КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Введение О предсказании будущего 2 страницаВы не готовы и недостаточно смелы, чтобы открыться, показать свой внутренний хаос и стать уязвимыми. Другой ведь может воспользоваться этим, а это — страшно. Другой может начать господствовать над вами. Видя, что вы — хаос, что вам нужен господин, что сами вы себе не господин, другой может стать вашим господином. Поэтому все пытаются защититься, чтобы никто не знал об их внутренней беспомощности; иначе они могут подвергнуться эксплуатации. Этот мир полон эксплуатации. Любовь — цель, и, как только цель становится ясна, в вас начинает расти внутреннее богатство. Рана исчезает и превращается в лотос, рана преображается в лотос. Это и есть чудо любви, магия любви. Любовь — самая великая алхимическая сила в мире. Знающие, как ее использовать, могут достичь высочайших вершин. Любовь возможна, когда вы совершенно не нуждаетесь в другом человеке, когда вы полностью самодостаточны, когда в одиночестве вы можете быть счастливыми и экстатичными, только тогда. Но вы не можете быть уверены в истинности любви другого — вы можете быть уверены лишь в одном: в реальности своей любви. Как можно быть уверенным в других? Но в этом и нет необходимости. Однако пока вы еще спите, вы будете нуждаться в чьей' то любви. Даже если она фальшива. Наслаждайтесь ею! Не тревожьтесь. И постарайтесь,проснуться. Однажды, когда вы окончательно пробудитесь, вы сможете любить. Но тогда вы будете уверены только в своей любви. Однако этого — достаточно! Кому есть до этого дело? Сейчас вы вынуждены использовать других. Когда вы достигнете внутреннего блаженства, вам не нужно будет использовать никого. Вы тогда захотите делиться. Вы будете иметь так много, что оно будет переливаться через край, вы захотите с кем-нибудь поделиться. И вы будете благодарны тому, кто окажется готов принять это. Сейчас вы слишком беспокоитесь о том, действительно ли другой любит вас,— ведь вы не уверены даже в своей любви. Вы не уверены в том, достойны ли вы любви. Вы не можете поверить, что кто-то может по-настоящему любить вас. Вы не видите в себе ничего особенного. Вы сами не можете любить себя — как же кто-то другой сможет полюбить вас? Эго кажется нереальным, невозможным. Вы любите себя? Вы даже не задавались таким вопросом. Люди ненавидят себя. Люди осуждают себя —: они постоянно осуждают себя; ежи думают, что они испорчены. Как же другой человек может полюбить вас, такого испорченного? Нет, никто по-настоящему не может полюбить ьас! Он наверняка обманывает, дурачит вас; есть, должно быть, какая-то другая причина, по которой он хочет быть с вами. Ей — наверняка нужно от вас что-то другое; ей, конечно же, нужно от вас что-то другое. Быть уверенными в других невозможно, поэтому вначале — обретите уверенность в себе. Человек, который уверен в себе, уверен во всем мире. VII. Осознанность Вы — это осознанность. Осознанность не является ни чем-то, что вы делаете, ми чей-то, что должно быть сделано; осознанность — это ваша сущность. Осознанность — эго не часть ума. Она течет через ум, но не является его частью. Ум похож на лампочку: через лампочку проходит электричество, но электричество не является частью лампочки. Если разбить лампочку, электричество не разобьется. Пострадает форма его проявления, но потенциал останется невредимым. Вставьте другую лампочку, и электричество потечет снова. Ум — это лишь инструмент. Осознанность не является его частью, но она течет через него. Когда вы выходите за пределы ума, остается чистая осознанность. Поэтому я говорю, что даже будда вынужден использовать ум, когда он говорит с вами, когда он общается с вами, поскольку в этом случае ему необходимо течение, течение его внутреннего озера. Ему придется использовать инструменты, средства, и тогда начнет действовать ум. Но ум — это лишь 1ранспортное средство. Ум — это лишь транспортное средство. Но вы не используете ум на полную мощность. Если использовать ум на полную мощность, то он станет тем, что Будда называет «правильным знанием». Мы пользуемся своим умом подобно людям, использующим самолет в качестве автобуса. Можно отрезать самолету крылья и ездить на нем по дороге, как на автобусе. Это вполне возможно, он будет работать как автобус. Но это — глупо. Ваш автобус может летать! Вы просто неправильно им пользуетесь. Вы используете свой ум для мечтаний, фантазий, безрассудства. Вы неправильно используете его, вы обрезали ему крылья. Если использовать его с крыльями, он может стать правильным знанием, он может стать мудростью. Но это тоже будет частью ума, это тоже будет транспортным средством. Пользователь остается в стороне, пользователя невозможно использовать. Вы используете ум, вы — осознанность. Смысл медитации заключается в том, чтобы познать эту чистую осознанность, познать без посредников. Это познание возможно лишь тогда, когда ум перестает действовать. Когда ум перестает действовать, вы начинаете осознавать, что осознанность уже есть; вы наполнены ею. Ум был только транспортным средством, каналом. Теперь, если хотите, можете использовать ум, а если не хотите, можете его и не использовать. ТЬю и ум — транспортные средства. Вы не являетесь транспортным средством, вы — хозяин этих средств. Но вы совсем забыли об этом и превратились в телегу; вы сами стали транспортным средством. Гурджиев называет это «отождествлением». В Индии йоги называют это тадат- мья — слиянием с чем-то, чем вы не являетесь. Когда мы говорим, что ум останавливается, мы имеем в виду, что прекращается ваше отождествление с ним. Теперь вы знаете, что это — ум, а это — «Я». Мост разрушен. Тсздерь ум — не хозяин. Он стал просто инструментом; он занял свое истинное место. Вы можете пользоваться им всегда, когда в этом есть необходимость. В результате наблюдения ум не останавливается, клетки мозга не перестают работать. Скорее наоборот, они становятся более работоспособными, поскольку теперь в вас меньше конфликта и больше анергии. Они становятся энергичнее. Вы можете использовать их более правильным, более надлежащим образом, но вы больше не будете чувствовать себя угнетенными ими, они больше не будуг вынуждать вас к каким-то действиям. Они не будут помыкать вами. Вы становитесь их господином. Как это происходит в результате простого наблюдения? Вы попали в рабство при отсутствии наблюдения. Вы попали в рабство, так как не были бдительны. Поэтому, если вы станете бдительны, рабство исчезнет. Рабство заключается в неосознанности. Больше ничего не нужно: что бы вы ни делали, станьте более бдительными. ООО Что бы вы ни делали, постарайтесь не спать. Наблюдайте каждое действие, каждую мысль, каждое чувство. Наблюдайте и двигайтесь. Каждое мгновение драгоценно — не трагаге его впустую, поддаваясь сонливости. Если вы будете использовать каждое мгновение как возможность стать более сознательными, сознание постепенно начнет расти. И однажды вы вдруг обнаружите, что внутри вас горит свет. Если вы будете работать над этим, то однажды утром проснетесь совершенно новым человеком — бесстрастным, непривязанным, любящим, но не увлеченным, живущим в миру, но словно наблюдающим за ним с холма; вы одновременно будете и в миру, и вне его. Именно так неблагородные металлы превращаются в золото. Без сознания вы — неблагородный метал, с сознанием вы становись золотом, вы трансформируетесь. Нужен лишь огонь осознанности. Больше ничего не нужно, все остальное у вас есть. Но благодаря огню осознанности оно меняет свою организацию. III. Храбрость Для роста необходима одна вещь — храбрость. Это основное религиозное качество. Все остальное вторично и может возникнуть как следствие, но храбрость — это первичное, основополагающее качество. Вы — семя. У семени есть четыре возможности. Семя может навсегда остаться семенем — закрытым, замкнутым, без общения с сущим, остаться мертвым. А ведь жизнь — это общение с сущим. Семя изначально действительно мертво, оно еще не общалось с землей, с небом, с воздухом, с ветром, с солнцем, со звездами. Оно еще не совершило ни одной попытки вступить в диалог со всем сущим. Оно совершенно одиноко, изолировано, замкнуто в самом себе, окружено словно Китайской стеной. Семя как бы живет в своей собственной могиле. Первая возможность состоит в том, что семя может остаться семенем. Эго будет большое несчастье — человек может остаться всего лишь семенем. Обладая мощным потенциалом, со всеми благами, готовыми излиться на вас, вы можете так никогда и не открыть свои двери. Вторая возможность заключается в том, что семя может быть достаточно смелым, оно может нырнуть глубоко в землю, умереть как эго, сбросить свою броню; оно может начать общаться с сущим и стать одним целым с землей. Необходима невероятная храбрость, ведь кто знает, что произойдет? Эта смерть вполне может стать конечной, и за ней может не последовать рождение. Где гарантия? Гарантии нет, и это рискованная игра. Не многие набираются смелости и пускаются в эту авантюру, идут на риск. Быть искателем — это начало рискованной игры. Вы рискуете своей жизнью, своим эго. Вы рискуете, так как отбрасываете всю свою защиту, все меры безопасности. Вы распахиваете окна — как знать, кто войдет? Друг или враг — кто знает? Вы становитесь уязвимы. В этом и состоит поиск. Именно этому всю свою жизнь учил Будда. Сорок четыре года он постоянно трансформировал семена в растении — ы этом была его работа,— он трансформировал обыкновенных людей в искателей. Искатель — это растение, росток, нежный и хрупкий. Помните, что семя — никогда не подвергается опасности. Какая опасность угрожает семени? Оно полностью защищено. Растение же подвергается опасности всегда, оно очень нежное. Семя подобно камню — твердое, спрятанное под прочной оболочкой. А растению приходится сталкиваться с огромным множеством всевозможных опасностей. Это — вторая стадия: семя растворяется в земле, человек исчезает как эго, как личность, и становится растением. Третья возможность реализуется еще реже, поскольку не все растения могут достичь высоты, на которой они расцветут множеством цветов... Весьма немногие люди достигают второй стадии, и весьма немногие из достигших ее достигают третьей стадии, стадии цветения. Почему они не могут достичь третьей стадии, стадии цветения? Из-за жадности и скупости, из-за неготовности делиться, из-за отсутствия в них любви. Для того чтобы стать растением, необходима смелость; для того чтобы стать цветком, необходима любовь. Цветок означает, что дерево открывает свое сердце, источает свой аромат, отдает свою душу, изливает свое существо в сущее. Семя может стать растением, несмотря на то что сбросить броню очень сложно, хотя, с другой стороны, это довольно просто. Семя просто собирает и накапливает — все больше и больше. Оно лишь берет то, что дает земля. Дерево лишь берет то, что дают вода, воздух, солнце; его жадность не пресекается, напротив, все его желания удовлетворяются. Оно становится все больше и больше. Но наступает момент, когда вы взяли так много, что необходимо делиться. Вы получали пользу, теперь пора служить. Бог дал вам так много, что вы 2-8768 должны был» благодарны, а единственный способ выразить свою благодарность — это подарить свои сокровища, вернуть их сущему, быть такими же щедрыми, как сущее. Товда дерево превращается в цветы, тогда оно расцветает. Четвертая стадия — это стадия аромата. Цветок — это все еще грубая материя, аромат настолько тонок, что практически нематериален. Вы его не видите, он невидим. Вы можете его лишь чувствовать, вы не можете поймать его, не можете присвоить. Требуется очень тонкое понимание для того, чтобы вступить в диалог с ароматом. Нет ничего выше аромата. Аромат исчезает во вселенной, сливается с ней воедино. Вот четыре стадии развития семени, и они также являются четырьмя стадиями развития человека. Не оставайтесь семенем. Наберитесь храбрости — храбрости отбросить эго, храбрости отбросить безопасность, защиту, храбрости стать уязвимыми. Но после этого не оставайтесь деревом, так как дерево без цветов — бедно. Дерево без цветов пусто, дереву без цветов недостает чего-то очень важного. У него нет красоты — без любви нет красоты. И только при помощи цветов дерево может выразить свою любовь. Оно ваяло очень многое у солнца, у луны, у земли; теперь пора отдавать. IV. Одиночество Есть несколько вещей, которые вы можете совершать только в одиночестве. Любовь, молитва, жизнь, смерть, эстетическое переживание, блаженные моменты — это все происходит, когда вы одиноки. Никто не хочет бъггь одиноким. Самый большой страх в мире — это страх одиночества. Люди д елают все «по угодно, лишь бы не быть одинокими. Вы подражаете своим соседям, чтобы быть такими же, как они, и не остаться в одиночестве. Вы теряете свою индивидуальность, вы теряете свою уникальность. Вы становитесь жалкими подражателями, поскольку, не подражая другим, вы останетесь одни. Вы становитесь частью толпы, частью церкви, частью организации. Вы желаете слиться с толпой, в которой вы сможете почувствовать себя комфортно от того, что вы не одиноки, что таких, как вы, много — много таких же мусульман, таких же индусов, таких же христиан. Их — миллионы... Вы не одиноки. В действительности же одиночество — величайшее чудо. Оно означает, что вы не принадлежите ни к какой церкви, ни к какой организации, ни к какой теологии, ни к какой идеологии — социалистической, коммунистической, фашистской, индуистской, христианской, джайнской, буддийской. Вы не принадлежите, вы — просто есть. Вы научились любить свою неопределимую, неописуемую реальность. Вы узнали, как быть наедине с собой. ООО Попробуйте понять это. Вы появляетесь на свет в одиночестве; вы умираете в одиночестве. Эти самые великие моменты в жизни — начало и конец — проходят в одиночестве. Когда вы медитируете, вы — снова одни. Именно поэтому медитация — это и смерть, и рождение. Вы умираете для прошлого и рождаетесь для нового, неизвестного. Даже в любви, когда вы думаете, что вы с кем-то вместе, вы — не вместе. Вместе — два одиночества. В настоящей любви ничего не теряется. Когда сидят двое влюбленных (если они действительно любят друг друга и не пытаются овладеть друг другом, не пытаются властвовать друг над другом, ибо в таком случае это не любовь, это проявление ненависти, насилия), если они любят и если любовь исходит из их одиночества — вы увидите два прекрасных одиночества. Они подобны двум гималайским Г вершинам, обе находятся высоко в небе» но отдельно друг от друга. Они не мешают друг другу. В действительности глубокая любовь лишь открывает вам ваше чистое одиночество. Все истинное и настоящее всегда приводит вас к одиночеству. Любовь, молитва, жизнь, смерть, эстетическое переживание, блаженные моменты — это все происходит, когда вы — в одиночестве. Когда вы влюблены, вы думаете, что вы с кем-то. Возможно, кто-то просто отражает ваше одиночество, этот кто-то — просто зеркало, в котором отражается ваше одиночество. Но чем глубже вы погружаетесь в любовь, тем глубже вы понимаете, что даже ваш возлюбленный не может проникнуть туда. Ваше одиночество абсолютно — и это хорошо; в противном случае вы будете человеком публичным, будете вещью. Тогда у вас не будет сокровенной сердцевины, в которой вы можете побыть одни. Тогда ваша неприкосновенность будет нарушена. Однако ваше одиночество — абсолютно, никто не может нарушить его. V. Изменение Только приход нового может транс* формировать вас, другою способа трансформации не существует. Если вы позволите новому войти в вас, вы больше никогда не будете та- кими, как прежде. Новое проистекает не из вас, оно приходит из запредельности. Оно не является частью вас. Новое чуждо вам, отсюда и страх. На кон поставлено ваше прошлое. Вы жили определенным образом, вы думали определенным образом, из своих убеждений вы создали удобную жизнь. И тут в дверь стучит нечто новое. Весь ваш прежний уклад будет нарушен. Если вы позволите но вому войти, вы больше никогда не будете такими, как прежде, новое преобразит вас. Это рискованно. Никогда не знаешь, к чему может привести это новое. Старое известно, знакомо; вы прожили с ним много лет, вы привыкли к нему. Новое — незнакомо. Оно может бьггь другом, но может быть и врагом — как знать? Это невозможно знать заранее. Единственный способ узнать — впустить его. Но поэтому и возникает опасение, страх. Но, с другой стороны, вы не можете продолжать отвергать новое, поскольку старое не дало вам то, что ищете вы. Старое обещало, но не выполнило свои