КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Я запомню. Но вовлеки меня, и я пойму.Китайская пословица
Изнутри наружу. Вот что вы должны знать, если хотите полнее ухватить глубинную суть предпринимательства в стиле дзен. Проще говоря: чтобы достичь просветления как последней реальности, существующей для истинного дзен-предпринимателя, вы должны стать на путь глубокого понимания себя и жизни, создавая новое знание и новые дела по мере того, как ваш жизненный путь проявляется во внешнем мире. Конечно, надо знать и многое другое, это точно, но нет ничего труднее — или легче — первого шага. Так вот, здесь может оказаться полезно представить вам в качестве учебного пособия один из наиболее часто повторяющихся образов дзенской каллиграфии — энсо. Энсо — это простая окружность, которую рисует дзен-буддистский монах, когда, медитируя над чистым листом рисовой бумаги, набирает щедрую порцию туши на кисть и, достигнув состояния чистого созерцания, влекомый потоком сознания, спонтанно отдает всего себя мгновенному акту изображения, одним движением кисти, идеальной окружности. Не математически идеальной, обратите внимание, не такой, где все точки равноудалены от центра, но такой, которая является воплощением самого совершенства — благодаря тому чудесному сочетанию сконцентрированной мысли и чистой энергии живописца. Считается, что, когда мастер дзен рисует энсо, он концентрирует силу и высвобождает свои облагороженные эмоции, позволяя своему духу проявляться в этом мире, действовать и творить. Сама жизненная сила мастера, само состояние просветления в такой момент передаются кисти и изливаются на бумагу. Изнутри наружу. Пожалуйста, не усомнитесь в значительности того, что на протяжении многих веков представляла эта простая окружность. Круглая форма энсо символизирует самые сокровенные духовные истины и философские идеи. Это символ простоты и полноты бытия. В нём явлена истинная природа реальности, сама сущность просветления. Круг всего видимого и невидимого. Круг конца и начала. Круг равновесия и гармонии. Круг — это то, что подразумевает «Дао Дэ Цзин», говоря о «десяти тысячах вещей» феноменального мира. Войти и раствориться в энсо — значит отдаться своему истинному «я», своим уникальным талантам и способностям, слиться с кругом жизни. Делать то, для чего рождён... Дхарма. Тихо. Мы не собираемся срывать аплодисменты, вводя в эту книгу величайшую феньку современной поп-культуры, помешанной на мистике, понятие, которое давно стало фетишем, способным мгновенно возбудить любого отрока, мало-мальски знакомого с восточной эзотерикой. Вовсе нет. Дхарма — это внутренняя природа вещей, способ их существования и путь развития в мире. Мы говорим о возможности работать в соответствии со своей истинной природой, следуя зову своей жизни и высшему предназначению, добиваясь гармоничного равновесия между своими глубочайшими намерениями и способностями и их внешним самовыражением. Подобно творческой энергии мастера, порождающей энсо, дзен-предприниматель освобождает таящиеся в нём могучие силы, создавая во всём, за что ни берётся, исполненные великолепия формы. Прилагая разум, тело и дух к любому своему созданию или начинанию, открывая их глубинную сущность внешнему миру, дзен-предприниматель делает саму свою жизнь величайшим произведением искусства. Подлинным шедевром в процессе создания. И снова: изнутри наружу. И это только один из важных орнаментов, вплетённых в ткань жизни дзен-предпринимателя. В нашей неустанной погоне за истиной и стремлением к точности высказываний предлагаем вам ещё некоторые. Для дзен-предпринимателей характерно безоговорочное осознание собственной ценности для мира и вытекающее из него высокое самоуважение, независимо ни от каких условий. Доверяя своим инстинктам, они не тратят понапрасну времени на раздумья о том, чего сделать не могут, а думают только о том, что могут и должны сделать, чтобы достичь полной самореализации, воплотив в жизнь свою мечту. Дзен-предприниматель практикует радость и искренность, способствует просвещению, активно ищет вдохновения и охотно вдохновляет других. Он делится мудростью, стремясь ко всё большей гармонии, наполняя своим энтузиазмом и энергией окружающих. Дзен-предприниматели заряжают свою жизнь магией надежды и уверенности в себе, сознавая, что наделены достаточными силами, чтобы справляться с обстоятельствами, и властью создавать новые возможности для действия. Дзен-предприниматели воспринимают мир и события в нем непосредственно и отчётливо, уп- равляя своим разумом с гибкостью, а телом — со спокойствием. Дзен-предприниматель тяготеет к уверенным в себе людям и позитивным ситуациям, стремясь к тем, кто поддержит и вдохновит, избегая тех, кто мешает, отвлекает или вставляет палки в колеса. Дзен-предприниматель знает, что при движении вперёд лучшим средством осветить дорогу иногда бывает пламя сжигаемых мостов. Дзен-предприниматели — люди духовные, находящие время отпраздновать красоту и таинственное очарование жизни. Они признают существование во вселенной высших творческих сил, взаимосвязь и взаимозависимость всего сущего. Когда бабочка взмахнет крылышками в Японии, дуновение можно ощутить на Карибском море. Всё взаимосвязано. Джон Мюр, естествоиспытатель прошлого века, сказал: «Прикасаясь к чему-нибудь в природе, мы обнаруживаем, что оно связано со всем остальным в мире». Дзен-предприниматели погружаются в поток жизни, позволяя духовному проникать в себя, зная, что и сами они — часть единства всего сущего. Дзен-предприниматель осознаёт, что процесс достижения успеха в жизни связан с разочарованиями, неприятием окружающих, неудачами, падениями, стрессом, жертвами и одиночеством. Ну и что с того? Истинный дзен-предприниматель знает также, что это происходит потому, что существует сама жизнь, и что она — продолжающийся диалог с переменами. А перемены для дзен-предпринима-теля, как красота цветка, самая естественная вещь. Вот неплохой набор принципов для начала, а для непосвящённых мы бы добавили ещё один о-о-очень важный пробный камень, а именно: Дзен-предприниматели дорого ценят свою принадлежность к человеческому роду и стараются преисполниться сострадания, отдавая себя другим свободно и не раздумывая. Они понимают, что высшая форма служения — помогать другим и содействовать их благу, не ожидая награды. «Дао Дэ Цзин» утверждает, что путь самоотверженного служения — фундаментальный принцип, на котором стоит вселенная. Уходя на задний план, мудрый оказывается в центре. Говоря по-нашему: что посеешь, то и пожнёшь. Если всё взаимосвязано, ничто из сделанного нами не замкнуто само в себе. Всё сделанное нами создаёт узы связей, звено в цепи причин и следствий, и этот поток взаимосвязей изливается в мир, возвращаясь к своему истоку. Делиться своей мудростью, системой ценностей и служением людям — как бросать в воду камешек. После первого краткого всплеска волны энергии разбегаются бесконечно вовне и возвращаются приумноженными в сердце и душу дзен-предпринимателя. Всё взаимосвязано. Так что, дорогие соратники, если есть какой-нибудь урок, который мы больше всего хотели бы пожелать вам выучить в этом «Курсе молодого бойца», то он таков: уважайте самого себя и других, живя жизнью благородного великодушия. Практикуйте высшую форму служения — служение бескорыстное, самоотверженную отдачу своих дарований, талантов, делитесь теми материальными благами, которые у вас в изобилии. Поделитесь с другими, не ожидая взамен ничего, кроме чувства внутреннего удовлетворения от того, что где-то на вашем пути вы кому-то помогли. У нас в Республике Чая эта философия в большом почёте. Наша маленькая республика поддерживает многие достойные общественные начинания, уделяя им время и жертвуя на них деньги, посвящая часть себя силам позитивных перемен. Для нас большая честь сотрудничать с Фондом Сюзан Комен, ведущей в стране организации по содействию борьбе с раком груди, — с ее помощью мы разработали несколько сортов лекарственных чаев и отваров. Мы жертвуем часть выручки от продажи популярного сорта чая «Тропический лес» на проект «Сьерра Сайта Марта», благотворительной организации, помогающей крестьянам Южной Америки развивать способы хозяйствования, совместимые с сохранением тропических лесов. Очень дорога нашему сердцу программа, по которой мы выделяем часть выручки от продажи специального сорта чая Kid's Cuppa детскому дому в Санни-Хиллз, поддерживая их работу с беспризорными детьми и детьми из неблагополучных семей. Пожалуйста, помните: помогая другим, мы помогаем себе. Повторим еще раз: Всё взаимосвязано. Как граждане мира, мы едины со всем сущим и ощущаем себя в единстве со всей полнотой жизни. Желать привнести что-нибудь в жизнь людей — значит обрести полноту собственной жизни. Помогая изменить жизнь других, мы изменяем и свою. Поверьте, можно говорить и говорить без конца об истинном блаженстве, которое доставляет нам, гражданам Республики Чая, бескорыстное служение людям, а можно сказать только одно: каждую ночь мы засыпаем счастливыми. Мы надеемся, что, прокладывая курс своего жизненного успеха, вы примете эту дзен-пред-принимательскую ответственность и сознательность и интегрируете их в свои мысли, чувства, представления и поступки. Качествами, необходимыми предпринимателю, ведущему бизнес в стиле дзен, владеет каждый. Большинству просто не хватает знания об этом, а ещё большее число людей даже и не пытаются проникнуть в глубины своей души, чтобы явить миру сокровища, которыми владеют. И здесь снова практика внимательности и осознанности может сделать человека мудрецом. Есть одна древняя дзенская притча. Два человека наблюдают, как качается ветка на дереве. «Это движется ветер», — говорит один. «Это двигается ветка», — возражает другой. Мастер дзен слышит их спор и произносит: «Это движутся мысли». Если вы, не изменяя ничего, измените только свои взгляды и свой подход к жизни, вы сможете изменить и всё остальное. Вы измените мир. Не так давно мы с Роном имели удовольствие выступать перед группой молодых людей, весёлых, преуспевающих и неординарных, — более ста студентов бизнес-школы, будущие обладатели МВА, степени магистра делового администрирования. Среди них были предприниматели, инвесторы, специалисты по маркетингу, набившиеся как сельди в бочке в одно помещение, все как один отличающиеся радостью и энтузиазмом, которые сопровождают тебя, когда следуешь за своей мечтой. Было даже страшновато, насколько успешными и финансово состоятельными уже были некоторые из них. Но, заметьте, и неудивительно: это были люди, посвятившие себя развитию нашего мира, настойчивые в своих устремлениях, использующие любые позитивные возможности, уверенные в своих способностях сделать всё, что потребуется, чтобы успех стал их постоянным спутником. Ну, так вот, мы с Роном стоим перед ними и делаем то, для чего нас любезно пригласили, отвечаем на их вопросы о бизнесе и о жизни, скромно делимся своими мыслями и своей философией совершенствования жизни вообще и развития бизнеса в частности. Поначалу семинар идёт, как идут, в общем-то, все семинары: студенты прилежно и вежливо слушают. Потом начинаются вопросы: как лучше всего сделать то, как приступить к этому. Важными были все детали разговора, каждый принимал участие в обмене мнениями, один вопрос следовал за другим. Очень скоро все завелись, весь зал буквально кипел от необузданной энергии этих молодых людей, искренне желавших сделать свое дело и изменить мир. Нет лучшего места для магии, чем комната, наполненная энергией молодых бунтарей, которые скоро станут лидерами бизнеса и будут двигать прогресс цивилизации. Все полны решимости, все чертовски умны. Умелые, деятельные, уверенные в том, что каждого из них тоже можно назвать дзен-пред-принимателем, потому что, как я уже сказал, большинство из них уже успели совершить великие дела, а некоторые сколотили себе состояние. Но я, не теряя времени, должен был задать вопрос чрезвычайной важности: что они сделали для пользы и благополучия других, что сделали бескорыстно, чтобы помочь просиять своим собратьям? Вопрос прокатился по залу волной, а мы с Роном стояли на трибуне и ждали. И ждали. И ждали еще — но увы! — никто из собравшихся не поднял руки.
|