КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Классификация Самостоятельных Единиц Сознания.Вначале, как и всегда — немного теории. То, что скрывается под ранее загадочным термином СЕС вы, скорее всего, уже поняли. Но дабы понятие это ваше стало, так сказать, «рабочим», давайте теперь разберемся в том, какие такие бывают эти Самые Самостоятельные Единицы Сознания. В принципе, оснований для их классификации может быть ой как много. Однако для нас вполне достаточно будет только двух из них. Основания первого, каковое подразделяет всех беспокойных или не очень Обитателей нашего Сознания на СЕС Персоны и Тени. И второго основания, «классифицирующего» их как части (или, в терминологии Ф. Фанча, сущности) и субличности (что сие такое, поймете дальше). Первое основание для подразделения Самостоятельных Единиц Сознания (равно как и собственно само подразделение), прямо следует из безоговорочно принятой всеми без исключения школами и направлениями современной психологии концепции К. Юнга, по которой психика человека может быть как бы «разведена» на две части: Персону (в некоторых транскрипциях — Маску), включающей в себя все то, что мы (в себе же) любим, ценим и уважаем — а заодно это любимое, ценное и уважаемое в большинстве случаев является еще и социально одобряемым,: И Тень, состоящую из всего того, что мы в своем собственном психическом мире не любим, не ценим и не уважаем (и что, как вы понимаете, чаще всего отнюдь не выступает одобряемым социально). Обычно Тень человека находится под жестким контролем Персоны, ибо в противном случае, и общество в целом, и любые сообщества людей в частности, просто прекратили бы свое существование (как сказал какой-то остряк — или мудрец?, пассажиры автобуса вряд ли ездили бы на нем, если бы знали, что — в натуре и конкретно— думает о них водитель...). Однако ежели контроль этот ослабевает (а он может быть как внутренний, так и внешний— например, в лице карательного аппарата государства), Тень выходит наружу и творит безобразия, после которых частенько встают, дыбом волосы не только у их (безобразий) свидетелей, но и у того, кто эти безобразия натворил. «Господи, неужели это был я!» — частенько стонут после утреннего «разбора полетов» любители «заложить за воротник», когда слышат о том, что они натворили вечером и/или ночью. Ты, ты, батенька — хотя и в лице своей Тени, каковая улучила момент твоего «глубокого расслабона» для того, чтобы выйти наружу и проявить себя во всей красе. Здесь важны два момента. Первый — это то, что, хочется вам или нет, но это действительно ваша Тень, отчего попытки как бы вывести ее за скобки («Это был не я, а другой человек...») просто-напросто нечестны. И второй — то, что Тень бесполезно ненавидеть и бессмысленно отторгать или отвергать, ибо, согласно древнему эзотерическому принципу «Мы становимся всем тем, чему сопротивляемся», это только усилит ее негативный и разрушительный потенциал (хотя потакать собственным внутренним безобразиям тоже не стоит — лучше вспомнить и твердо сказать в нужный момент бессмертное Шварцевское: «Тень, знай свое место!»). Однако буде мы установили, что за всеми нашими устойчивыми эмоциями, поведением и действиями стоят Самостоятельные Единицы Сознания, то все мы лжем, трусим, подличаем, двурушничаем, злословим, сплетничаем, глупо злимся (и так далее, и тому подобное) не сами по себе, но под чутким руководством соответствующих СЕС — «бригад» или «подразделений» нашего Сознания, отвечающих за вместное и уместное (с их, а не наших или общества точки зрения) появление (или воспроизводство) лжи, трусости, подлости, двурушничания, злословия, сплетен и злости. Самостоятельных Единиц Сознания нашей собственной Тени. Естественно, что именно такие вот «теневые»СЕС и доставляют нам наибольшее количество неприятностей, ибо именно они либо прямо-таки заставляют нас делать не то, что мы хотим (или что было бы экологично), либо, наоборот, почти с упоением «тормозят» нас всякий раз, когда мы опять и снова пытаемся посеять в себе что-то разумное, доброе и вечное. Самостоятельные Единицы Сознания Персоны (а это, как вы понимаете, все те «бригады» и «подразделения», каковые в нас отвечают за появление и проявления всего чистого, радостного, светлого и пушистого) беспокоят нас куда реже: в основном тогда, когда нам не хватает чего-то «персонистого» — того, чего либо никогда не было (и его надо создать), либо мы его по таким-то причинам утратили (и его следует вернуть). Позитивность намерений СЕС. Так вот, в этой части моей книги вы в основном будете работать со своими «теневиками», каковых будете в основном трансформировать (Тень в Свет), а не уничтожать (Тень во Мрак). Потому как даже Мастера НЛП уничтожают негативные Самостоятельные Единицы Сознания только в самом-самом крайнем случае и то — чрезвычайно осторожно. Ваши же стремления расправиться с какой-нибудь теневой СЕС, скорее всего, будут подобны попытке подростка уничтожить или обезвредить сохранившуюся со времен Второй мировой войны, но все еще вполне дееспособную мину: и по результату, и по последствиям. Однако трансформация эта безоговорочно возможна, поскольку на самом деле (покрепче ухватитесь за стул, поскольку сейчас я вам сообщу нечто сногсшибательное) подлинно теневых СЕС нет и никогда не было! Ибо в нейролингвистическом программировании существует в качестве базовой прессупозиция (предпосылка), согласно которой любое поведение (и эмоция — тоже) имеет позитивное намерение. А это — в контексте Самостоятельных Единиц Сознания— значит, что теневые, по сути негативно-поведенческие (и негативно-эмоциональные) СЕС осуществляют и реализуют все это негативное буквально из самых лучших побуждений — и делают лучшее в рамках того, что они знают и умеют (о том, что это лучшее является для вас воистину убийственным, они часто просто не догадываются, а делать что-то другое просто не умеют). И потому-то подавляющее большинство негативных Самостоятельных Единиц Сознания охотно меняют свое «теневое» поведение на систему действий, целиком и полностью отвечающих требованиям Персоны — но только после того, как вы с ними об этом договоритесь, для чего извинитесь за прошлую ругань в адрес данной СЕС (а что: вы хотите сказать, что прямо-таки обожали свой, например, страх — да нет же, скорее всего, вы его костерили почем зря). После чего, надо всего-навсего объяснить этой Самостоятельной Единице Сознания необходимость изменить свое поведение. Предложить ей новые варианты или способы действий. И обеспечить свободу в их — вариантов или способов — выборе (то есть она должна сама решить, что из предложенного будет далее использовать во реализацию своего благородного намерения). Что, мой (точнее— НЛП) тезис о позитивном намерении вызвал у вас внутренний протест и неприятие? Да бросьте вы, ибо из такой вот функциональной автономии — различии между негативным поведением и «запустившей» его позитивной интенцией — и состоит вся наша жизнь. И, например, те же коммунисты, объективно пытаясь опять ввергнуть страну в пропасть, субъективно исходят из самых лучших побуждений типа благосостояния для всех и каждого, да еще и поровну. Правда, убедить их в том, что на самом деле они собираются уничтожить («до основанья...») то, что еще хоть как-то способно вытащить Россию из ой какой глубокой... ямы (хотел написать другое), в которой она нынче находится, куда труднее, нежели какую-нибудь Самостоятельную Единицу Сознания. Вот (опять-таки — например), ответьте мне на следующий любопытный вопрос: почему люди пьют (разумеется, не воду, а водку и тому подобное)? Правильно — потому, что у них есть соответствующая часть. А почему она возникла? Нет, вовсе не потому, что, мол, налили и не смог отказаться. Возникла она в силу острого намерения и лежащей в основе потребности: в расслаблении, позитивных эмоциях, освобождении от беспокойства (и т. д. и т. п.). И в один прекрасный (точнее, увы, печальный) момент бессознательное, конкретного человека обнаружило, что вполне способно удовлетворить это самое намерение расслабиться, испытать позитивные эмоции или освободиться от беспокойства с помощью энного количества грамм чего-то спиртосодержащего. И создало СЕС, которая уже (почти независимо от человека) регулярно его расслабляет, развлекает и успокаивает порцией СН5ОН2. Правда, далее она (или все-таки сам этот человек?) может как бы увлечься и перейти все разумные, границы, отчего через некоторое время, уже мне или моим коллегам придется лечить, данного субъекта от алкоголизма. Хотя, кстати, и это «перерождение» «алкоголенаправляю-щей» Самостоятельной Единицы Сознания произойдет под чутким руководством его бессознательного, ибо (и поскольку) оно, к сожалению, стремится выполнять почти любые наши желания, включая неэкологичные, навроде употребления алкоголя или приема наркотиков. Что уж тут поделаешь: в этом (только в этом!) «толстом» мире взаимоотношения сознания и бессознательного напоминают отношения всадника и лошади (в «тонком» мире все наоборот, и даже еще сложнее и интереснее). И хотя даже самый глупый всадник вряд ли заставит свою лошадь прыгнуть впропасть, загнать ее куда-нибудь в непроходимые дебри, или даже просто увести прочь от дороги, он, к сожалению, вполне способен... Итак, с первым основанием для классификации Самостоятельных Единиц Сознания мы разобрались. Рассмотрим теперь их деления на части (сущности) и субличности. В принципе, оно также весьма условно, ибо любая субличность может рассматриваться как часть, а любая часть интерпретироваться как публичность. Главное отличие между этими двумя формами СЕС можно провести в плане, скажем так, масштабов ответственности, каковые у частей-сущностей куда как меньше, чем у субличностей. Первых в, например, традициях западной теории управления можно рассматривать как супервайзеров (в русской терминологии это просто мастера или бригадиры — т. е. те, которые непосредственно управляют людьми), тогда как вторых как менеджеров (в классическом, а не в отечественном, варианте, гдезавхозы давно уже торжественно именуются офис-менеджерами), каковые управляют уже не непосредственно людьми, но руководящими ими супервайзе-рами. Или, если это вам будет понятней, используйте для частей термин «отдел» (бригада), а для субличностей — «отделение» (объединяющее несколько бригад или отделов), Суть от этого не изменится, зато работа — облегчится. Необходимые условия работы с Самостоятельными Единицами Сознания. Что необходимо для того, чтобы эта, пусть облегченная, работа оказалась еще и успешной? Неукоснительное следование следующим пяти принципам-условиям работы с любыми частями и субличностями (По: Л. Деркс, Я. Холландер. «Сущность НЛП»). 1. СЕС разумныи обладают позитивными намерениями.Надеюсь, что после всего вышесказанного и первый — разумности — и второй — позитивности в намерениях — принципы стали вам достаточно ясны. Если же нет, то еще раз разберите все то, что я сказал выше — или просто поверьте в два этих положения по принципу «верую, ибо абсурдно». И все потому, что если у вас в вашей собственной голове останутся хоть какие-то сомнения по части разумности и позитивной настроенности своих СЕС, вряд ли вам удастся с ними договориться о трансформации. Ибо никто и никогда еще не договаривался о чем-то с человеком, который считает другого злонамеренным глупцом. 2. Самостоятельную Единицу Сознания создает цель, проблема или психотравма.Пожалуй, и этот второй тезис — условие также должен быть для вас достаточно понятен. Ибо естественно, что СЕС не возникают «просто так», а, являясь продуктом взаимодействия вашего сознания и бессознательного, самоорганизовываются и образуются только тогда, когда вы либо чегото действительно серьезно хотите (цель), либо чегонибудь не можете (проблема), либо просто оказываетесь в весьма тяжелой ситуации (психотравма), каковую — не важно, с помощью части или субличности— «службы охраны» бессознательного пытаются разрешить. 3. СЕС проявляется в действии или реагировании на ситуацию.И это тоже должно быть для вас вполне понятным, ибо о существовании какой-либо Самостоятельной Единицы Сознания мы узнаем как раз по устойчивому способу действий (на который как-то, мягко говоря, не очень-то и можем повлиять) либо по довлеющей эмоции по поводу каких-либо классов ситуаций (каковая эмоция опять-таки отказывается нам подчиняться). 4. Самостоятельные Единицы Сознания существуют всегда и никогда не могут быть устранены, но только лишь преобразованы.Данный тезис опять (или снова) прост и ясен для вас, ибо в нем — суть и принцип всей нашей работы с СЕС. Напомню только, что не уничтожение, но трансформация, необходимы не только потому, что, загнанная как крыса в угол, часть или субличность, в своем ожесточенном сопротивлении способна запросто нарушить ваш весьма хрупкий психический мир. Нет, это важно и нужно еще и потому, что с гибелью любой СЕС, во-первых, исчезает некий фрагмент вашей внутренней реальности, а во-вторых — огромный объем энергии, каковой в случае трансформации вы как бы можете направить «в мирных целях. Превратив таящуюся в сумеречных глубинах бессознательного атомную бомбу в сырье для атомной же, но электростанции. .5. Самостоятельные Единицы Сознания всегда делают лучший выбор из имеющихся и охотно изменят ют свой способ действий, если вы предложите им нечто лучшее.Это — последнее положение или пресуппозиция — является как бы квинтэссенцией вышеуказанного и одновременно важнейшим условием эффективной работы с СЕС. Ибо ежели вы не верите в то, что с обитателями вашего Я можно договориться, а также думаете о том, что это глупые созданья, которые отнюдь не собираются идти вам навстречу, (то бишь если вы считаете себя вождем, а своих СЕС быдлом), скорее всего горькая истина про стадо львов, управляемых бараном (что, кстати, менее предпочтительно, нежели стадо баранов, управляемых львом) реализуется в ваших не очень-то успешных попытках осуществить необходимые трансформации. Да, конечно же, части исубличности в иерархии управления вашим Сознанием и Телом являются в чем-то подчиненными вам. Но будет лучше, если вы представите себя не шибко умным руководителем, но мудрым педагогом. А Самостоятельные Единицы Сознания будете рассматривать не безмолвными и безмозглыми исполнителями, но ершистыми, хотя в душе своей добрыми, милыми и славными воспитанниками. И станете осуществлять свои трансформации как бы через призму или фильтр педагогической мудрости Ушинско-го, Песталоцци, Корчагина, Макаренко и Сухомлинско-го. И здесь неважно, что вы не читали их работ и даже, возможно, не знаете кто это такие. Важно, чтобы вы притворились, что эта самая педагогическая мудрость у вас уже есть... Обнаружение частей и субличностей.Теперь, после того, как вы истово и неистово поверили в пять базовых пресуппозиций, необходимых для успешной трансформации Самостоятельных Единиц Сознания, можно уже приступать к работе с ними. Первое, что здесь необходимо, так это обнаружение соответствующих СЕС, каковое (обнаружение) несколько отличается для, во-первых, частей (сущностей), а, во-вторых субличностей. Что нужно сделать для того, чтобы обнаружить часть? Да в общем-то ничего особо сложного. Просто вам следует составить этакий список постоянно повторяющихся и в общем-то мешающих вам (или просто мучающих вас) черт личности, способов поведения и действий, а также либо эмоциональных или даже соматических реакций (состояний). Именно так: и повторяющихся, и мешающих (о том, что вы как бы ну никак не можете их всерьез контролировать, говорить, наверное, уже не приходится). То есть, например, в плане черт личности это может быть хроническая неуверенность в себе; в контексте способов поведения и действий — непроходящая леность, а с точки зрения состояний— изнуряющий страх. Однако на самом деле возможности (и количество направлений) работы с частями столь велики, что я позволю себе привести почти полный список «показаний», опубликованный в прекрасной книге К. и Т. Андреас «Сущностные трансформации».
|