обещания. Старое знакомо, но убого. Новое может быть неудобным, но есть шанс, что оно может принести вам блаженство. Итак, вы не можете ни отвергнуть, ни принять его; поэтому вы и колеблетесь, дрожите, мучаетесь. Это естественно, так всегда происходило. И так будет происходить. Постарайтесь понять появление нового. Все в мире хотят стать новыми, поскольку никто ие доволен собой старым. Никто не может быть доволен старым, так как, чем бы оно ни было, оно известно. Став известным, оно стало повторяющимся; став известным, оно стало скучным и монотонным. Вам хочется от него избавиться. Вы хотите исследовать неизвестное, вы жаждете приключений... Вы желаете стать новыми... Но когда новое стучит в вашу дверь, вы отступаете назад, вы ретируетесь, вы прячетесь в старом. Это — вечная дилемма. Как стать новым? Все хотят стать новыми. Нужна смелость, и не простая смелость; нужна необычайная смелость. А мир полон трусов, поэтому люди к перестали расти. Как можно расти, будучи трусом? При появлении каждой новой возможности вы ретируетесь и закрываете глаза. Как вы можете расти? Как вы можете быть? Вы лишь притворяетесь, что вы есть. Как стать новыми? Мы не становимся новыми из самих себя. Новизна приходит из запредельности. Новизна приходит из сущего. Ум — всегда стар. Ум никогда не бывает новым, он — накопление прошлого. Новизна приходит из запредельности, это — дар. Она из запредельности, она — часть запредельности. Неизвестное и непознаваемое, запредельное имеет право входа в вас. Оно имеет к вам доступ, поскольку вы не запечатаны и не изолированы or неги; вы не остров. Возможно, вы забыли о запредельности, но запредельность не забыла о вас. Ребенок может забыть мать, но мать никогда не забудет своего ребенка. Часть целого может начать думать: «Я самостоятельна», но целое знает, что вы — нераздельны. Целое имеет право входа в вас. Оно все еще поддерживает связь с вами. Именно поэтому новое продолжает приходить, хотя вы и не оказываете ему радушного приема. Оно приходит каждое утро, каждый вечер. Оно приходит во множестве обличий. Если у вас есть глаза, чтобы видеть, то вы увидите, что оно приходит к вам постоянно. Только новое, глубоко и полностью принятое вами, способно преобразить вас. Вы не можете привнести в вашу жизнь новое, новое приходит само. Вы можете лишь принять или отвергнуть его. Если вы отвергаете, вы остаетесь камнем, закрытым и мертвым. Если вы принимаете его, вы становитесь цветком, вы начинаете раскрываться. И это раскрытие становится празднованием. Новое — посланник и новое — послание. Это добрая весть. Слушайте новое, идите за новым. Я знаю, что вы — боитесь. Несмотря на страх идите за новым, и ваша жизнь будет становиться все богаче и богаче, и однажды вы сможете выпустить на свободу заключенное в вас великолепие. ООО Как только что-то становится повторением, вы начинаете вести себя как роботы. А все неизбежно рано или поздно начнет повторяться, если только ваш разум, ваша ме- дитативность, ваша любовь не выросли настолько, чтобы начать преображать вас и человека» которого вы любите. I Каждый раз» глядя в глаза любимого человека» вы замечаете что-то новое: распустились новые цветы» пришла новая пора года. Если не меняться» то даже любовь становится адом» иначе весь мир купался бы в любви. Но все живут в своем собственном аду — в личном аду, как в личной ванной комнате. Чтобы жить жизнью» которая никогда не приносит страданий» которая никогда не становится адом» нужно каждое мгновение быть свежими» не отягощенными прошлым, нужно стараться находить новые возможности» новые способы общения с людьми, новые песни. Нужно поставить себе целью» главной целью, стремление: «Я не буду жить как машина». У машины нет жизни — у нее есть производительность. Мир хочет» чтобы вы были машинами» поскольку ему необходима производительность. Однако ваша собственная сущность желает, чтобы вы были совершенно немеханистич- иыми, непредсказуемыми,— каждое утро вы должны просыпаться новыми. VI. Прорыв В английском языке есть два замечательных, очень важных слова: breakdown (срыв) и breakthrough (прорыв). Срыв происходит тогда, когда вы ничего не знаете о медитации, а ваша логика становится никчемной. И тогда происходит прорыв; вы входите в новый мир, у вас появляется новое видение, новый угол зрения. Если у вашей головы происходит срыв, не волнуйтесь. Воспользуйтесь шансом, который дает вам это состояние бесструктурносги. В этот момент не беспокойтесь о том» что вы сходите с ума, и опуститесь в сердце. Когда-нибудь в будущем, когда психология достигнет настоящей зрелости, если у кого-то будут проблемы с головой и он будет сходить с ума, мы будем помогать ему проникать в сердце — именно в этот момент появляется такая возможность. Срыв может стать прорывом. Старая сгруктура рушится, и человек вырывается из тисков рассудка. На мпю- вение он становится свободным. Современная психология старается снова подогнать его под старую структуру. Все современные методы нацелены на то, чтобы снова сделать человека нормальным. Истинная психология будет действовать иначе. Она будет использовать эту возможность — когда старый ум исчез, когда возникла пауза. Воспользуйтесь этой паузой и приведите человека к другому уму — приведите его к сердцу. Приведите его к другому центру его существа. Когда вы ведете автомобиль, вы переключаете передачи. Каждый раз, когда вы переключаете передачу, возникает момент, когда работает нейтральная передача. Нейтральная передача означает отсут ООО Есть несколько уровней энергии. Слой первого уровня очень тонкий. Его хватает лишь на повседневные дела — на утреннее пробуждение, на завтрак, на принятие ванны, на дорогу в офис, на работу, на возвращение домой. Это очень тонкий слой. Когда вы начинаете медитировать, энергия скова черпается из первого слоя. Но ведь это — новый вид работы.
Старая работа продолжается, а новой энергии еще нет. Если вы долго находитесь на празднике, то возникнет момент, когда вы почувствуете себя совершенно истощенными. Только тогда, при полном истощении, произойдет прорыв, и в вас начнет вливаться энергии со нторого уровня. Вы никогда не будете уставать. Наоборот, вы почувствуете, что у вас есть больше энергии, чем вы можете использовать; вы открыли более глубокий источник энергии. Это второй источник. И он бездонен. В обычных ситуациях такое тоже случается: вы чувствуете усталость — вы пришли с работы, вы совершенно изнурены — вам хочется слаггь. Но внезапно в вашем доме вспыхивает пожар, и усталости — как не бывало. Второй уровень — это аварийный уровень. Он становится доступным, когда си- туация ставит вопрос жизни и смерти. Вы наполняетесь энергией — н пропадает сонливость, исчезает усталость. Посте- пенно вы обязательно дойдете до этого уровня. Есть еще третий уровень, нечеловеческий. Первый уровень — индивидуальный, второй — коллективный, третий же — космический. Очень немногие достигают третьего уровня. Достичь этого уровня — значит стать просветленным. VII. Новое видение Духовность — это не развитие какой- то добродетели, духовность — это приобретение новом видения. Добродетель возникает как следствие, она приходит сама. Это — естественный результат. Когда вы начинаете видеть, вещи во* круг начинают меняться♦ Это — начало, начало новой жизни, начало нового видения, начало нового способа бытия. Вам придется от многого отказаться, вам придется отсечь все, что прошло, отсечь ваше прошлое. Не тащите его за собой. Это — ненужное бремя. Оно мешает росту, оно парализует. Постепенно оно превращается в гору и наваливается на вас. Необходимо быть способными каждое мгновение умирать для прошлого, чтобы оно никогда не накапливалось. Это путь искателя — каждое мгновение умирать для прошлого, чтобы всегда быть молодым, свежим, живым, чтобы всегда присутствовать в настоящем. Присутствовать в настоящем — значит предстоять Богу. ООО Когда вы начинаете избавляться от эго, являющегося причиной вашей смерти, вы начинаете приобретать новое видение жизни, новый образ жизни. Вы воскресаете. Но для этого требуется скромное сердце, отсутствие эгоизма, готовность отдаться и сказать Богу: «Да будет воля Твоя». Бог — это не человек, которого вы когда-нибудь встретите. Бог — это переживание, переживание растворения, исчезновения вашего эго. Что остается, когда эго исчезает? Чистое безграничное пространство, бесконечное «ни-что». Но это «ни-что» не негативно, оно является новым видом полноты. Со стороны эго — это пустота, со стороны целого — полнота. Оно свободно от старого видения, в нем зарождается новое видение. Оно переполнено. Переполнено энергией. И эта энергия бесконечна, у нее нет ни начала, ни конца. ООО Ум — это сумятица. Мысли, мысли — тысячи мыслей шумят, ссорятся, воюют друг с другом, добиваясь вашего внимания. Тысячи мыслей тянут вас в тысячи разных сторон. Просто удивительно, что вам удается не разрываться на части. Вам как-то удается сохранять свою целост ность — но с трудом, и только внешне. А внутри бушует толпа, идет постоянная гражданская война. Мысли воюют друг с другом, требуют от вас своего воплощения — в вашем уме царит ужасная сумятица. Но если вы осознаёте, что ум — сумятица, и не отождествляетесь с ним, вы никогда не упадете. Вы станете падение- стойкими! Ум окажется бессильным. В результате вашего непрерывного наблюдения начнется постепенный отток энергии от ума, ум перестанет получать энергетическую подпитку. Как только умрет ум, вы родитесь как «не-ум». Это рождение есть просветление. Это рождение впервые приведет вас в мир покоя, в лотосовый рай. Оно приведет вас в мир блаженства и благости. В противном случае вы останетесь в аду. Сейчас вы — находитесь в аду. Но если вы отважитесь, решитесь и выберете сознание, вы сию же секунду сможете совершить прыжок из ада в рай. VIII. Трансформация Искусство трансформации страдания, боли, зла во что-то хорошее — это искусство видеть необходимость противоположного. Трансформация возможна только через принятие. Искусство трансформации страдания, боли, зла во что-то хорошее — это искусство видеть необходимость противоположного. Свет может существовать, лишь если существует тьма. Зачем же ненавидеть тьму? Без тьмы не было бы света. Поэтому те, кто любят свет и ненавидят тьму, всегда стоят перед дилеммой; они не ведают, что творят. Жизнь не может существовать без смерти. Зачем же ненавидеть смерть? Ведь именно смерть создает пространство, необходимое для существования жизни. В этом заключается великое прозрение: смерть — это контраст, фон, черная доска, на которой жизнь написана белым мелом. Смерть — это темнота ночи, в которой жизнь сверкает звездами. Если уничтожить темноту ночи, звезды тоже исчезнут. Именно это и происходит днем. Звезды остаются — нежели вы думаете, что они исчезли? Они остаются, но из-за слишком яркого света мы их не видим. Они видны только во тьме. Существование святого возможно только благодаря грешнику. Поэтому Будда призывает не ненавидеть грешника. Грешник делает возможным существование святого, они — две стороны одной медали. Понимая это, человек не привязывается к добру и не отгораживается от зла. Он принимает и то и другое как неотъемлемую часть жизни. Принимая это, вы становитесь способны к трансформации. Трансформация возможна только через принятие. Прежде чем вы сможете трансформировать страдание, вы должны стать свидетелем. Но это — третий шаг. Первый — не сопротивляйтесь злу. Второй — знайте, что противоположности являются не противоположностями, а дополнениями, всегда соединенными вместе; поэтому выбора нет, и значит — не выбирайте. И третий шаг — будьте свидетелем: если вы будете наблюдать свое страдание, вы сможете поглотить его. Если вы отождествитесь с ним, вы не сможете поглотить его. Как только вы отождествляетесь со своим страданием, вы хотите избавиться от него, покончить с ним. Это очень болезненно. А если вы становитесь свидетелем, то страдание теряет все свои шипы и жала. Страдание есть, но вы — его наблюдаете. Вы — лишь зеркало, вы не имеете к нему никакого отношения. Счастье приходит и уходит, несчастье приходит и уходит — это лишь мимолетные представления. Вы остаетесь, вы — отражающее их зеркало. Жизнь приходит и уходит, смерть приходит и уходит, зеркало же не подвергается воздействию ни того ни другого. Зеркало отражает, но остается незатронутым, на зеркале не остается ни следа жизни, ни следа смерти.
|