КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Введение О предсказании будущего 1 страницаСвобода может существовать только тогда, когда будущее открыто. Но открытое будущее совершенно невозможно предсказать. Человек, который был очень хорошим вчера, завтра может совершить убийство. Завтра — непредсказуемо. Необходимо запомнить одну очень важную вещь: чем бы вы ни занимались — астрологией, предсказанием будущего, составлением гороскопа, хиромантией, И-Цэин, таро,— все, что касается будущего, это прежде всего чтение подсознания человека. Подсознание не имеет никакого отношения к будущему. Оно скорее связано с прошлым, но поскольку будущее создается прошлым, то подсознание имеет значение и для будущего. Предсказание возможно, так как люди живут механично. Если вы знаете прошлое человека,— если только этот человек не будда,— вы сможете предсказать его будущее, потому что в будущем он будет повторять свое прошлое. Если в прошлом человек был злым — он обладает склонностью злиться; эта склонность будет оказывать воздействие на будущее. Обычно неосознанный человек снова и снова повторяет свое прошлое. Это — феномен колеса: все, на что способен такой человек, это повторять свое прошлое. Он не может привнести в свою жизнь ничего нового, он не в силах совершить прорыв. Именно поэтому и работают все существующие методы предсказания будущего. Если люди становятся более осознанными и бдительными, эти методы не действуют.
Введение Невозможно составить гороскоп будды или предсказать его судьбу по руке, поскольку он настолько свободен от прошлого и настолько не заполнен ничем в настоящем, что предсказывать нечего! ООО До сих пор существует совершенно неправильное понимание жизни и времени. Считается, что время состоит из трех периодов: прошлого, настоящего и будущего. Что не- нерно. Время состоит лишь из прошлого и будущего. А из настоящего состоит жизнь. Поэтому тем, кто хочет жить, не остается ничего другого, как жить в настоящем моменте. Существует только настоящее. Прошлое — это всего лишь коллекции воспоминаний, а будущее — не что иное, как ваши фантазии и мечты. Реальность существуетздссь и сейчас. Для тех, кто хочет лишь думать о жизни и о любви, прошлое и будущее прекрасны — они дают бесконечное пространство для размышлений. Эти люди могут украсить свое прошлое, сделать его таким красивым, каким только пожелают, хотя на самом деле они не жили в нем — когда оно было настоящим, их в нем не было, были лишь их тени и отражения. Они постоянно бежали и на бегу видели что-то. Они думают, что жили. Однако в прошлом единственная реальность — это смерть, а tie жизнь. В будущем — то же самое: реальна лишь смерть. Те, кто упустил жизнь в прошлом, начинают автоматически, в качестве восполнения пробела, мечтать о будущем. Их будущее — всего лишь проекция прошлого. В будущем они надеются достичь того, что упустили в прошлом; но между несуществующими прошлым и будущим существует мпювение, которое и есть жизнь. Для тех, кто хочет жить, а не думать о жизни, любить, а не мечтать о любви, быть, а не философствовать о бытии,— альтернативы нет. Пейте соки настоящего момента, выжми- tv его до последней капли. Больше он никогда не повторится. Уходя, он уходит навсегда. Однако из-за непонимания, которое так же старо, как человек, и которым больны все культуры, люди называли настоящее — временем. А настоящее не имеет никакого отношения ко времени. Если вы находитесь в моменте, здесь и сейчас, времени — нет. Есть только бесконечное безмолвие, покой и неподвижность; ничего не движется, псе ос тановилось. Настоящее дает вам возможность глубоко погрузиться в воды жизни или высоко взлететь в небо жизни. Но с обеих сторон вас окружают опасности; «прошлое» и «будущее» — это самые опасные слова в человеческом языке. Жизнь в настоящем, между прошлым и будущим, подобна ходьбе по канату — опасность подстерегает с обеих сторон. Но как только вы ощутите вкус настоящего, опасности перестанут вас волновать. Как только вы сонастрои- тесь с жизнью, все остальное перестанет иметь значение. А для меня жизнь — это все, что есть. Можете называть ее «Богом», но это не очень хорошее название, поскольку религии отравили это слово. Можете называть ее «сущим» — это прекрасное слово. Однако название не играет никакой роли. Нужно лишь четко понимать, что у вас в руках есть только один момент — настоящий. Снова и снова вы будете оказываться именно в этом настоящем моменте. И вы будете либо проживать его, либо оставлять его непрожитым. Многие люди лишь влачат, свою жизнь от колыбели к могиле и не проживают ее. Я слышал одну суфийскую притчу о человеке, который умер и внезапно осознал: «Боже мой, оказывается, я был жив». Лишь смерть, как контраст, заставила его осознать, что в течение семидесяти лет он был жив. Сама же жизнь не обогатила его. Жизнь не виновата. Виновато — наше заблуждение. Наблюдательность даст вам жизнь, о которой не нужно будет думать, поскольку наблюдательность может существовать лишь в настоящем. Вы можете быть свидетелем только настоящего. Живите цельно и интенсивно, чтобы каждое мгновение становилось золотым, и тогда ваша жизнь превратится в череду золотых мгновений.
СТАРШИЕ АРКАНЫ 0. Дурак Жизнь состоит и» проб и ошибок; на ошибках учатся. Дурак выпад из окна шестого этажа. Он лежит на земле в окружении огромной толпы. Подходит полицейский и спрашивает: «Что случилось?» «Я не знаю,— отвечает дуракя просто очутился здесь». В прежние времена у всех великих императоров при дворе всегда имелся одни дурак. У них было много мудрецов, советников, министров и премьер-министров, но помимо них неизменно присутствовал дурак. Во всем мире, на Востоке и на Западе, у всех умных и мудрых императоров был придворный шут, дурак. Почему? Потому что есть вещи, недоступные пониманию так называемых мудрецов, их может понять лишь дурак. Потому что так называемые мудрецы настолько глупы, что их хитрость и сообразительность перекрывают их ум. Дурак — простодушен. Он был необходим, поскольку во многих случаях так называемые мудрецы, боясь императора, предпочитали кое о чем умолчать. Дурак не боится никого. Он скажет все, что думает, невзирая на последствия. Дурак — это человек, не думающий о последствиях.
ООО Позвольте рассказать вам, сколько существует типов дураков. Первый тип: дурак, который не знает и не знает, что он не знает,— простой дурак. Второй тип: дурак, который не знает, но думает, что знает,— сложный дурак, образованный дурак. И третий тип: дурак, который знает, что не знает,— блаженный дурак. Каждый рождается простым дураком — в этом и заключается значение слова «простофиля». Каждый ребенок является простым дураком. Он не знает, что он не знает. Он еще не осознал возможность познания. Об этом и повествует христианская притча об Адаме и Еве. Бог сказал им: «Не ешьте плодов с древа познания». До несчастного случая вкушения плода с древа познания они были простыми дураками. Они ничего не знали. Естественно, они были безмерно счастливы,— сложно быть несчастным, если ничего не знаешь. Для несчастья требуются определенная тренировка, определенное умение, определенная технология. Ад невозможно создать без знания. Как его создать без знания? Адам и Ева были подобны маленьким детям. Каждый раз, когда рождается ребенок, рождается Адам. Он живет несколько лет — максимум четыре года, и с каждым днем этот срок сокращается. Он живет в раю, потому что не знает, как создать страдание. Он доверяет жизни; он наслаждается мелочами — камушками или ракушками на берегу моря. Он собирает их, будто нашел сокровище. Обыкновенные цветные камушки кажутся ему алмазами. Его все приводит в восторг, роса в лучах утреннего солнца, звезды в ночном небе, луна, цветы, бабочки; для него все исполнено очарованием. Но затем постепенно он начинает узнавать, что бабочка — это просто бабочка. Цветок — просто цветок. В них нет ничего особенного. Он начинает узнавать названия: это роза, это лилия, это ноготки, а это лотос. И постепенно эти названия превращаются в преграды. Чем больше он знает, должны пройти через мирскую суету, они должны отравиться миром и затем очиститься. Этот опыт совершенно необходим. Поэтому Иисус не говорит: «маленькие дети»у он говорит: «те, кто подобен маленьким детям». Слово «подобен» имеет очень большое значение. Оно говорит о тех, кто не является детьми, о тех, кто лишь подобен детям. Дети — святые, однако их святость существует лишь потому, что они еще не испытали соблазны греха. Их святость очень проста. Она не имеет большой ценности, так как они ее не заработали, они не потрудились ради нее; они еще не подвергались искушению ее нарушить. Рано или поздно такое искушение возникнет. Появится тысяча соблазнов, которые начнут тянуть ребенка в разные стороны. Я не говорю, что ему не следует туда идти. Если он будет сдерживать себя и подавлять желание пойти, он навсегда останется первым типом дурака. Он просто останется невежественным. Его невежество будет не чем иным, как подавлением, а не сбрасыванием тяжкого бремени. Вначале он должен приобрести знание, вначале он должен согрешить, и только после греха, знания, непослушания, после того, как он попадет в пустыню мира, собьется с пути, поживет жизнью своего