Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


СВАДЬБА




 

 

Сватовство. Приданное, выкуп.

Сватать ходили обязательно три женщины. Это могли быть и родные и нет. Приходя, говорили: «У вас есть телочка в продаже?» И тогда уже получали ответ. После сватовства был молебен – родня невесты и сама невеста ходили к жениху смотреть хозяйство. После того как посмотрят, молились.

Девушки и парни устраивали вечеринки – прощание с женихом и невестой.

Когда молодожены шли мыться, их караулили у бани и закрывали. После чего они откупались. (25)

Родители выбирали невесту. Родители ходили сватать. Праздновали два дня у жениха. (28)

Сам жених выбирал невесту и сваху. Сваху поязыкастей, побойчее: «Ярочка у вас хорошая? А у нас баранчик». Стол собирали. На сватовство день свадьбы назначали. Утром невесту мать будила. Подруги одевали. Невеста могла и всплакнуть. (18, 19)

Сватья приходили свататься, говорили какие-то слова. Сами были перевязаны рушником через правое плечо. Сватьями были родные. (16)

Невеста ходила по деревне, по полю и всем кланялась. Дружка – на него завязывали два рушника, и в руках у него был кнут. (21)

Выбирали и родители, и по любви. Селом заставляли жениться. Обязательно у невесты должно быть приданное. Если невеста была бедная могли и отказаться. Смотрели, честная ли девушка – показывали простынь. Справляли свадьбу только у жениха. (26)

Парень выбирал невесту, родители сваху. Когда приходили сватать, могли и отказать, если жених не по душе. Назначали сватовство. Свахи – это особые женщины. (18, 19)

Про каждую за столом пели. Приданное накануне возили на лошади. Первый день у невесты. Ряженые будили молодожен, на честность проверяли. (1)

С родителями ходили свататься. Первый день у жениха. (45, 46)

Свадьба отмечается два дня: сначала у невесты, потом у жениха. Сваха приходила в дом, просила стул, садилась под матицу, стала говорить: «Вот наши-то жениться придумали!»

Приходили свататься мать, отец, крестный, тетка (без жениха). Делали вид, что они пришли не туда, куда надо. Проверяли, нет ли изъяна на невесте. Невеста из приданного везла матрац, подушки, одеяло и полотенца (забирали перед свадьбой). Семья жениха, едя домой, трясла приданным, чтобы все видели. Также были девичники. Гуляли 3-4 дня: 1-й у жениха, 2-й у невесты, 3-й у жениха. Когда в первый день приезжали молодожены, то перед ними раскладывали полотенце. Проверяли честная или нет. Трясли простынями. (15)

Сваха – женщина постарше. Садилась под матицей. Невесту не накрывали. Задушевная подруга – самая близкая подруга невесты. Невесте вкалывали в подол иголки, а в обувь жениху сыпали пшено, чтоб не пристало нечистое.

Дружке повязывали полотенце (рушник).

На второй день невесте приносили веник. Ряженые жених и невеста гоняли друг друга.

Сряда – одежда из сундука (приданного).

Подавали свадебный пирог: жениху середина, родственникам все остальное. Избу украшали лентами и ручниками. На второй день жених и невеста выкупали место за столом (за деньги или частушки). (35)

Свататься приходили, говорили: «Пришли покупать телочку» или «Слыхали, у вас красный товар продается?». Сватов сажали под матицу.

На саму свадьбу на второй день проверяли, честная девушка или нет. Били горшки: если худой горшок, то невеста нечестная, если целый, то невеста была невинна. На второй день пели матные частушки эротического характера.

А до свадьбы был девичник: собирались девушки и пели песни, а невеста плачет.

В пост свадьбы не играли. (41)

Обычно свахой выступала тетка жениха. Когда приходила свататься садилась под матицу. У сватов спрашивали: «Вы замерзли?». «Да», - сваты притворялись путниками.

Приданное увозили накануне в сопровождении тетки и все новое развешивали в доме жениха. Выкуп невесты проходил без жениха. (13)

Свататься ходили мать, сестра, брат. Приданное невесты – сундук, подушки, матрасы, перины, занавески со своей вышивкой.

Невеста радовалась, когда уходила, прощалась со своими. (37)

Ходили к невесте в дом мать, сестра, дружка, тетка, муж ее. (56)

Сваха сама приходила, просила за жениха невесту отдать. Обязательно должны быть из родных. (50)

Дружка – это был крестный девушки, выступал вместо отца. Повязывали полотенцем, вместо кушака. (17)

Приходили сватья. Потом прощались с подругой. На свадьбу одевали ее подружки. Сладкий пирог – им угощали всех гостей. (6)

Перед продажей невесты, жених срубал елку, рядил ее (конфеты, деньги). Приносили невесте. Жених должен был срывать конфеты и вешать деньги. Забирала елку сторона жениха. Они же свататься ходили. Приходили к невесте в дом, говорили: «мы шли 6 км, устали, пить хотим, покажите нам телочку, у нас бычок».

На застолье у невесты туфли воровали.

Устраивали девичник. Невеста плакалась отцу и матери.

Приданное. Развешивали веревку по всему дому, на нее вешали простыни, наволочки. Чем больше, тем семья считалась богаче. После свадьбы жили у свекрови. Невеста дарила подарки и просила свекровь называть мамой, и наоборот. Невесту проверяли тайком на честность.

Расписывались в сельхозе. Встречали с иконой, хлебом, с солью и с четвертью (большой графин). (59)

Сватовство было с родителями жениха и невесты. После того, как оно состоялось, молодых отправляли погулять и решали все важные вопросы без них. В первый день свадьбы жених должен был обязательно внести невесту на руках в дом, где будет проходить пир. Жениха с невестой разыгрывали – занимали их место за столом. (12)

Невесту выбирали родители жениха. На свадьбу всю избу обвешивали полотенцами. Из напитков делали брагу: клали рожь на печку, ее поливали, закрывали (она росла). Как выросла, рожь сушили, потом везли на мельницу, солод получали, ставили в печь томить в корыто с дырочками в дне. Стоит с утра до утра. Ставят на лавки, сок течет из дырочки – брага. (8)

Справляли у жениха. Сватать ходили родные, но не друзья. Вышивали на рушнике петухов красных. (49)

Сваха – по местному говору – свадьбишная, языкастая, бощая.

- Говорят у вас ярочка?

- А у нас для нее женишок есть – баранчик.

- А ну-ка проходите!

Первый день. Приходили родители жениха в дом к невесте. Пели: «Ай, розан, мой розан, виноград зеленый».

В чулане клали молодых.

Женились по обоюдному согласию. Ездили по деревне на санях, в телеге сундук. Трясли невестино приданное – хвалились (подушки, шторы, перина, одеяло, утварь). Выкупали невесту серебром (ножи, ложки, вилки). (17)

Посаженная мать (она же сваха) – старшая из сватов. Сваха входила в дом и спрашивала:

- Что, не продается ли в этом доме телочка? У нас тут бычок прекрасной породы, нам бы ему телочку найти.

- Есть таковые! (вперед выставляли женщин, бабушек, маленьких девочек и показывали по очередности)

- Нет! Эта больно стара (бабушка лет 70-ти)

- Нет! Наш товар еще не испорчен! (беременная женщина)

- Нет! Эта больно молоденька! (девочка 2-х лет). (7)

Девичник. Девки плакали, не хотелось от мамы уходить. Пели страдания подруги. (5)

 

Свадебный пир. Первый день.

 

Сватая, грузили в сани или телегу приданное и возили по деревне с женихом. Был дружка перевязанный полотенцем через плечо. Полотенце было или красное, или расшитое. (39)

Перед свадьбой венчались. Праздновали свадьбу у жениха (жили впоследствии у него же). Свадебный пирог должен был резать жених. (36)

На первый день свадьбы жениха с невестой впускали в дом через двор. Вдруг на красный вход ведьмы наложили прочу. (17, 30, 31, 33, 34)

За свадебным столом сидела только свекровь и свекор – по сторонам от жениха и невесты. (7)

 

Свадебный пир. Второй день.

 

Побирухи приходили на свадьбу и просили денег. Кто им не давал побирухи начинали тутушкать, т.е. заставляли залезать на стол и опускаться на пол и так несколько раз. (35)

На второй день бегали по домам ряженые. Мужчины рядились в женщин и наоборот. Жених гонял невесту веником (ряженые). Невесте на второй день бросали горшок с деньгами и смотрели как она будет его подметать (он разбивался), хороша ли хозяйка глядели, деньги прятали в люстру, чтобы она искала. После первой ночи проверяли постель. А также воровали у невесты туфельку и прятали ее. Занимали место жениха и невесты. И потом жених должен был выкупать место. А также жених выкупал вилки, чтобы кушать можно было, т.к. их прятали. (39)

На второй день с невесты снимали туфлю – отвлекали внимание жениха, затем воровали саму невесту.

Пожелание молодоженам:

Вот вам морковь – совет да любовь,

Вот огурец, чтоб был новый жилец,

Вот помидор, чтобы не было ссор,

Вот серебра – побольше добра,

Монет медных, чтоб не были бедны. (13)

Когда после свадьбы молодые шли впервые в баню, то жители деревни запирали их там, а родня молодых должна выкупить их деньгами или угощением. (24)

После первой брачной ночи проверяли девушку на «чистоту», вывешивая простыню. Если девушка оказывалась невинна, то били горшки. Далее молодоженов вели в баню. (36)

Смеялись над женихом и невестой. Рядились в молодоженов. Жених и невеста собирали яйца по деревне в лукошко. (17)

Дружки не было. Подарки на свадьбу сватья разворачивала и трясла – хвасталась. На второй день рядились в жениха и невесту. Ряженому мужчине давали коробицу и он собирал яйца по деревне. Потом их дарили – кормили свадьбу. (7)

В жениха и невесту на второй день рядились родные. Жених бежал за невестой, которая убегала в родной дом, и говорил слова: «Какая барыня не будь, все равно тебя найдут. Я тебя убежать (обижать) не буду». (32)

После свадьбы молодую жену в бане окатывали холодной водой, а молодого супруга кипятком.

На сватовстве сваты приходили в дом к невесте и говорили: «Овечка пропала». А мать невесты пыталась всячески корить свою дочь, говоря, что она плохая. На второй день свадьбы молодожены выкупает свое место за столом у ряженых. При продаже пирога жених продавал края, а середину оставлял себе. (54)

Сани с лошадьми – это свадебный поезд. В нем ехали родители и вся родня. Дружка был друг жениха. На него одевали вышитый рушник через правое плечо. Невеста должна была одаривать женихову родню.

Проверяли – простыни вытаскивали. К свадьбе готовились заранее. (41)

Первый день праздновали у невесты, второй у жениха. Спали молодые в чулане, чтобы их никто не беспокоил. Смотрели простынь.

На второй день рядились: мужик невестой, женщина мужем. Бегал жених за невестой с веником, она кричала: «Не понравился он мне!» Им потом народ собирал яйца, а когда гуляли и приходили домой, их варили и ели. По всему поселку имение показывали. Собирались гулять и на третий день. (18, 19)

Родители выбирали невесту. Брачная ночь. Проверяла простынь свекровь. Если девка честная, то рядом с домом развешивали красные ленты и тряпочки. Пир был только у жениха. На второе воскресенье после свадьбы родня ходила к невесте на ватрушки. (29)

На свадьбу приходили попрошайки, которые пели песни, а за них брали деньги. Когда приходили свататься, то говорили: «Нет здесь красоты, нет свежего воздуха, одни старики сидят». (15)

Рядились во вторую невесту, во второго жениха, в цыган. После первой брачной ночи воровали простыни и вешали на ворота. (17)

На второй день свадьбы, если у жениха и невесты удалась первая ночь, он берет стакан и разбивает его о печь.

На свадьбу рядились и чудили: привязывали между ног толкушку и свеклину:

Ах хрен, ты мой хрен,

Какой ты несчастный.

Половина голубой,

Половина красный.

Как на Эсинской платформе

Он стоял в солдатской форме,

Рядом с ним она в очках

На высоких каблуках. (7)

Битье горшков – в случае если невеста не невинна. Запирали после первой брачной ночи в бане. (62)

При продаже пирога середину жених оставлял себе. Молодую жену в бане окатывали холодной водой, мужа кипятком. (33, 54, 48, 63, 7)

Проверяли честность невесты украдкой. За столом жених благодарил мать невесты за честность жены. Во время продажи пирога жених продавал только края, а середину оставлял себе. (12)

Вот ваш рубль жженный, чтоб не ходил к чужим женам,

Вот вам капусты, чтоб не было пусто. (13)

Поверья на свадьбу.

На свадьбе брат и сестра. Чтобы расстроить свадьбу на крест закинули венок (березовый), и свадьба не состоялась. (60)

Ведьмы не ходили по тропкам. Как-то видели ведьму, на дороге стоит в свадьбишный день, так сватья не поехали туда.

Одевали телогрейку задом наперед и рукав на голову. (8)
РЕКРУТСТВО

 

 

Когда провожали парня из армии, от ворот до машины он шел спиной, чтобы вернуться из армии. (23)

Когда провожали два полотенца клали и завязывали, и прикалывали булавкой носовой платочек. (21)

Когда провожали в армию, то парня выводили задом из дома, чтобы вернулся домой. (52)

Военная:

Вот однажды, числя я не помню,

Когда тихою ночкой одной

Кто-то тихо стучался в окошко,

Это парень вернулся домой.

 

Я вот, мамаша, вернулся калекой,

Только в этом я буду не прав,

Только вместо руки его правой,

Только странно болтался рукав.

 

Только милая девушка Рита

Будет встречи бояться со мной.

А зачем я нужен калека,

Ей понравился парень другой.

 

И только старая мать в втихомолку

Будет слезы горячие лить,

А я бедный парнишка калека,

Не могу завернуть, покурить.

 

Рекрутская:

Может в Харькове, может в Казани

Не ложилися девушки спать.

Они варежки с песней вязали,

Чтоб на фронт для подарка послать.

Украшали их ниткой цветною,

Чтобы славился девичий труд.

И порою ночною мечтали,

И гадали к кому попадут.

Может летчику, может саперу,

Иль кому из отважных ребят,

Черноглазому Сашке саперу.

У Отчизны есть много ребят. (21)
ПОГРЕБАЛЬНЫЕ ОБРЯДЫ

 

 

Обмывала бабушка, выливала воду в угод дома, и тряпочку, которой протирали, туда же прятали. Одежду могли закапывать на том месте, где умер (убили). Могли сжечь.

Пол умершему нельзя плакать. Он приходит во сне и говорит, что на него дожди льют

Чтоб не беспокоили умершие надо, при похоронах, землю на грудь сыпать.

В гроб кидали деньги, платки.

Готовили кутью, мед, окрошку, щи, кисель (из крахмала), пироги. (59)

Выкупают место для покойника. Кидают деньги в могилу. Первому прохожему подают милостыньку (мыло, полотенце, хлеб). Блины не пекли, подавали мед. (15)

Одежду умершего жгли или раздавали по деревне. Посуду, из которой он ел, закапывали в лесу. Поминальная еда: борщ, картошка, горох. Стол мыли святой водой. Полы мыли от крыльца в дом. (3)

Посуду и одежду покойного закапывали в конце деревни. В гроб обязательно клали платочек и расческу. (62)

Омывали именно старые девы. Посуду закапывали. (33, 48, 54, 63)

Старушки обмывали. Воду в горшок, горшок выбрасывали. Тряпье увозили тайно. В могилу деньги кидали. На общий стол ставили стакан водки, хлеб, чтоб питался. (49)

Покойника омывали водой люди, только не родственники. Этой же водой смывали лавку, когда уносили покойника. На похоронах на могилу сыпали землей церковной (приносили из церкви). (44)

Обмывали бабушки. Относили в горшке на месте, которое называлось «Горшки». Готовили: кисель, кутью, большой пирог – всем по кусочку, чтобы помянуть, мед, блины. Деньги ложили кому попадется тот счастливый. (45, 46)

Обмывал определенный человек – незамужняя дева или чистый мужчина. Воду выливали на улицу (в огород). Говорили, что душа покойника в доме до 40 дней. Казалось людям, что покойник приходил к родне. Прогоняли матюком, нечего делать!. (26)

Воду и одежду убирали куда-то тайком. Обмывали покойника старушки. В гроб ничего не клали, снимали с него, с покойника, крест. «Прощенный» кисель – последнее блюдо. (43)

На рубеж посуду бросали. Воду в угол дома выливали, посуду увозили в лесок. Одежду сжигали. В могилу деньги кидали. Выкупали место. Три раза обходили могилу. Готовили: кисель с булкой, окрошку, щи, мед, пироги, каши – рис, греча, горох. (1)

Омывали покойника. Воду выливали под забор, а горшок, после омывания покойника, уносили и выкидывали в лес, в специальное место, которое называли «криночки». Горшки были глиняные. Одежду у умершего сжигали. Над покойником молились бабушки и поп. На 40 дней со свечами ходили – душу провожали – вокруг дома. Поминали 9 дней, 20 дней, 40 дней. Поминки справляли только горячим: борщ, картошка; пекли сочни, резали, клали яйца, сметаны, молоко, творог. Вино пили очень мало. Завешивали зеркала на 40 дней. (40)

У одной женщины муж умер. Сидели у нее подруги, а он пришел и ее чуть с собой не увел. Зовет ее, а она головой машет, мол, не пойду. А подруги: «Что ты головой машешь?». Она, да так просто. Правда, не правда, а откуда-то березовые листья и кал значит лошадиный появился. Было у нее четверо детей, вот им гостинцы и приносил муж умерший: пряники, конфеты.

Когда строили дом, под углом закапывали медный крест. (5)

Омывает покойника любой человек, даже родственник, на полу. Одевают новые вещи, остальное сжигают. Глиняный горшок выбрасывают в нехорошее место. Покойник две ночи лежит на лавках под иконами. Ставят свечи. Под стол клали топор (для сохранности). Все зеркала закрывают. Пища: мед, блины, кутья, окрошка (квасная), картошка, гороховая каша, каша гречневая, пироги и кисель.

Перед кладбищем стол, где прощаются с покойником. (33)

Складывали в миску расческу, водичку, мыло. Потом все это относили в определенное место и оставляли, не разбивая. (27)

Выносили покойника ногами вперед. Ставят на улице на табуретки, чтобы с домом попрощался. А на кладбище ставили, чтобы люди прощались. (29)

На руках выносили, ногами вперед. Омывал покойника, кто угодно. Вещи после покойника не носили, сжигали. Если он умирал на матрасе и подушке, то могли тоже сжечь, либо постирать. Выливали воду с молитвой, где не ступала нога человека, в сторону. Душа до 0 дней летает. (28)

Давали милостыньку. Если умер мужчина, то в милостыньку клали полотенце, если женщина – платок. (3)

Когда покойника моют, воду выливают в сосуд (глиняный горшок, крынка). Раньше у всех были такие горшки, в них готовили. Воду выливали на дорогу, через дорогу, а глиняный горшок несли на перекресток. Раньше перекресток называли часовней. Обязательно разбивали. (9)

Очень плакали, когда кто – нибудь умирал, даже причитали; ну она считалась как прощальная песня:


А все солнце светит

На меня уж нет

Я лежу во гробе

И не вижу сет.

Крышка уж не давит

Не теснит доска.

Боли все умолкли,

Отошла тоска.

Глаза навек закрылись,

Прощай ты вольный свет.

Мне дана дорога,

Идти на тот свет.

Не ходи прохожий

Не топчи мой прах.

Я теперь из дома,

Вы еще в гостях.

Спите наши любимые,

Спите крепким сном.

Ты к нам не вернешься

Мы к тебе придем. 3 разаа


 

 

Смёртное – новая одежда покойника. Омывали в новых горшках. Кидали на левую сторону, чтоб разбился. Начинали мыть от переднего угла, от икону к порогу и на улицу. Молитвы читали на левую сторону. (8)

Выносили ногами вперед, на руках. Вода выливалась (которой обмывали покойника) там, где не ступала нога человека. Верили, что до отпевания покойник все слышит. Когда похоронят нужно было открыть заслонку в печи и крикнуть: «Не приходи, не прилетай». (18, 19)

Омывали покойника и выливали воду в ямку и закапывали, кастрюлю уносили на кладбище. Зеркала завешивали на 40 дней. (23)

Бабушки и пожилые люди обмывали, воду уносили на место «Горшки» (границы д. Смолины и Кр. Маяк). А горшки закапывали. (58)

Омывали бабушки. Воду в глиняных горшках зарывали в углу дома, огорода. Одежду сжигали, зарывали. Готовили окрошку, кисель, кашу, щи. (53)

Омывали покойника старые девы. Посуду, их которой омывали, зарывали в землю. (12)

Воду, которой омывали покойника, выливали за ворота. Одежду, в которой умер, сжигали для того, чтобы он не оставался, что он уходит. Закрывали зеркала до 40 дней, чтобы душе было легче. Шутили, чтобы умершему легче было. (16)

Покойника обмывали девушки старше 25 лет. Воду относили в черепке к одной сосне за деревней. Вещи покойника закапывали, сжигали. На столе были блюда: окрошка, щи, каша гороховая, кисель красный, кисель из молока. (57)

Обмывали покойника чужие люди. Воду, которой обмывали, выливали туда, где не ходят люди. После выноса кувыркали столы. На поминках ставят лишний прибор. Хлеб разрезают на всех. (13)

Покойника выносили на холстах. Омывают знакомые, не родные. (18, 19)

После омывания покойника посуду и одежду закапывали в конце деревни (там, где не ходят люди). В гроб обязательно клали платочек, а в карман покойному расческу. Землю для покойного выкупали. Бросали в могилу деньги. (36)

После омывания покойника воду выносили во двор в специальном глиняном горшке, который должен был быть сделан самым близким человеком умершего. Потом горшок разбивали, а черенки хоронили вместе с покойником. После отпевания родственники приходили в дом, заглядывали в печь, смотрели в трубу на небо и говорили: «Не приходи больше! Не прилетай больше!». (17)

После обмывания покойника воду сливали на место «Горшки», потому что в горшках несли воду и их там выбрасывали к соснам. Блюдо: окрошка, борщ, щи, кратошка с мясом, рис, горох, компот, кисель. (56)

Еда на поминки: кутья: кусочек батона и мед обязательно; окрошка, щи, картошка с мясом, горох, рисовая, гречневая каши, кисель густой, сладкий пирог, компот. (58)

Старушки омывали покойника. Воду выливали под мертвую сосну. Когда хоронили, покойнику в гроб кидали монеты, покупали место. Блюда: мед или сладкая вода – кутья, окрошка, щи, картошка, курица или колбаса, горох, каша гречневая или рисовая, лапшенник – молоко, масло. (50)

Яйца за уши ложили покойнику, чтоб не портился труп (а также топор). (21)

Если душа умершего беспокойна, то ложились между детей. (13)

Умер у одной женщины муж, а она все его оплакивала, жалела. А не надо было, т.к. он не ходил на «том свете» себе места из-за ее плача и приходил по ночам к ней. Приходил и ложился рядом. А она после этого изменилась, стала сама не своя. . стали ее спрашивать, что произошло, а она и говорит, что прилетал к ней ее муж по ночам, ложился рядом. А потом ей сказали, чтобы она положила с собой детей, чтобы он не приходил. После уговоров женщин она так и сделала: положила по обе стороны детей. Душа прилетела и сказала ей: «Догадалась» и улетела через трубу. (16)

Когда душа покойника побеспокоит, то надо сказать: «Я к тебе приду, а ты ко мне не ходи».

Когда колдунья не может умереть, то открывали трубу. (15)

Быличка. У меня умерла мама. На 40-й день сказали, что душа придет. В 12 ночи на чердаке послышался шум, зашуршало. Я спала на печке. Я испугалась, а там шаги на лестнице. Говорили, что мама приходила. (9)

После смерти в доме собиралась вся (!) деревня и две ночи подряд сидели с усопшим, пели. На день уходили, готовили похороны, читали. Родители не отходили от гроба.

«Первая встреча» - пакет (в нем полотенце обязательно, печенье, конфеты), который несла перед гробом женщина. Отдавался первому встречному. Кто боится держались за ноги покойника.

После выноса стол переворачивался вверх ножками, обливался святой водой из ведра.

Родственникам нельзя ни копать могилу, ни выносить покойника. (7)

На поминки, 40-й день, хозяева (вдова) должны одарить гостей подарочками, которые состояли из конфет, пряников, платочков на голову. Нужно было сказать три раза «Аминь. Мертвый к живой не ходит». Чтобы не летала душа покойника. Или три раза обходили могилу по солнышку: «Раб (имя) к нам не ходи, а мы к тебе придем!». (4)
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР

 

 

Жили две сестры Надя с Нюрочкой,

Любили мальчика, звали Юрочкой.

Где сады цветут, там ручьи бегут,

Надя с Нюрочкой туда гулять идут.

Вот блестнул топор,

Упала Нюрочка и воскликнула:

«Прощая Юрочка!».

Надя, Надя, зверь лютой

Не пожалела ты сестры родной.

 

Все васильки, васильки,

Сколько мелькает в поле.

Помню у самой реки

Мы собирали их для Оли.

Она любила реку,

Ночью на ней не боялась,

Даже по целым ночам

С милым на лодке каталась.

Оля сорвет василек,

Низко голову наклонет.

Милый смотри Василек

Мой поплывет, не утонет.

Милый ее на руки брал,

В глазки глядел голубые

И без конца целовал

В бледные щечки худые.

 

Сидел Ваня на диване,

Стакан чая выпивал,

Не допил он полстакана

За девчонкой посылал.

Та девчонка, та красотка,

Верно любишь ты меня.

За одну ночку прокутил,

Осталась одна пятерка.

Менял тройку лошадей.

Тройка скачет, Ванька плачет,

Кучер песенку поет.

 

Глазки, глазки голубые

Порой смотрели на меня.

В саду начиналась аллея,

А ночка темная была

А милый мой своей рукою

Поближе к сердцу прижимал,

А сам готовился к разлуке,

Гулять со мною не желал.

И пригласил меня на вечер,

Пойдем на вечер погулять

И приказал мне беспременно

Получше платье одевать.

Она ему покорна была,

Одела платьице свое.

Она того не догадалась,

Что он убить решил ее.

Когда зашли в кусты густые

Сперва обнял, поцеловала,

Потом с лица переменился

И издеваться над ней стал.

Сперва он бил ее рукою,

Потом ударил в грудь ножом,

А с полумертвой снял ботинки,

Ее оставил под кустом.

Она со смертью боролась

В тяжелых муках в эту ночь.

Она от села далеко была

И ей никто не мог помочь.

 

На опушке леса

Старый дуб стоит,

А под дубом этим

Партизан лежит.

Он лежит, не дышит

И как будто спит,

Кудри золотые ветер шевелит.

А над ним старушка,

Мать его стоит,

Слезы проливает,

Сыну говорит:

«Я тебя растила,

Нежно берегла,

А теперь могила

Будет здесь твоя.»

 

Колосилась в поле рожь густая

Осыпались усики с овса

За деревней где-то недалеко

Девичьи звенели голоса.

 

Соловей кукушку уговаривал

Полетим кукушка в темный лесок

Совьем мы кукушка себе гнездышко,

Выведем себе кукушка два дитя,

Тебе кукушонка, а мне соловья.

Тебе корковати, а мне воспевати,

А парень девчонку уговаривал,

Поедем девчонка в Казань город жить,

Казань город славный на горе стоит,

А под этой горкой ручеек бежит.

Врешь ты, врешь мальчишка,

Врешь ты навсегда,

Нет там ни водички,

Нет ни ручейка.

 

На восходе я садился,

На Увароке слезая,

На такую я нарвался,

Без портов домой бежал. (21)

 

Последний денечек гуляю с вами я друзья,

А завтра рано, чуть светочек

Заплачет вся моя семья,

Заплачут братья мои, сестры,

Заплачет мать и мой отец,

Еще заплачет дорогая,

С которой шел я под венец.

Коляска к дому подкатилась,

Колеса об землю стучат,

А из коляски голос слышен:

«Готовьте сына своего»

Солдатский сын давно готовый,

Семья вся замертво лежит.

 

Частушки:

А весела я весела

Шла из Борисова.

А еще развеселила

Меня каша рисова.

 

А ну-ка Нинка выходи

Выходи, выхаживай.

Нинка делай как и я,

Люби, но не ухаживай.

 

Я бывало запеваю

Запевать хотелося

А теперь я запью,

Куда веселье делалось.

 

Мы с залеткой расставались,

Он молчит и я молчу.

И он осмелился, сказал:

«До свиданья, спать хочу»

 

А мне мой милый говорит,

Не красивая на вид.

А ты красивый, боевой,

Давай уматывай домой.

 

У залеточки мово

Восемнадцатая я

А заводи милый бригаду

Бригадиром буду я.

 

У меня залетка был,

Звали его Вовка.

А теперь и Вовку

На мясозаготовку.

 

В огороде есть железная кровать

И повадилась цыганочка к цыгану ночевать.

 

А ты цыган и я цыган

Оба черноватые

Если сын родится русский

Оба виноватые.

 

Мне цыганка нагадала

На изорванный валет

Нагадала и сказала,

Когда любит, когда нет.

 

А к нам цыгане заезжали,

Чай пили, обедали.

Одному я подмигнула,

Все они забегали.

 

Ох, Елецкого, Елецкого, ельца

Никогда я не забуду как упала я с крыльца.

 

Ах, Елецкого, Елецкого, Елецкого даешь,

Из-за этого Елецкого одна домой идешь.

 

Эх, Семеновна, начинается

А гармонист сидит, да улыбается.

 

Сорву я веточку, сорву зеленую

Кому Елецкого, а мне Семеновну.

 

Ах, Семен, Семен, утонул в пруде,

Про тебя, Семен, теперь поют везде.

 

Ах, Семен, Семен, Семечко,

А поцелуй меня, а хорошеничка. (11)

 

Частушки:

 

А Елецкого игра (яга) по лесу раздовалася

Кабы я его любила, но не признавалася.

 

Я Елецкого пляшу, во все стороны гляжу,

И на север и на юг, и Елецкому каюк

 

Гармониста я любила,

Гармониста тешила

Гармонисту на плечо

Сама гармошку вешала

 

Мил ты мой мил

Провалился в авик

Я поохала, поохала

И полезла за ним.

 

Я любила тебя милый

И любила одного,

А ты пятую ласкаешь,

Тебе видно все равно.

 

Я плясала и устала

Села на скамеечку

На скамейке прищемила

Свою канареечку.

 

Эх, булат удалой, бедна сакия твоя

Золотою кормой я осыплю тебя.

Дам коня, дам кинжал, дам винтовку свою

А за это, за все, князь, отдай мне жену.

 

Ты уже не стар, ты уж свет

Ей с тобой не житье на заре ёньих лет

Ты погубишь ее. (26)

 

Как у нашей молодой

Половина золотой,

Как у нашего молодого

Половина золотого

 

Положили молоду

На новые доски

Проломили молодой

Покатились слезки.

 

Протяжная песня:

Звонит звонок насчет поверки,

Ланцов задумал убежать.

Звонит звонок насчет поверки

Ланцов задумал убежать.

 

По чердаку он долго шлялся

Себе веревочку искал.

По чердаку он долго шлялся

Себе веревочку искал.

Нашел веревку стал спускаться,

Его заметил часовой.

Нашел веревку стал спускаться,

Его заметил часовой.

 

При широкой при долине:

При широкой при долине

Горит вечерняя заря.

