КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Аристотель (384-322 гг. до н. э.)Древнегреческий философ и ученый, энциклопедист, ученик и критик Платона. Один из самых универсальных мыслителей в истории. В 17 лет он приехал в Афины из родного города Стагир, получил образование, а затем преподавал в платоновской Академии. В 342-340 гг. был приглашен македонским царем Филиппом II как воспитатель для его сына Александра. В 335 г. до н. э. возвращается в Афины и основывает свою философскую школу - Липей (лицей). Многие из произведений Аристотеля утеряны. Исследованию политико-правовых явлений посвящены такие сохранившиеся его работы, как «Политика», «Афинская политая», «Этика». Государственно-правовая проблематика рассматривается Аристотелем с позиций идеального понимания греческого полиса (города-государства), в котором происходит политическое общение людей свободных и равных. Государство возникло подобно семье и селению в результате естественного развития. Семья и селение - это первичные формы общения людей, государство - высшая форма, которая объединяет все остальные. В государстве все формы общения достигают своей цели (блага) и получают завершение. Человек - существо политическое по своей природе, и в государстве он завершает свое развитие. Аристотель считает, что не все народности достигли такого уровня. Например, варвары, у которых недостаточно развита человеческая природа, не способны создать политическую форму жизни. В этом проявляется эллиноцентристская позиция Аристотеля. Государство, по Аристотелю, понятие сложное и представляет собой организацию, которая объединяет определенную совокупность граждан. Гражданином является только тот, «кто обладает совокупностью гражданских прав», может участвовать в законосовещательной и судебной власти государства. Определение государства зависит от понятия «гражданин...» В каждой форме государства имеется свое понятие гражданина; отсюда Аристотель делает вывод о том, что с изменением понятия гражданина и, соответственно, формы государства изменяется само государство. Критерий определения формы государства у Аристотеля - верховная власть. Государственная форма определяется числом властвующих (один, немногие, большинство). Аристотель делит формы государства на правильные и неправильные. В правильных формах правители руководствуются общественной пользой, в неправильных - личными интересами. Поэтому, по его мнению, возможны всего шесть форм государственного строя: три правильные и три неправильные. Из форм, имеющих в виду общую пользу, правильны: монархия (или царская власть) - правление одного; аристократия - правление немногих, но более одного и полития - правление большинства. Самой правильной формой из всех Аристотель считает политию. Все остальные являются отклонениями от политии. Как лучшая форма государства она соединяет лучшие стороны олигархии и демократии, но не имеет их недостатков. Полития основана на «среднем элементе» - наилучшем классе общества со средним размером имущественного состояния, которому и принадлежит власть в государстве. Все правильные формы государственного устройства могут при известных условиях отклоняться и вырождаться в неправильные. Таких форм три: тирания, олигархия, демократия. Аристотель критикует крайнюю демократию, так как власть в ней принадлежит демосу, а не закону, и с одобрением относится к цензовой демократии, которая считается с законом и основывается на примирении богатых и бедных. Тирания - наихудшая из форм государственного строя и всего дальше отстоит от его сущности. Тирания - безответственная власть монарха, не направленная на защиту интересов подданных, она всегда возникает против их желания. Олигархия - вырожденная форма аристократии, считает Аристотель. Это своекорыстное господство меньшинства, состоящего из богатых (как и демократия - своекорыстная форма господства большинства, состоящего из бедных). Отсутствие равенства, по мнению Аристотеля, есть та причина, по которой в государстве происходят междоусобицы и мятежи. Когда в обществе нарушается относительный характер равенства и искажается принцип политической справедливости, возникают перевороты. Принцип политической справедливости требует руководствоваться либо количественным равенством, либо равенством по достоинству. В демократии равенство относительное влечет за собой абсолютное равенство, а в олигархии, наоборот, относительное неравенство вызывает неравенство абсолютное. Такая ошибка в исходных принципах государственных форм и приводит к переворотам. Аристотель создал свой проект идеального государства. В нем большое число рабов. При этом рабы исключаются из числа членов общества, обладающих политическими правами. Они даже не входят в состав аристотелевского государства. Рабы - это экономическая и социальная предпосылка, но не его признанный политический элемент. Гражданских прав лишены также ремесленники, торговцы, «толпа матросов». Территория государства должна быть хорошо ориентирована по отношению к морю и к материку. Земля в государстве делится на две части: для общего пользования и для частного владения граждан. Хороший законодатель, истинный политический деятель, по мнению Аристотеля, должен обеспечить гражданам досуг и мир, поскольку «конечной целью войны служит мир, работы - досуг». Аристотель высоко ценил благо мира. Он считал войну противной идее права. Аристотель считает, что право - это политическая справедливость и норма политических отношений между людьми. Политическое право бывает двух видов - естественное и условное (волеустановленное). Естественное право, по мнению Аристотеля, - это то, которое везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнания его. К условному праву он относит всеобщие соглашения и установления закона, причем последние делятся на писаные и неписаные. Неписаные законы включают в себя также правовые обычаи (обычное право). Одним из главных качеств закона является его соответствие праву и политической справедливости. Отступление закона от права приводит к вырождению закона в средство деспотизма. Политическое правление основано на законе и не зависит от людей. Аристотель считал, что правители подвержены чувствам, закон же - «уравновешенный разум».
|