КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Объединительный (структурно-конструктивистский) подход в гендерных исследованияхСтр 1 из 5Следующая ⇒ Здравомыслова Е, Темкина А. (Поло)/гендерная система, гендерный порядок, гендерный уклад, гендерный контракт, этакратический гендерный контракт, гендерный режим
В данном параграфе преставлены основные положения объединительной парадигмы в гендерных исследованиях. (1) Сначала дается краткий обзор структурно-функционального и социального-конструктивистского подходов в гендерных исследованиях. (2) Затем рассматривается критический синтез данных подходов в социальной теории и (3) определяются основные понятия, используемые для анализа гендерных отношений в рамках объединительной (структурно-конструктивистской) парадигмы. (4) Затем основные понятия парадигмы (гендерный порядок, режим, уклад, контракт) применяются для анализа гендерных отношений советского общества.
1. Структурный конструктивизм в гендерных исследованиях как критика предшествующих подходов Объединительная парадигма в социальных науках стремится преодолеть дихотомию объективистских (структурно-функционалистских) и субъективистских (социально-конструктивистских) концепций[1]. Рассмотрим кратко как применялись данные теории в гендерных исследованиях Структурный функционализм выступил в качестве влиятельной парадигмы, которая породила различные социологические интерпретации гендерных отношений (см. параграф Ворониной) . В 1940 – 1950-х годах американским социологом Т. Парсонсом было сформулировано положение о функциональности разделения половых ролей. Это положение легло в основу поло-ролевого подхода к анализу гендерных отношений. Согласно данному подходу, семья среднего класса в индустриальном обществе образует социальную систему, в которой женщина выполняет экспрессивную роль, а мужчина – инструментальную. Экспрессивная роль заключается в установлении внутреннего баланса в семье, это роль домохозяйки, суть инструментальной роли заключается в регуляции отношений между семьей и другими социальными системами, это роль кормильца, добытчика[2]. Эти положения впоследствии подвергались критике со стороны феминистских исследователей[3]. Основные аргументы критиков заключались в следующем. Во-первых, данная модель носит нормативный характер. Образцы семейных отношений, характерных для представителей среднего класса западных индустриальных обществ, признаются единой для всех социальной нормой. Во-вторых, при таком описании игнорируются отношения власти и неравенства по признаку пола, при которых женщин, как правило, подчиняются мужчинам, являясь экономически и юридически зависимыми. В-третьих, поло-ролевой подход не может объяснить сопротивление сложившемуся гендерному порядку и его возможные изменения, несмотря на развитие новых тенденций организации индивидуальной и семейной жизни. В-четвертых, в данной модели проявляется принцип «натурализации» отношений между полами, т.е. мужские и женские роли обосновываются природными естественными различиями между полами[4]. Поло-ролевой подход получил широкое распространение в социальных и гуманитарных науках и позволил применить понятия половых различий, социализации, ролей и статусов к интерпретации положения женщин и мужчин в обществе. В рамках этого подхода изучались не только исполнение половых ролей, но также ролевые конфликты и кризисные тенденции в современной семье. Поло-ролевой подход оказал влияние на последующую интерпретацию гендерных отношений. Он предполагает, что общество рассматривается как система интегрированных, взаимосвязанных частей, каждая из которых выполняет функцию, необходимую для стабильного существования целого. Система социальных институтов, организованных вокруг социальных функций, регулирует социальные действия и отношения. Эти положения оказали двойственное воздействие на интерпретацию гендерных отношений. С одной стороны, анализ социальных институтов, регулирующих отношения между полами, повлиял на разработку понятия гендерная система. С другой стороны, критики поставили под сомнение жесткую структурную (институциональную) детерминацию половых ролей. Впоследствии гендерный порядок стал рассматриваться как совокупность стратегий мужчин и женщин, действующих в рамках объективно заданных возможностей и ограничений. Определим понятие гендерная система. С 1970-х годов феминистские исследователи на Западе используют понятие (поло)/гендерная система, под которым понимается набор механизмов, посредством которых общество преобразует биологический «материал» половой жизни и воспроизводства человека в конвенциональные формы социального взаимодействия [5]. Американская исследовательница-антрополог Гейл Рубин, анализируя поло-гендерную систему, опирается на структурализм французского лингвиста и антрополога К.Леви-Стросса, марксистский и психоаналитический подходы. Марксизм, заново прочитанный феминистскими теоретиками, позволяет связать поло-гендерную систему с историческим процессом и отношениями собственности[6]. Психоанализ позволяет распознать структуры бессознательного, воспроизводящие иерархию отношений между полами в рамках социальных институтов. Гендерные системы являются устойчивыми. Их стабильность обеспечивается традициями, юридическими и экономическими механизмами, идеологиями и существующими практиками. Изучая гендерные системы, исследователи анализируют каким образом воспроизводятся социально организованные половые различия. Феминистские исследователи утверждают, что гендерная система современных индустриальных обществ характеризуется устойчивым набором основных характеристик. К ним относятся: социально навязанное разделение полов, обязательная гетеросексуальность, разделение предписаний на женские и мужские, ограничение женских прав и жесткий социальный контроль женской сексуальности. Иногда такая гендерная система называется патриархатом, т.е. обществом мужского господства. Дальнейшее развитие понятийного аппарата гендерных исследований связано с конструктивистской критикой структурного функционализма. Социологи стали обращать внимание на изучение повседневной жизни, взаимодействие людей в конкретных ситуациях и те значения (смысловые миры), которые организуют их повседневность. Конструктивистский подход, опирающийся на работы А. Шуца, П. Бергера и Т. Лукмана, И.Гофмана, Г.Гарфинкеля, смещает акценты социальной теории на микроуровень и повседневные взаимодействия[7]. Предметом изучения становится публичный порядок или правила взаимодействия в общественных местах. Гендерные отношения рассматриваются как социально и культурно производимые в конкретных социальных ситуациях[8]. Рамки социального взаимодействия, в которых осуществляется производство и воспроизводство гендера, определяются как «гендерный уклад». На микроуровне «гендерный порядок» (gender order) или уклад проявляется как публичный порядок социальных взаимодействий, организованных по формальным и неформальным правилам в соответствии с предписаниями по признаку пола. Понятия «гендерный уклад» и «гендерный порядок» часто используются как взаимозаменяемые. На макроуровне гендерный порядок рассматривается как система неравенства и дифференциации, связанная с позициями разных групп мужчин и женщин в разных сферах - экономики, политики и частной жизни. Итак, исследователи, пользующиеся термином гендерная система, утверждают, что различия по признаку пола являются социально организованными, регулируются определенными правилами, существуют устойчивые, но подвергающиеся изменениям механизмы их воспроизводства.
|