КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Введение О предсказании будущего 3 страницаКогда вы становитесь свидетелем, возникает огромная дистанция. Только будучи свидетелем, вы обретаете способность трансформировать неблагородные металлы в золото. Только будучи свидетелем, вы становитесь исследователем внутреннего мира, становитесь отстраненным наблюдателем. Теперь, когда вы знаете, что противоположности не являются противоположностями, они могут переходить друг в друга. Дело не в том, чтобы истребить зло во всем мире, а в том, чтобы трансформировать его в нечто благое; в том, чтобы превратить яд в нектар. ООО Всегда стоит подумать: «Приносит ли мне счастье образ жизни, которым я живу?» Если нет, то нужно рисковать. Нужно встать на новый путь, попробовать новый образ жизни, начать новый поиск. Вы можете быть уверены в одном: терять — нечего. Прежний образ жизни не наполнил вас блаженством. Если бы наполнил, то не было бы нужды в новом. Ваша прежняя жизнь стала бессмысленной — это точно. Новая жизнь может оказаться исполненной смысла или тоже бессмысленной. Но, по крайней мере, есть шанс, что она будет иметь смысл. Прежняя жизнь была вынужденной. Вы видели ее, понимали и жили, ничего от нее не получая. Вы словно пытались выжать масло из песка. Сколько можно ломать голову, пытаясь получить масло из песка? Я не говорю, что новая жизнь непременно сделает вас счастливыми, поскольку счастье больше зависит от идущего, нежели от пути, по которому он идет. Поэтому настоящая перемена должна произойти не в пути, а в идущем. Но смена пути — это начало. Вы живете вовне, поэтому трансформация также должна начаться вовне. Если вы наберетесь смелости изменить ваш внешний мир, это даст вам силы и мужества изменить и ваш внутренний мир. И если на вас упадет несколько капель блаженства, поиск нового начнется с радостью и энтузиазмом.
IX. Интеграция В самом центре своею существа вы являетесь цельными, в противном случае вы бы вообще не смогли существовать. Как можно существовать без центра? Интеграция не имеет ничего общего со «становлением». В действительности все усилия, направленные на то, чтобы «стать», приводят к дезинтеграции. Интеграция уже есть в самом центре вашего существа; ее не нужно создавать. В самом центре своего существа вы являетесь цельными, в противном случае вы бы вообще не могли существовать. Как можно существовать без центра? Телега движется, колесо крутится благодаря тому, что есть неподвижный центр, вокруг которого оно крутится. Оно крутится на оси. Если телега движется, значит, есть ось. Вы это можете знать, а можете и не знать. Вы живы, вы дышите, вы сознательны; жизнь движется, значит, должна быть ось колеса жизни. Вы можете и не осознавать ее присутствия, но она есть. Без нее ваше бытие было бы невозможно. Поэтому самое главное, что нужно понять,— это то, что дело — не в становлении. Вы — есть. Нужно просто войти внутрь себя и увидеть это. Это — открытие, а не достижение. Вы носите в себе центр всю жизнь. Но вы так привязались к периферии, что повернулись спиной к своему центру. Вы стали слишком экстравертны — вы не можете заглянуть внутрь. Совершите проникновение внутрь. Английское слово insight (проникновение в суть, понимание) прекрасно; оно означает «взгляд внутрь» (in значит «внутрь», sight — «взгляд»). Глаза открываются наружу, руки раскидываются вовне, ноги движутся от вас. Сядьте спокойно, рас слабьте периферию, закройте глаза и просто войдите внутрь... без усилий. Просто расслабьтесь — как будто вы тонете и ничего не можете сделать. Но мы продолжаем «делать», даже когда тонем. Если вы сможете позволить этому случиться, центр — появится. Вы увидите, как из облаков возникнет центр. Есть одна древнейшая медитация, которая до сих пор применяется в некоторых тибетских монастырях. Эта медитация основана на следующей истине: иногда вы можете исчезать. Сидя в саду, вы вдруг начинаете чувствовать, что исчезаете. В этот момент посмотрите, как выглядит мир, когда вы его покидаете, когда вас больше нет, когда вы стали совершенно прозрачными. Постарайтесь хотя бы секунду не быть, У себя дома будьте так, как будто вас нет. Это действительно прекрасная медитация. Вы можете делать ее много раз в день. Достаточно полсекунды; на полсекунды остановитесь... вас нет... а мир продолжается. Когда вы начнете глубже осознавать тот факт, что мир прекрасно обходится без вас, вы сможете узнать ту часть своего существа, которую давно, не одну жизнь, игнорируете,— состояние восприимчивости. Вы просто позволяете, вы становитесь дверью. Все продолжает происходить без вас. Вначале достигните состояния восприимчивости, не-ак- тивности, станьте пассивными. И тогда расцветет ваша внутренняя сущность, и вы познаете свою внутреннюю цельность — она всегда была у вас, ценггр всегда находился в вас. Вы — уже интегрированы. Не на периферии, ибо на периферии суматоха. На периферии вы — фрагментарны. Войдите внутрь, и, чем глубже вы будете подгружаться, тем больше вы будете видеть, что вы — цельны. Затем, когда вы достигаете самой сокровенной глубины вашего существа, вы обнаруживаете, что вы — единое целое, абсолютное единство.
X. Обусловливание Все, чему вы научились у других,— это не вы. Это — ваша личина, и вы должны снова обрести свою невинность. Вы должны найти свою сущность, которая была до того, как люди начали покрывать вас слоями личности и делать цивилизованными. На Востоке есть одна древняя притча о том, как львица, прыгая с одного холма на другой, в момент прыжка родила львенка. Львенок упал в стадо овец. Овца выкормила львенка, не зная, что это лев, их враг. И львенок жил, не зная, что он лев, так как все вокруг него были овцами. Он жил в стаде как овца. Овцы никогда не ходят в одиночку, они ходят стадом, практически наступая друг на друга и трясь друг о друга телами. Они боятся быть одни — одним быть страшно, может напасть хищник; нужно держаться всем вместе. Львы ходят в одиночку и никогда — стадом. У львов очень большая территория. Они никого на нее не пускают. Иногда бывает, что один лев владеет пространством площадью в несколько квадратных миль. И ни один другой лев не смеет переступить границы этой территории. В противном случае начнется жестокая борьба, которая будет длиться до тех пор, пока один из них не погибнет либо же не погибнут оба. Львы ходят в одиночку. Однако этот бедный львенок даже не подозревал, что он — лев; он не имел ни малейшего представления о том, как он сам выглядит. Он становился все больше и больше, но овцы привыкли к нему — они воспитывали его с самого детства. И хотя он был странной овцой, он все же был овцой, так как питался травой, что не свойственно львам. Львы скорее умрут, чем начнут есть траву. Он же ел траву — он был вегетарианцем. Он ходил в стаде, прямо в середине — для безопасности, хотя был выше и больше остальных, но сам об этом даже не подозревал. Он никогда не рычал, как лев,— как же можно рычать, если не имеешь об этом никакого представления? Он спал, как овца, боялся, как овца, он боялся диких животных, которые на самом деле не смогли бы причинить ему никакого вреда. Однажды все это увидел старый лев. Он не мог поверить своим глазам! Молодой лев был уже таким большим, и старый лев никогда не видел, чтобы львы общались с овцами. Между ними никогда не было дружбы, это было невозможно. Но овцы шли вместе с этим львом и совсем его не боялись, и лев также шел вместе с овцами, боясь остаться в одиночестве. Старый лев не мог поверить своим глазам. Он побежал за стадом. Естественно, все овцы принялись убегать и блеять. Молодой лев издавал точно такой же звук. Старому льву с огромным трудом удалось схватить молодого льва. Тот визжал и блеял, как овца. Старый лев притащил молодого к ближайшему пруду. Молодой лев был ужасно напуган, он не хотел идти, упирался. К тому же он был сильнее старого льва. Если бы молодой лев знал, что он — лев, то старый лев никогда не смог бы притащить его к пруду — молодой лев убил бы его! Но он был овцой, поэтому и позволил старому льву тащить себя — хотя и не желая того, упираясь и сопротивляясь. Он знал, что ему грозит верная смерть, так как многие овцы были убиты львами, а теперь настал и его черед. Но у пруда свершилось чудо: старый лев сказал молодому: «Сын мой, посмотри в пруд». Они оба отразились в нем. И произошла внезапная трансформация. Поскольку овца не была реальностью, она была лишь ложным представлением, навязанным сообществом, в котором воспитывался лев. Она была его личностью, но не индивидуальностью. Она была его эго, но не его истинным «Я». Она была лишь маской, но не подлинным лицом. Впервые молодой лев увидел оба лица, и внезапно раздался рык. Он вышел из самых глубин его существа и сотряс всю округу. И старый лев сказал: «Мое дело сделано. Я сделал все, что мог,— теперь ты можешь быть сам по себе. Теперь ты знаешь, кто ты». ООО Личность — это то, что дается вам обществом, культурой, цивилизацией, образованием; другими словами — то, что дается вам другими людьми. Люди говорят вам свои мнения о вас, и вы собираете эти мнения. Эти мнения создают вашу личность. Вам наверняка доводилось наблюдать за маленькими детьми, чьи личности еще не развились. На это требуется время. В течение первых трех-четырех лет своей жизни ребенок является большей индивидуальностью, чем ему удастся стать еще когда-либо. Он настоящий, он искренний. Он не обращает никакого внимания на мнения других. Именно по этой причине, если вы хотите вспомнить свое прошлое, вы можете вспомнить только до определенного момента — этот момент приходится на четыре или три года, самое раннее — три года. Раньше этого возраста — полный пробел. Вы жили в течение этих трех лет, но вы ничего не помните. Вы были девять месяцев в материнской утробе, но вы совсем ничего об этом не помните. Причина, по которой вы сейчас не можете вспомнить первые три года своей жизни, состоит в том, что у вас — не было личности. Именно личность собирает мнения других и создает фальшивый образ, представление «кто я есть». И вы по-настоящему не знаете, кто вы, поскольку, чтобы познать себя, вы должны очень глубоко в себе копнуть, чтобы пробиться сквозь весь этот мусор, который вы насобирали под видом личности. Вы снова должны стать ребенком. То, что вы знаете о себе,— это личность. Вы знаете, что у вас есть определенное имя,— а знаете ли вы, что вы при шли в этот мир без имени? У вас есть определенное образование, определенная квалификация — но вы знаете, что родились вы не врачом, не инженером и не профессором. Это было к вам прибавлено. Но это — то, чем вы стали; если все это отнять, что от вас останется? Ноль, чистый лист бумаги, лишенный всех записей. Ваша личность — это все, что вы знаете о себе,— я все предельно упрощаю, чтобы вы стали бдительны,— а ваша индивидуальность — это то, что вы не знаете, но то, чем вы являетесь. Медитация — это попытка избавиться от личности и достичь источника жизни, вашей индивидуальности, пламени, который вы принесли из материнского лона и которым вы обладали еще до рождения и даже до того, как оказались в утробе матери. Вы обладаете своей индивидуальностью извечно. Это ваше сущностное сознание, которое покрылось такими многочисленными слоями многих жизней, что совсем потерялось, и вы забыли к нему дорогу. Помните: все, чему вы научились у других,— это не вы. Это — ваша личина, и вы должны снова обрести невинность. Вы должны найти свою сущность, которая была до того, как люди начали покрывать вас слоями личности и делать цивилизованными. XV/. Молния Человек намеренно забывает многие вещи. Он старается не помнить их, поскольку воспоминания могут сокру- ишть его эго. Однако в этой жизни мы получаем ровно столько, сколько мы готовы отдать и отпустить. Если перед вами мелькнет проблеск истины, вы расстроитесь, вы не сможете понять.
Вы замечали, как иногда, когда вы крепко спите, вас что-то внезапно будет? В пять утра, во время самого глубокого сна, вы крепко спите, и вдруг вас что-то будит. Какой-то шум — взрыв петарды на улице, машина врезалась в вашу дверь — заставляет вас немедленно проснуться. Вы мгновенно из сна перескакиваете в состояние бодрствования. Вы вылетаете из глубин сна, словно стрела. Обычно вы очень медленно выходите из глубокого сна. Вначале уходит глубокий сон, затем постепенно начинаются сновидения, и вы еще какое-то время пребываете в сновидениях. Но если вдруг что-то происходит, вы, словно стрела, вылетаете из глубокого сна прямо в состояние бодрствования. Вы открываете глаза и недоумеваете: «Где я? Кто я?» В течение секунды вы ничего не можете понять. Это, наверняка, когда-то происходило с каждым из вас. Вы думаете: «Кто я?» Вы не можете вспомнить даже имя н адрес. «Где я?» Это тоже непонятно. Как будто вы вдруг очутились в незнакомом мире. Это длится всего секунду, затем вы приходите в себя, поскольку это не такой уж сильный шок. К тому же вы уже привыкли — это случается каждый день. Вы просыпаетесь каждое утро: вы возвращаетесь из мира сновидении в мир бодрствования. Это старая привычка, и все же иногда, когда это происходит внезапно, вы теряетесь и пугаетесь. Когда же случится настоящее пробуждение, вы от страха потеряете дар речи. Вы не сможете понять, что происходит. Вокруг будут тишина и покой. Сохраните в памяти то, что я вам говорю. Положите это в отдельный ящичек. Воспринимайте это не как мудрость, а как информацию. Сознательно сделайте для этого специальный ящичек. Затем постепенно, когда у вас начнут появляться определенные переживания, вы обнаружите, что мои слова всплывают из вашего подсознания, проясняют и объясняют их. В качестве эксперимента попытайтесь удержать воздух в руке. Как только вы сожмете кулак, воздух исчезнет. И чем сильнее вы будете сжимать кулак, тем меньше воз духа вы будете удерживать, пока, в конце концов, воздуха вообще не останется. Расслабьте кулак, и воздух устремится в вашу открытую ладонь. В открытой ладони всегда есть воздух, но из кулака он пропадает. Ладонь того, кто держит ее открытой, всегда полна воздуха, она никогда не бывает пустой, и воздух в ней всегда свежий. Вы обращали внимание на это? Открытая ладонь никогда не бывает пустой, а закрытая ладонь всегда пуста. И даже если в сжатом кулаке остается немного воздуха — он затхлый, несвежий и плохой. Только тот способен наслаждаться, кто отрекается. В этом мире, в этой жизни человек получает ровно столько, сколько он готов отдать и отпустить. Это парадокс. Но все законы жизни парадоксальны. Совершенно глупо держаться за что-то в жизни. Мертвая хватка — большая ошибка; хватая, вы теряете и то, что имеете. Заявляя: «Это мое», вы теряете то, что уже и так принадлежит вам. XVII. Безмолвие Когда вы входите внутрь, вы прикасаетесь к новому виду безмолвия — к присутствию самой тишины. Это не только отсутствие шума, это нечто абсолютно позитивное, почти что видимое, осязаемое. Лаже полная тишина, которую можно найти среди деревьев,— ничто по сравнению с внутренним безмолвием. Внешняя папина, какой бы полной она ни была, все равно остается поверхностной, в ней нет глубины. Можно пойти в лес или горы — там, конечно же, царит тишина, но, в действительности, это негативная тишина. Тши нет шума базарной площади, шума машин, шума пролетающего самолета, проез жающего поезда, лающей собаки. Эта тишина — лишь отсутствие шума, поэтому она не может быть глубокой. Когда вы входите внутрь» вы прикасаетесь к новому виду тишины — к присутствию самой тишины. Это не только отсутствие шума, это нечто абсолютно позитивное, почти что видимое, осязаемое — ив этом разница. Внешняя тишина может быть нарушена в любую минуту, внутреннее безмолвие нерушимо. Никакой шум не может проникнуть в него. И как только вы его почувствуете, вы сможете оставаться внутренне безмолвными даже на базарной площади. Внутренняя тишина становится подводным течением. На поверхности вы можете быть вовлечены в различные виды деятельности, в работу, но глубоко внутри сохраняется полная тишина. Ее ничто не нарушает, вас ничто от нее не отвлекает, вы укореняетесь в ней. Тысячелетиями монахи и монахини покидают мир в поисках тишины. Разумеется, они находят определенную тишину в джунглях и лесах, в монастырях, но это — лишь отсутствие шума, это не истинная тишина. Истинную тишину можно найти лишь тогда, когда вы войдете к себе внутрь. Она существует в вашем внутреннем мире. Эта тишина обладает бесконечной глубиной и бесконечной высотой. Она безмерна. Познать ее — значит познать все. ООО Очень немногие люди любят тишину, хотя многие говорят, что хотели бы стать внутренне безмолвными. Однако, как только они становятся безмолвными, они — не рады; они немедленно начинают искать какое-нибудь отвлечение, развлечение, какое-нибудь занятие. Они боятся внутренней тишины, и на то есть причина: чем больше вы становитесь внутренне безмолвными, тем больше вы исчезаете. Вы являетесь шумом, поскольку вы — ум, вы — эго. Когда исчезает ум, эго тоже испаряется. И тогда наступает тишина. Тогда вы действительно близки к вашему истинно му центру, но вы еще не осознаете его, поэтому и не знаете, куда идете. Вам кажется, будто вы падаете в страшную бездну, в бездонную пропасть. Вас охватывает страх, и вы начинаете искать какое-нибудь развлечение, какое-нибудь занятие — что-нибудь, за что можно зацепиться. И эти люди жаждут бессмертия — они даже не знают, что делать в выходной! Только подумайте: если им действительно будет позволено стать бессмертными, что они будут делать? Люди говорят о прекрасных вещах, не зная, о чем они говорят. Но если вы любите тишину, значит, вы любите сущее, значит, вы любите истину; значит, вы любите религию в самой чистой ее сути, поскольку лишь через безмолвие можно постичь священные писания — писания, спрятанные внутри вас, постичь наставления, готовые излиться внутри вас, увидеть свет, ждущий, когда вы вернетесь домой. Любовь к тишине — это и есть поиск. Поиск можно определить как безграничную любовь к безмолвию. XVIIL Прошлые жизни Приходит один сон, за ним следует второй, за вторым — третий. Пилигрим выходит из одного мгновения и входит в следующее. Мгновения исчезают одно за другим, но пилигрим продолжает идти, Я предлагаю не спрашивать, является ли истиной теория перевоплощения или нет. Для меня это истина, для вас — нет. Еще нет. Не занимайте никакую позицию: ни негативную, ни позитивную. Оставайтесь открытыми этой гипотезе. Если вы можете войти в свои прошлые жизни, это является достаточным доказательством, что каждый обладает очень длинным прошлым. Это приводит также к пониманию того, что, если есть прошлые жизни, значит, будут и будущие жизни; нынешняя жизнь находится посередине. В будущие жизни войти, конечно же, невозможно, поскольку будущее еще не наступило. Войти же в прошлое очень легко, так как оно уже случилось, оно записано в памяти. Вы просто забыли дорогу к архиву, в котором оно хранится. Воспринимайте это как гипотезу. Пусть все, что я говорю, будет для вас гипотезой. Если вы сможете поверить настолько, чтобы начать самостоятельно исследовать и искать, этого будет достаточно. У меня нет доктрин, которые я хотел бы вам преподать, я предлагаю вам только методы, посредством которых вы сможете искать истину самостоятельно. Истина, открытая не вами,— это не истина. Истина является истиной лишь тогда, когда вы открыли ее сами. ООО Когда вы ложитесь спать — когда на вас начинает опускаться сон, когда он вами уже почти овладел,— осознайте последнюю мысль в вашем уме и засыпайте. Утром, когда вы проснетесь и будете готовы встать с постели, отметьте свою первую мысль при пробуждении. Вы будете удивлены выводом: последняя мысль, посетившая вас ночью, будет первой мыслью, пришедшей к вам утром. Точно так же последнее предсмертное желание будет первым желанием в момент рождения. После смерти разрушается лишь тело, а ум продолжает свое путешествие. Вашему телу может быть пятьдесят лет, а уму — пять миллионов лет. В вашем уме даже сейчас присутствуют все умы ваших прошлых воплощений. Будда дал очень важное название этому феномену. Он был первым, кто это сделал. Он назвал ум хранилищем сознания. Подобно хранилищу, ваш ум хранит воспоминания обо всех ваших прошлых жизнях — ваш ум очень стар. Кроме того, ваш ум является хранилищем воспоминаний не только о человеческих воплощениях: если вы были животными или деревьями, а именно так и было,— воспоминания об этом также хранятся в вашем уме. Люди, проводившие глубокие исследования хранилища сознания, говорят, что, если в ком-то при виде розы вдруг вспыхивает чувство любви, это значит, что в этом человеке глубоко внутри хранится воспоминание о том, что в прошлой жизни он был розой, и это воспоминание оживает при чувстве резонанса с розой. Если кто-то очень любит собак, это не случайно. В хранилище его сознания живут воспоминания, заставляющие его осознать свое глубокое родство с собаками. В нашей жизни все не случайно. За всеми событиями стоит незримый процесс причинно-следственных связей. ООО «Кто я?» — это самый главный вопрос, самый сущностный. «Кто я?» — это вопрос, вмещающий в себя глубину и высоту всего нашего существования. Этот вопрос приведет вас туда, где вы были до рождения, за пределы всех ваших прошлых жизней. Этот вопрос может привести вас туда, где вы были в самом начале. Глубина этого вопроса бесконечна. И точно так же бесконечно его путешествие. XIX. Невинность Если вы действительно хотите знать, вам придется избавиться от всего вашего знания, вам придется его забыть. Вам придется снова стать невежественными, как дитя с изумленными, внимательными глазами. Будда сам был не очень знающим, точно так же — и Иисус, и Мухаммед. Они были невинными, простыми людьми, но их простота, их невинность, их детскость были таковы, что они сумели проникнуть в самое ядро своего существа. Они смогли познать свою истину, они смогли достичь самой сердцевины своего существа. Они — знали, но не являлись знающими. Их познание возникло не из писаний. Их познание пришло через наблюдение. Запомните этот источник: истинное познание приходит через медитацию, осознание, сознание, внимание, наблюдение и свидетельствование. Ненастоящее знание приходит из писаний. Вы можете с легкостью приобрести ненастоящее знание и затем хвастаться им, но вы все равно останетесь дураками — образованными, но все же дураками. Если вы действительно хотите знать, вам придется избавиться от всего вашего знания, вам придется его забыть. Вам придется снова стать невежественными, как дитя с изумленными, внимательными глазами. Тогда вы сможете познать не только свою сущность, но и сущность всего, что есть в мире: сущность деревьев, птиц, животных, камней и звезд. Если вы сможете познать себя, вы познаете всё. Невинность — это ваша природа. Вам не нужно ею становиться, вы уже ею являетесь. Вы рождены невинными. Затем ваша невинность была покрыта слоями обусловленности. Ваша невинность подобна зеркалу, а обусловленность — слоям пыли. Зеркало не надо приобретать, оно уже есть, оно — уже здесь. Зеркало не потеряно, оно лишь сокрыто под толстым слоем пыли. Вам не нужно следовать какому-то определенному пути, чтобы достичь своей природы,— вы не можете оставить своей природы, вы не можете от нее уйти. Даже если бы вы захотели, вы не смогли бы это сделать. Это и есть определение природы: природа — это то, что нельзя оставить, это то, от чего невозможно отречься. Однако о ней можно забыть — ее невозможно потерять, но о ней можно забыть. Именно это и произошло. Зеркало не утеряно, но забыто — забыто из-за того, что оно больше не действует как зеркало. Но оно не действует не потому, что в нем появился какой-то изъян, а потому, что оно покрылось толстым слоем пыли. Все, что нужно сделать,— это очистить его, стереть с него всю пыль. Процесс восстановления невинности является, на самом деле, не процессом становления, а процессом открытия своей сущности. Это открытие, а не достижение. Вы не приобретаете ничего нового, вы просто заново обретаете то, чем всегда были. Это — забытый язык. Очень часто бывает так, что вы видите на дороге человека, вы узнаете его, его лицо кажется вам знакомым. Вы вдруг вспоминаете, что знаете его имя. Вы говорите: «Оно вертится на кончике языка», но никак не можете его вспомнить. Что происходит? Если оно вертится на кончике языка, почему вы не можете его произнести? Вы знаете, что знаете его, но все равно никак не можете его вспомнить. И чем больше вы стараетесь его вспомнить, тем труднее вам это дается, потому что усилие делает вас более напряженными. А когда вы напряжены, вы отдаляетесь от своей природы, вы отдаляетесь от того, что уже есть. Когда вы расслаблены, вы приближаетесь; когда вы полностью расслаблены, ваша природа проявляется сама по себе. | Итак, вы стараетесь изо всех сил вспомнить имя, но у 1 вас ничего не получается, и вы бросаете все это дело. Затем, когда вы лежите в ванне или плаваете в бассейне, да- | же не пытаясь вспомнить это имя, оно вдруг неожиданно всплывает. Что произошло? Вы не старались вспомнить, вы были расслаблены. Когда вы расслаблены — вы расширяетесь, а когда напряжены — сужаетесь. Чем вы напряженнее, тем уже проход между вами и тем, что внутри вас, настолько мал, что через него ничто не может пройти, даже одно-единственное имя. Все великие научные открытия были сделаны этим загадочным образом — совсем, так сказать, ненаучным образом. Как только вы отбрасываете усилие, вы расслабляетесь и успокаиваетесь. Вы становитесь мягкими, широкими и открытыми. Нечто — внутри, и это нечто — всплывает. Обнаружив, что ум больше не напряжен, оно всплывает. Невинность — внутри вас, вы просто о ней забыли, вас вынудили о ней забыть. Общество — хитро. За столетия своего существования человек понял, что в этом обществе можно выжить, только будучи хитрым; чем вы хитрее, тем успешнее. Эта игра лежит в основе всей политики: будьте хитрыми, будьте хитрее, чем другие. Постоянно идет борьба и соревнование: кто хитрее. Кто хитрее, тот добьется успеха и власти. За века хитрости человек усвоил одну вещь: оставаться невинным опасно, можно не выжить. Поэтому родители стараются вывести своих детей из состояния невинности. Учителя, школы, колледжи, университеты существуют лишь для того, чтобы сделать вас более хитрыми, более умными. Хотя они и называют это разумом, это не разум. Запомните — разум не против невинности. Разум — это вкус невинности, это аромат невинности. Невинности не нужно достигать, она уже есть. Ее нужно только открыть — или открыть заново. Вы должны забыть все, чему вы научились у других, и вы сразу же станете невинными. Не продолжайте жить заимствованной информацией. Начните искать и стремиться к своему собственному разуму. Необходим негативный процесс; разума можно достичь через путь отрицания. Вы должны отказаться от всего, что вам было дано. Вы должны сказать: «Это не мое, следовательно, у меня на него нет никаких прав. Это может быть истиной, а может и не быть ею. Как знать? Другие говорят, что это — истина, но, пока я не познаю это на своем опыте, я не могу ни согласиться, ни опровергнуть. Я не буду ни верить, ни сомневаться. Я не буду ни католиком, ни коммунистом; я не буду ни индуистом, ни мусульманином. Я просто отказываюсь следовать какой бы то ни было идеологии». Ибо кому бы вы ни следовали, вы собираете на свое зеркало лишь еще больше пыли. Отбросьте все свое знание. Это больно, ведь вы носили его так долго, вы так им гордились, вы хвастались своими научными степенями — степенью магистра, степенью док тора наук. И вдруг я говорю, что вы должны выбросить всю эту чепуху? Будьте простыми, как дети. Снова станьте детьми, такими, какими вы родились, какими вы пришли в этот мир. В состоянии зеркала вы сможете отразить все, что есть. Невинность — это дверь в познание. Знание — это преграда, невинность — это мост. XX. За пределами иллюзий Необходимо приложить усилие, чтобы выбраться из иллюяий, ведь мы вложили в них очень много. Они — наша надежда; мы уситм ими. Ум живет иллюзиями. Ум — это не что иное, как все накопленные вами иллюзии: воспоминания, фантазии, мечты, надежды, желания. А в самом центре этих иллюзий находится иллюзия «Я есть» — ваше эго. Это основная, центральная иллюзия, а все остальные иллюзии вращаются вокруг нее. Они поддерживают ее, питают ее, и они сами поддерживаются и питаются ею; это двухсторонний процесс. Между ними вы и ваша реальность полностью потеряны. Медитация означает выход из этих иллюзий — из грез, из желаний, из прошлого и из будущего — и пребывание в настоящем моменте. Полностью, без единой мысли, быть в моменте — значит быть в реальности. Требуется усилие, чтобы избавиться от всех этих иллюзий, ведь мы жили в них так долго, что они стали нашей привычкой, нашей второй натурой. Необходимо приложить усилие, чтобы выбраться из иллюзий — еще и потому, «по мы очень много в них вложи- ли. Они — наша надежда: именно благодаря им мы и живем. Отказаться от них — значит отказаться от будущего, от всех надежд, а мы не знаем, как жить в настоящем без надежды.
|