КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ВСТРЕЧА ВЕСНЫ
Для скотины пекли 40 шариков, для детей пекли птичек: глазки делали из изюма. (21) Пекли жаворонков, в них клали монетки. Кому попадется, тот богатым будет. (1) Закличка: Дождик, дождик, пуще Дам тебе я гущи, Хлеба краюшку, Пирога горбушку. Дам тебе ложку, Ешь понемножку. (5) Заговор на клещей: Клещ, клещ, Я иду в лес, А ты в ель лезь. (21)
Перед этим праздником под окошком не метут, не убирают. С утра пастух играл «Размолёшеньку» на рожке. Носили пастуху яйца, пироги. Созывал скот рожком, играя пенсии. Пастуху в мешок, в ведра клали угощения. Потом пастух обходил скот три раза с иконой Егория Вешнего. (14) Егорий Вешний. Пастух шел с коробицей под яйца, с мешком под хлеб, пироги. (49) Скот выгоняли посе Егория Вешнего. В субботу нельзя было выгонять скот. Пастуха выбирали общим собранием. Носили на выгон пастуху хлеб, яйца и соль. (12) «Богу помолясь, скотину выгоняй». (28) Иконку ставили на ворота «Егория». Телят выгоняли со скотом старше. Пастух играл на ладонице – трубочка из бересты. Мислинку носили – угощения пастуху – яйца, хлеб. (57) Выгоняйте-ка скотину на широкую долину. Гонят дедки, гонят бабки, гонят малые ребятки, Гонят стары старики, бородаты мужики. (13) Во время выгона: Верба красна бей напрасно Верба-хлест бей до слез Верба бела бей за дело. (13) Праздник для скотины. Выгоняют с Богом. На выгон все несут еду пастуху. (18,19) На первый выгон скотину вербой хлестали, у коров хвост подрезали. Пастух три раза обходил стадо с иконой и молитвой. После выгона икону ставили во дворе. (59) На первый выгон пастуху обязательно несли яйца, хлеб, соль. «Божничка» - где икона стоит. Скотину вербой хлыстали. Коровам хвост подрезали, чтобы не запуталась. С иконой стадо пастух обходил три раза. «Святой ангел спаси от огня… спаси меня, Господи, и помилуй». (1) 6 мая. Дары пастуху наносили: пироги и яйца. Он в поле обходил с молитвой 3 круга вокруг стада, это чтобы сберечь скотину. (17) Праздник для скотины (6 мая). В этот день бывало скотину купали, лошадей. Пастух с иконой обходил 3 круга (мог и с крестом). (5) Пастуху носили яйца в поле те, чью скотину он пас. (25) Первый выгон носили пастуху хлеб, соль. С иконой стадо обходили три раза. (45, 46) Пастух обходил скотину с иконой три раза. Пастуху носили обязательно хлеб, соль, яйца (это первый выгон). Собирал скот с помощью трубы длинной. (43) Выгон был в 3 часа ночи. Пастух с иконой обходил стадо 3 разас молитвой. Носили пастуху яйца, хлеб, соль – обязательно. Извещал о выгоне трубой (медной), кнутом (леска на конце), размер 5-6 м. (53) Егорий Вешний – пастуший праздник. Подносили еду, яйца пастуху. Он обходил коров. (33)
ТРОИЦА
Срывали ветки березки, втыкали в окно. После праздника снимали и клали под сено, чтобы мыши сено не ели. (40) Массовое гулянье с березкой. До праздника нельзя было наламывать веников. Березку выкидывали в воду. Веточки березки втыкали в двери, в окна. Украшали дом веточками, березку украшали лоскутками. (43) Перед Троицей в четверг собирались и шли через поле ржи, которая была уже высокая. На березе завивали венки. А в воскресенье их срезали, кидали в реку – гадали. Березку срубали, впереди одна несла березку, а за ней все мы. Так и возвращались в деревню. (27) Отмечали в четверг, рядили в лесу березку (сгибали березку). В воскресенье шли к березе, приносили молочные продукты, яйца. В четверг рядились и завивали березку, в воскресенье топили березку, загадывали желание. Водили хороводы с мальчишками. (9) В четверг ходили в лес, завивали себе венок на березке. В саму Троицу их срывали, шли к речке – пускать. Впереди всех шла женщина с березкой. Шли мимо ржи. Рожь яровая, ее сеяли в августе. (17, 30, 31, 33, 34) В четверг девки рядили березку. Парни и девки с березкой ходили по деревне. (25) В четверг ходили березку замечать, в субботу рядили. День гуляли, а вечером топили в воде. (44) Троица – престол. Его называли «мольба» - ходили на кладбище, молились о дожде. Когда шли обратно, обязательно шел дождь. (54) На субботу перед Троицей рвали ветки березы и вставляли в окна, а на Отданьё снимали ветки и завязывали их в пучки над дверью от нечистой силы. (51) Березки в окна сували. Срубали березку в лесу, рядили в тряпочки. Плели венки, кидали в пруд. (59) Парни и девушки уходили в лес играть. Играли в игру: одному завязывали глаза, и он на крик должен был поймать его (как «Жмурки»). (56) На Троицу ходили обязательно к друг другу в гости, иногда даже в соседнюю деревню. По окончании праздника березку сжигали. (36) Березку заламывали, на улице ее обряжали, водили хороводы и пели песни. Веточки рядили и втыкали в дом, в двери, окна. (61) Заламывали все одну березку, украшали ленточками и тряпочками. В доме собирались все, делали яичницу, окрошку. Яичница – мука, яйца, сахар. В Духов день березку разряжали и топили. Украшали веточками дома, плели венки. (58) Большуха – самая старшая девушка – готовила яичницу. Березку несли на пруд – топили. У каждого дома ставили по шесть березок. Дом пятистенный, березку ставили в ямку под каждым окном, стояли три дня. (8) Березовые веточки наряжали и кидали в воду. (49) В горнице ставили березку, срубали накануне вечером. Рядили ленточками. Варили яичницу. До Троицы нельзя рубить березку. Яичницей как бы встречали, привечали березку. (11) Березку заламывали и ставили возле дома. Втыкали березовые, кленовые веточки в дом, в окна, дверь. На второй день делали яичницу, кумились. После разкумлялись. (21) Гуляли, выбирали березку. Заламывали березу в четверг. Рядили тряпочками, ниточками. Вечером топили в пруду. (17) Накануне за березой ходили все. (45, 46) Праздник для подростков. Троицу начинали праздновать в 10-12 лет – девочки и мальчики. Каждому предлагали принести что-то из продуктов: муки, яиц и т.д. на празднование. У кого собирались в доме хозяйка готовила, пекла пирог. Ребята ходили по домам и говорили: «Подайте березку!» Кто чего давал: печенье, конфеты, кто пряников, но не отказывали никогда. В четверг, накануне Троицы, ходили в лес березку замечать, т.е. вешали на нее ленточку. А в субботу днем идем с топориком и ее срубаем, несем в дом и там уже лентами наряжаем, празднуем, поем песни. Весело было. Помню что-то: Березонька добененькая (зелененькая), Подруженька моя, Порадуй нас березонька… Потом, после обеда, выносим березку и идем с ней по селу с песнями до конца села, и идем на реку. Снимаем с нее ленты и топим. А жалко расставаться, слезы бегут, ревем: «Прощай подруженька, прощай наша березонька». И потом опять шли чай пить. Еще затыкивали в окна веточки березы. И так весело было – красивое, зеленое. (6) Отмечали два дня. Перед Вознесением березку завивают в лесу. В саму Троицу березку развивают, срубают, несут к озеру, топят. После этого кумятся, обмениваются платками, говорят: «Кума кумиться, до Троицы не браниться!». Потом шли на кладбище, подносили еду и цветы, деньги. Березку ставили по углам и в окна – от леших. (20) У нас этот праздник начинался с Семика, ну седьмого четверга после Пасхи, а продолжался в Троицкую субботу и завершался в воскресенье, в Троицын день. Его еще, этот день, называли «проводы весны». В этот день все дома: окна и двери, украшали березовыми веточками, считалось, что они отгоняли нечистую силу. А у некоторых домов прямо сажали березу около окон. А так на всю деревню была общая береза. Ее обряжали ленточками, а сверху клали венок. Наряжали березу со словами: Березка, березка завейся кудрявой С корня до вершины До духова Дня Придут к тебе девки Придут к тебе красные В косах ленты алые Русая коса. Потом березку топили. На следующий день был Духов день, который назывался «укачивание». В этот день обливали друг друга водой. На Троицу девушки плели венки на голову и голубенцы – венки из кувшинок, также из них делали бусы (23) Собирали яйца, пироги. Ходили все в лес и срубали березку. Потом с ней ходили по деревне, песни пели. Как обычно, как бывало, С елками, с березками, А за нами кавалеры С папиросками. Березку украшали тряпочками, ленточками. Примечали березу за три дня, вечером наряжали. Потом разрядят и бросали в воду. (1) Березку завивали. Стол собирали в одном доме. Собирали со всех яйца, делали большую яичницу, ели булки. (10) Выбирали березку, тряпками украшали. С березкой ходили по улице, а потом топили. Березовыми ветками украшали окна домов. Плели венки. Возле березки ходили хоровода молодежь. (14) За день до Троицы ломали березку, рядили лентами, тряпочками, потом гуляли с мальчишками. Развивали березку, гуляли, а потом топили в пруду. (28) Водили хороводы. В хороводе было три ровни: младшая – до 12 лет; средняя – до 16 лет; старшая – до замужества. (25) В окна вставляли ветки березовые, дл того, чтобы отозвать нечистую силу. Березку наряжали в деревне. (37) Березовыми веточками выгоняли скотину, а также загоняли. (14) Березку наряжали в деревне. Ходили друг к другу в гости. По окончании березку сжигали. (62)
Владимирская (6 июля) был престольным праздником в д. Княгигино. (37) Ходили за папоротником. Считалось, кто цветок найдет, то там клад. (40) 6 июля – Владимирская. По преданию, в ночь цветет орешник, и возле него собираются колдуны. Если колдунья срезала несколько колосков ржи – вся рожь ее. Никто ничего из дома не подавал. На Владимирскую колдуны зажинают ножницами рожь. У колдунов открываются ворота сами собой. Если воткнуть нож или шило в стол, ведьма не войдет. (17, 30, 31, 33, 34) Когда ведьма собиралась навредить сидящим около дома, она задом вылазила из ворот своего дома. (54) Говорили всё, что на Владимирскую колдуны все с деревни собираются возле одного орешника. В то время, 6 июля, он должен зацвести. Мужичок у нас один проверить решил. Пришел к орешнику в полночь, растелил рушник, присел на колени, вокруг себя круг с молитвой провёл. Ровно в полночь собрались все колдуны с деревни к орешнику, мужика-то видят, а ничего ему сделать не могут, орешник зацвёл и цвет вниз падал. Ходили вокруг него. Мужик всех колдунов с деревни узнал. Когда колдуны разошлись, мужик собрал цвет орешника в рушник и принёс домой. Открыл его, а там ничего нет. Умер мужичок рано, видать на него порчу напустили. (34,33)
Ставили снопы. Один сноп распушат и покрывают его, чтобы дождик не намочил. Зерно хранили в риге. (6) Первых три снопа – трояк – зажинает самая боголюбивая женщина. Стерня – остатки ржи. (33) Ставили «бабки» - ряд снопов; стояли сутки. Потом сносили в овин, молотили цепами вместе с остальным снопами. (9) «Гулено» - место складывания колосьев. «Бабки» - снопы. (49) Когда урожай созревает посылали первую жать женщину. Она делала первый сноп и только после этого начинали жать. Когда женщина начинала жала первый сноп, все остальные стояли и наблюдали. Сноп укладывали крестом для устойчивости. Этот сноп оставляли на поле. Когда работа заканчивалась его, так же как и другие, забирали домой. (40) «Нажали бабки и кресты…» Ставили крест на крест, плашмя. Жали только в белой одежде. Кресты покрывали соломой, они стояли до конца жатвы. (8) Жала серпом. Сожнут первый сноп – главный, и он стоит до конца жатвы как хозяин. Потом его уносили со всеми. (18, 19) Зажинали первые снопы обязательно старики. В хороводе было три ровни: младшая – до 12 лет; средняя – до 16 лет; старшая – до замужества. (25) Жатва – скручивали, сворачивали и ставили на попа – первый сноп. Потом в ригу (в сарай) отправляли. (26) Сначала пожилые благословляли, чтоб мощь была, чтобы зернышко не потерять. Первый сноп украшали лентами и платками. Воскресники – общие обеды по воскресеньям на поле. (15) Успенье Богородицы. Отмечали 28 августа, престольный праздник. Обязательно резали барана, как жертву, потом ели. Мясо должно быть обязательно. На второй день (29 августа) пахали и сеяли рожь. (8) Успение (28 августа) – престольный праздник. Убирали картошку, шли за ягодами. (10)
В ночь на Покров девушки говорили: «Покров, покрой зеслю снежком, а меня хорошим женишком» (23) В деревне Эсино Покров был престольным праздником. На Покров собирались девчата в одном доме. Дом откупали и гуляли там с парнями, а потом приходили убирать мальчишки и девчонки. (28) Посиделки у нас назывались «вечерками». Собирались в одном доме, договаривались. Сегодня у меня, а завтра у тебя. Собирались, песни пели и танцевали «Ту степь» и «Кадриль». (42) Устраивали посиденки: собирались парни и девчата, на гармошке играли, танцевали, пели и расходились. (28) На Покров капустницы рубили капусту по очереди в домах друг у друга. По окончанию пекли пироги с капустой. А в последний день все гуляли. (12) На капустник приглашали соседей, родственников. Говорили: «Дозвольте мне капусту рубить». Потом застолье было. (1) Собирались в одном доме рубить капусту. Рубили много, а мужчины таскали кочаны. Помогали друг другу. (42)
Рожали дома, приходила повитуха. Беременной нельзя было ходить на кладбище. (15) Рожали дома, были повитухи. Делали тряпочные куклы, обереги. Лица рисовали. (17) Родовое место (плаценту) повитуха закапывала, там где никто не ходил. Крестик привязывали к зыбке. Черта не упоминали в суе при ребенке. 1 год – первая стрижка – волосы сохраняли. (33) Принимала роды повитуха. Доверяли, потому что она очень много знала. Мужчины не принимали участие в родах. (40) Рожали дома, в бане, в поле. Повитуха принимала роды. Если в доме был народ, то вели в баню. Люлька висела всегда в спальне у родителей. Ребенку имя давали в церкви и родители, когда как. Куклы были с лицом. (26) Были повитухи. Роды и в бане были. Называли ребенка отец и мать. Имянаречение было к какому празднику близко. Если выпадает зуб, выкидывали во двор. (18, 19) Рожали дома. Были повитухи. Крестили в церкви, там и давали имя. Крестных выбирали. Зыбку подвешивали к потолку. Пели: Баю-баюшки, баю Не ложися на краю, С кроватки упадешь – Головку расшибешь. Сажали на руки и тутушкали. (28) Зыбкделали из досок, на пружине, нитку внизу ногой качали (59) Мать приглашает, кто крестить будет. Звались кум и кума. Нарекали к какому празднику ближе. (17) Приметы. В град нужно было выбросить сковородник из окна. Когда начинался град, кто первый в семье родился, должен был выбежать на улицу и съесть градинку. (5)
Есть никто не мог, пока дед деревянной ложкой не стукнет по блюду. Старшая сестра всегда все делала по дому. Зыбка была посередине комнаты на пружине. В колыбельку клали кукол из дерева, бересты, тряпочек. Чувячки – тапочки. Из дерева игрушки делали: ослика, коней и обворачивали тряпочкой. Набивали кукол из тряпок. (49) Зыбка на жердочке на пружине висела возле кровати. Кукла из тряпочки: привязывали тряпочкой головку и руки. (21) Детей до 1 года на кладбище не брали. (12) Когда выпадал зуб, приговаривали: «Мышка, мышка, поиграй и назад отдай». Чтоб ребенок стоял на ножках говорили: «Страх гублю!», стукали палочкой или ножиком. (26) Страшилки. Пугали домовым. Считали, что он стучится в углах дома. Оставляли еду для него на столе. Пугать и ругать домового нельзя, т.к. он приносит добро. (43) Страшилки. Пугали домовым (был лохматый), говорили: «Не плачь, а то домовой придет». Пугали банником. (57) Домовому приговаривали: Домовой, Домовой поиграй, побудь со мной. Не оставляй меня одну.(26) При входе в новый дом говорили: «Домовой, домовой, Иди со мной. Ты стороной, А я пойду домой» (54) Былички. Если душа тосковала, то беспокоила домочадцев. Появлялась в виде огня. (55) Молитва. «Ангел с тобой, Господь впереди. Пресвятая Богородица, открой все пути». (3 раза) (1) Баю, баюшки, баю, Не ложися на краю, На краешке упадешь, Головку расшибешь. (26) Люли, люли, люленьки, Прилетели гуленьки. Люли сели на кровать, Стали дочку забавлять,
Баю, баюшки, бай-бай, Пришел дедушка Балай, Сказал: «Ганечку давай». А мы дочку не дадим Она надо нам самим.
Баю, баюшки, баю, Не ложися на краю, Не ложися на краю, А то с краю упадешь И головку расшибешь. А баю, баю, баю, Живет мужик на краю, Он не беден, не богат, У него много ребят. Все по лавочкам сидят, Кашку мазану едят И на доченьку глядят. (14) Баю, баюшки, баю, Не ложися на краю, На краешке упадешь И головку расшибешь. Придет серенький волчок И ухватит за бочок. (40) Баю, баюшки, баю, Не ложися на краю, На краешке упадешь И головку разобьешь. Баю, баюшки, баю, Прилетели галушки. Сели галки на кровать, Стали галки ворковать. (23) Ты, доченька, усни, Крепкий сон дочку возьми. Уж ты сонная дрема, Приди дочке в голову. Дяди спят, Тети спят, Все дети спят. Одна доченька не спит, Во все глазоньки глядит. Так что доченька моя Покачаю я тебя. (14) Баю, баюшки, баю, Не ложися на краю, На краешке упадешь Всю головку расшибешь. Придет серенький волчок, Схватит Валю за бочок, Утащит в темный лесок. Гули-гули, прилетели гульки, Стаи гульки ворковать, Стали Таню убаюкивать, Спи, Таня, баю, бай, Поскорее засыпай. (16) Баю, баюшки, баю, Колотулек надаю Колотулек двадцать пять Мишка будет крепко спать. (21)
Длинная лапта. Стоят две линии. Одна в другую кидает мячом. Если выбивает одного человека, он уходил и т.д. Круговая лапта. Стоит один в кругу, остальные за кругом. Тот, кто в кругу мячом выбивает тех, кто за кругом. Чижик. Изготавливали дощечку, клали ее на чурбачок. На один конец дощечки ложили щепку и ударяли с противоположной стороны. Чья щепка улетит дальше, тот и побеждает. (14) Игра «Соседи». Садятся парами – парень и девушка. Когда ведущий подходил к паре, спрашивал: «Ну как твоя соседушка? Хороша?». Если парню нравилась девушка, он говорил: «Хороша» и целовал ее в щечку. (6) Игра «Чижик». Выкапывали луночки и клали в них «чижика» (деревяшка с заостренными концами) и били маленькими деревянными лопатками. Нужно было попасть в кругу, начерченный на определенном расстоянии от лунок. «Городки». На дороге ставили деревяшки и выбили их палками (в эту игру играли только мужчины). «Кто с кем пройдется». Ходили по парам, навстречу друг другу. Сначала девчонки, потом выбирали мальчишек и парами уходили гулять. «Цепи». Вставали в линию и брались за руки. Пара ходила и разбивала цепь. (42) Поцелуйная. Садились одной парой: мальчик и девушка спиной друг к другу. По хлопку водящего поворачиваются. Если в одну сторону повернутся – целуются, сколько раз попросит парень. Могли вместо целования танцевать. Если в разные стороны, то садилась другая пара. (26)
|