КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Епифаний Кипрский: Христос «за нас Пострадавший … снисшедши в преисподнюю сломить адамантовые запоры… вывел Он пленные души, иад соделал пустым»[49]. ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 Ефрем Сирин не сомневается, что «во гласе Господа [при сошествии в ад] ад получил предуведомление приготовиться к последующему Его гласу [во Втором Пришествии], который совершенно упразднит его»[50]. Исаак Сирин с полной уверенностью пишет: “Грешник не в состоянии и представить себе благодать воскресения своего. Где геенна, которая могла бы опечалить нас? Где мучение, многообразно нас устрашающее и побеждающее радость любви Его? И что такое геенна перед благодатью воскресения Его, когда восставит нас из ада, соделает, что тленное сие облечется в нетление, и падшего во ад восставит в славе?... Есть воздаяние грешникам, и вместо воздаяния праведного воздает Он им воскресением; и вместо тления тел, поправших закон Его, облекает их в совершенную славу нетления. Эта милость – воскресить нас после того, как мы согрешили, выше милости – привести нас в бытие, когда мы не существовали”[51]. В другом Слове он говорит: «Если человек говорит, что лишь для того, чтобы явлено было долготерпение Его, мирится Он с ними [грешниками] здесь, с тем, чтобы безжалостно мучить их там – такой человек думает невыразимо богохульно о Боге... Такой … клевещет на Него». «Не для того милосердный Владыка сотворил разумные существа, чтобы безжалостно подвергнуть их нескончаемой скорби — тех, о ком Он знал прежде их создания во что они превратятся после сотворения, и которых Он все-таки сотворил»[52]. Трудно себе представить, чтобы эти апостолы и не один, не два, не три, а все эти святители, преподобные, прекрасно знавшие Евангелие (а апостолы и Самого Христа) и достигшие вершин духовного совершенства, не понимали учения Христова по такому важнейшему вопросу жизни, или, что уже «невыразимо богохульно», сознательно противостали Христу, уча о конечности мучений непокорных и духовно мертвых. Потому Церковь на V-м Вселенском Соборе (553 г.), анафематствуя оригенизм, не осудила Григория Нисского, Афанасия Великого, Ефрема Сирина и их единомышленников, не исправила своих богослужебных текстов, говорящих о полном уничтожении ада. Но она не осудила и Отцов, писавших о вечности ада и мучений грешников, чтобы предотвратить от тяжелейших посмертных страданий тех безрассудных верующих, для которых мысль о конечности мучений могла стать оправданием греховной жизни. Чем объяснить такое отношение Церкви к очевидному разноречию у Отцов, а иногда разноречию даже у одного и того же из них? По-видимому, только тем, что в настоящем падшем состоянии наше сознание не способно понять эту реальность того мира, и она остается для нас тайной. Этот вопрос действительно не простой. На него пытались ответить многие мыслители, в том числе и такие русские, как: прот. Александр Туберовский, прот. Сергий Булгаков, священник Анатолий Жураковский, священник Павел Флоренский, Е. Н. Трубецкой, В.И. Экземплярский, Н.Ф. Федоров и другие. Своеобразный итог по нему удачно подвел Н. Бердяев: проблема ада «есть предельная тайна, не поддающаяся рационализации»[53]. Потому такое грозное предупреждение слышим от апостола по вопросу спасения: каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня (1 Кор. 3; 13-15). Эти слова открывают, что и состояние спасения может быть разным. Для одного оно с честью и наградой, другой спасется, но так, как бы из огня. Как тот же апостол пишет: Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разниться в славе (1 Кор. 15; 41). Что значит спастись как бы из огня? Жив-то остался, но какие страдания пришлось перенести при этом! Поэтому легкомысленное отношение к посмертным страданиям по причине того, что они будут не бесконечны, есть не что иное, как глупость. За какие блага согласится такой «смельчак» посидеть в огне хотя бы несколько минут? Не отдаст ли он всё, что имеет, только бы избавиться от него?! Этот образ хорошо показывает, что и спасение может быть разным. И потому не всё равно как жить! Святой Исаак Сирин и писал: «Остережемся в душах наших, возлюбленные, и поймем, что хотя геенна и подлежит ограничению, весьма страшен вкус пребывания в ней, и за пределами нашего познания – степень страдания в ней» [54]. Христианство предупреждает, что пока не поздно, пока есть возможность, необходимо приложить все силы к тому, чтобы здесь исправиться и омыть покаянием свои страсти и грехи, и таким образом избавиться там неминуемых страданий. Однако учение многих святых Отцов о том, что, в конечном счете, всё-таки будет Бог все во всем, для множества людей, страдающих за свои грехи и глубоко переживающих за вечную участь своих родных и близких, является большим утешением.
