КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Платон (423-347 гг. до н. э.)Великий мыслитель античности, ученик Сократа. Основал в Афинах Академию, из которой вышло много древнегреческих ученых. Основу философского учения Платона составляет учение об «идеях», которые вечны, неизменны, не зависят от бытия, пространства и времени. Они соотносятся с «триадой» - «единое», «ум», «душа». «Единое» - основа всего бытия, не имеет признаков, ни начала, ни конца, бесконечно в пространстве и времени. «Ум» - порождение блага народа, присутствует лишь у живых существ. «Мировая душа» - бессмертна и является порождением ума. Такова, по мнению Платона, справедливая философская теория развития, на основе которой он объясняет причины возникновения неравенства людей, организацию общественной мысли. Платон создал проект идеального государства, исходя из идеи справедливости. Согласно этой идее справедливый человек похож на справедливое государство. Три начала в душе человеческой (разумное, яростное, вожделеющее) соответствуют трем началам в государстве (совещательному, защитному и деловому). Этим государственным началам соответствуют три сословия: правители, воины и производители. Платон считал справедливым то, что каждое начало занимается своим делом и не вмешивается в другие. Во имя единства государства эти три сословия должны быть подчинены иерархически. Философам дана способность рассуждать и поэтому они господствуют. Воины олицетворяют яростное начало, они подчиняются философам, защищая их с оружием в руках. Третье начало - вожделеющее - представляют ремесленники и земледельцы. Они подчиняются первым двум. Идеальное государство (полис) - это совместное поселение. Чтобы удовлетворить потребности всех, необходимо разделение труда между жителями государства. Для основания иерархии сословий в идеальном государстве Платон придумал миф о том, что бог в первое сословие при рождении добавил золото, во второе - серебро, в третье - медь и железо. Платон допускал переход из одного сословия в другое. Воины (стражи государства) должны жить коллективно, на основе солидарности и равенства. Им запрещается прикасаться к золоту и серебру. Женщины имеют равные права с мужчинами. Детей двух первых сословий воспитывает государство, семьи как таковые им не нужны. Об устройстве жизни третьего сословия Платон не пишет, считая это компетенцией властей идеального государства. Третье сословие в принципе свободно, как и первые два. Платон обращает внимание на значение в государстве имущественного неравенства. Он за умеренность, средний достаток. Идеальное государство Платона - это справедливое правление лучших. Такое правление и действие справедливых законов - две главные черты идеального государства. Форма правления - аристократия (если правителей несколько). Царская власть также подходит для идеального устройства. Платон считал, что существует пять форм государства - аристократия, тимократия, олигархия, демократия и тирания. Они соответствуют пяти видам душевного склада. Между формами государства существует связь. Платон характеризует их по мере деградации. Так, идеальная аристократия портится из-за появления частной собственности на землю и жилища, и свободные граждане превращаются в рабов. Яростное начало побеждает разумное, и аристократия переходит в тимократию. Государство ведет бесконечные войны, в результате у некоторой части граждан накапливается богатство. Так появляется олигархический строй. Бедная часть граждан недовольна правлением, и это недовольство приводит к перевороту. На смену олигархии приходит демократия. Платон считает этот строй приятным и разнообразным, но без должного управления. При демократии все (равные и неравные) несправедливо уравниваются. Таким образом, причину смены форм г осударства Платон видит во внутренних противоречиях, в злоупотреблении основным принципом государственного устройства (например, в олигархии - богатство, в демократии - свобода). Из демократии возникает тирания. По мнению Платона, если дать гражданам слишком много свободы, они выберут себе тирана - «ставленника народа». В таком государстве неизбежно беззаконие, насилие и произвол. Для Платона это наихудшая форма государства. Политика, по мнению Платона, - царское искусство, которое требует знаний и умений управлять народом. Если в государстве есть способные правители, то они могут обойтись без законов. Если таких правителей нет, то государство должно управляться с помощью законов. С этой точки зрения Платон различает семь форм государственного устройства. Кроме идеального государства, (где у власти разумные правители) существуют три вида правления: монархия, власть немногих, власть большинства (демократия). В зависимости от законности правления каждый вид подразделяется еще на два: законная монархия - царская власть, противозаконная - тирания; законная власть немногих - аристократия, незаконная - олигархия. Кроме того, есть демократия - с законами и без них. Таким образом, в основе платоновской системы лежит принцип законности. Платон создал второй проект идеального государства. У власти в нем находятся 37 правителей, избранных народом. Возраст этих людей - от 50 до 70 лет. У власти можно быть не более 20 лет. У этих «стражей закона» есть широкие полномочия, но основой правления являются законы. К высшим органам государства также относится выборный совет и 360 членов (по 90 человек от каждого класса). Граждане в государстве делятся на четыре класса по имущественному цензу. Народное собрание обязательно для посещения только первых двух классов. Большое количество должностных лиц и военных чинов избираются только после докимасии, т. е. проверки на правомочность их претензий. Кроме того, там имеется особый надгосударственный орган власти - «ночное собрание» из 10 самых мудрых стражей для решения самых важных государственных вопросов. Земля считается общей собственностью государства. И только 5040 граждан на правах владения по жребию получают земельный участок и дом. Быт второго государства похож на быт первого, в основе которого заложен порядок, коллективизм, единомыслие и т. п. Платон называет два государственных строя. В первом у власти находятся разумные правители, во втором - правители, которые должны пользоваться законами. Эти законы справедливы, так как создаются на благо всех граждан. При создании справедливых законов надо ограничивать власть правящих и свободу управляемых. Отдельной властью не является правосудие. Каждый правитель выступает как судья. К осуществлению правосудия должны привлекаться и все граждане государства; возможна и защита в суде. Рабы гражданами государства не считаются. Основной принцип существования платоновского государства -не государство существует ради человека, а человек живет ради государства.
|