эго,— только тогда он однажды сможет избавиться от всего этого. Не всем дано избавиться от этого. Все дети переходят от первого типа дурака ко второму, но лишь немногие блаженные переходят от второго к третьему — потому они и называются блаженными дураками. Блаженный дурак обладает величайшей способностью к пониманию, поскольку он узнал, что знание — бесполезно. Он узнал, что знание становится преградой для познания. Знание — преграда для познания, поэтому он отбрасывает знание и становится чистым познающим. Он просто обретает ясность видения. Его глаза освобождаются от теорий и мыслей. Его ум перестает быть умом; его ум становится разумом, чистым разумом. Его ум больше не забит всяким мусором, он больше не забит заимствованным знанием. Он просто осознает. Он становится пламенем осознания. тем больше он отдаляется от жизни как таковой. Он становится «башковитым». Теперь он живет головой, а не цельной сущностью. Именно в атом заключается смысл «падения». Он — вкусил с древа познания. Каждому ребенку приходится делать это. Каждый ребенок настолько прост, что вынужден стать сложным — это часть роста. Таким образом, каждый ребенок переходит из состояния простого дурака в состояние сложного дурака. Есть различные степени сложного дурака: некоторые заканчивают лишь среднюю школу, некоторые заканчивают колледж, некоторые становятся кандидатами и докторами наук. Но каждому ребенку приходится вкусить немного знания, так как соблазн познания велик. Все неизвестное становится опасным и представляет собой угрозу. Его необходимо познать, так как только при помощи знания с ним можно справиться. Как же с ним справиться без знания? Поэтому каждый ребенок просто обязан стать знающим. Итак, первый тип дурака должен в силу необходимости стать вторым типом дурака. Но вот из второго типа дурака третий может либо получиться, либо нет; в этом пет жесткой необходимости. • Третий тип возможен лишь тогда, когда второй становится тяжким бременем — он несет в себе слишком много знания, он дошел до крайности. Он стал одной головой и потерял всю чувствительность, осознанность, живость; он превратился в сплошные теории, писания, догмы и слова, бесконечно снующие в уме. В один прекрасный день, если человек начинает осознавать происходящее, он понимает, что должен избавиться от всего этого. И тогда он становится третьим типом дурака — блаженным дураком. Тогда он обретает второе детство; он снова становится ребенком. Помните, что сказал Иисус: «В Царство Божье смогут войти лишь те, кто подобен маленьким детям». Но не забывайте, он говорит: «кто подобен маленьким детям», а не «маленькие дети». Маленькие дети не могут войти; они
I. Существование Мы — часть существования, мы с ним нераздельны. Даже если мы хотим отделиться от него, мы не можем... Чем больше вы сливаетесь с существо- вашим, тем вы живее. Живите цельно, живите интенсивно, поскольку, чем глубже ваша жизнь, тем больше ваша связь с существованием. Из него вы появляетесь на свет; каждое мгновение с каждым вдохом, с каждым ударом сердца вы обновляетесь, восстанавливаете силы и воскресаете — существование заботится о вас. Начиная наблюдать свое дыхание, вы заметите потрясающее явление — дыханием вы постоянно связаны с существованием. Беспрерывно, без выходных. Спите вы или бодрствуете — существование постоянно вливает в вас жизнь и удаляет все омертвевшее. , Когда я говорю: «Существование заботится», я не философствую. Философия в большинстве случаев — нонсенс. Я говорю о реальном факте. И если вы осознаете это, в вас появится беспредельное доверие. Мои слова «существование заботится» должны пробудить сознание, которое сможет привнести в вашу жизнь красоту доверия существованию. Нет необходимости верить в гипотетического Бога, и нет необходимости проникаться верой в Мессию, в Спасителя; это всё детские желания — иметь кого-то вроде заботливого отца. Все они гипотетичны. В мире никогда не было настоящего спасителя. Существование — самодостаточно. Исследуйте свои отношения с существованием, и из этого исследования возникнет доверие — не убеждение и не вера. Доверие прекрасно, поскольку оно является вашим непосредственным переживанием. Доверие поможет вам расслабиться, ведь о вас заботится все существование — вам не нужно беспокоиться и волноваться. ООО Существование исполнено радостью, вам только нужно открыть свои окна. Вы сами создали темноту и отчуждение; но вы же себе не чужие. И вы не чужие деревьям, рекам, горам. Это наше существование, мы — часть его. Наше сердцебиение — это часть вселенского сердцебиения. ' И вселенная не мертва; она невероятно разумна, сознательна и чувствительна. Она божественна во всех своих проявлениях. Вам только надо научиться принимать участие в ее танце. II. Внутренний голос Мы тщетно стремимся получить совет извне, в то время как сущее готово говорить с нами ив самой сердцевины нашего существа. Оно — уже там, но мы никогда не слушаем этот тихий внутренний голос. Ни один из голосов, исходящих изнутри, не принадлежит вашей внутренней сущности. Все голоса исходят из ума. Когда все эти голоса исчезают, внутренняя сущность безмолвно вдохновляет вас к определенному действию, к движению в определенном направлении. Она говорит не словами, она дает бессловесные указания. Иначе было бы совершенно невозможно определить голос внутренней сущности. Атак — это легко сделать, поскольку ни один голос не исходит из внутренней сущности. Поэтому, когда все голоса умолкают и наступает полная тишина, внутренняя сущность может взять вас за руку н повести за собой. В этот момент необходимо отпустить себя и позволить ей вести вас туда, куда она считает нужным. В своей речи нам приходится использовать слова, которые неприменимы к внутренней реальности,— например, «внутренний голос». На самом деле голоса нет — есть лишь только внутреннее безмолвие. Но если мы будем использовать словосочетание «внутреннее безмолвие», вы не поймете, что существует некое вдохновение или направление, на которое вам указывают. Поэтому употребляется словосочетание «внутренний голос». Но это неправильные слова. ООО Мы тщетно стремимся получить совет извне, в то время как сущее готово говорить с нами из самой сердцевины нашего существа. Оно уже — там, но мы никогда не слушаем этот тихий внутренний голос. И действительно, мы не можем его услышать, так как в нашей голове — ужасный шум, в ней звучит непрерывная болтовня. Этот тихий внутренний голос не сможет достичь вас, пока вы не заставите свой ум замолчать. Во многих американских университетах проводили эксперименты с полной тишиной. Эти эксперименты, конечно же. были нацелены на исследование внешнего шума. Один музыкант был помещен в камеру с полной звукоизоляцией, в которую не проникал ни один звук извне, и удивился, поскольку ему сказали, что там будет абсолютная тишина,— он был опытным музыкантом, он не был глухим; у него был музыкальный слух... Он был изумлен, услышав два звука. Он выбежал из камеры и сказал директору: «В чем дело? Я слышу два звука». Директор засмеялся и ответил: «Да, вы будете слышать два звука. Один из них — стук вашего сердца, второй — звук вашего кровообращения. Мы не можем их изолировать, поскольку они звучат внутри вас». Музыкант воскликнул: «Но я никогда не слышал их раньше/» Никто их никогда не слышит. Но если вы войдете в комнату с полной звукоизоляцией, в которой царит абсолютная тишина, вы внезапно услышите, как громко бьется ваше сердце — вы даже представить себе не могли, что сердце бьется так громко (его стук доносится как будто снаружи),— и как циркулирует ваша кровь. Кровь циркулирует с очень большой скоростью, она подобна реке. Это постоянный поток, и у него есть свой звук. То же самое происходит, когда благодаря медитативно- му осознанию полностью замолкает ваш ум. Тогда вы слышите совет, исходящий из вашей сокровенной сущности. И вы можете его слышать в любой ситуации. Это и есть обретение внутреннего руководителя. Цель медитации — найти внутреннего руководителя. Как только вы найдете внутреннего руководителя, медитация больше не