----------------------- Итак, Кто же есть Бог христианский? Он - Любовь, в которой только и Разум, и Правда - эти высшие понимания Бога, достигнутые дохристианской мыслью - приобретают полноценный и совершенный смысл. Предельно доступный человеческому восприятию образ Любви дан в Богочеловеке Иисусе Христе, добровольно пострадавшем за спасение мира и открывшего тайну познания Бога, живущего в сердце человеческом (Лк. 17,21). К этому познанию призывает христианство человека, как об этом писал святой Исаак Сирин: потрудись войти в сердце свое и увидишь Небо, потому что то и другое одно и то же, и входя в одно, увидишь оба.
Алексей Осипов
[1] Надгробные песнопения, 44 (Блаженство умерших в младенчестве). // Святой Ефрем Сирин. Творения. Т. 4. Издательство «Отчий дом», 1995. С. 460-461. [2] Например, каноник Н. Коперник († 1543); св. митрополит Московский Иннокентий (Вениаминов) († 1879); Г. Мендель († 1884) – августинский монах; П. Флоренский († 1937) – священник, богослов, ученый-энциклопедист; этнограф патер В. Шмидт († 1954); архиепископ Лука Войно-Ясенецкий († 1961); аббат Леметр († 1966). [3] Здесь достаточно привести имена лишь некоторых всемирно известных верующих ученых: И. Кеплер, Б. Паскаль, И. Ньютон, М. Ломоносов, Л. Гальвани, А. Ампер, А. Вольта, Л. Пастер, А. Попов, С. Ковалевская, Д. Менделеев, И. Павлов, М. Борн, М. Планк, В. Гейзенберг, К.Ф. фон Вейцзекер, П. Иордан, Э. Шрёдингер, Б. Филатов, Ч. Таунс, и многие другие.
[4] Ломоносов М. Стихотворения // «Советский писатель», М., 1948. С. 7.
[5] Девис П. Суперсила. М., 1989. С. 261. [6] Населенный космос. / Под ред. В.Д. Пенелиса. М., 1972. С. 77. [7] Бен Хобринк. Эволюция. Яйцо без курицы. М., 1993. С. 66. [8] Впрочем, не уступили парижским академикам и наши десять, обратившиеся с критикой Православия в «Открытом письме Президенту». Правда, «атеист» В. Гинзбург зажигает при этом свечу в синагоге (см. «София». 2008. № 3. с. 74). [9] Клячко В. Наука познает мир. // Наука и религия. 1967. № 1, с. 72. [10] Крупный исследователь религии Тейлор (XIX в.) писал: «Верование в бытие вышечувственного мира составляет минимум религии, без которого немыслима никакая религия». Цит. по: Рождественский Н.П., Христианская апологетика. Т. 1. СПб., 1893. С. 141. [11] Часто упоминаемая в церковной литературе дата 5508 (9) лет от сотворения мира (и человека) до Рождества Христова не имеет под собой никаких библейских оснований. Эта цифра носит чисто символический характер. См., напр., С. С. Глаголев. Прошлое человека. Сергиев Посад.1917. [12] Дубинин Н.П. Социальное и биологическое в современной проблеме человека // Вопросы философии. 1972. № 10. С. 53. [13] Курьер. 1972. № 819, с. 12. См. также: Человек // БСЭ. 3-е изд. Т. 29. М, 1978. С. 50–54. [14] Происхождение религии // Краткий научно-атеистический словарь. 2-е изд. М., 1969. С. 565. [15] Титов В.Е. Православие. М., 1967. С. 301. [16] Зыбковец В.Ф. Человек без религии. М., 1967. С. 161. [17] Там же. С. 110. [18] См., напр.: Покровский А.И. Библейское учение о первобытной религии. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. Хрисанф (Ретивцев), архим. Религии древнего мира в их отношении к христианству. Т. I – II. СПб., 1873; 1875. Светлов Э. Магизм и единобожие. Брюссель, 1971. (См.: Примечания и Краткая библиография.) Наиболее основательное исследование у этнографа В.Шмидта в его 12-томном труде «Der Ursprung der Gottesidee (Происхождение идеи Бога)». Münster. 1912-1955. [19] См.: Зубов А.Б. Победа над последним врагом // Богословский вестник. 1993. №1. [20] См., например, Керам К. Боги, гробницы, ученые. М., 1960; Вулли Л. Ур халдеев. М., 1961; Церен Э. Библейские холмы. М., 1966. [21] Цицерон. О природе богов. Цит. по: Кудрявцев В. Начальные основания философии. Серг. Посад, 1910. С. 176–177. [22] См. подробнее: А. Осипов. Путь разума в поисках истины. М. 2010. [23] Возникший на ее почве иудаизм - новая религия, об образе Бога в которой говорить сложно из за принципиальной противоречивости его в различных течениях иудаизма. [24] Так, христианство Иисуса Христа Сына Божия называет образом Бога невидимого (2 Кор. 4,4; Кол. 1,15), образом Божиим (Флп. 2,6), сиянием славы и образом ипостаси Его (Евр. 1,3). [25] Дьявол. [26] К. Маркс и Ф. Энгельс. О религии, М., 1955, с. 160. [27] См. «В те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме… Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу» (Деян., гл. 8- 9). См. также свящ. Сергий Мансуров. Очерки из истории Церкви. Богословские труды. №6. М. 1971. [28] Плиний Младший. Письма. Светоний. Жизнь двенадцати цезарей. Тацит. Анналы. [29] Тертуллиан. Апология, 24. [30] Иустин Мученик. Апология, 1, 96. [31] Болотов В.В.. Лекции по истории древней Церкви, т. II. [32] Письма о духовной жизни.
[33] Деизм (от лат. Deus – Бог) признает бытие Бога, но рассматривает лишь как Творца мира и его законов, исключая возможность какого-либо общения человека и мира с Богом.
[34] Пантеизм (от греч. pan – всё; Θεóς – Бог) - учение, отождествляющее, по существу, Бога с космосом (природой, человеком). [35] Мысли Маркса и Энгельса о религии. М.1955. С. 60. [36] Цит. по: Д.П. Огицкий, свящ. Максим Козлов. Православие и западное христианство. М., 1999, с.69-70. [37] Лодыженский М.В. Свет Незримый. Прг. 1915. С. 109. [38] Откровения блаженной Анжелы. М., 1918. С.95-117. [39] Антонио Сикари. Портреты святых. Т. II. Милан.1991. С. 11-14. [40] Мережковский Д.С. Испанские мистики. Брюссель, 1988. С. 69-88. [41] Джемс В. Многообразие религиозного опыта. /Пер. с англ. М., 1910. С. 337. [42] Повесть об одной душе. //Символ. 1996. №36. Париж. С. 90-183. [43] Юнг К. Психология бессознательного. М., 2003, с. 24 – 34. [44] Письма Валаамского старца схиигумена Иоанна. Клин. 2004. С. 206. [45] Понятие вечности не означает ни бесконечности во времени, ни, тем более, какой-то остановки жизни (Ср.: Исход. 21; 5-6; Лев.25; 40-41). Споткнувшиеся на мытарствах могут, по учению Церкви, в силу ее молитв могут выйти из вечности мук и войти в вечность славы Божией. [46] См.: игумен Иларион (Алфеев). Христос победитель ада. СПб. 2001, с.84. [47] Свт. Афанасий Великий. Творения. Т.3. М., 1994. с. 464 [48] Григорий Нисский, свт. Творения. Ч. 7. М. 1865. С.530. [49] Преп. Епифаний Кипрский. Творения. Ч. 1. М., 1863. с. 140. [50] Св. Ефрем Сирин. Творения. Ч.8. Сергиев Посад, 1914. С. 312. [51] Исаак Сирин, св. Слова подвижнические. Сл. 90, с. 615. М. 1858. [52] Исаак Сирин. О Божественных тайнах и о духовной жизни. М.: 1998. Беседа 39; §2,6. [53] Н. Бердяев. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики. Париж. 1931. С.241. [54] Преп. Исаак Сирин. О Божественных тайнах и о духовной жизни. М. 1998. Беседа 41. С. 216.
|