Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Культурная антропология




Как мы уже отмечали, в ходе антропосоциогенеза происходило становление человека как социоприродного существа. Потребовались тысячелетия, чтобы в его сознании сформировались механизмы коллективной памяти, позволявшие сохранять социальный опыт человечества, который передавался из поколения в поколение, обогащался и дополнялся. Процесс этот протекал одновременно с освоением природы и становлением «системы исторически развивающихся надбиологических программ жизнедеятельности, которые обеспечивают воспроизводство и изменение социальной жизни во всех ее основных проявлениях» (В.С.Степин). Они включают менталитет, верования, традиции, ценности и смыслы бытия, особенности языка, творчество, нормы и правила поведения, созидательную деятельность, словом все то, что мы называем культурой. С ее появлением доминирующим способом регулирования жизнедеятельности человека становится не система генетических механизмов, а трансляция, воспроизводство и обогащение социально-культурного опыта поколений. Человеческое общество становится цивилизованным и выступает в качестве творца, преобразователя и носителя культуры. В его развитии системообразующими являются не только отношения, которые складываются в сфере материального производства, но, прежде всего, те, которые пронизывают духовную жизнь людей.

Цивилизация и культура имеют глубокую внутреннюю нерасторжимую взаимосвязь, обуславливающую их единство, и трудно сказать, что из них первично, а что вторично. Обе они отражают определенный исторический уровень развития общества, обе являются результатом творческого труда человека, обе глубоко связаны с природой. Существует огромное множество трактовок понятий «цивилизация» и «культура». Иногда их используют как синонимы (греч. synonymos - одноименный). Однако отождествлять их нельзя. Это не правомерно, ибо между ними имеются принципиальные отличия.

Цивилизация включает в себя все, что накопило человечество за тысячелетия своего существования. К ее плодам можно отнести и положительные достижения, и их оборотную сторону (например, атомная электростанция, использующая явление радиоактивности, работает на благо человека, а атомная бомба - оружие огромной поражающей силы - на устрашение и разрушение; ракета, направленная на исследование космоса и ракета с атомной боеголовкой имеют противоположные назначения; генная инженерия как средство повышения продуктивности сельского хозяйства и как средство производства нового биологического оружия - и то и другое - достижение цивилизации). Цивилизация может быть агрессивной, воинственной и разрушающей. Культура в истинном понимании этого слова - никогда.

Культура является ядром цивилизации, ее двигателем и регулятором (лат. regulo - привожу в порядок) взаимоотношений человека с окружающим миром. Это все то, что служит прогрессу общества и сохранению его устойчивости, то, что имеет созидательное начало. Если созидательного начала нет, то мы имеем дело с псевдо- (от греч. pseudos - ложь) или антикультурой. Величайший гуманист ХХ века Альберт Швейцер (1875- 1965) дает такое определение культуры: «Культура - это итог достижений отдельных лиц и всего человечества во всех областях и по всем аспектам в той мере, в какой эти достижения способствуют духовному совершенствованию личности и общему прогрессу».

Эволюция общества и эволюция культуры - сопряженные процессы. В ходе социогенеза проявляются и сосуществуют две противоположные тенденции. С одной стороны идет постоянное обновление общества и культуры, с другой - рассеивается и отмирает многое старое и архаичное (греч. archaikos - старинный, древний; пережиток старины). Наблюдается их поступательное движение, связанное с усилением позиций науки, углублением и расширением системы объективных знаний, становлением новых познавательных моделей и нового уровня миропонимания, с переходом к более совершенным образцам деятельности и строительством все более совершенной техносферы. Все это протекает на фоне сокращения временны¢х промежутков изменений. Так, эпоха мифологической культуры в жизни человечества занимает порядка десятка тысячелетий, эпоха доминирования в культуре монотеистических религий - около двух тысяч лет, превалирование науки - около четырехсот лет, высоких и информационных технологий - всего несколько десятков лет. С другой стороны - проявляется тенденция сохранения всего того положительного, что накопило человечество за время своего существования. Благодаря этому каждая подлинная культура становится бессмертной. Бессмертны творения древних египтян, достижения ученых античности, сочинения Гомера и Еврипида. Каждая последующая эпоха сохраняет в себе целые пласты предыдущих культурно-исторических эпох. Через века и тысячелетия она пронесла и сохранила непреходящие ценности человеческого бытия, систему общезначимых нравственных предписаний, законов и требований, которые необходимо неукоснительно выполнять человеку общественному. Самое существенное и самое значимое для человека - добро, любовь, справедливость, истина, красота - остаются в ней навсегда, и будут составлять ее ядро в будущем. Культура - это не просто социальный феномен, не просто закономерное явление и результат развития цивилизации, это следствие эволюции природы в целом и человека в ее лице. Природа Земли, человек, созданные им цивилизация и культура увязаны в единый нерасторжимый узел, связь их глубока и многогранна, одно как бы прорастает через другое, одно проявляется в другом, одно не существует без другого.

Культура является индикатором (лат. indicator- указатель) качественного развития общества и отражается в человеческих силах и способностях, реализуемых в знаниях, умениях, навыках, уровне интеллекта отдельного человека, в его нравственном и эстетическом развитии, ценностных ориентациях, мировоззрении, способах и формах общения. И в то же время она является тем генератором, который производит образцы их новых составляющих.

Крупномасштабная структура общечеловеческой культуры может быть представлена как полиядерная система. В ней одновременно сосуществует множество субкультур (лат. sub - под), отражающих этнонациональные особенности народов мира, отдельных групп населения, объединенных какой-то общей идеей или корпоративными (от лат. corporatio - объединение) интересами. Все они находятся в тесном взаимодействии, образуя многомерное поликультурное пространство. Его неразрушимость определяется гармоничностью отношений субкультур, направленностью их на общие цели, ценности и идеалы.

В пространстве каждой субкультуры можно выделить несколько характерных областей: ядро, мантию и периферию. Ядро выступает хранилищем ценностей и традиций, характерных для данной культуры. Его основой является менталитет носителя культуры. Главная функция ядра - самосохранение культуры, ее самобытности, уникальности и неповторимости, сохранение и передача самоидентичности социума. Ядро - хранилище наследственных качеств культуры и наиболее устойчивая ее часть, слабо изменяющаяся под влиянием внешних условий. Следующая за ним мантия - «относительно» устойчивая оболочка, окружающая ядро. Это своеобразная мембрана, которая с одной стороны, отбирает и фильтрует информацию, поступающую извне, а с другой - ту, которую можно выбросить из ядра в периферийную область. Внешние воздействия вызывают в ядре процессы, стремящиеся ослабить это воздействие. Равновесие этих процессов является важнейшим условием сохранения устойчивости ядра. Если оно нарушается, то это может привести либо к разрушению культуры, либо, наоборот, к ее экспансии (от лат. expansio - распространение) и поглощению других культур. В большинстве случаев, это происходит в ходе колонизации территорий. Типичный пример - экспансия испанской культуры в Центральной Америке и разрушение культур коренных народов.

Периферия, размеры которой безграничны - это и есть «поле битвы» культуры со временем. Здесь сосуществуют и взаимодействуют разные культурные поля. Перекрывающиеся периферии разных культур составляют ту межкультурную среду, в пространстве которой происходит их взаимопроникновение и взаимообогащение. Именно здесь разворачивается основное действо рождения всевозможных ее изменений. Именно здесь возникают самые мощные противоречия, процессы и новации, которые и являются движущими силами культурогенеза. В результате сложных отношений пространственного и временно¢го характера в ней появляются новые элементы, затухают или рассеиваются некоторые из старых, но сохраняются в виде рудиментарных (лат. rudimentum - зачаток, первооснова) остатков, наподобие наших верований в приметы, гадания, амулеты и т.д. Природа этих процессов остается пока слабоизученной, хотя эта проблема является чрезвычайно актуальной для всего мира. Почти все современные государства мира многонациональны и многоконфессиональны. И здесь создаются условия для появления с одной стороны маргиналов - людей, которые живут в межкультурье и которым безразлична какая-либо культура вообще, а с другой - рождения нетерпимости к человеку с иным миропониманием, с иной культурой. В этой ситуации существенно возрастает роль системы образования, ее направленности на изучение иной культуры, иного мировосприятия, воспитание толерантности (лат. tolerantia - терпение), терпимого отношения к другому человеку, его ценностям, взглядам и приоритетам.

Как правило, смена способов освоения окружающего мира неизменно приводила к смене культурно-исторических эпох и образцов культуры. Процесс этот носит закономерный и объективный характер. Поэтому, исследуя современные глобальные проблемы человечества, необходимо обратиться к их истокам, понять, что явилось их причиной и только после этого искать возможные пути выхода из складывающихся обстоятельств.

Культура становилась тем цементирующим раствором, который скреплял народы воедино и помогал им сохраняться во времени. Она уравновешивала природу и человека. В его сознании укоренялись традиции, согласно которым он может брать у природы ровно столько, сколько необходимо для поддержания жизни, и не более. Опираясь на многовековой эмпирический опыт предков и традиции, руководствуясь заложенными в них нормами и правилами поведения, он без особого ущерба для природы вписывался в ее жизнь. На ранних этапах социогенеза общество и природа находились в состоянии устойчивого равновесия. Конечно, не все было так гладко в их отношениях и в те времена. Своей деятельностью человек, конечно же, наносил ей ущерб. Но человек знал меру возможного. Да и население Земли было немногочисленно. Поэтому наносимые природе антропогенные раны, были не столь велики и, как правило, затягивались сами.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 126; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты