КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Александра Васильевна
Родилась 14.04.1893 г. о чем сделана запись в метрической книге Новгородской епархии, Боровического уезда Любытинской Введенской церкви. ее восприемниками при крещении были Главного военного интендантства полковник Павел Дмитриевич Вигилян-ский и жена надворного советника Александра Дмитриевна Кушина, а также боровичес-кий землевладелец дворянин Владимир Гаврилович Висленев и дочь инженер-поручика Лидия Васильевна Висленева. /И 142 л.8/ В своей первой анкете /см. И 48 л.1/ ею указы-ваются местом рождения Боровичи, впоследствии же во всех документах Ленинград, хотя должен быть С.Петербург. Также и год рождения указан в анкете 1895-й, а не 1893 –й Проживала по 12-й роте 21 кв 6. Училась в гимназии В.Н.Хитрово на 1-й роте и, окончив ее, сдав дополнительные экзамены при 8-й мужской гимназии в 1913 г. поступила в Женский медицинский институт, где проучилась три года. После смерти отца в 1914 г. ( Так указано в личном деле, фактически отец умер в 1916 г., а в 1914 г. над ним, как умалишенным было учреждено опекунство.) начала давать уроки по подготовке детей в школу. В 1916 г. поступила в Петроградскую консерваторию где занималась в классе профессора Ирецкой. Будучи ученицей консерватории, не имея достаточных средств к жизни училась и одновременно работала: делопроизводителем по личному составу в Продовольственной комиссии Смольнинского района с 30 декабря 1917 г. по 1.08.1919 г.; артисткой хора Михайловского театра с 8.1919 г. по 1.04.1920 г. С этого числа, после конкурсного прослушивания, по окончании консерватории, была приглашена артисткой-солисткой в театр им. Кирова. Была замужем. Муж - Владимир Владимирович Выстав-кин, родился 20.11.1891 г., военный инженер строительного управления Балтийского моря, умер в 1931 г. в Ленинграде. Начав работу в театре с небольших партий постепенно выдвигаясь на первое положение, приобрела огромный опыт и репертуар. Ею спето в театре более 42-х раз-личных партий. Из крупных это Людмила, Волхова, Виолетта, Джильда, Розина, Ле-
бедь, Маргарита, Королева в "Гугенотах", Джульетта, Блонде /"Похищение из Сераля" Моцарта/, Паж /"Бал маскарад"/, Паночка, Кукла /"Сказки Гофмана"/, Иоланта, Марфа /"Царская невеста"/, Эльза /"Лоэнгрин"/, Сента /"Моряк скиталец"/ и др. С первых дней работы в театре и до его эвакуации имела большую работу в Ленинградской Филармонии. Пела со всеми крупными русскими и иностранными дирижерами в сим-фонических концертах, владея огромным репертуаром. В комитете Ленинградского Радиовещания, с первых дней существования радио, пела во всех ответственных кон-цертах. Неоднократно по приглашению Московской Филармонии выступала в Москве. В 1940 г. во время войны с белофинами была на фронте с концертной брига-дой, а во время эвакуации театра в г.Молотов /Перьм/ в дни Великой Отечественной войны обслуживала шефскими концертами госпитали, в/части и шахты Губахи и Кизе- ля. Жила в г.Молотове на улице Кирова д.65 комната 2. В 1945 г. исполнилось 25 лет ее работы в театре. По этому случаю ей была объявлена благодарность и дан спек-такль "Царевна лебедь", в котором она исполнила партию Лебедя. В 1948 году, будучи в отпуске в Москве, она оттуда обращается с письмом к директору театра, в котором ставит его в известность о том, что она ".... приглашена в Московскую Гос. Консерваторию в качестве педагога ВУЗа, пока на почасовую оплату... Дирекция консерватории будет хлопотать ...о моем переводе на штатную должность старшего преподавателя". Далее следует просьба о содействии в переводе. Одовремен-но поступает ходатайство некоего Быкова о переводе А.В. Висленевой в Москву к мужу т.Маркелову С.П., директору Московского Центрального художественно - промыш-ленного училища, бывшего Строгановского. Видимо этим обстоятельством объясняет-ся ее стремление перевестись в Москву. 25.11.1948 г. приказом комитета по делам искусств при СМ СССР № 826 этот перевод был осуществлен. К моменту поступления в Московскую Гос. Консерваторию Александра Васильевна владела тремя языками - немецким, французским и английским. Была награждена медалью "За доблестный труд в ВОВ". В ее трудовой книжке этого периода записано: - 1.12.48 освобождена от работы в театре ввиду перевода в Московскую Гос. Консерваторию; -15.10.48 - зачислена на должность преподавателя Московской Гос. Консер- ватории на условиях почасовой оплаты -1.01.49 переведена на должность ст.преподавателя сольного пения на 50 %; - 2.02.49 - переведена на целую ставку ст.преподавателя сольного пения; В Москве живет в квартире своего мужа, профессора Сергея Платоновича Маркелова 1885 г. рождения. Их адрес: г.Москва Б.Спасская дом 15/7 кв 108. В 1951 г. обращается с ходатайством в театр им.Кирова о присылке документов, подтверждающих ее право на пенсию по выслуге лет. Такое подтверждение она получает и в том же году оформляет пенсию. Вскоре после этого она возвращается в Ленинград /то ли потому, что муж умер, то ли по причине развода с ним/ и, не имея места для проживания, получает его в Доме ветеранов сцены, где и прожила вплоть до своей смерти. О театральной и концертной деятельности Александры Васильевны было немало лестных отзывов. Вот один из них, который, на наш взгляд, наиболее полно ха-рактеризует ее. Приведем этот документ полностью. СССР Комитет по Делам Искусств при СМ СССР Государственный научно-исследовательский институт Театра и Музыки 4.07.1947г. № 338 г.Ленинград, Исаакиевская пл. д.5 тел. 1-73-00, 5-50-43
А.В.ВИСЛЕНЕВА
Характеристика Александра Васильевна Висленева давно и хорошо мне известна своей много-летней, талантливой артистической деятельностью. Обладательница прекрасного голо- са, обаятельного по тембру, гибкого и всесторонне обработанного превосходной школой, Александра Васильевна как оперная артистка и концертная певица всегда пленяля тонкой художественностью и законченностью исполнения, выразительностью и теплотой переда-чи, строгим вкусом, безупречной интонацией. Александра Васильевна прирожденный художник и подлинный музыкант. Блестяще читая ноты с листа, Александра Васильевна поражала быстротой с которой она в совершенстве овладевала поручаемыми ей новыми произведениями, какого бы стиля и какой бы трудности они ни были - начиная от русских и зарубежных классиков и кончая самыми последними достижениями музыкаль-ного искусства. Трудно решить, в какой из двух музыкальных областей Александра Ва- сильевна стояла на большей высоте: в опере ли, где ею воплощена целая вереница женс-ких образов, всегда продуманных и прочувствованных, или же в концертном зале, где Александра Васильевна доставляла полное художественное удовлетворение искусной выразительностью и законченностью исполнения и безупречной музыкальностью. В част-ности, как бывший Директор Лен.Филармонии, а в последствии бывш. директор художес-твенной части там же, с благодарностью вспоминаю, с какой неизменной готовностью Александра Васильевна множество раз принимала на себя разучивание новых для нее произведений, порой обширных и трудных, и как охотно соглашалась выступать в вокаль-ных ансамблях, сплошь и рядом отсутстсвовавших дотоле в ее репертуаре. Так поступать может только артистка действительно любящая искусство, горящая его интересами и всегда стремящаяся к обогащени своего художественного опыта.
Директор института, Член-корреспондент АН СССР, Доктор искусствоведения, Заслуженный деятель искусств, профессор А.Оссовский /И- 48 листы 1,2,3,4,7,8,13,16,18,19,23,24,38/
|