КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Билет 4 Иконописные подлинники.Иконописный подлинник — особое руководство по иконографии, собрание образцов, определяющих все детали канонических изображений различных лиц и событий, воспроизводимых на иконах. Иконописные подлинники делятся на лицевые и толковые. Лицевой иконописный подлинник содержит рисунки (прориси) икон, располагаемые обычно по дням церковного почитания. В качестве лицевого иконописного подлинника может использоваться лицевой синодик, лицевая Библия, а также собрания отдельных прорисей. Толковый подлинник включает в себя описания сюжетов, композиций, цветов и прочих деталей икон по дням почитания. Первые дошедшие до нас иконописные подлинники датируются не ранее XVI века. В Российской Национальной библиотеке хранится иллюстрированная греко-грузинская рукопись, относимая некоторыми исследователями к XV веку, которая также может являться иконописным подлинником. Происхождение русских иконописных подлинников тесно связано с происхождением и положением на Руси самого церковного искусства. Не приурочиваясь к какому-либо определенному времени, наши подлинники тем не менее в своем зародыше, в своем основном начале даны были при самом первом возникновении живописи в наших храмах. Дальнейшее развитие этого начала иконографического однообразия, выражаемого подлинниками, происходило под влиянием двух условий: положительного и отрицательного. Под первым разумеем ту зависимость, которую долгое время испытывала православная Россия со стороны Византии в области искусства; под вторым — особенные исторические обстоятельства, вызывавшие нашу духовную власть к охранению церков-но-художественных преданий. Необязательную часть П. и. составляют технические рекомендации, упоминание «греческих образцов». В П. и. XVIII в. нередко для изображения церковного праздника или святого предлагается несколько вариантов (сводный П. и.). В то же время рекомендации довольно однообразны, схема изображения святого складывается из характеристики его возраста и одежды. Чаще всего возрастная примета персонажа передавалась с помощью бороды («св. муч. Доримедот млад, аки Георгий»; «св. муч. Гордий – брада токмо зачатие, еще не выросла»; «св. Вавила: брада седа, подоле Николины» и т. д.). ЛицевыеHYPERLINK "ицевые%20подлинники" подлинники: Мир духовный неописуем и непостижим. У Апостола Павла читаем: "И знаю о таком человеке (только не знаю -- в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать." (2 Кор. 12. 3-4). Именно поэтому создание новых иконографических типов для нас задача невыполнимая. Именно поэтому современные иконописцы должны копировать древние иконы, иконы созданные великими подвижниками благочестия, проводившими многие часы в молитве и посте, прославившиеся многими чудотворениями. Древние иконописцы, многие из которых были монашествующими, пребывая в трудах и подвигах, достигли совершенства и святости, поэтому и иконы написанные ими есть плод духовный. "Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух." (Ин. 3. 6) Необязательную часть П. и. составляют технические рекомендации, упоминание «греческих образцов». В П. и. XVIII в. нередко для изображения церковного праздника или святого предлагается несколько вариантов (сводный П. и.). В то же время рекомендации довольно однообразны, схема изображения святого складывается из характеристики его возраста и одежды. Чаще всего возрастная примета персонажа передавалась с помощью бороды («св. муч. Доримедот млад, аки Георгий»; «св. муч. Гордий – брада токмо зачатие, еще не выросла»; «св. Вавила: брада седа, подоле Николины» и т. д.).
Билет 5 . Иконописные школы и письма.
|