Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Философия XX века




 

XX век - это век революций, в ходе которых, говоря словами поэта, «мир изменяли, Бастилии снова штурмуя». И самой радикальной по своей преобразующей силе была социалистическая революция в России; это две мировые войны, распад колониальной системы, а вслед за этим, а точнее – параллельное формирование и неоколониализма, возникновение и рост социалистической системы, её нешуточный, самый серьёзный вызов и противостояние капитализму, а на самом исходе столетия столь же серьёзное поражение социалистической идеи на родине её первой материализации, воплощения в действительность, которое вызвало не менее радикальный геополитический сдвиг, чем и само её возникновение; это великие достижения в науке и технике, вылившиеся в середине 20 века в уникальное историческое явление – научно-техническую революцию, символом которой стала ЭВМ и порождаемые ею глубокие, а подчас и радикальные изменения действительности как человеческой, так и природной, это прорыв человека в Космос, интенсивное его исследование, а к концу столетия все более отчетливые перспективы и его милитаризации; бурную и драматическую историю ХХ века вполне уместно рассматривать как борьбу за реализацию давней философской идеи (а еще более давней религиозно-поэтической мечты) о всеединстве рода людского, о том желанном будущем, «когда народы, распри позабыв, в единую семью соединятся». Коммунистический экспансионизм и мессианизм, бравший на себя миссию освобождения всего человечества от всех форм несправедливости, социального отчуждения и подавления сразу же после падения коммунистического колосса, противостоявшего колоссу капиталистическому, сменился либеральной глобализацией с совершенно открыто демонстрируемой физиономией ускоренной американизации всего и вся на нашей маленькой планете, прямо таки лихорадочной реализацией либерального мондиалистского проекта единого мира, призванного закрепить и обеспечить господство американизированного «европейского человечества» на планете, подвести под счастливый «золотой миллиард», все остальные миллиарды человеческого рода. Но в основе данного проекта не мощный подъем духовной и социальной синергии, а технологический прорыв и соответствующее лидерство либерального Запада и базирующаяся на них грубая военная сила, усиленно сдабриваемая, правда, цветистой и напыщенной либеральной риторикой о «вечных либеральных общечеловеческих ценностях», единых демократических нормах, свободе и правах человека. Быстро и легко фиксируемое, чувственно зримое разрушение и деградация природной среды идет рука об руку с еще более интенсивным, но чувственно не наглядным разрушением, необратимым вытаптыванием тысячелетиями складывавшегося, яркого и веселого в своем цветущем разнообразии ландшафта мировой культуры. И это - самый страшный итог ХХ века, поставившего мировую культуру на грань духовного коллапса.

Естественно, эти новые реалии находили и находят свою концептуализацию и философское осмысление как в новых, возникших уже в XX веке направлениях и течениях философской мысли, так и в тех направлениях, начало и исток которых ещё в XIX веке.

Образ философской мысли XX века можно описать следующими основными чертами:

Плюрализм, множественность философских направлений, течений и школ как выражение чрезвычайного усложнения, расширения и углубления общественной практики и научно-теоретического освоения реальности, форм взаимодействия человека с природой и обществом, саморефлексии, самосознания общества и человека.

Философия ХХ века продолжила намеченные еще в европейской мысли XIX века поиски новой рациональности. При этом наибольшая проницательность была проявлена в данном отношении основоположником феноменологии Эдмундом Гуссерлем (1859 - 1938), который, ни на минуту не прекращая борьбы за «философию как строгую науку», с полным на то основанием отвел следующими примечательными словами упреки в свой адрес Льва Шестова, всю жизнь посвятившего развенчанию науки и, по его убеждению, полной несостоятельности научного разума: «то, что Вы делаете, я называю так же наукой».

Деэссенциализм, почти повсеместный отказ от поиска сущностных основ вещей и явлений – тоже важная особенность философии ХХ, а теперь уже и XXI века. Гуссерлевский тезис «сколько явления, столько и бытия» достаточно хорошо передает суть этого принципа.

Философия ХХ века открыла также и интенсивно осваивает свой «микромир» - пестрый, текучий, бесконечно разнообразный, субъективно окрашенный, коррелятивный установкам, сознанию и действиям людей и их сообществ мир повседневности.

Важная характеристика европейской философии этого периода – смещение исследовательского интереса на аксиологически-праксеологическую проблематику, в первую очередь, проблематику социального действия и культуры как универсума его объективаций.

Радикальный гносеологический сдвиг как одна из самых существенных особенностей философии XX века наиболее полно выражен и наиболее последовательно реализуется прежде всего гуссерлевской феноменологией. Традиционная, догуссерлевская гносеология концентрировала своё внимание на «первичном» познании, исследовала первоначальный опыт субъект-объектного взаимодействия и формирования в процессе и в результате этого взаимодействия соответствующего познавательного образа, представления, знания об изучаемом объекте. Феноменология же начинает исследовать гносеологическую ситуацию как раз там, где традиционная гносеология, удовлетворённая полученным результатом, со спокойной душой ставит последнюю, окончательную точку. Там, где традиционная гносеология видела уже исчерпание познавательной проблематики, феноменология фиксирует туго завязанный проблемный узел. Гносеологический субъект феноменологии – не растерянный новичок, а, можно сказать, уже «профессионал» в данной предметной области, она им уже хорошо обжита, освоена, стала неотъемлемой составляющей его собственного «жизненного мира».

Панорама философской мысли ХХ века включает не мало направлений: диалектический материализм, неомарксизм, философия жизни, неопозитивизм, экзистенциализм, философия науки и техники, философская антропология, психоанализ, структурализм, персонализм, герменевтика, критический рационализм, научный материализм, постмодернизм, феноменология, прагматизм, неореализм, неотомизм и др. Наиболее влиятельными и, соответственно, наиболее репрезентативными на Западе стали неопозитивизм и экзистенциализм.

Третья фаза в развитии позитивизма – неопозитивизм – пришлась уже на первую половину ХХ в. В неопозитивизме, ставшем важнейшим и влиятельнейшим направлением европейской философии прошлого века (основные представители: Бертран Рассел (1872-1970), Людвиг Витгенштейн (1889 - 1951), Рудольф Карнап (1892 - 1970)), задачи философии по отношению ее к науке сводятся к проблемам анализа и исследования языка, сначала языка самой науки (период «логического позитивизма», «логического атомизма», «логического эмпиризма»), а позднее – живого естественного языка повседневности (этап аналитической, лингвистической философии). В рамках первого этапа была поставлена задача очистить язык науки от всех ненаучных и псевдонаучных, «метафизических» высказываний, что и должно было быть единственной функцией и основным делом философии. Образцом же логической строгости научного языка для неопозитивистов стал язык математической логики, в котором каждому термину соответствует одно и только одно значение. Неопозитивистская программа реформирования, коренного преобразования научного языка включала в себя два обязательных принципа – редукционизм и верификацию. То или иное высказывание признавалось удовлетворяющим требованиям научности, если оно допускало сведение, редукцию его к простым, так называемым «протокольным», «атомарным» высказываниям, которые уже можно было проверить, верифицировать простым соотнесением с показаниями органов чувств познающего субъекта. Всесторонняя критика данной программы довольно скоро выявила ее невыполнимость и несостоятельность по существу своему. Ведь если буквально следовать ей, то из науки пришлось бы исключить все самое ценное в ней, а именно – научные законы, формулировки которых представляют всеобщие высказывания, не сводимые к эмпирически верифицируемым простым, «атомарным» высказываниям. В результате философия была переориентирована на исследование естественных языков. А в них отсутствует жесткая однозначность слов и терминов. Здесь «значение слова – это его употребление в языке», оно определяется контекстом его использования, «языковой игрой». При этом «нет общего основания для употребления одного и того же слова, просто слова роднятся одно с другим множеством различных способов», - говорит поздний Витгенштейн, автор концепции «языковых игр». Язык в этом случае понимается как определенная деятельность, коммуникативная система, в самом процессе функционирования которой формируются и создаются значения слов и выражений. Задача же философии сводится к прояснению языковых выражений и устранению всякого рода философских, и не только философских обобщений и заблуждений, корень которых в смешении правил различных «языковых игр». «У нас в голове путаница относительно того, что может быть сказано о мире, и мы пытаемся прояснить эту путаницу. Эта деятельность по прояснению и есть философия… Философия есть борьба против зачаровывания нашего интеллекта средствами нашего языка… Не ищите смысл, ищите употребление… Главный источник нашего недопонимания в том, что мы не обозреваем употребления наших слов… Философия просто все предъявляет нам, ничего не объясняя и не делая выводов. – Так как все открыто взору, то нечего и объяснять. Ведь нас интересует не то, что скрыто», - считает Витгенштейн. При этом те или иные «языковые игры», различные контексты использования слов и выражений предполагают как свою основу и источник соответствующие «формы жизни». Постепенно антиметафизическая установка неопозитивизма смягчалась осознанием им и с учетом именно социокультурной обусловленности мировоззрения и познания. В дальнейшем, на стадии постпозитивизма исследовательский интерес его представителей (Карл Поппер, П.Фейерабенд) концентрируется на проблемах роста научного знания, закономерностей развития науки как социального института, ее социокультурных детерминант и влияния на общество, культуру и человека и т.д.

Как позитивизм во всех его модификациях самым непосредственным образом представляет естественнонаучное крыло европейской культуры, выражая, соответственно, и мировоззрение естественнонаучной и технической интеллигенции общества, так экзистенциализм со своей стороны – наиболее полный репрезентант гуманитарного крыла европейской культуры, выразитель мировосприятия ее творцов и носителей. При этом развитие этих полярных по сути дела философских направлений не было для них зачастую целью самой в себе. И те и другие проявили себя во многих случаях прежде всего как субъекты масштабного социального действия. Так, многие представители позитивизма, особенно неопозитивизма, были в первую очередь выдающимися учеными, внесшими большой вклад в математику, логику, физику. Особенно масштабна фигура Бертрана Рассела. Великий математик и логик ХХ в., не дожил только два года до своего столетия, четырежды женат, выдающийся общественный деятель, активнейший борец за мир, ядерное разоружение, ко всему – и нобелевский лауреат по литературе. Так были отмечены замечательные литературные достоинства его работ, общественно-политических в том числе. То, что к середине ХХ в., времени создания ЭВМ – этого подлинного чуда научно-технической мысли, логико-математическая база этой удивительной техники была уже в полной готовности – немалая заслуга и творцов неопозитивизма. В свою очередь, некоторые создатели экзистенциальной философии мощно заявили себя в практике художественного творчества. Нобелевские премии по литературе получили Камю и Сартр за свои уже чисто художественные (естественно, и философски насыщенные) произведения. Замечательными писателями были Мигель де Унамуно, Сент-Экзюпери, С. де Бовуар, Г.О.Марсель.

Экзистенциализм – философия человеческого существования, - возник в 1-ой четверти ХХ в. Основные представители: во Франции уже упоминавшиеся Жан Поль Сартр (1905 - 1980), Альбер Камю (1913 - 1960), Габриель Марсель (1889 - 1973); в Германии Мартин Хайдеггер (1889 - 1976), Карл Ясперс (1883 - 1969); в Испании Ортега-и-Гассет Хосе (1883 - 1955). В России еще раньше экзистенциальная проблематика стала, можно сказать, идейным стержнем творчества Ф.Достоевского, а в чисто философском плане ее успешно развивали Лев Шестов (1866 - 1938) и Николай А.Бердяев (1874 - 1948).

«Неизреченно и лишено имени то, что составляет» тайну души моей, голос утробы моей. Такой, к сожалению, очень приблизительной цитатой из классика можно выразить главную, стержневую идею экзистенциализма. В центре экзистенциальной философии человек в его уникальной неповторимости, во всей его актуальной и потенциальной бесконечности, неисчерпаемости, беспредельности. Экзистенциализм отвергает как несостоятельные в принципе претензии науки и естественнонаучного разума познать и определить человека, исчерпывающе раскрыть его природу и сущность. Науке с ее неустранимым объективизмом, исключительно внешним рассмотрением предметов и явлений, ориентацией лишь на открытие и фиксацию инвариантного, общего, закономерного в них, недоступно человеческое бытие как изначально индивидуальное, субъективное и неповторимое. Именно с этих позиций еще в XIX в. идейный предшественник экзистенциализма, тоже, как и Шопенгауэр, непримиримый оппонент Гегеля, датский мыслитель Сёрен Кьеркегор (1813-1855) поднял бунт против гегелевского объективистского рационализма, безличного и всепроникающего мирового разума его философской системы, из поля зрения которой выпадает, по Кьеркегору, главный предмет – индивидуальное человеческое существование. Для Кьеркегора исполненный самолюбования Гегель и его философия это «ворона и сыр, выпавший изо рта в момент приступа красноречия». Кьеркегор убежден, что возможна лишь субъективная, «качественная» диалектика человеческого существования, включающая три стадии роста личности. Дон Жуан, покоритель женских сердец, не способный уже управлять своими страстями, ориентированными на все новые и новые чувственные наслаждения - олицетворение первой, эстетической стадии человеческой экзистенции. Неизбежно сопутствующие этому внутренняя неудовлетворенность и опустошенность души становятся экзистенциальной основой подъема личности на этическую стадию. На ней уже не чувственные наслаждения ведут человека по жизни, а он сам подчиняет ее требованиям этического долга, определяет свое поведение кантовским категорическим императивом. Но лишь «подвиг веры» и индивидуальная встреча с Богом на основе разрыва со всем преходящеземным поднимает личность на ступень вечности, гарантируя сохранение и истинность ее экзистенции. В экзистенциализме существование противопоставляется сущности как данность первичная данности вторичной. Смысл этого основополагающего в экзистенциализме принципа «существование первично, сущность вторична» в том, что для него нет никакой неизменной, изначально данной природы или сущности человека, и человек не запрограммирован от рождения быть именно таким, а не чем-то другим. «Экзистенция первична» – это значит, что человек сначала рождается, существует, непрерывно действуя, и при этом создает самого себя, свою сущность, которая является уже итогом, результатом его существования. Отсюда определения: экзистенция – «ничто», экзистенция – «свобода», т. е. изначальная неопределенность, незаданность сущности человека. А раз так, экзистенция истолковывается как неограниченный веер возможностей, выбирает между которыми и реализует которые сам человек, беря на себя самого всю ответственность за все, что он сам выбрал, и не перекладывая ее ни на внешние, ни на внутренние «объективные» причины и факторы. В понимании экзистенции воплотились также некоторые важнейшие принципы гуссерлевской феноменологии. Ее предмет – описание сознания как смыслоконституирующей активности, которая в своих предменых формах, объективациях «коституирует», порождает специфическое, «интенциональное» бытие, экстенсивное в пространственно-временном измерении, уникальное и неповторимое, субъективно, личностно окрашенное, вырастающее на «мнящих интенциях» и своими объективациями «трансцендирующее», всегда перешагивающее границы телесной оболочки, биологической организации человека, соединяющее его Я и эти объективации нерасторжимой связью, не допускающей традиционно для новоевропейской философии разделение на субъект и объект. Отсюда и определение экзистенции в экзистенциализме как «трансценденции» и понимание человека как существа, что (по слову поэта) «ставит пред собой все новые и новые задачи». Это бытие – действие, смыслопорождающее и смыслонаделяющее.

Экзистенциализм различает существование подлинное и неподлинное. Подлинное существование – это верность самому себе, своей свободе и своему выбору. Ничего не стоит истина, если за ней не стоит индивидуальное усилие, напряженное субъективное переживание и поиск, готовность отстаивать ее любой ценой, даже ценой собственной жизни. Поэтому истина может быть только субъективной. Неподлинное существование - это измена своему Я, своей свободе, это анонимное, безликое, массовидное существование, стремление жить как все, и думать и действовать так же. Экзистенциализм фиксирует сложную, трагическую диалектику взаимосвязи человека и мира, прежде всего социального. «Ад – это другие», - знаменитое определение Сартра как нельзя лучше передает эту жизненную драму человеческого существования, которое не может реализоваться вне взаимодействия с другими, между тем как среда всегда наготове его поглотить, подавить, снивелировать. Экзистенциализм требует от человека оставаться человеком в любых ситуациях, не превращаться самому в вещь и не становиться ею в чьих-либо руках. Поэтому экзистенциализм – это и протест и одновременно довольно полный диагноз современного глобализирующегося общества массовидной, космополитической культуры, стандартизирующей и нивелирующей человеческую индивидуальность, ускоренной цвишенизации, разрушения в труху и крошево живоносных культурных традиций, в котором социальная инженерия и технологии манипулирования составляют основу господства и управления.

В последнюю четверть XX в. в европейской философии возникает и завоевывает значительное влияние постмодернизм, сумевший во многом достаточно полно выразить важнейшие параметры складывающейся в мире новой реальности. Его важнейшие представители: Ж.Ф. Лиотар (р. 1924), Ж.Бодрийяр (р. 1929), Ж. Делез (1925-1995), Ж. Деррида (1930-2004).

Постмодернизм – это, в первую очередь, атака на логоцентризм. Это его знамя, это его боевой штандар. В логоцентризме как сущностной, сквозной и стержневой структуре всей европейской культуры он усматривает главный корень всех ее недостатков, смертных грехов и пороков, ее уже, якобы, проявившейся несостоятельности и неизбежной отреченности. Кажется, более сурового приговора европейской культуре еще никогда не произносилось. Имеется ввиду пронизывающая всю европейскую культуру, идущая еще от досократиков, а у Гераклита получившая свое блестящее категориальное выражение в его бессмертном «Логосе»), главная культурная доминанта европейской культуры, - ее преимущественная установка на рацио, строгую научность, безусловное и общезначимое знание, на объективную истину. И конечно же, предельным, максимально полным воплощением «логоцентризма» европейской культуры является современная новейшая техника, вся непрерывно разрастающаяся вширь и ввысь мощнейшая, уже без всяких оговорок глобальная техносфера и научное естествознание, оплодотворяющее и порождающее эту техносферу.

Европейская культура репрессивна по своей природе, и эта ее репрессивность – простое и неизбежное следствие ее логоцентризма, - вот главное обвинение постмодернизма в адрес основанной преимущественно на рацио европейской культуры. Тезис о репрессивности европейской культуры – не собственное «открытие» постмодернизма, а восходит к концепции воли к власти Ницше, по представлениям которого все окружающие объективации воли к власти и как таковое стремится подавлять и властвовать. Следовательно, и основанная на логосе культура непрерывно продуцирует, созидает, конструирует многообразные, просто бесчисленные миры смыслов, ценностей, структур и отношений, которые подчиняют, угнетают и порабощают свободный дух… Поэтому свою философию постмодернизм определяет как деконструкцию и видит ее задачу в «разборке», разрушении, деконструкции всех опирающихся на логос «означений», универсалий европейской культуры, создающих каркас ее целостности всех взаимосвязанных фундаментальных категориальных противоположностей, «бинарных оппозиций»: добра и зла, истины и заблуждения, мужского и женского, возвышенного и низменного, прекрасного и безобразного, справедливого и несправедливого, верха и низа, света и тьмы и т. д. «Деконструкция состоит не в переходе от одного понятия к другому, но в переворачивании их концептуального порядка и в стремлении сделать его артикулированным…». Цель грамматологии - деконструкция всех означений, которые имеют своим источником Логос» (Ж. Деррида).

Постмодернизм описывает реальность как текст, застывший в своих «означаемых». Зоной, свободной от давящего пресса бесконечного ряда объективаций культуры является лишь фаза, предваряющая их окончательное оформление, фаза интенции – замысла (на уровне еще «немой мысли»), его вынашивания, а затем и реализации. Это интервал, в пределах которого «означающее» еще только ищет, пытается найти предметную форму своего выражения и, обретя, наконец, ее, превращается уже в «означаемое». Живая, наполненная творческой энергией и самодвижением реальность, - это путь, фаза превращения «означающего» в «означаемое». Переворачивая и выворачивая наизнанку застывшие «окаменелости» культуры, постмодернизм хочет воскресить их, дать им новое дыхание, вдохнуть в них новую жизнь. В этом, скорее всего, и состоит весь позитив постмодернистской философии, которую (в данном ее аспекте), видимо, допустимо интерпретировать как описание во многом нелегкого, но тем не менее успешного процесса освоения и присвоения индивидом интеллектуального и духовного богатства, как накопленного уже, так и актуально продуцируемого культурой. Что же касается тезиса о изначальной репрессивности культуры и необходимости реконструкции, разборки, разрушения и разложения ее объективаций, то этот тезис требует уже другой трактовки. Он хорошо вписывается в современный геополитический контекст с глобализацией как его основной, главной и сущностной особенностью. Можно согласиться, что любые объективации любой культуры (и вовсе не одной только «логоцентристской» европейской) требует если не подчинения, то в любом случае не терпят полного игнорирования себя, в той или иной мере заставляют считаться с собой. И постмодернизм – это удар по всем современным животворным культурным традициям, привязывающим индивида, его разум и сердце к свом родным духовным и культурным истокам, и образующим последний серьезный рубеж, последнюю преграду на пути полного торжества мондиалистской глобализации. Ведь она – воистину «всемирный тигель культуры», в котором должны переплавиться, превратиться в безликую однородную массу и смесь все наличные культурные традиции, чтобы на этой основе формировать соответствующего человека – «гражданина мира», безродного космополита, не укорененного прочно нигде социального атома, свободного от всяких привязанностей и обязательств перед породившей и взрастившей его культурой, его духовной родиной. Очень хорошо работает на глобализацию философия, которая убаюкивает обывателя от культуры своим отрицанием ее универсалий, утверждениями от изжитости и старомодности представлений о реальности через призму категорий всеобщности, единства и универсальности, о бытийной, онтологической самодостаточности всякой бытийной мелкости, всякого (пусть мимолетного и эфемерного) феномена и явления действительности из бесконечной их череды, о недопустимости ставить вопрос о единстве этой яркой и пестрой, бесконечно разнообразной реальности в то самое время как универсализм и всеединство в лице неолиберальной глобализации и мондиализма – это самая жестокая, очевидная и всеопределяющая реальность сегодняшнего мира. Но если опровергнуть постомодернистский страх перед якобы неизбежной репрессивностью культуры на будущее, то тогда эту философию можно истолковать как верный диагноз, предчувствие и надежное предсказание жесткого глобального тоталитаризма, которым будет увенчано и закреплено здание ускоренно возводимого «общечеловеческого всеединства». Отвергая и отбрасывая все фундаментальные «бинарные оппозиции» культуры, постмодернизм сводит философию (в ее позитивном аспекте) к свободному, ничем не ограниченному «творчеству концептов», если прибегнуть к терминологии позднего Гуссерля, «конституированию интенциональных предметов». Это мышление интеллектуального коллажа, в том числе и произвольного цитирования, свободного заимствования и по желанию и прихоти автора комбинирования интеллектуального материала из разных сфер, эпох и традиций. В результате философия превращается в изготовление и плетение словес, словес хитроумных, прячущихся, скрывающих свое содержание, семантики зыбкой, текучей, мерцающей, убегающих ясности, определенности и четкости. В постмодернизме, который отвергает саму идею единства как якобы полностью себя исчерпавшую и концентрируют все свое внимание по сути дела на пестром хаосе повседневности, достигает своего апогея та «космическая непочтительность», о которой говорил Б.Рассел как о наиболее тревожной и опасной тенденции современной европейской культуры. Это культура общества, в котором политическая вертикаль, опираясь на вертикаль естественнонаучную, взметнулась в предельные для нее высоты мондиалиазма, духовная же – провалилась в социальное подполье, в аксиологический антимир. Печальна судьба мировой культуры, которой уготована участь быть «реформированной», переделанной, «обновленной» по такому образцу.

 

 

 

Св. план 2005, поз. 63

 

 

Учебное пособие

 

 

Габрусь Иван Федорович

 

 

ИСТОРИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ

ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ

 

Учебно-методическое пособие

для студентов, магистрантов и аспирантов БГУИР

 

 

 

Редактор Т.Н.Крюкова

 

 

Подписано в печать Формат 60х84 1/16.

Бумага Печать Усл.печ.л.

Уч.-изд.л. Тираж 500 экз. Заказ

 

 

Издатель и полиграфическое исполнение: Учреждение образования

«Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники»

Лицензия на осуществление издательской деятельности №02330/0056964 от 01.04.2004.

Лицензия на осуществление полиграфической деятельности №02330/0133108 от 30.04.2004.

220013, Минск, П.Бровки, 6.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 55; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты