и расслабляются три раза
в день: ежедневно на общем собрании в зале, перед ти­
хим часом и перед вечерним сном.

Для выполнения упражнений для голоса и тренировки изолированного диафрагмального дыхания подростки встают в круг. Во время всех упражнений рукой фикси­руется вдох и выдох.

Гласные звуки произносятся протяжно (а-а-а-а . . .), и в каждом упражнении меняется тональность звука. Тем самым отмечается плавный переход из одной тональности в другую. Эти упражнения похожи на упражнения про­фессиональных певцов для распевания. В них можно использовать мотив какой-нибудь популярной песни (на­пример, «Пусть всегда будет солнце»). 1-я строчка припе­ва поется на звук а, 2-я строчка — на звук о, 3-я строч­ка — на звук у, 4-я строчка — на звук а. Ученики поют медленно, красиво, с хорошей подачей звука.

Можно предложить 1-ю строку песни «А я иду, шагаю по Москве...». Из строки «А я иду, шагаю по Москве...» исключаются все согласные, а оставшиеся гласные поются на мотив песни. После слова иду (и у —) можно сде­лать паузу для вдоха.

Вслед за тренировкой диафрагмального дыхания учени­ки садятся за стол и проводится счетная зарядка. Пред­лагается начальное число 3325, каждый называет после­дующие 5—7 чисел. Перед каждым числом обязателен вдох, все слова говорятся слитно, плавно, с хорошей арти­куляцией. Например: три тысячи триста двадцать пять П, три тысячи триста двадцать шесть П, три тысячи триста двадцать семь П, три тысячи триста двадцать восемь П, три тысячи триста двадцать девять П, три тысячи три­ста тридцать П (П — пауза).

3. После счета каждому пациенту предлагается прого­
ворить две скороговорки два раза. (Образцы скорогово­
рок даны в приложении № 4.)

4. Совершенствование техники речи предполагает рабо­
ту над стихами. Стихи читаются выразительно, с со-


блгодением всех правил речи. В данном случае может быть использовано стихотворение К. Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...». (Образцы текстов см. в приложении № 5.)

Вопросо-ответная форма занятий также способ­ствует становлению техники речи. Дома ученики подгото­вили по 5—7 вопросов по текущему школьному материа­лу. Вопросы задают по очереди друг другу. Примеры вопросов:

Что называется оксидами?

Что такое атомы?

Что именуется молекулярной массой вещества?

Что такое имя существительное? Как оно изменяется?

Какие глаголы относятся к 1-му спряжению? И т. д. Подростки, задавая вопросы и отвечая на вопрос, гово­рят, как и на всех занятиях, только по правилам речи, т. е. слитно, плавно, выдерживая паузы, выделяя ударный глас­ный звук в слове, хорошо артикулируя гласные.

В ходе работы над вопросо-ответной формой речи вопро­сы также могут задаваться логопедом. Для этого пациен­там демонстрируются красочные иллюстрации к литера­турным произведениям.

Примерный список вопросов:

К какому произведению эта иллюстрация?

Кто автор этого произведения?

Какой герой изображен на этой иллюстрации?

Какие произведения этого автора ты еще знаешь? На этом занятии проводится работа с прозаическими текстами, заученными наизусть. У каждого пациента есть небольшой прозаический текст, который много раз зада­вался ему для чтения. Текст быстро запоминается на­изусть. Прозаический текст проговаривается под шаг. Он произносится слитно, плавно. Шаг делается на ударную гласную в каждом слове.

Пример:

ГВОЗДИКА

Есть осенний цветок, в котором больше жизни, чем в ве­сеннем подснежнике. Он живет «полным голосом», вытал­кивая на свет все новые и новые бутоны, словно боясь, что не успеет взять от жизни все прекрасное, не отдав взамен свою красоту и жизнь. Он пахнет пряно и остро. Он поит меня своим ароматом, дразнит меня, вливая ка­кую-то дерзкую энергию, тревожа мое воображение...


Гвоздика никогда не осыпается. Она не отдает себя ни ветру, ни земле. Она гордо увядает, сопротивляясь до по­следних минут, пока ее зеленые чашечки не сожмут упря­мых лепестков!

(Т. М. Вячеслова)

Игра в мяч организуется следующим образом: уче­ники встают в круг и бросают мяч по кругу. Под мяч вы­полняются речевые задания.

а) Назвать существительные по темам: лес, город, шко­
ла, транспорт, спорт и т. д.

б) Назвать словосочетание «существительное+глагол».
Например: птица летит, солнце светит, белка прыгает, ре­
ка течет
и т. д.

в) Логопед встает в центр круга и, бросая мяч по оче­
реди каждому пациенту, называет существительное; тот,
в свою очередь, должен подобрать прилагательное к дан­
ному существительному и после этого бросить мяч логопе­
ду, произнося это прилагательное вместе с существитель­
ным. Например:

Логопед. Береза.

Пациент. Белая береза. И т. п.

5. Речевая игра «Отгадай предмет».

Каждый из пациентов задумывает любой предмет, остальные, задавая вопросы, отгадывают его.

6. Подведение итогов. Оценка речи.
Задание на дом:

а) Речевая зарядка (каждое упражнение выполнить по
5 раз).

б) Повторить 4 пары скороговорок по 2 раза.

в) Читать стихотворения М. Ю. Лермонтова «Три паль­
мы» и «Листок» (по 5 раз).

г) Составить 4 вопроса по учебному материалу.

д) Повторить прозаические отрывки, заученные на­
изусть.

Большим подспорьем в лечении заикания у подростков является использование магнитофонных записей ' речи

1 См.. Мещерская Л. Н., Ляпидевский С. С. Опыт исполь­зования технических средств в устранении заикания//Расстройства ре­чи и голоса в детском возрасте/Под ред. С. С. Ляпидевского и С. Н. Шаховской. — М., 1973.— С. 169—175; Раздольский В. А. Экспериментальное изучение влияния звукоусиления на речь заикаю-щихся//Расстройства речи и методы их устранения/Под ред. С. С. Ля­пидевского и С. Н. Шаховской. —М., 1975.— С. 175—182.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 69; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.01 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты