КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Две МарииС 1880 года Дуленбянка дружила с Марией Конопницкой, польской писательницей, рисовать которую имела право лишь она. Портреты сердечной подруги получались искренними — их сразу покупали музеи. Перед художницей наверняка была бы длинная и успешная творческая жизнь, но живопись ушла на второй план, уступив место борьбе за права женщин. Некоторые исследователи жизни Дуленбянки доказывают, что двух талантливых женщин много лет связывала не просто дружба: они были парой. Это притом что Конопницкая была почти на 20 лет старше молодой художницы.
Возможно, именно история жизни Конопницкой и вдохновила Дуленбянку на феминистические подвиги. В возрасте 20 лет её, сироту, отдали замуж за 32-летнего Ярослава Конопницкого, хозяина большого, но крайне запущенного имения. Муж, усатый гуляка без образования, но с амбициями, был немножко тираном и деспотом и запрещал ей писать. Вольнолюбивая жена хотела свободы. Свобода у помещицы? Откуда! Тем более, сразу пошли дети — Конопницкая родила от нелюбимого супруга восьмерых, но двое умерли сразу после родов. Воспитание шестерых выживших легло на её хрупкие плечи. Мария бунтовала. Мечтала о том, чтобы жить на свои деньги, а не быть содержанкой мужа, продолжала публиковать свои стихи, хотела вырваться из плена всепоглощающего быта. Положительный отзыв молодого Генрика Сенкевича на поэму В горах окрылил Конопницкую — в 1876 году она рассталась с мужем и поселилась с детьми в Варшаве, где подрабатывала репетиторством. Вольнолюбивая поэтесса много путешествовала по континенту, оставляя за собой шлейф из юных любовников. Относилась к мужчинам утилитарно, скоро забывая о них Вольнолюбивая поэтесса много путешествовала по континенту, оставляя за собой шлейф из юных любовников. Относилась к мужчинам утилитарно, скоро забывая о них. Это так обидело философа Максимилиана Гумпловича, влюблённого в писательницу, что он застрелился перед австрийским отелем, где как раз снимала номер Конопницкая. С обанкротившимся мужем женщина общалась, однажды даже выслала ему деньги на поездку в Краков на празднование своего творческого юбилея. Да и как не общаться — поэтесса и сказочница была вписана в паспорт мужа и для каждого выезда за рубеж была вынуждена просить у экс-супруга разрешение. Две Марии вместе путешествовали по Швейцарии, Италии, южной Франции и Германии — климат этих стран считался благодатным для больных туберкулёзом (Конопницкая страдала этим недугом). Поездки сложно было назвать приятными: подруги голодали, мёрзли в неотапливаемых отелях, ездили в поездах третьим классом и сдавали драгоценности в ломбард. Женщины жили вместе в небольшом имении в селе Жарновец, подаренном Конопницкой к 25-летию её творческой деятельности. Для Дуленбянки там была устроена мастерская. В январе 1919-го в составе делегации Красного Креста художница посетила заснеженные Станиславов, Коломыю, Чертков, Микулицы, Тернополь и Золочев. В поездке активистка заразилась тифом, который её и погубил 7 марта того же года. Проводить Дуленбянку в последний путь пришло множество женщин — и полек, и украинок, а также бездомных детей, которым она помогала. Похоронили её на Лычаковском кладбище в склепе Марии Конопницкой, но в 1927 году могилу перенесли на мемориал львовских орлят неподалёку.
|