Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Предметы русского церковного прикладного искусства, входящих в состав интерьера храма и используемых в богослужебной практике.




Престолы

ресто́л в православномхраме — стол, находящийся в середине алтаря, освящённый архиереем для совершения на нём Евхаристии.

стория

В древности престолы изготовлялись из дерева или камня и были портативны. С IV века, когда их место в храме окончательно определилось, престолы стали делать из камня в виде невысокого столика на четырёх ножках перед алтарной апсидой. Впоследствии вместо четырёх, престолы стали устанавливать либо на одной ножке, либо на каменном основании. C X века престолы устраиваются в глубине алтарной апсиды.

Престол в алтаре храма Спаса на Крови

Начиная с XV—XVI веков престолы делают либо в виде каменных монолитов, либо из дерева, в виде рамы с крышкой сверху, которую покрывают снаружи облачением из ткани. Облачение представляет собой чехол из дорогой парчевой ткани надеваемый на престол. Весьма часто, но необязательно цвет облачения престола соответствует богослужебному цвету церковного праздника. Облачения могут быть не только из ткани, например парчи, но и представлять собой богато украшенный золотом и камнями металлический, даже золотой, футляр для престола. Престол храма Святой Софии в Константинополе был сделан из золота и драгоценных камней.

Уже в ранней Церкви явилась традиция положения мощей под престолами. С VIII века (7-е Правило Седьмого Вселенского Собора) вложение мощей стало обязательной частью чина освящения храма. Мощи полагались либо в основание престола, либо в специальное отверстие под престолом.

Символическое значение

Являет собой место таинственного присутствия Иисуса Христа. Становиться перед престолом, равно как и прикасаться к нему разрешается исключительно священнослужителям.

Престол имеет следующее символическое значение:

четыре стороны: стороны света, времена года, периоды суток, тетраморф (существа из видения Иоанна Богослова);

четырехугольная форма: Четвероевангелие;

Гроб Господень.

Если над престолом устанавливается сень (киворий), то она символизирует небо, а сам престол землю на которой пострадал Иисус Христос. Часто в центре кивория над престолом помещают фигурку голубя, символизирующего сошествие Святого Духа.

Устройство

Делается из дерева или камня высотой около метра, облачается в две одежды: нижнюю — льняную, называемую катаса́ркием или срачи́цею (символически представляет погребальные пелены Иисуса Христа — плащани́цу), обвитую верёвкой, и в верхнюю — парчовую, называемую инди́тией (индитионом) в напоминание о торжественном одеянии Господа как Царя славы.

В престол полагается в особом ковчежце частица святых мощей в память обычая в ранней Церкви совершать евхаристию на гробах мучеников и в знак мысли, что Церковь утверждена на Крови Христовой, а через Него и на крови мучеников (Откр.6:9).

На престоле полагаются антиминс, Евангелие, напрестольный крест (обычно два), дарохранительница и лампада. В соборах и крупных храмах над престолом устанавливается киворий (навес в виде купола с крестом).

Жертвенники(расположен в левой части храма. готовится евхористия и все для причастия)

В христианстве

Основные статьи: Алтарь, Жертвенник (в православном храме)

Жертвенник с установленными на нем потиром и дискосом

От Иерусалимского Храма жертвенник перешёл и к церкви, где и доныне составляют принадлежность храмов, как православных, так и римско-католических (у протестантов удержалась только идея жертвенника, вследствие чего у них жертвенником называется стол, к которому подходят верующие для причащения). Жертвенник в христианских церквях делались сначала из дерева, а со времени Константина Великого — и из камня.

С VI века католическая церковь стала исключительно допускать только каменный жертвенник; а на Востоке и доныне употребляется деревянный.

Отличие жертвенника в христианстве от других религий состоит в том, что на нём жертва не совершается, а только подготавливаются вещества (хлеб и вино) для совершения евхаристии.

ЯЩИК СВЕЧНОЙ, ящик церковный - в русском православном храме место торговли, где продаются свечи, иконки, просфоры и т. д., а также оформляются требы и заказываются поминания.

Панихидный ящик

Дароно́сица — переносная дарохранительница для ношения Святых Даров. Используется для осуществления таинства причастия вне храма.[1] При помощи принесённых священником преждеосвящённых Даров к таинству приступают больные, заключённые и другие верующие, которые не могут посещать храм.[1] В Католической церкви дароносица специального типа используется также для выставления Святых Даров для их почитания (адорации).

В Православии дароносица хранится, как правило, на Жертвеннике.[1] Прикасаться к ней имеют право только священнослужители.

В изобразительном искусстве дароносица является атрибутом святых Клары, Норберта и Гиацинта. Она упоминается в одном из стихотворений Мандельштам

Ковче́жец — небольшой ящик или ларец для хранения религиозных реликвий.

Обычно в ковчежец помещаются частицы мощей, при этом как одного, так и нескольких святых одновременно. В ковчежец наряду с мощами могут помещаться и другие реликвии, как связанные с жизнью святого (одежда, частицы гроба, брандеум), так и с евангельскими событиями (например, реликвии Страстей Христовых, камни с мест евангельских событий). При помещении в ковчежец реликвий небольшого размера они могут размещаться в углублениях специальных пластин, залитых воскомастикой. Ковчежцы с особо почитаемыми святынями переносятся священнослужителями на голове.

Мощи в ковчежце устанавливаются под престолом православного храма, когда его освящает епископ. При этом читается следующая молитва: «Сам Владыко, благих податель сый, молитвами святых, их же благоволил еси положению мощей в сем честнем жертвеннице Твоем быти, сподоби нас неосужденно бескровную Тебе на нем приносити жертву».

Ковчежецы часто выполняются из драгоценных металлов, некоторые из них являются значимыми предметами ювелирного искусства (например, Ковчег Дионисия).

Ковчежец в Православной церкви используется также для хранения предметов и веществ, используемых при крещении (сосудов с миром и елием, кисточек для помазания, губок для отирания мира и ножниц для обрезания волос). В этом случае ковчежец символизирует собой одновременно и ясли и гроб Иисуса Христа.

Аналóй или аналогий (дрHYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA".-HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA"греч. ἀναλογέιον, ἀναλόγιον — подставка для книг) — употребляемый при богослужении высокий четырёхугольный столик с покатым верхом; иногда аналои бывают складными.

Аналой может иметь несколько назначений. Во-первых, аналой стоит напротив каждого алтаря перед иконостасом; на него кладётся праздничная икона, соответствующая тому или иному дню, либо икона, соответствующая посвящению придела. Такой аналой называется проскинитарием (в афонских храмах над ним устраивают кивории). При совершении таинствамиропомазания во время богослужения на аналое лежит либо праздничная икона, либо Евангелие. Во-вторых, ещё один аналой расположен на клиросе для чтения чтецомпсалмов. Третье назначение аналоя — совершение таинства исповеди, в этом случае аналой покрывается ризой, и на него кладутся крест и Евангелие. Иногда аналой также используется для чтения диакономЕвангелия.

Аналой также может иметь форму многостороннего столба, увенчанного многогранной вращающейся пирамидой. Подобные аналои используются в греческой клиросной певческой практике.

семисвечник

Паникадило (от гречHYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA". πολυκάνδηλον — многосвечие) — в православном храме центральная люстра, светильник со множеством свечей или лампад.

По церковному Уставу при воскресных и праздничных богослужениях возжигаются все светильники, в том числе и паникадило, создавая образ Божиего света, который воссияет верным в Царствии Небесном. Множеством огней паникадило символически означает Небесную Церковь как созвездие, собрание людей, освящённых благодатью Святого Духа, горящих огнём любви к Богу.

пасхальные фонари

Напрестольный крест — в Православной церкви распятие, хранящиеся вместе с Евангелием и антиминсом на престоле в алтаре храме.[8] Упоминают разделение на аналойные и воздвизальные.[9]

Многие напрестольные кресты являются произведениями ювелирного искусства, в некоторые из них, например, крест Евфросинии Полоцкой , помещают частицы мощей святых.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 171; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.01 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты