КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Девушка-крепость ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Во Львове на ул. Генерала Чупрынки, 49 сохранился дом, построенный в 1910 году архитектором Иваном Левинским в модном тогда стиле сецессии. Здесь жила Мария Дулембянка – правда, никакой мемориальной доски в её честь тут нет. Нет памятных знаков и множеству других львовских феминисток того времени, среди которых было немало украинок. Зато увековечена в камне память о другой сильной женщине, которая за два века до появления первых ростков феминизма доказала, что женщины – отнюдь не слабый пол. Ещё недавно туристы, поднимающиеся в Теребовле Тернопольской области к руинам замка, видели около крепости пустой измученный временем постамент. На нём – надпись на польском: 1675. Софии Хржановской. Героине — жители города. 1900. В августе 2012 года, когда Теребовля праздновала очередной день города, на постамент вернулась и сама героиня.
Что за София, и какой она совершила подвиг, большинство украинцев не знают. И немного обидно, что история пани Хржановской больше известна полякам, чем нашим соотечественникам. Ведь геройствовала София у нас, на Тернопольщине. В 1674 году в рамках приготовлений к неминуемой войне с турками — те как раз воевали с Россией — польский сейм постановил дополнительно укрепить Теребовлю (её тогда называли Трембовля) и выслать в местный замок гарнизон. Комендантом крепости назначили Яна Самуэля Хржановского. В следующем году янычары в очередной раз взялись опустошать города и сёла Подолья. 20 сентября 1675 года они встали лагерем у Теребовли, ожидая лёгкой победы. Не тут-то было – Хржановский мужественно защищал подольский город. То, что отряд выдержал тяжёлую осаду, приписывали в заслуги жене пана коменданта – Софии. Женщина не только поддерживала боевой дух воинов, но и сама с саблей в руках участвовала в битвах То, что отряд выдержал тяжёлую осаду, приписывали в заслуги жене пана коменданта – Софии. Женщина не только поддерживала боевой дух воинов, но и сама с саблей в руках участвовала в битвах. По крайней мере, так говорят легенды. Самый драматический эпизод сказаний таков. Когда комендант с офицерами думали, а не сдать ли замок врагу, в комнату валькирией ворвалась София с двумя ножами в руках. Пани пригрозила: если муж сдаст Теребовлю, то одним из ножей она зарежет его, а другим себя. Почему девушке не хватило одного ножа, история умалчивает. Тем не менее угроза подействовала. Мужчины забыли про позорную капитуляцию и вернулись к защите города. Вскоре отчаянным улыбнулась судьба: к городу приближалось войско польского короля Яна ІІІ Собесского. Турки вынуждены были снять осаду крепости. Храбрых защитников замка чествовали как героев, а сама турецкая осада быстро обросла легендами, главную роль в которых играла мужественная пани комендантша Храбрых защитников замка чествовали как героев, а сама турецкая осада быстро обросла легендами, главную роль в которых играла мужественная пани комендантша. Софии Хржановской посвящали стихи и песни. Например, Тимон Заборовский посвятил Ксене Подолья тяжёловесные оды, в которых сравнивал её со жрицами Тавриды, утверждая, что «О лишеньях и позоре даже мысль одна оскорбляет гордость вольной подолянки». Ладно ещё стихотворения – были и целых две оперы: Оборона Трембовли, или мужество Хржановской авторства Якуба Кублицкого и Полька Юзефа Вибицкого. Писатель Михал Асанка-Яполи описал героиню замка в книге для молодёжи Трембовльская глория. После писателей и музыкантов за дело взялись скульпторы. В 1841 году в Польше появился популярный цикл Оборона Трембовли Александра Лессера. Кто был в нём центральной фигурой, объяснять не надо.
При этом никто точно не знал, как на самом деле звали мужественную пани. Из завещания коменданта Хржановского следует, что жена его звалась Анна Дорота фон Фрезен, следовательно, легендарная полька была немкой. Анной называет пани комендантшу и гравюра Францишека Смуглевича, созданная в 1780-х годах. Имя София впервые появляется в 1828 году в поэме Заборовского, хотя другие поэты называли подольскую амазонку Мальгожатой. Легендарная популярность не могла не прорасти памятником на месте подвига. Первоначальный монумент у замковых стен появился еще в XVIII веке, а рухнул в 1829 году. 20 марта 1869 года городской совет Теребовли назначает 300 злотых на создание нового памятника. Суммы не хватало, потому взялись собирать деньги у меценатов. Люди жертвовали не слишком охотно. Чиновники подумали: а может, чёрт с ним, с монументом, лучше откроем в городе женскую гимназию, назовём её именем героини – и дело с концом? Тут возмутилась местная пресса: как так, «вдовий грош» пойдёт на школу, которую и так должно профинансировать правительство, а Теребовля останется без памятника? Время шло, денег взять было все так же неоткуда — решили отделаться малой кровью. В 1886 году в честь героини устанавливают каменную стелу возле замка. Но мечта о монументе не покидала патриотические головы. В 1895 году замковой горой опекался меценат Александр Блажинский. Руины почистили от зарослей, обустроили дорожки к замку, огородили его территорию, поставили беседки и лавочки. Саму гору засадили деревьями, а на оставшиеся средства местный скульптор Ян Бохенка изваял фигуру Хржановской. 11 ноября 1900 года монумент торжественно открыли. В руке каменная пани сжимала два ножа, издали похожие на ножницы. Ножи пострадали первыми — уже через пару лет куда-то пропали. А во время Второй мировой исчезла и сама фигура комендантши.
|