нужна; тогда ничего больше не нужно. Ваши глаза открылись, теперь вы можете жить совершенно спонтанно. Вам больше не нужно полагаться на память; теперь ваши ответы будут настоящими откликами. Ваши действия станут настоящими откликами, а не реакциями. Реакции исходят из ума, отклики — из сокровенной внутренней сущности; между ними — огромная разница, огромная дистанция. Реакция — всегда заимствована, поэтому, регистрируя, вы не проявляете своей внутренней сущности. Отклик — исходит из вас, поэтому он приносит вам удовлетворение; он помогает вам расти, двигаться все выше и выше. В итоге, следуя внутреннему совету, человек приходит к такому состоянию, когда он оказывается в полной гармонии с целым, поскольку, идя по правильному пути, вы всегда становитесь гармоничны с целым. Именно в этом заключается значение слов «правильно» и «неправильно». «Неправильно» — это когда вы уходите от целого, когда вы противоречите целому; «правильно» — это когда вы находитесь в гармонии с целым. А целое напрямую связано с вашей сущностью. Вы — должны обнаружить ее, и тогда она станет для вас истиной.
///. Творчество Творчество происходит только тогда, когда отсутствует ею, когда вы расслаблены и совершенно спокойны, когда у вас нет никакого желания делать что бы то ни было. Внезапно вы чувствуете, что вас охватывает какая-то неведомая сила; она овладевает вами, вы становитесь словно одержимы. Единственный способ быть сонастро- енными с сущим — это творчество. Когда вы что-нибудь творите: стихи, песню» музыку, танец» что угодно»— вы сопричастны сущему. Вы больше не отделены от него; вы действительно исчезаете, и сущее начинает творить через вас. И если вы можете уловить эти моменты, если вы начинаете осознавать эти редкие моменты, когда эго отсутствует и творчество само струится через вас, тогда творчество превращается в медитацию. Каждому творцу пусть смутно, но знакомы такие моменты. Поэты знают, что есть моменты, когда поэзия просто льется; даже если хочется остановить ее поток, это невозможно. И есть моменты, когда вы иссушены; есть такие сухие периоды, когда вы хотите что-нибудь создать, но ничего не получается. И чем больше усилий вы прикладываете, тем меньше шансов, поскольку усилие — исходит из эго. Творчество происходит только тогда, когда отсутствует эго, когда вы расслаблены и совершенно спокойны, когда у вас нет никакого желания делать что бы то ни было. Внезапно вы чувствуете, что вас охватывает какая-то неведомая сила; она овладевает вами, вы вновь становитесь одержимы. Это очень точное слово — вы становитесь одержимы.
Поэтам, художникам, скульпторам — всем им знакомы такие моменты, но они осознают их только тогда, когда те — уходят. Остается лишь воспоминание; оглядываясь назад, они чувствуют, что произошло нечто невероятно важное, но его больше — нет. Они познают такие моменты только тогда, когда те — проходят. Медитирующий же осознает их, когда они есть. Это единственная разница между поэтом и мистиком: поэт помнит о творческих моментах, мистик испытывает и осознает эти моменты. А это — большая разница. Как только вы осознаете, что вас нет, и в то же время вы — есть, что эго больше нет, что вашего «Я» больше нет, и всс же вы — есть, у вас возникает совершенно новое переживание бытия. Будда называет его нирваной, состоянием «не-Я». Творец оказывается в таком состоянии много раз; он лишь должен осознать его, находясь в нем. Медитация необходима для того, чтобы осознавать такие моменты; а творчество — для того, чтобы создавать их. Когда творчество и медитация встречаются, им приходите домой. Путешествие завершается. IV. Бунтарь Жизнь бунтаря необычайно волнующа: каждое мгновение он сталкивается с проблемами, поскольку е обществе существуют установленный образ жизни, установленные модели поведения, установленные идеалы. Бунтарь не может смириться с этими установленными идеалами — он должен следовать своему собственному внутреннему голосу. Бунтарь отрекается от прошлого. Он не собирается повторять прошлое, он несет в мир нечто новое.
Те, кто убежал от мира и общества, называются эскапистами. Они отреклись от ответственности» не понимая, что» как только люди отказываются от ответственности, они также отказываются от свободы. В этом сложность жизни: свобода и ответственность вместе уходят и вместе остаются. Чем больше вы любите свободу, тем больше вы готовы взять на себя ответственность. Но вне мира, вне общества ответственность невозможна. Необходимо запомнить, что мы учимся всему, будучи ответственными. Прошлое разрушило красоту слова «ответствешюсть». Люди превратили его практически в синоним слова «долг»; во это совсем не так. Долг — это нечто, что вы выполняете нехотя, в силу вашего духовного рабства. Долг перед старшими, долг перед мужем, долг перед детьми — это не ответственность. Очень важно понять слово «ответственность» (англ. responsibility). Нужно разбить его на две части: «ответ» (англ. response) и «способность» (англ. ability). Есть два способа действия: реакция и ответ. Реакция исходит из вашей прошлой обусловленности; она механистична. Ответ же исходит из вашего присутствия, осознанности и сознания; он не механистичен. Способность отвечать является одним из славных принципов роста. Вы не выполняете никакого приказа, никакого наставления, вы просто следуете своей осознанности. Вы действуете как зеркало, отражая ситуацию и отвечая на нее — не руководствуясь ни памятью, ни прошлым опытом похожих ситуаций, не повторяя свои реакции, а действуя по-новому, сообразно данному моменту. Ни ситуация, ни ваш ответ не являются старыми — они оба новые. Эта способность — одно из качеств бунтаря.
V, Ни-что Цель медитации — солдат» в себе ничто» но это ни-что не имеет ничего общего с идеей отрицания. Оно полно. оно переполнено. Оно настолько полно, что начинает литься через край. Будда определил это ни-что как льющееся через край сострадание, Ни-что может быть как простой пустотой» так и необычайной полнотой. Оно может быть негативным, и оно может быть позитивным. Если оно негативно, оно подобно смерти, темноте. Религии называют это адом. Эго ад» поскольку в нем нет радости песни, в нем нет биения сердца, нет танца. Ничто не цветет, ничто не распускается. Просто пустота. Это пустое ни-что внушает людям страх. Именно поэтому, особенно на Западе, Бога никто никогда не называл ни-что, за исключением нескольких мистиков, таких как Дионисий, Экхарг, Беме; но они не принадлежат к господствующему в западном мышлении течению. Запад всегда воспринимал ни-что как нечто негативное; отсюда безумный страх перед ни-что. Людям постоянно твердят, что пустой ум — это мастерская дьявола. Восток познал позитивный аспект ни-что; это один из величайших вкладов в человеческое сознание. Будда посмеялся бы утверждению, что пустота — мастерская дьявола. Он сказал бы: «Только в пустоте, только в ни-что возникает божественность». Но здесь имеется в виду позитивный феномен ни-что. Для 1аутамы Будды, для Махавиры, для древней традиции мастеров дзен и дао ни-что означает отсутствие что. Все «что»» все предметы исчезли, в результате осталось чистое сознание. Зеркало пусто, в нем нет отражения, но само зеркало — есть. Сознание освобождено от содержания; но само сознание — есть. Когда оно было наполнено содержанием, в нем было столько всего, что вы были не в состоянии познать, что такое сознание. Когда сознание наполнено содержанием, мы называем его умом. Когда сознание пусто и свободно от содержания, мы называем его не-умом, или медитацией. Цель медитации — создать в себе ни-что, но это ничто не имеет ничего общего с идеей негатива. Оно полно, оно переполнено. Оно настолько полно, что начинает литься через краб. Будда определил это ни-что как льющееся через край сострадание. Слово «сострадание)» (англ. compassion) прекрасно. Оно происходит от слова «страсть» (англ. passion). Когда страсть трансформируется, когда желание искать другого исчезает — когда вы становитесь самодостаточными, когда вам никто не нужен, когда само желание кого бы то ни было испаряется, когда в одиночестве вы абсолютно счастливы и блаженны, тогда страсть становится состраданием. ООО Только ни-что может быть безгранично; нечто — неизбежно ограниченно. Только из ничто, а не из нечто, может возникнуть бесконечная жизнь и существование. Бог — это не некто. Он — никто, точнее, ни-кто. Бог — это не «нечто». Он — ничто, точнее, ни-что. Он — творческий вакуум, то, что Будда назвал шунъя. Бог — творческий вакуум. ООО Помните, ни-что не значит, что это ничто; ни-что значит, что это — всё. Ни-что означает отсутствие что, отсутствие вещей. Вещи — это формы; ни-что — это бесформенная энергия. Она проявляется в миллионах форм, она может проявляться только в миллионах форм, так как не имеет своей собственной формы. Она пластична и способна принимать любую форму, она податлива любой форме. Она может самовыражаться миллионами способов, поскольку у нее нет навязчивых идей, нет привязанности к чему-то одному. Она может расцвести в виде розы или в виде лотоса. Она может стать песней, танцем или тишиной. Все возможно, так как ни-что означает отсутствие какой бы то ни было формы. Как только принимается та или иная форма, вещи становятся ограниченными, вариативность становится ограниченной. Как только вы принимаете какую-либо форму, вы теряете свою свободу; ваша форма становится неволей. Поэтому медитация — это вход в ни-что. Мысль — это мир; поэтому Будда ум называет «миром». Как только возникает мысль, в озере сознания появляется волна, появляется форма, и эта форма временна, преходяща. Она вскоре исчезнет, она не будет пребывать вечно, она не вечна. Не цепляйтесь за нее. Наблюдайте, как она приходит и как уходит. Наблюдайте, как она возникает и как исчезает, но не цепляйтесь за нее. Помните о сознании, в котором она возникает и снова растворится. Это и есть ваша реальность, ваша истина. V7. Любовники Для других она будет колоться безумием — в действительности любая любовь безумна и слепа, по крайней мере для тех, кто не знает, что такое любовь. Для «сне влюбленных» любовь слепа; для влюбленных любовь — вто единственно возможное око» способное видеть сокровенную суть сущею. Любовь — это цель, жизнь — путешествие к ней. Путешествие без цели не пременно невротично и хаотично; у него нет направления. Сегодня вы идете на север, завтра — на юг Ваше путешествие случайно — оно может привести вас куда угодно. Вы будете подобны сплавным бревнам» пока у вас нет ясной цели. Слово «интимность» происходит от латинского корня in- timum. Intimum означает внутренность, вашу сокровенную сердцевину. Если у вас там ничего нет, у вас ни с кем не может бьггь близких, интимных отношений. Вм не сможете позволить себе intimum, интимность, потому что другой человек увидит дыру, гноящуюся рану. Он увидит, что вы не знаете, кто вы есть, что вы сумасшедший, что вы не знаете, куда вы идете, что вы даже никогда не слышали своей песни, что ваша жизнь — хаос, а не космос. Отсюда страх интимности. Даже любовники редко находятся в интимных отношениях. Сексуальная связь — это еще не интимность. Это лишь периферия интимных отношений. Интимность может существовать вместе с ней и без нее. Интимность — это совершенно иное измерение. Она означает, что вм позволяете другому войти в вас, увидеть вас так, как вы вндкте себя сами, вы позволяете другому увидеть вас изнутри, вы приглашаете другого в глубочайшие недра своей сущности. В современном мире интимность исчезает. Даже у любовников нет интимных отношений. Дружба — это теперь лишь слово; сама она исчезла. В чем причина? Причина в том, что нечем делиться. Кому охота показывать свою внутреннюю бедность? Лучше притвориться: «Я богат, я достиг, я знаю, что я делаю, я знаю, куда я иду».
|