При широкой при долине

Горит вечерняя заря

 

Не слышу голоса родного,

Не слышу ямщика.

 

А молодой ямщик Ванюшка

Держал он троечку в руках.

 

А тройка скачет, ямщик плачет

А некрута песни поют.

 

А гуленька порхает,

Летя к дружочку своему.

 

А бедна девица рыдает,

Сидя в высоком терему.

 

Куда мой миленький уехал

Куда отрада запропал.

 

Оставил девицу…. (17)

 

Романе:

Это было давно, лет семнадцать назад

Вез я девушку трактом почтовым

Круглолица была, словно тополь стройна,

И покрыта платочком шелковым

 

 

Колыбельная:

Баю, баюшки, баю

Не ложися на краю,

Придет серенький волчок

И утащит во лесок.

Бросит там под кустом,

Никуда не пустит.

 

Я на Васину гармошечку

Навешаю сирень

Чтобы Васина гармошечка

Играла веселей.

 

Я на Васину гармошечку

Навешаю мочал,

Чтобы Васина гармошечка

Играла по ночам!

 

Эх, Семеновна, сама спятила,

Мужа не было, детей пятеро.

 

А мне милый изменил,

Круто повернулся,

В рот ему кадушку щей,

Чтобы захлебнулся. (27)

 

Я цыганскую игру

Лучше милого люблю,

Когда буду помирать

Велю цыганочку сплясать.

 

У цыгана в огороде

Есть колодец ключевой,

И повадилась цыганочка

К цыгану за водой.

 

А гармошка матушка

Лучше хлеба батюшки

Она не кормит, не поит,

А от горя веселит.

 

Вот она и заиграла

Вот и забаянила,

Сыграй Коля дорогой

Имечко Матанина.

 

А у меня залетка лысый,

А куда же его деть.

Если зеркала не будет,

Буду в лысину глядеть.

 

У меня залетка есть,

Его зовут Николай.

Привяжу его к забору,

Николай полай, полай. (14)

 

Потолок у нас широк

Матица не хуже,

У нас Ванюшка хорош,

Марьюшка не хуже. (35)

 

Ах Елецкого, Елецкого

Елецкого, Ельца,

Никогда я не забуду,

Как упала я с крыльца.

 

А я спою –

Люди скажут:

«Брат с сестрою»

 

Эх, топни нога,

Топни правенькая,

Все равно ребята любят

Хоть я маленькая. (40)

 

Баю, баюшки, баю

Не ложися на краю,

Ложись посередочке

В золотой каемочке.

 

Сидит ворон на дубу

И играет во трубу

Труба точена, позолочена.

Труба ладная, песня складная.

 

Дождик, дождик пуще

Дам тебе гущи,

Хочешь хлеба каравай,

Хоть весь день поливай. (33)

 

А Елецкий игра,

Она не кормит, не поит,

Только, милые девчонки,

От горя веселит!

 

Нету лучше из цветов

Фикуса зеленого

Нету лучше из ребят,

Я люблю которого (9)
ТОПОНИМИКА

 

Д. Алексеевка.

Была раньше Лаптиха, потому что народ бедный был, все в лаптях ходили. Потом народ собрался и пошли к царю, чтобы им заменили несозвучное название. Царь исправил, и с 1908 года село называется Алексеевское.

Проезжал царь деревней Лаптиха. В это время у него родился сын Алексей. С тех пор все называют Алексеевское. (4)

Поселок «Красный Октябрь»

Раньше поселок назывался «Вознесенка», потому что престольный праздник был Воскресение. Праздник остался, а после революции название стало «Красный Октябрь». (18, 19)

Д. Княгинино.

В этой деревне жил помещик Триумов. Он женился на княгине, в честь ее деревню назвали Княгинино. (36)

Д. Смолино.

В деревне были люди, которые гнали смолу. Их назвали «смолокуры». Раньше деревня называлась Смолино-Хрустальное. В селе две церкви: Вознесения и Св.Михаила. (13)

Д. Мордвины.

Никто не знает, откуда название взялось. Играли в карты. Один барин выиграл мордовочек (нация), забрал их к себе в работницы. Они жили в том селе. (10)

Д. Бедрино.

Был какой-то барин Бедрин, поэтому и назвали так деревню. (16)

С. Милиново, пос. «Красный маяк».

Основалось при Екатерине II на свой день рождения и на ее деньги. (60)

С. Иваново-Эсино.

Раньше, когда распределяли людей, многие путали город Иваново и уезжали в село Иваново. Чтобы не путать станции село назвали Иваново-Эсино. Престольные праздники: 21 сентября – Рождество Богородицы и Николай зимний. (26)
Словарь особенностей местного говора:

 

 

Вьюшки – запчасти от станка

Финки – сани

Ладоница – дудочка из бересты

Бощая – языкастая

Свадьбишная – сваха

Помешалася – сумасшедшая

Имение - приданное невесты

Козлы – скамейка с ледяным дном

Попрошайки – веселили народ на свадьбе за плату

Стонали – подруги плакали по невесте

Постоловаться – посидеть за столом

Столоваться - кушать

Воскресники – обеда на поле по воскресным дням по окончании жатвы

Посадка - ноги

Смёртное – новая одежда покойника

Помежка – участок леса

Бабки – ряд снопов

Балундорить – гулять от жены

Капустники – женщины рубившие капусту

Драчёна – на рождество лепешки

Криночки – место, куда горшки кидали после омовения покойника

Мутовка – палка мешающая тесто

С шишом – с горкой

Чувячки – тапочки

Ходили на ручки – к невесте на ватрушки

Дружка – крестный девушки, выступал вместо отца
СПИСОК РЕСПОНДЕНТОВ

 

1. Муравлева Римма Павловна, 1953 г.р., п. Красный Маяк

2. Зайцев Иван Николаевич, 1920 г.р., п. Красный Маяк

3. Крылова Ектерина Петровна, 1923 г.р., п. Красный Маяк

4. Солдатова Мария Егоровна, 1915 г.р., д. Алексеевка

5. Лиончьева Зоя Петровна, 1932 г.р.

6. Козлова Зинаида Ивановна, 1927 г.р., с. Новое Село

7. Козлова Татьяна Николаевна, 1951 г.р., д. Мордвины

8. Акимова Полина Федоровна, 1928 г.р., д. Мордвины

9. Соловьева Зинаида Васильевна, 1930 г.р., д. Мордвины

10. Поликова Антонина Ивановна, 1942 г.р., д. Мордвины

11. Краснова Дина Анатольевна, 1941 г.р., д. Макарово

12. Громова вера Ивановна, 1939 г.р., п. Красный Маяк

13. Фадеева Евгения Николаевна, 1935 г.р., д. Смолино

14. Фролова Таисия Ивановна, 1931 г.р., д. Бедрино

15. Назарова Фаина Григорьевна, 1939 г.р., д. Смолино

16. Фролова Антонина Антоновна, 1931 г.р., д. Бедрино

17. Кормильцева Валентина Ивановна, 1936 г.р., п. Красный Октябрь

18. Холина Анна Ивановна, 1930 г.р., п. Красный Октябрь

19. Холин Владимир Васильевич, 1930 г.р., п. Красный Октябрь

20. Арканова Валентина Ивановна, 1935 г.р., п. Красный Октябрь

21. Абрамова Просковья Яковлевна, 1935 г.р., д. Смолино

22. Жуков Маркус Михайлович, 1934 г.р., п. Красный Октябрь

23. Мешкова Валентина Ивановна, 1926 г.р., д. Бедрино

24. Мельников Анатолий Федорович, 1933 г.р., д. Марьино

25. Карпов Федор Иванович, 1915 г.р., д. Марьино

26. Моисеева Капиталина Игнатьевна, 1923 г.р., с. Эсино

27. Челошкина Вера Ивановна, 1935 г.р., д. Дмитриевское

28. Авдеева Лидия Алексеевна, 1925 г.р., с. Эсино

29. Онищук Антонина Ивановна, 1925 г.р., д. Эсино

30. Пестова Галина Федоровна, 1937 г.р., п. Красный Октябрь

31. Норышкина Раиса Егоровна, 1925 г.р., п. Красный Октябрь

32. Ионова Лидия Яковлевна, 1931 г.р., д. Бедрино

33. Громова Тамара Григорьевна, 1937 г.р., п. Красный Октябрь

34. Карасева Нина Федоровна, 1933 г.р. п. Красный Октябрь

35. Стародубова Александра Ивановна, 1938 г.р., д. Эсино

36. Авдеёнкова Надежда Ивановна, 1929 г.р., д. Княгинино

37. Ванюхина Александра Михайловна, 1924 г.р., д. Княгинино

38. Трунина Клара Ивановна, 1927 г.р., п. Красный Октябрь

39. Судакова Роза Дмитриевна, 1924 г.р., п. Красный Октябрь

40. Борискина Зоя Алексеевна, 1929 г.р., д. Макарово

41. Зеленова Раида Николаевна, 1923 г.р., д. Макарово

42. Калинина Надежда Николаевна, , д. Макарово

43. Перехватов Валерий Петрович, 1930 г.р., п. Красный Маяк

44. Родина Зинаида Михайловна, 1937 г.р., д. Денисово

45. Тимофеев Александр Васильевич, 1925 г.р., п. Красный Маяк

46. Тимофеева Вера Ивановна, 1927 г.р., п. Красный Маяк

47. Барсуков Борис Иванович, 1927 г.р., п. Красный Маяк

48. Борисова Екатерина Ивановна, 1927 г.р., п. Красный Маяк

49. Фролов Николай Петрович, 1929, с. Смолино

50. Бочалина Фрида Федоровна, 1931 г.р., с. Смолино

51. Рагодина анна Георгиевна, 1936 г.р., д. Бедрино

52. Сишонова Нина Ивановна, 1951 г.р., д. Макарово

53. Косогоров Павел Александрович, 1921 г.р., п. Красный Маяк

54. Абрамова Галина Михайловна, 1937 г.р., п. Красный Маяк

55. Травкина Валентина Павловна, 1920 г.р., д. Смолино

56. Барсуков Алексей Ксенофонтович, 1927 г.р., п. Красный Маяк

57. Шмелев Николай Ефимович, 1932 г.р., д. Смолино

58. Борисова Екатерина Ивановна, 1927 г.р., п. Красный Маяк

59. Шмелева Галина Борисовна, 1947 г.р.

60. Чернышова Нина Андреевна, 1930 г.р., с Милиново

61. Чернышов Борис Михайлович, 1929 г.р., п. Красный Маяк

62. Маринина Тамара Андреевна, 1931 г.р., д. Княгинино

63. Короткова Галина Михайловна, 1929 г.р., д. Смолино

 

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 68; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты