Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Что такое ритм и как он воспринимается человеком




Восприятие ритма, или чувство ритма, в музыкальной психологии раскрывается как способность детально воспринимать, точно воспроизводить ритм музыкального произведения и создавать новые ритмические последовательности.

Оказывается, взгляды учёных на процесс восприятия ритма человеком, в силу сложности, значительно расходятся: некоторые считают чувство ритма врождённым свойством человека; есть гипотеза о связи чувства ритма с уровнем двигательного и интеллектуального развития; возможно, эта способность является результатом мыслительной логики или же, напротив, проявление бессознательного.

Как человек воспринимает ритм? В основе этого процесса лежит восприятие времени в целом. Восприятие времени даёт представление о длительности, скорости и последовательности явлений действительности. В свою очередь, основой восприятия являются условные рефлексы на время. Они вырабатываются под влиянием ритмических процессов в организме человека. Восприятие времени субъективно и зависит от многих факторов: вида деятельности, увлечённости, психофизиологического состояния и даже темперамента. Специалисты существовавшего в России Государственного института музыкальной науки (ГИМН) под руководством Н. А. Гарбузова провели эксперимент «Минутка», в ходе которого выяснились занимательные факты: минута холериков длится 0,7-0,8 мин, флегматиков и сангвиников – 1,1-1,2 и 0,9 мин. соответственно, объективными оказались лишь меланхолики.

Как известно, у человека нет специального органа для восприятия времени и ритма – только обобщив все доступные ему данные, сопоставив различные представления и эмоциональные реакции, человек может выработать особые навыки оценки времени.

Исследователи чувства ритма, специалисты в области психофизиологии, утверждают, что истоки чувства ритма лежат в физиологических процессах, таких как пульс, дыхание, ходьба, бег и т.д. Эти ритмы, преобразованные в различных музыкальных жанрах, воздействуют на эмоции человека, изменяют ритм его дыхания, пульса, вызывают непроизвольные мышечные движения – отбивание такта ногой, качание тела, движения головы и т.д.

Мышечные движения, в свою очередь, вызывают и организуют эмоциональное переживание. Б.М. Теплов, видный исследователь в области музыкальной психологии, считал эмоциональное воздействие ритма на слушателя очень сильным, а эмоциональный отклик человека на ритм – простейшим первичным проявлением музыкальности.

Наконец, ритм – ощущение чередования различных длительностей, которые как бы заполняют мерное метрическое движение более мелкими импульсами. Собственно чувство ритма – это способность узнавать и воспроизводить отношения длительностей отдельных звуков.

Эти вопросы достаточно подробно изучены в психологии музыкальных способностей (Теплов Б.М.,1941), в которой ритм рассматривается только как ряд следующих друг, за другом однотипных раздражений, в т.ч. следующих равномерно, расчленяемых на определенные группы: на одинаковые (по два, по три члена и т.д.) или неодинаковые. Последовательность звуков только тогда несет в себе музыкально-ритмическую информацию, когда звуковой ряд имеет интонационную окраску. Обязательным условием ритмической группировки, а, следовательно, и ритма вообще является наличие акцентов, т.е. выделяющихся в каком-либо другом отношении раздражений. Субьективная акцентировка характерна для восприятия последовательности одинаковых раздражителей. Известно, что при таком восприятии большинство людей непроизвольно воспринимают ее, как последовательность двух- или трехтактных групп. Такого рода субьективное ритмизирование называют переживанием ритма. Определен диапазон частот следования раздражителей, в котором субьективное ритмизирование возможно: нижняя граница – 1,58 – 3,0Гц; верхняя граница – 6 – 8Гц (Bolton T.L.,1894, Stetson R.H.,1905), а наиболее благоприятная для этого частота движений - 2-4 Гц.

Уже ранние исследования чувства ритма (Bolton T.L.,1894, Мейман Э., 1911, Коффка К.,1909) показали, что это чувство имеет в своей основе моторную природу, двигательные импульсы, мышечные сокращения, сопровождающие звуковое воспроизведение ритмического рисунка, являются условием ритмического переживания. Mc Dougall R. (1902) подтвердил, что последовательность слуховых стимулов – образ ритмического рисунка вызывает параллельный аккомпанемент в форме сенсорных рефлексов, возникающих в той или другой части тела. При этом моторный аккомпанемент усиливает характерность и определенность ритма. Согласно его взглядам, ритм по самому существу заключает в себе активную установку со стороны воспринимающего субъекта, ритм всегда продуцируется. Позднее Ракмиш Ч. (1913) в показал, что двигательные ощущения являются необходимым условием установления ритмического восприятия: для того чтобы уловить ритм, войти в него, необходимы двигательные ощущения. Но когда ритмическое восприятие устанавливаается в виде ритмического образа, он может поддерживаться в сознании без каких-бы то ни было двигательных ощущений, только с помощью слуховых и зрительных ощущений и представлений. В настоящее время считается установленным (Мейнель К., Шнабель Г. , 1998, Мехлинг Г., Эффенберг А.О., 1998, Таут Г.М., Райтбун Н.А., 1995), что взаимосвязь между аудитивным восприятием и двигательными реакциями – биологический феномен, который проявляется в системе безусловных рефлексов и может быть использован на более высоком познавательном уровне для сознательного формирования движения.

Если в музыкальной психологии формирование ритмических ощущений, ритма связывают со вспомогательным двигательным сопереживанием ритмического образа, то в спорте стоит другая задача: сформировать у спортсмена устойчивый озвученный ритмический образ двигательного комплекса, как условие стабильного его воспроизведения. Можно предположить, что между моторикой и ритмом-ритмизацией существует прямая и обратная связь. Как движения, мышечные сокращения вовлекаются в ритм и производятся в такт ему, облегчая и улучшая его воспроизведение, так и сформированный ритмический образ может являться алгоритмом мышечных сокращений, способствуя более точным их распределениям во времени, а значит и более точному выполнению движений в пространстве, как следствию мышечных усилий.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 189; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты