КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Музыкально-теоретический анализ.Жанр произведения– оперная сцена, финал первого действия оперы А. П. Бородина «Князь Игорь». В сцене Ярославны с боярами драматизм, присущий второй картине, достигает наибольшей силы и остроты. Здесь вновь на передний план выступает основной конфликт оперы – между мирным русским государством и дикой половецкой ордой. И хотя Бородин не показал битвы, но ее трагичность и вместе с тем стойкость русских, как залог их непобедимости, переданы в хоре бояр, пришедших к Ярославне. Форма произведения –контрастно-составная, типичная для оперных сцен. В нее входят сольные эпизоды Ярославны и два хора бояр «Мужайся, княгиня...» и «Нам, княгиня, не впервые...». Открывается сцена оркестровым вступлением. По форме вступление представляет собой период с «органической» неквадратностью 5+5. Музыкальный материал его излагается в тональности Ges-Dur – es-moll, он рисует картину Руси и место встречи Ярославны с боярами. Вместе во вступлении уже появляется чувство страха и беспомощности, которые передадутся Ярославне. Завершается вступление tremolo струнных, выражающих трепет и неспокойное чувство Ярославны: Сольный эпизод Ярославны «Добро пожаловать, бояре» представляет собой свободное построение, состоящее из двух эпизодов. Стараясь сохранить самообладание, княгиня все же испугана, что явно отражается в появлении минорных красок при отклонении в параллельную тональность и тональность третьей ступени:
Второй эпизод еще более взволнованный. Это достигается сдвижением темпа, tremolo струнных в оркестровом сопровождении, короткими, прерывистыми фразами Ярославны, тональностью e-moll: Завершается эпизод разомкнутой автентической каденцией при вопросительной интонации Ярославны: После сольного эпизода Ярославны звучит первый хор бояр, который с первых звуков приковывает к себе внимание необычной суровостью, мрачной сосредоточенностью. Неумолимо грозна его размеренная поступь (фигуры восьмых в оркестре). Тяжело движется уступчатая, угловатая мелодия басов: Она то поднимается выше, переходя к тенорам, то снова опускается в самый низкий хоровой регистр. Суровый колорит ее сгущается звучанием в тональностях es-moll, as-moll: Мелодия хора неукоснительно движется вперед – из одной тональности в другую. В развитии музыкального материала появляются зловещие, хроматически ползущие вниз фразы теноров, а так же проникнутые отчаянием восклицания Ярославны, ее взволнованные расспросы и возгласы: Начальная попевка хора бояр встречалась еще в прологе, в третьей теме «Славы» («С Дона великого»). Теперь она приобретает совсем иное звучание, однако, связь хора с прологом не случайна – вновь идет речь о защите Родины, находящейся в опасности:
Своего апофеоза хор достигает при словах «В неравном бою...». Звучат медные духовые, динамика хора является кульминационно, однако музыкальный материал не меняется он звучит словно набат, весть, от которой некуда скрыться. Ярославне сообщают о том, что все рать сложила свои головы и защищать их некому: Очень трепетно звучит второй сольный эпизод Ярославны «Так это правда...». Короткие, обрывистые фразы, стонущие секундовые интонации, душевные переживания ее находят отражении в tremolo оркестра, в гармонии присутствуют тональные сопоставления, не подчиняющиеся классическим канонам: Однако, в завершении эпизода к княгине возвращается самообладание, уверенность и ответственность за свой народ. В ее интонациях, все еще трепетных, появляется сила и властность «Кто гордость отстоит?»: Во втором хоре бояр «Нам, княгиня, не впервые...» еще яснее становится связь сцены с прологом. Своим уверенным, решительным характером, активными движениями маршевого типа и ладовыми особенностями мелодии (элементы пентатоники), он напоминает «Славу» из пролога: Куплетная форма хора позволяет с каждым проведением темы увеличивать динамику, диапазон и подключать все больше инструментов оркестра в сопровождение хора. В заключительном сольном эпизоде к Ярославне возвращается самообладание, уверенность и вера в своих подданных. Она благодарит бояр и разделяет их веру в победу Руси: Гармонический язык и ладотональный план произведения. Гармония данной сцены очень интересна, на первый план в ней выходит передача внутреннего состояния героев, к которым относится и трепет, и страх, и удаль, и уверенность. В первую очередь хочется обратить внимания на тональные соотношения в первом хоре бояр: Композитор не указывает знаков при ключе, однако, очевидны соотношения двух сумрачных тональностей as-moll и es-moll. В данном эпизоде нет побочных доминант – тональности представлены модуляцией-сопоставления, от чего образ приобретает еще более насыщенные краски. Использование особого вида гармонических оборотов в оркестре – альтерации и дезальтерации приводят и без того тревожный характер к точке наивысшего напряжения:
В кульминации хора композитор использует сопоставления далеких друг от друга диезных и бемольных тональностей: Фактура произведения представлена в различных вариантах от едва уловимой поддержки соло Ярославны, до массивных аккордов оркестрового tutti, сопровождающих хор бояр: Зачастую партия оркестра не только является гармоническим сопровождением или дублирует хоровые партии, но и принимает непосредственное участие в развитии музыкального материала:
Даже при гомофонно-гармоническом складе письма с мелодией в партии Ярославны-соло, оркестр дополняет ее душевное переживание tremolo струнных инструментов:
|